Профессиональная задача по выбору поставщика

Произвести оценку поставщиков № 1 и 2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них.

Исходные данные.

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков №1 и № 2 товары А и В.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров ненадлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в таблицах 2—4.

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно, при расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей:

цена 0,5,

качество поставляемого товара 0,3,

надежность поставки 0,2.

Таблица 2 - Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед./мес. Цена за единицу, руб.
№1 Январь Январь А В
№2 Январь Январь А В
№1 Февраль Февраль А В
№2 Февраль Февраль А В 10 000

Таблица 3 - Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Месяц Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, единиц
Январь №1 №2
Февраль №1 №2

Таблица 4 - Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик № 1   Поставщик № 2
месяц количество поставок, единиц всего опозданий, дней месяц количество поставок, единиц всего опозданий, дней
Январь Январь
Февраль Февраль

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде таблице 7.

Методические рекомендации по решению профессиональной задачи в рамках выбора поставщика

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены). Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен ( Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru ) на поставляемые им товары:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru (2)

где Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — темп роста цены на Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -ю разновидность поставляемого товара;

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — доля Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ruПрофессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru , (3)

где Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — цена Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -ю разновидности товара в текущем периоде;

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — цена Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -ю разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -ю разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru , (4)

где Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — сумма, на которую поставлен товар Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru -ю разновидности в текущем периоде, руб.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

по товару В:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Доля товара В в общем объеме поставок текущего периода:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составит:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде таблице 5.

Таблица 5 - Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru
№ 1 110% 120% 0,65 0,35 113,5%
№2              

Полученные значения Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика.

2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества). Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества ( Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru ) по каждому поставщику:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru (5)

где Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.

Долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок определим на основании данных таблице 2, 3. Результаты оформим в виде таблицы 6.

Таблица 6 -Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

Месяц Поставщик Общая поставка, ед./мес. Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %
Январь №1 №2 2,5
Фев-раль №1 №2 5,0

В нашем примере для первого поставщика темп роста поставок товаров ненадлежащего качества составит:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Полученный результат внесем в таблице 7.

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru ). Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т.е. число дней опозданий, приходящихся на одну поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 4).

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику определяется по формуле

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru , (6)

где Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru — среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика № 1:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru

Полученный результат внесем в таблицу 7.

4. Расчет рейтинга поставщиков. Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по гр. 5 (таблица 7) даст нам рейтинг поставщика №1, по гр. 6 — поставщика №2.

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Таблица 7 - Расчет рейтинга поставщиков

Показатель Вес пока-зателя Оценка поставщика по данному показателю Произведение оценки на вес
поставщик №1 поставщик №2 постав-щик № 1 постав- щик № 2
Цена 0,5 113,5   56,8  
Качество 0,3    
Надежность 0,2 142,9   28,6  
Рейтинг поставщика эставщика 145,4  

При выполнении профессиональной задачи по выбору поставщика используйте методические рекомендации по решению профессиональной задачи.

4. Выберите для внедрения систему распределения из предлагаемых в курсовой работе.

Для решения профессиональной задачи по внедрению оптимального канала распределения материального потока предприятия используйте методические рекомендации, представленные ниже.

Методические рекомендации по решению профессиональной задачи в рамках выбора и внедрения распределительного канала

Для того чтобы из двух предлагаемых вариантов системы распределения выбрать один, установим критерий выбора - это минимум приведенных годовых затрат, то есть затрат, приведенных к единому годовому измерению. Затем оценим по этому критерию каждый из вариантов.

Величину приведенных затрат определим по следующей формуле:

Профессиональная задача по выбору поставщика - student2.ru , (7)

где 3о — приведенные годовые затраты системы распределения, руб./год;

ЗЭ — годовые эксплуатационные расходы системы, руб./год;

ЗТ — годовые транспортные расходы системы, руб./год;

К — капитальные вложения в строительство распределительного центра, руб.;

Т — срок окупаемости варианта, год.

Для реализации выбираем тот вариант системы распределения, который имеет минимальное значение приведенных годовых затрат.

5. Рассчитать общую площадь склада, используемую для хранения материальных ресурсов предприятия.

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем.

Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний – необходимость перемещения груза внутри склада.

Преобразование материальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание. Вместе с тем любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.

Общая площадь склада определяется по формуле:

Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sотгр + Sвсп, м2 (8)

где Sпол – полезная площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно хранимыми ресурсами (стеллажами, штабелями и т.д.), м2;

Sпр – площадь, занятая приемочными площадками, м2;

Sсл – служебная площадь, м2;

Sотгр – площадь, зоны комплектации и отгрузки, м2;

Sвсп – вспомогательная площадь, т.е. площадь занятая проездами и проходами, м2.

Практический раздел курсовой работы составлен в 25 вариантах. Выбор варианта зависит от фамилии студента.

Заключение

В заключении курсовой работы содержаться, выводы, расчеты , рекомендации к которым пришел автор, указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Выводы должны соответствовать задачам курсовой работы. Формируются рекомендации по использованию результатов исследования. Объем заключения должен составлять 2-3 страницы печатного текста.

Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется за следующую курсовую работу:

· работа носит исследовательский характер, содержит грамотные изложенные данные, глубокий анализ избранной темы, характеризуется логичным и последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

· имеет положительные отзывы руководителя;

· при защите курсовой работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, во время использует наглядные пособия, раздаточный материал, легко отвечает на вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется за следующую курсовую работу:

· работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;

· имеет положительные отзывы руководителя;

· при защите курсовой работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, оперирует данными исследования, во время доклада использует наглядные пособия. Без особых затруднений отвечает на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за следующую курсовую работу:

· носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

· в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;

· при защите курсовой работы студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за следующую курсовую работу:

· не носит исследовательский характер, не содержит анализа избранной темы, не отвечает требованиям, изложенных в методических рекомендациях;

· в отзывах руководителя имеются критические замечания;

при защите курсовой работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

Если студент не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям по данной проблеме, в этом случае ему предстоит повторная защита.

Оценка курсовой работы — это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение допуска к экзамену квалификационному по профессиональному модулю ПМ.01 «Планирование и организация логического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности». Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих научно-практических конференциях. Курсовая работа является базовым материалом для написания дипломной работы студентами специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».

Защита курсовой работы

Законченная и оформленная курсовая работа сдается в строгом соответствии с заранее установленным графиком для получения письменного отзыва руководителя курсовой работы (Приложение Е).

Проверенная курсовая работа возвращается студенту для ознакомления с замечаниями, указаниями конкретных требований преподавателя по каждому вопросу и рецензией, в период защиты курсовой работы. На титульном листе преподаватель подтверждает допуск курсовой работы к защите словами: «Допускается к защите», «Не допускается к защите».

Курсовая работа может быть возвращена без рецензирования, если:

· содержание работы не соответствует установленному заданию;

· работа выполнена не по действующим методическим указаниям;

· установлено, что работа выполнена студентом не самостоятельно.

Возвращая работу на полную или частичную переработку, преподаватель конкретно указывает в рецензии все требования, которые должен выполнить студент, например, «уточнить расчет»; «переписать полностью» и т. п. Повторная работа рецензируется только в том случае, если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

Ознакомившись с рецензией, студент должен внести в работу все необходимые исправления и дополнения, вытекающие из замечаний преподавателя, ответить на поставленные вопросы (письменно). При этом исправления и дополнения рекомендуется делать на отдельных листах со ссылкой на соответствующие страницы работы. В случае неясности замечаний следует задать вопросы рруководителю курсовой работы.

Проверенная курсовая работа со всеми исправлениями и дополнениями допускается к защите, где определяется ее оценка с учетом результатов собеседования.

Защита работы производится каждым студентом индивидуально по установленному учебной частью графику. Студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на вопросы теоретического характера, относящиеся к выбранной теме исследования, а также связанные с решением практического задания.

Итоги выполнения курсовой работы служат основой для допуска к экзамену квалификационному по профессиональному модулю ПМ.01 «Планирование и организация логического процесса в организациях (подразделениях) различных сфер деятельности». Студенты, не выполнившие курсовую работу к экзамену, не допускаются.

Защита курсовых работ осуществляться с использованием тезисов (3-5 печатных листов), презентации (единообразие слайдов), созданные с использованием программы Microsoft Power Point.

Список литературы

Основные источники:

1. ГОСТ 7.32-2001 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

2. ГОСТ 7.82-2001 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

3. ГОСТ 2.106-96 «Межгосударственный стандарт ЕСКД. Текстовые документы».

4. СТП ОАТК «Стандарт предприятия Омского автотранспортного колледжа», 2015 год.

5. Молоканова Н.П. Курсовое и дипломное проектирование /Молоканова Н.П.//Учебное пособие: Форум ПрофОбраз,2011 год.

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский автотранспортный колледж»

(БПОУ «Омский АТК»)

Наши рекомендации