Восемь универсальных правил рационального использования времени
1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности.
Это первое существенное звено в рациональной организации рабочего дня.
Один из парадоксов состоит в том, что, когда мы не жалеем времени на его планирование, его становится как бы больше.
В своем органайзере список неотложных дел записывайте в порядке их приоритетов: 1) важнейшие дела (по степени важности); 2) срочные дела (по степени срочности); 3) текущие, несрочные дела (по степени важности); 4) «пока не спросят» (некоторые вопросы «умирают» сами собой).
Легко превратить эти записи в источник ценной информации для анализа расходования времени и последующих выводов.
Сделав дело и зачеркивая запись (например, сплошной прямой чертой), проставьте (хотя бы ориентировочно) затраченное на него время.
Если чего-то не доделали, подчеркните отрицательный результат волнистой чертой; если дело на поверку оказалось не вашим — пунктирной линией (у слабовольного таких дел может быть до 30 %). Каждый может выработать свои знаки.
Эти записи откроют вам глаза на особенности вашего делового стиля и на имеющиеся резервы времени.
Кпримеру, торговый агент обнаружил, что 65 % всех продаж: ему «удаются» при первом посещении клиентов, 30 %— при втором, и только 5 % — при последующих посещениях. Обнаружив это, он ограничится лишь двумя посещениями. Результат — увеличение числа продаж на 30%.
План лучше составлять с утра. Если составили его накануне, то утром проверьте себя («утро вечера мудренее»): за ночь треволнения предшествующего дня улягутся, мелочи отсеются, прояснится степень важности различных дел и вопросов.
2. Беритесь в первую очередь за важнейшие и за срочные дела.
Обычно 80 % времени отнимают дела маловажные, приносящие в копилку результативности работы не более 20 %. И наоборот, из десятка дел всегда найдутся два-три, сделав которые, вы уже будете довольны прошедшим днем.
Если вопросы за вопросом уже «хватают за горло», они будут лишь лавинообразно нарастать. Их лучше решать в самом зародыше, тогда и времени на них уйдет меньше.
Правда, есть опасность быть затянутым в пресловутую текучку мелких вопросов, большинство из которых к концу дня и вспомнить трудно.
Применительно к плану дня это выглядит так: г не давайте обстоятельствам уводить вас с намеченного пути. Переходите к менее важным и к менее срочным делам, только убедившись, что по делам более приоритетным сделано все возможное.
3. Не распыляйтесь, занимайтесь сиюминутно только одним делом.
Уподобьте себя песочным часам: пропускайте через свое сознание только один вопрос — важнейший для вас на данный момент времени и не переходите к другому, не закончив разрешения предыдущего.
«Перескакивание» с вопроса на вопрос — это расточительство, поскольку вновь придется вникать в тот же вопрос. К тому же такое «перескакивание» пагубно сказывается на нервной системе: быстро нарастает утомление, ухудшается качество работы, увеличивается количество ошибок.
Чаще всего правило 3 нарушается, когда во время разговора с посетителем раздается телефонный звонок.
Вот рациональный порядок действий:
• если разговор очень важен, трубку не поднимают;
• если разговор заканчивается, то, подняв трубку, скажите: «Одну минуту», положите трубку на стол и, только закончив разговор, приступайте к беседе с абонентом;
• если же до конца разговора далеко, то, спросив у посетителя: «Сколько нам нужно для разговора?», попросите позвонившего перезвонить через минут. Для посетителя это означает, сколько времени вы отводите еще на разговор с ним. Если указанного времени окажется недостаточно, вас опять отвлечет тот же абонент и вы окажетесь в неловком положении. Следует также учитывать, что, отводя малое время на разговор, вы можете создать у собеседника впечатление его малозначимости для вас и тем самым обидеть его.
Кстати, отсрочка телефонного разговора нередко приводит к тому, что вопрос будет решен и без вашей помощи.
Однако, подняв трубку, не выслушивайте, кто и зачем звонит, ибо при этом вы можете быть втянуты в разговор. Если же спросите и предложите перезвонить, у абонента может возникнуть впечатление, что с кем-либо другим вы поговорили бы (а иначе зачем получать информацию, кто звонит, если не можете говорить).
4. Спрячьтесь от текучки, уединитесь хотя бы на час.
Количество обращений в течение дня бывает столь велико, что невозможно вдумчиво (без помех) рассмотреть важнейшие дела, требующие, как правило, значительного времени.
Если у вас есть помощник (а тем более — секретарь), он может оградить вас от необходимости рассмотрения многих мелких вопросов (хороший секретарь «экономит» до 30 % рабочего времени шефа).
Наиболее эффективной при написании серьезного документа, решении важного вопроса является практика «закрытых дверей». Для этого достаточно запереться, включить автоответчик, а если его нет — попросту отключить телефон!
Или уединиться там, где вас без подсказки сотрудников (в случае крайней необходимости) не найдут: в чьем-либо временно свободном кабинете, в библиотеке, в конференц-зале или другом свободном помещении.
Иных эффективных способов уйти от текучки мировая практика не выработала.
При этом, как показывает опыт, за время уединения удается сделать именно то, что наиболее важно и необходимо на данный момент. Вы получите и наибольшие результаты, и будете удовлетворены рабочим днем с чувством исполненного долга, осознанием своей силы воли.
5. Старайтесь заменять посещения телефонным звонком.
В большинстве случаев личное посещение не дает никакого преимущества перед разговором по телефону. Уважающий себя и занятый человек не станет тратить время на дорогу и ожидание под дверью кабинета лишь с целью что-либо узнать (о необходимых для решения вопроса документах, о наличии нужного товара в магазине, лекарства в аптеке и т.п.).
Сообщат по телефону все, что вас интересует. Кстати, грубят при этом меньше, чем при личной встрече: ведь не знают, кто звонит. Особенно если звонящий говорит спокойно, с чувством достоинства, уважительно и кратко.
Рационализируйте чтение.
Наиболее радикальное средство — освоить специальную технику быстрого чтения (имеются соответствующие пособия и курсы). Это позволит тратить на чтение документов и литературы в 3—5 раз меньше времени.
Издания, получаемые организацией, фирмой, имеет смысл класть на общее обозрение после просмотра их и разметки отдельными сотрудниками, коим вменено в обязанности отмечать те статьи, разделы, которые могут заинтересовать сотрудников фирмы. Выделение ключевых слов в текстах или разделов публикаций поможет сократить затрачиваемое на их анализ время.
Из приемов, способствующих рационализации времени руководителя в части работы с бумагами, отметим следующие:
• первый просмотр входящей корреспонденции («сортировку») целесообразно поручить лицу, им назначенному (секретарь, помощник, заместитель и т.п.), который направит документ соответствующему подразделению. Вместо подписи руководителя достаточно поставить его факсимиле;
• поручить кому-либо из специалистов делать «разметку» документов, идущих к руководителю: подчеркнуть ключевые слова, отметить фразы и абзацы, наиболее важные для руководителя. Такая «разметка» облегчит работу всем, кто имеет отношение к этому документу.
7. Не множьте количество бумаг на своем рабочем столе.
Обычно по 80 % бумаг решение может быть принято с первого прочтения — стоит лишь немного подумать над каждой из них. Но реально «с первого захода» решение принимается в 20—40 % случаев.
Более серьезные документы чаще всего откладывают в сторону, чтобы в спокойной обстановке принять по ним решение. Однако обстоятельства нередко ограничивают время на это, и в итоге оказывается, что именно более важные дела становятся «горящими». (Вообще важные дела становятся срочными чаще всего в результате практики их откладывания «на потом».) Но даже если такого и не произошло, при таком подходе нерационально расходуется время, один и тот же документ читается дважды.
Ничто на столе не должно отвлекать от решения задачи, намеченной на данный момент, поэтому место большинству бумаг в столе или в шкафу. Предметы, постоянно находящиеся перед глазами, мы вскоре как бы перестаем замечать. Но посетитель видит по «завалам» на столе, как велик ваш долг перед организацией. Особенно гнетущее впечатление производят пожелтевшие бумаги (под солнечными лучами они желтеют в считанные дни).
8. Используйте «эффекты мелочей».
Прежде чем ехать— позвоните.
Узнайте, на месте ли нужный вам человек, часы приема, какие нужно иметь документы. Тот, кто едет наугад, нередко тратит время впустую: нужный человек отсутствует или не может принять, либо необходимо иметь при себе какой-то документ, о чем не было заранее известно, и т.п.
Группируйте однородные дела и телефонные звонки.
Старайтесь выезжать куда-то по возможности лишь тогда, когда там появится несколько дел для вас.
Сгруппировав звонки, вы в целом затратите меньше времени на них.
Не надейтесь на память, записывайте необходимую вам информацию.
Помните: мы забываем 90 % того, что слышим, 50 % того, что видим, и 10 % того, что делаем.
Ваша информированность обернется и выигрышем: всем известно, к каким потерям разного рода приводит забывчивость.
Используйте для работы и чтения время ожидания приема, в очереди, в дороге.
Способность работать в любых условиях, используя для этого малейшую возможность, характерна для высокоорганизованного человека. Эта черта бросается в глаза особенно у иностранных партнеров.
Чтобы выполнять данный совет, нужно всегда иметь при себе материалы или документы для работы — на всякий случай.
Всегда имейте при себе бумагу и карандаш для записи удачных мыслей.
К сожалению, память наша такова, что мы забываем даже самые блестящие мысли (в том числе и свои). А они приходят в любое время и в любой обстановке, так как над разрешением проблем мозг наш работает непрерывно, включая и время сна.
Не тратьте время на жалобы по поводу неудач.
Этим грешат многие — «поплакаться в жилетку». после досадного просчета, а особенно в случае неудачного стечения обстоятельств. Подобные траты времени попусту не поднимают престиж и только бередят рану. Акцентируя внимание на своих невзгодах, мы создаем установку: «Я — неудачник», что ведет к новым неудачам.
Более продуктивен подход долгожителя и выдающегося политика Уинстона Черчилля, который говорил: «Успех — это переход от одной неудачи к другой со все большим энтузиазмом».
Анализируйте свои привычки и наклонности, чтобы избавляться от вредных.
Этому весьма способствует а) изучение своих рабочих планов и отметок об их исполнении; б) обсуждение с доверенными людьми своего стиля деятельности.
Решив трудную задачу, наградите себя кратким отдыхом.
Не хватайтесь сразу за новое дело. Насладитесь сознанием своего успеха. Положительные эмоции вольют в вас новую энергию, которую вы употребите не на текучку, а на решение следующей по важности задачи.
Не считайте, что методы и приемы вашей работы — самые лучшие.
Постоянно ищите способы рационализации использования своего времени и времени своих коллег.
12.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
9. Как можно больше поручайте подчиненным.
Прежде чем взяться за какое-либо дело, задайте себе вопрос: а нельзя ли поручить его кому-либо? Многие «завалены» делами именно потому, что привыкли рассчитывать только на себя: «Не могу никому доверить. Все сделают не так, как надо». Вместо этого они должны самокритично сказать: «Не умею организовать свою работу».
В числе правил для руководящего звена ряда крупных зарубежных компаний есть и такое: «Вам не следует делать того, что могут сделать ваши подчиненные. Если вы это делаете, то вы — лишний, вместо вас можно взять работника с окладом вашего подчиненного».
10. Оптимизируйте систему контроля.
При отсутствии контроля уровень исполнительской дисциплины неминуемо падает, что в итоге делает любые усилия руководителя бесплодными, а результаты его деятельности — неутешительным.
Однако и чрезмерный контроль не годится. Во-первых, он отнимает слишком много времени у руководителя; во-вторых, чрезмерный контроль, неизбежно приводит к безынициативности подчиненных, к привычке перекладывать решения на руководителя, в итоге на кардинальные вопросы у руководителя хронически недостает времени.
Таким образом, в постановке контроля необходимо найти некую золотую середину.
В качестве таковой можно рекомендовать следующую двухзвенную систему:
• систематический контроль работы каждого подчиненного — выделить ключевые моменты в действиях подчиненного и обязать его регулярно информировать о них руководителя (контроль по ключевым точкам);
• раз в месяц проверять исполнительность и ответственность каждого подчиненного путем дотошной ревизии выполнения им одной из его основных функций. Это позволяет объективно оценивать работу подчиненного, быть в курсе наиболее важных дел, не давать подчиненному расслабляться, по мере необходимости помогать ему конструктивной критикой.
11. «Экономьте» время на совещаниях.
Совещания целесообразны только при наличии двух условий: если без них не обойтись и они хорошо подготовлены.
Совещания потребуют меньше времени и будут более эффективными при выполнении следующих условий:
1) цели совещания сформулированы конкретно, и повестка доведена до участников заблаговременно (предпочтительно в письменном виде);
2) круг участников по возможности минимальный;
3) приглашенный руководитель может присылать вместо себя своего заместителя (или специалиста) по рассматриваемому вопросу;
4) заранее определены общая продолжительность совещания и время для рассмотрения каждого вопроса;
5) назначены ответственные за подготовку каждого вопроса повестки дня;
6) подготовлены и заранее розданы участникам проект решения по обсуждаемым вопросам;
7) неподготовленные вопросы сняты с повестки дня;
8) председательствующий не допускает никаких отклонений от регламента, в то же время обеспечивая активное участие каждого из приглашенных в обсуждении.
ГДЕ ВЗЯТЬ НЕДОСТАЮЩЕЕ ВРЕМЯ
Кроссворд
По вертикали:
1.Одна из главных союзниц медлительности —... проявляющаяся в том, что продолжать дело легче, чем начинать повое.
3.Делегируя полномочия подчиненному, руководитель должен оставить ему право на....
4. Обычно по... процентам деловых бумаг решение может быть принято с первого прочтения.
5. Эффективный прием самоконтроля расходования времени — ...дня.
7. Один из приемов рационализации времени —... чтение.
10. Составьте... дня.
11. Мы забываем... процентов того, что слышим.
12. Не... количество бумаг на столе.
16. Мы забываем... процентов того, что делаем.
19. Множество малозначительных дел. мешающих производительному расходованию времени.
20. Дела маловажные занимают в среднем... процелтов рабочего дня.
22. Эффективный прием контроля расходования времени — ...
рабочего дня.
26.... систему контроля.
28. Мы забываем... процентов того, что видим.
По горизонтали:
2.Совещание необходимо проводить лишь в том случае, когда оно...
6. В первую очередь надо делать только... дела.
8. Следование приведенным правилам позволяет «экономить» не менее... процентов ресурса времени.
9. Результат неэффективного использования времени —... от которых страдают здоровье и качество жизни большинства деловых людей.
11. Передача части прав и ответственности подчиненным.
13. «Времени не хватает тому, кто не... его использовать».
14. Один из рациональных методов контроля — контроль по... точкам.
15. Один из случаев, когда мы стараемся отложить дело, — когда имеет место . ситуация.
17. Мы откладываем дело в надежде, что «обойдется», если дело — ...
18. При делегировании полномочий оптимален контроль по... а не по методам исполнения.
21. Группа дел, за которые следует браться только после выполнения важнейших и срочных дел.
23. Совещание целесообразно созывать лишь в случае, если без него не...
24. Руководитель должен предоставлять подчиненному... в пределах его компетенции.
25. Какая группа дел должна выполняться вслед за важнейшими делами?
27. Одна из главных союзниц медлительности — ... управляющие нами.
28. Не надейтесь па. . записывайте информацию, представляющуюся вам полезной.
29.Техника личной работы, использования времени многих преуспевших в жизни людей послужила... для разработки изложенных выше правил.
30. Мы часто воздерживаемся поручать кому-то какое-либо дело потому, что проще... самому.
31. Многие деловые люди работают от... до...
32. Обычно с первого прочтения принимается решение в среднем по... процентам деловых бумаг.
33. Мы часто откладываем... дело, ибо не знаем, как к нему подступиться.
34. Переработки наносят ущерб...
Заключение
Они бросились в бой и победили, когда подумали, что победят.
Тит Ливии
Хочу обратить внимание читателя на следующие моменты.
Книга содержит огромный фактический материал, накопленный многими практиками и исследователями технологии управления людьми. Эти наработки будут особенно полезны читателю, если он доведет полученные знания до уровня практических умений и навыков. То есть, будет способен постоянно и, не мешкая применять их. Ведь жизненные ситуации очень часто требуют мгновенной реакции и не оставляют времени на размышления.
Навыки же вырабатываются лишь в процессе многократного повторения приема. Поэтому постоянно ищите возможности применить полученные знания, а затем анализируйте успехи и неудачи. Увидите, что первых будет все больше, а вторых — все меньше.
Процесс выработки умений и навыков может затянуться. Из памяти же в это время будут улетучиваться полученные знания. Поэтому наш второй совет — периодически просматривайте книгу, чтобы быть всегда готовыми применить изученные приемы на практике.
Наиболее быстрый способ освоить материал, довести умения и навыки до автоматизма — пройти тренинг под руководством специалиста. Программа соответствующих практических занятий приведена в конце книги.
Успех сопутствует лишь настойчивым. С первого удара дровосека не упадет ни одно дерево. Десятки раз ударяет каменотес по каменной глыбе без каких бы то ни было видимых результатов. И вдруг после одного из ударов огромная глыба раскалывается. Ясно, что сокрушил ее не этот удар, а вся совокупность их, создававших не видимые глазом трещины. Так и в жизни: успех рождается целенаправленной настойчивостью. Кто не борется, тот неизменно проигрывает.
Очень важно ваше отношение к своим неудачам. От них не застрахован никто. Большинство людей неудачи деморализуют, и только сильные личности умеют «держать удар». Более того — неудачи их еще более мобилизуют.
Что способствует подобному умению не сдаваться, не теряться при неудачах? Это вера в свои силы, то есть уверенность в себе. Об этом красноречиво говорят вынесенные в эпиграф слова знаменитого римского историка Тита Ливия (именно уверенность, а не самоуверенность, отличающаяся отсутствием самокритичности). Уверенность в себе крепнет вместе с ростом вооруженности знаниями.
Еще раз напомним знаменитое высказывание Уинстона Черчиля — человека, успехам которого могут многие позавидовать, когда он сказал самую краткую из своих речей: «Никогда. Никогда! Никогда!! Никогда не опускайте руки!!!».
Все у вас получится!
Успехов вам!
ЛИТЕРАТУРА
Aнцynoв А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учеб.для вузов.— М.: ЮНИТИ, 1999.
Бабосов Е.М.Основы конфликтологии: Учеб. пособие для вузов.— Мн.: ИООО
«Право и экономика», 1997.
БернЭ. Игры, в которые играют людиЛюди, которые играют в игры.— М.: Прогресс, 1988.
БехтеревВ.М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991.
ДоценкоЕЛ.Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита.— М.: МТЦ
ТОО «Черо», 1996.
Ершов П.М.Режиссура как практическая психология,— М.: Искусство, 1972.
Зигерт В., Ланг Л.Руководитьбез конфликтов.— М.: Экономика, 1990.
Изард К.Эмоции человека. — М., 1980.
Курсдля высшего управленческого персонала/ Под ред. В.И.Терещенко — М.: Экономика, 1970.
Мицыч П.Как проводитьделовые беседы.— М: Экономика, 1987.
Ниренбсрг Дж., Калеро Г.Как читать человека, словно книгу. — М., 1988.
Паскаль Б.Мысли - М: REEL-book, 1994.
ПизА. Язык телодвижений. — Н. Новгород: Ай-Кыо, 1992.
Поварнин С.Спор. О теории и практике спора // «Вопр. философии». —1990.— № 3.— С. 57-133.
Сергеич П.Искусство речи на суде. — М: Юридическая литература, 1988.
Скотт Д.Г.Конфликты и пути и их преодоления.— Киев: Внешторгиздат, 1991.
Форд Г.Моя жизнь.Мои достижения.— Л.: Гостсхиздат, 1924.
Шейнов В.П.Скрытое управление человеком (Психология манипулирования).— Мн.: Харвест, 2000.
Шейнов В.П.Искусство менеджера.— Мирный: Изд-во компании «Алмазы России — Саха», 1997.
ШейновВ.П. Искусство убеждать.— М.: Приор, 1998.
ШейновВ.П.Какуправлятьдругими.Какуправлятьсобой.— Мп.: Амалфея, 1996.
ШейновВ.П.Конфликты в нашей жизни и их разрешение.— Мн.: Амалфея, 1997. Шейнов В.П. Мужчина и женщина: Энциклопедия взаимоотношений.— СПб.: Курс, 1997.
ШейновВ.П. Практические приемы менеджмента: Учеб.пособие.— Мн.: Амалфея, 2003.
ШейновВ.П.Психология власти.— М.: Ось-89. 2003.
ШейновВ.П. Психология влияния.— М.: Ось-89, 2002.
ШейновВ.П.Психология знаменитых личностей: Великие полководцы.— М.: Приор, 1998.
ШейновВ.П. Психология и этика делового контакта.— Мп.: Амалфея, 1996.
ШейновВ.П. Социально-психологические аспекты работы с кадрами (Справочник
работника по кадрам).— Ми.: Амалфея, 1996.
Шейнов В.П.Социально-психологические основы менеджмента: У.чсб.пособие.— Мп.: Ин-т управления, 1997.
ШейновВ.П.Техника личной работы: где взять недостающее время. — Мп.: Бел НИИ Н- ТИ, 1990.
Шейнов В.П., Шишко Г.Б.Руководителю об управлении: Социально-психологические
и правовые аспекты.— Мн.: Беларусь, 1991.
Шейнов В.П.Как защититься от обмана и мошенничества.— Мп.: Харвест, 2003.
Шейнов В.П.Эффективная реклама: секреты успеха.— М.: Ось-89, 2003.
Шейнов В.П.Искусство торговли: Эффективная продажа товаров и услуг.— Мн.: Харвест, 2003.
Шостром Э.Аити-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Мн.: ТПЦ«Полифакт», 1992.
Энкельман Н.Б.Преуспеватьс радостью.— М.: Ай-Кью, 1993.
Ягер Дж.Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса.— М.: Дело, 1994.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УБЕЖДЕНИЯ.................... .3
1.1. Важнейшее из умений....................................................................... .3
1.2. Основные правила убеждения.............................................................4
1.3. Дополнительные правила................................................................... 16
1.4. Освоение приемов убеждения...........................................................22
1.5. Советы П. Сергеича и Ф. Плевако.....................................-................ 31
1.6. Самопроверка: знаете ли вы приемы убеждения............................ 37
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ................................................... .40
2.1. Универсальная схема скрытого управления людьми......................40
2.2. Анализ взаимодействий при скрытом управлении ........................ 50
2.3. Зашита от манипуляций.................................................................... 59
2.4. Скрытое управление и манипулирование в служебных отношениях......69
2.5. Скрытое управление и манипулирование в деловых отношениях...........87
2.6. Манипуляции в супружестве........................................................... 105
2.7. Манипулятивные отношения между родителями и детьми ....... 115
2.8. Манипуляции в школе..................................................................... 138
2.9. Самопроверка: что вы знаете о приемах влияния ........................ 145
Глава 3. УМЕНИЕ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ.................................... 147
3.1. Барьеры общения и их преодоление.............................................. 147
3.2. Речевые средства общения............................................................... 149
3.3. Как сделать комплимент неотразимым .......................................... 156
3.4. Неречевые средства общения........................................................... 162
3.5. Самопроверка: что вы знаете об умении располагать к себе....... 173
Глава 4. КАК «ЧИТАТЬ» СОБЕСЕДНИКА....................................... 176
4.1. Психологические факторы общения............................................... 176
4.2. Пантомимика..................................................................................... 187
4.3. О чем могут сказать лицо и голос человека.................................. 191
4.4. «Словарь» телодвижений .................................................................200
4.5. Эффекты восприятия........................................................................221
4.6. Первое впечатление: значение и ошибки...................................... 226
4.7. Самопроверка: умеете ли вы «читать» собеседника......................239
Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ.............. 242
5.1. Конфликтогены — «вирусы» случайных конфликтов...................242
5.2. «Каталог» конфликтогепов...............................................................247
5.3. Избегайте конфликтогенов!.............................................................253
5.4. Неслучайные конфликты .................................................................257
5.5. Классификация и типология конфликтов.....................................260
5.6. Конфликты в учреждениях и организациях.................................. 264
5.7. Конфликтные личности ................................................................... 277
5.8. Самопроверка: знаете ли вы, как предупреждать конфликты и управлять ими.. ...279
Глава 6. ТЕХНИКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ...................................283
6.1. Особенности делового общения.....................................................283
6.2. Правила и запреты, обеспечивающие результативность контактов.......286
6.3. Виды деловых контактов и их специфика.....................................296
6.4. Исцелять, не раня: искусство критики..........................................307
6.5. Как, не обидев собеседника, прекратить разговор ...................... 312
6.6. Интервью: искусство спрашивать и отвечать................................ 314
6.7. Самопроверка: знаете ли вы правила деловых контактов............ 319
Глава 7. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЛОВУЮ СРЕДУ.............. 322
7.1. Если вам предстоит ответственное выступление перед людьми.......322
7.2. Техника выступления ....................................................................... 327
7.3. Психологические факторы в процессе выступления.................... 334
7.4. Оптимизация совещаний.................................................................341
7.5. Телефонный практикум.................................................................... 350
7.6. Правила деловой переписки............................................................ 357
7.7. Электронная связь в деловых коммуникациях..............................362
7.8. Самопроверка: грамотный ли вы коммуникатор.......................... 365
Глава 8. ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ ......................367
8.1. Подготовительные действия: что вы о них знаете........................ 367
8.2. Начало переговоров..........................................................................371
8.3. Основные правила ведения переговоров....................................... 376
8.4. «Тонкости» переговорного процесса...............................................384
8.5. Самопроверка: готовы ли вы вести переговоры............................ 399
Глава 9. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.....................................404
9.1. Что и как влияет на формирование имиджа.................................404
9.2. Имидж деловой женщины...............................................................415
9.3. Ваш внешний облик.........................................................................418
9.4. Самопроверка: формирование имиджа..........................................430
Глава 10. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ ...........................................................433
10.1. Встреча. Приветствие. Представление............................................433
10.2. Визитная карточка делового человека..........................................440
10.3. Этика деловых контактов................................................................445
10.4. Самопроверка: знаете ли вы правила делового этикета.............454
Глава 11. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРАХ .....456
11.1. Немцы...............................................................................................456
11.2. Французы.........................................................................................459
11.3. Англичане.........................................................................................464
11.4. Итальянцы .......................................................................................469
11.5. Американцы.....................................................................................472
11.6. Японцы.............................................................................................479
11.7. Некоторые тонкости взаимоотношений с зарубежными партнерами....487
11.8. Как вести себя в зарубежной поездке: советы «бывалых» ........ 490
Глава 12. КАК ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ ВРЕМЯ .................................494
12.1. Важнейший жизненный ресурс.....................................................494
12.2. Восемь универсальных правил рационального использования времени..........495
12.3. Дополнительные правила для руководителей.............................502
12.4. Где взять недостающее время........................................................ 503
Заключение..............................................................,................................506
Литература.................................................................................... .508