Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»
Эта модель представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими чертами в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис. 4) [11].
Данная матрица позволяет определить положение рассматриваемого товара/предприятия на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара/фирмы.
Привлекательность рынка | Высокая | |||
Средняя | ||||
Низкая | ||||
Малые | Средние | Большие | ||
Преимущества по отношению к конкурентам |
Рис. 4. Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции»[11]
Недостатки модели:
· Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.
· Трудно количественно оценить качественные характеристики.
· Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.
Матрица Портера
Данная матрица построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей предприятия, но и конкурирующие силы рынка [7].
Преимущество товара | Преимущество себестоимости | |
Вся отрасль | Дифференцированность | Лидерство по затратам |
Один сегмент рынка | Концентрация на сегменте |
Рис. 5. Матрица Портера [7]
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М.Портер разработал матрицу конкуренции (рис. 5):
1. Лидерство по затратам: все действия и решения фирмы должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются подчиненными.
2. Стратегия дифференциации: продукт фирмы должен отличаться от продукта конкурента и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
3. Концентрация на сегменте: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижения там лидерства по затратам, или особенного положения, или того и другого вместе.
Недостатки:
· Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этой позиции;
· Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.
Основным недостатком метода является его ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудным для практического использования. Использование только какого–то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный подход.
Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия
Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара | ||||
Кол-во параметров (осей координат) | Название метода | Формула | Достоинства метода | Недостатки метода |
Кол-во параметров ≤2 | Модель Розенберга [13] | Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствии определенное число | Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя; Нет сравнения с идеальными характеристиками товара | |
Интегральный показатель конкурентоспособности [6] | Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами; Общий анализ делается на основе анализа отдельных показателей. | Применение экспертного метода; трудность в определении параметров и их значимости. | ||
Оценки конкурентоспособности товара на основе уровня продаж [2] | Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды | Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки. | ||
Кол-во параметров>2 | Модель с идеальной точкой [13] | Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала | Точность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок. | |
Аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия | ||||
Кол-во параметров≤2 | Метод рейтинговой оценки [3] | Метод достаточно точно определяет место данного предприятия относительно его конкурента | Сложность при расчете показателя, получения исходных данных, отсутствие прогнозной информации | |
Оценка на основе расчета доли рынка [9] | Метод позволяет определить тип фирмы на рынке, определить его место там. | Нельзя определить причины выявленного положения фирмы, разработать необходимую стратегию | ||
Кол-во параметров>2 | Метод оценки на основе теории эффективной конкуренции[10] | Метод охватывает все наиболее важные оценки хоз. деятельности предприятия, возможность применения метода как оперативного контроля отдельных служб. | Сложность расчетов, сбора необходимой исходной информации. | |
Метод оценки на основе потребительской стоимости[5] | Оценка конкурентоспособности с учетом факторов внутренней среды фирмы. | Сложность расчетов, сбора необходимой исходной информации. | ||
Графические методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия | ||||
Кол-во осей координат=2 | Матрица БКГ[]12 | Рисунок 3 | При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия | Отсутствие прогностичности, не показывает причин данного положения фирмы |
Модель Привлекательности рынка- преимущества конкуренции»[11] | Рисунок 4 | Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов, выработать дальнейшие стратегии | Модель статична, трудно определить качественные характеристики. | |
Матрица Портера [7] | Рисунок 5 | Наглядное структурирование достижения конкуренции | Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ. | |
Кол-во осей координат>2 | Метод «многоугольник конкурентоспособности предприятия»[11] | Рисунок 2 | Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определение текущего положения относительно конкурентов | Сложность при расчете показателя, получение исходных данных, отсутствие прогнозной информации. |