Портрет преуспевающего делового человека
Итак, каков он, этот портрет?
Отличный модный костюм, всегда свежая рубашка, модный галстук. Начищенные до блеска ботинки и аккуратная прическа.
Приветливая улыбка на его лице свидетельствует о расположении к собеседникам и хорошем настроении.
Он внимателен к окружающим, быстро схватывает суть дела. Сразу запоминает имена-отчества новых знакомых и использует их в разговоре.
Имеет все необходимые рабочие документы, которые хорошо исполнены, включая и его визитку: все на отличной бумаге, с четким текстом в соответствии с правилами деловой этики.
Надеемся, что читатели усвоили и другие детали и обстоятельства, описанные в данной главе. Проверить полученные знания можно с помощью прилагаемого кроссворда.
САМОПРОВЕРКА: ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
Кроссворд
По вертикали:
1. Более престижен силуэт, расширяющийся...
2. Наличие автоответчика и АОН... имидж их обладателя.
З.Эффект восприятия, в силу которого при поступлении противоречивой информации мы больше доверяем той, что поступила раньше, — это «эффект...
4.Женщины... внимание, начищены ли ботинки у мужчин.
6. В деловом общении не всегда нужно быть максимально...
7. Влияет ли одежда на успех в делах?
8. Эффект восприятия, проявляющийся в том, что люди считают способным на меньшее того, кто потерпел неудачу, — это «эффект...
9. В беседе с малознакомым партнером довольно опасно...
12. Эффект восприятия, заключающийся в том, что человека, достигшего в чем-либо успеха, окружающие считают способным на большее и в других отношениях.
13. В деловом общении следует демонстрировать... для критики.
14. Перстень на руке делового человека (европейца, американца)... его статус.
16. Будьте... говоря о проблеме, но мягки с людьми.
20.Женщины в мужчинах ценят прежде всего...
По горизонтали:
3. Черный галстук, белая рубашка и темный костюм — это классическая одежда для обряда...
5. Окружающие всегда обращают внимание, насколько... костюм делового человека.
7. Верно или является «уткой» утверждение, что хоккеистам из НХЛ запрещено появляться в общественных местах в джинсах?
10. Эффект восприятия, в силу которого приятного нам человека мы наделяем достоинствами, а неприятного — недостатками, это эффект...
11. Для выступления, длящегося более трех минут, целесообразно отказаться от... галстука.
15. Удачное сочетание коричневых и синих тонов придает облику...
17. Какие кроссовки можно надеть с пиджаком?
18. При посещении подразделений своего предприятия руководство не должно одеваться...
19. В ответ на нетактичное высказывание рекомендуется сделать...
21. В наружные карманы пиджака можно положить...
22. Обязательно ли деловой женщине делать макияж?
Глава 10 Деловой этикет
Остерегайся сам того, чего не одобряешь и в других.
Катон Старший
ВСТРЕЧА. ПРИВЕТСТВИЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы послужить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.
Сенека Младший
В соответствии с общепринятой практикой до начала работы приехавшие гости наносят визит вежливости в организацию, их принимающую, или лицу, от имени которого им было направлено приглашение. Этот визит является как бы ответом гостей на их встречу при приезде.
В ходе беседы с зарубежными гостями следует подчеркнуть положительное развитие отношений между двумя странами, выразить надежду, что в дальнейшем контакты будут столь же тесными и дружескими. Гостям может быть сообщена программа пребывания, а если они знакомы с ней, можно более детально рассказать о наиболее важных пунктах. Первая встреча бывает, как правило, непродолжительной: 20—30 минут. Беседа ведется за специально предназначенным для этих целей столом. На стол ставят минеральную и фруктовую воду, кладут сигареты. Через 10—15 минут после начала беседы можно подать кофе или чай. Спиртные напитки не подают.
В конце беседы можно предложить гостям какие-либо брошюры или проспекты о структуре вашего учреждения, его задачах и деятельности, международных связях.
Читателю представляется возможность проверить себя, правильно ли он действует в ситуациях, описанных ниже. В них (если иного не оговорено) предполагается общение деловых людей одинакового статуса.
Вопросы
1. Вы подошли к группе из 5 человек, в которой есть знакомые и не знакомые вам лица. Вы а) поздороваетесь с каждым за руку; б) поздороваетесь с каждым и представитесь незнакомым; в) пожмете руку знакомым и кивнете незнакомым; г) кивнете всем ?
2. Садясь в такси, мужчина приветствует шофера первым или сразу указывает адрес?
3. Тот же вопрос женщине.
4. Сидящие за столом в ресторане, кафе приветствуют знакомых а) выражая радость вслух; б) помахав приветственно рукой или в) кивком головы ?
Ответы и комментарии
1. Подошедший к группе людей должен приветствовать наклоном головы незнакомых и пожать руку своим знакомым. Пожатие руки незнакомому означает желание познакомиться, а значит, необходимо назвать себя.
2, 3. Садясь в такси, мужчина и женщина приветствуют шофера первыми и только после этого называют адрес. Хорошо воспитанные люди всегда проявляют уважение к тем, кто их обслуживает. Забвение этого правила воспринимается как высокомерное, барственное поведение и нередко приводит к неприязни.
4. Сидящие за столиком в ресторане, кафе приветствуют знакомых кивком головы.
Вопросы
5. Приветствуя женщину издали, сидящий мужчина встает, привстает или делает это сидя, кивком головы ?
6. Приветствуя женщину на улице, мужчина а) снимает шляпу; б) снимает перчатку; в) снимает и шляпу и перчатку; г) не снимает ни того ни другого?
7. Приветствуя кого-либо на расстоянии, мужчина а) приподнимает шляпу или касается ее; б) снимает перчатку и машет рукой или в) делает легкий поклон ?
8. Что означает, если женщина, здороваясь, снимает перчатку? Когда это является обязательным?
Ответы и комментарии
5. Принято, что мужчина, приветствуя женщину, должен привстать со стула.
6 Мужчина снимает шляпу и правую перчатку, приветствуя женщину на улице. Последнее делается на случай, если женщина захочет поздороваться рукопожатием.
7. Мужчина должен поприветствовать его легким поклоном, либо приподняв шляпу, либо слегка ее коснувшись. Других головных уборов (шапка, спортивная шапочка, берет) касаться не следует.
8. Женщина должна снимать перчатку только тогда, когда она здоровается с людьми преклонного возраста. В остальных случаях этот жест означает знак особого расположения.
Вопросы
9. Перед приветствием один держит левую руку в кармане, а второй курит. Что каждый из них должен сделать?
10. Кто представляется первым: а) старший— младшему; б) младший— старшему; в) мужчина— женщине; г) женщина— мужчине; д) человек более высокого статуса — человеку более низкого положения, или наоборот ?
11. Кто протягивает руку для пожатия (см. варианты в предыдущем вопросе)?
12. В каком порядке приветствуют друг друга супружеские пары?
Ответы и комментарии
9. В момент приветствия нельзя держать руку в кармане, а сигарету во рту. Приветствие — проявление уважения к человеку. Поэтому все, что может быть воспринято как пренебрежительное отношение, должно быть исключено.
10. Порядок таков: младший — старшему, мужчина — женщине, человек более низкого статуса — человеку более высокого статуса.
11. Протягивает первым руку для пожатия старший — младшему, женщина — мужчине, человек более высокого статуса — человеку более низкого. Если они этого не делают в ответ, их приветствуют словами или кивком головы.
12. Сначала здороваются женщины, затем — мужчины с женщинами, а потом мужчины.
Вопросы
13. Кто приветствует первым: тот, кто стоит, или тот, кто к нему подходит ?
14. В коридоре женщина обгоняет сослуживца. Кто приветствует первым?
15. Кто из женщин первой здоровается со встретившейся знакомой: а) идущая с мужниной; б) идущая без спутников или в) идущая с подругой?
16. Кто должен первым приветствовать при встрече: подчиненная или ее начальник (мужчина)?
Ответы и комментарии
13. Идущий приветствует стоящего первым. Объяснить это правило можно тем, что сближение в пространстве происходит по инициативе идущего. Стоящий не знает, что идут именно к нему. Так что характер приветствия (кивок, слова или рукопожатие), естественно, определяет тот, кто подходит.
14. Первой приветствует женщина. Мотивировка этого правила та же, что и в предыдущей ситуации.
15. При встрече женщин первой здоровается та, что идет с мужчиной. От характера приветствия зависит продолжительность контакта. Женщина, идущая с женщиной, также здоровается первой с встретившейся знакомой.
16. Первой приветствует подчиненная начальника.
Вопросы
17. Женщина проходит мимо группы знакомых мужчин. Кто здоровается первым?
18. Где принято целовать руку женщины?
19. Принято целовать руку: незамужней женщине, замужней или всегда каждой женщине?
20. Целуя руку женщине, мужчина должен наклониться к ее руке или поднять руку к своим губам?
Ответы и комментарии
17. Проходя мимо группы знакомых или присоединяясь к ней, женщина (как, впрочем, и мужчина) здоровается первой: статус группы выше статуса индивида. См. и соображения, высказанные в комментариях к вопросу 13.
18. Целуют руку женщине, находясь в помещении, менее уместно это делать на улице.
Обычай целовать женщинам руку наиболее распространен в Польше — признак особой мужской галантности.
19. У нас принято целовать руку только замужним женщинам.
20. Целуя руку женщине, мужчина должен немного наклониться, одновременно поднося руку женщины к своим губам. Женщина должна сама приподнять руку, не заставляя мужчину чересчур наклоняться. Иначе галантность может выглядеть как угодничество.
Вопросы
21. Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых друг с другом мужчин?
22. Должен ли мужнина снимать перчатку для рукопожатия? А женщина?
23. Рукопожатие должно быть сильным, энергичным или умеренной силы?
24. Что во время рукопожатия свидетельствует о безразличии к тому, с кем здороваются ?
Ответы и комментарии
21. Рукопожатие при встрече знакомых не является обязательным, но желательным: это знак их дружеского расположения друг к другу.
22. Снимать перчатку для рукопожатия не обязательно, хотя мужчина, как правило, делает это. Но если один снял перчатку, ее должен снять и второй. Женщина может не снимать для рукопожатия тонкую перчатку, другое дело — если на руке вязаная или толстая варежка.
23. Рукопожатие не должно быть ни слишком сильным, ни слишком вялым, лучше — умеренно энергичным. Особенно когда жмут руку женщине. Партнер не должен кривиться от боли. Смысл рукопожатия — проявление добрых чувств, а не демонстрация физической силы.
24. Вялое рукопожатие говорит о безразличии к приветствуемому. Как и то, когда, пожимая руку, смотрят в сторону.
Вопросы
25. Кто первый подает руку: незамужняя женщина-замужней, или наоборот ?
26. Кому из гостей обязательно должна пожать руку хозяйка?
27. Женщина на приеме, в гостях встретилась с недружелюбно расположенным к ней человеком. Обязана ли она подать ему руку для приветствия?
28. Вы знакомы с семьей приветствуемого вами человека. Должны ли вы поинтересоваться здоровьем, делами членов семьи ?
29. Представляя свою супругу, мужчина говорит: «Это моя хозяйка». Удачное ли это высказывание, по вашему мнению ?
Ответы и комментарии
25. При рукопожатии замужняя женщина подает руку незамужней: при прочих равных условиях в нашем обществе статус замужней женщины несколько выше, чем незамужней.
26. Хозяйка должна пожать руку каждому приглашенному, никого не обделить вниманием.
27. Находясь в гостях, на приеме, женщина обязана подать руку для приветствия и не расположенному к ней человеку. Иначе их взаимная неприязнь создаст напряженность среди гостей. Интересы общества выше личных обид.
28. Принято интересоваться здоровьем (делами) знакомых вам членов семьи приветствуемого вами человека.
Эта любезность благотворно действует на атмосферу общения, что вполне отвечает правилам этики.
29. Принято представлять жену словами: «Моя супруга», или «Моя жена». «Моя хозяйка» вызывает ассоциацию с домохозяйкой.
Вопросы
30. Только что прибывшие на встречу, прием столкнулись с уже уходящими людьми. Нужно ли им представиться?
31. Нужно ли представляться, встретившись в лифте?
32. Как вы дадите знать о себе, встречая в аэропорту, на вокзале не знакомых вам членов делегации?
33. Завтра вы будете встречать приезжающую к вам делегацию. Что вас непременно должно интересовать в выпуске местных новостей?
34. Вы приглашаете гостя (гостей) в автомобиль. Какими правилами размещения пассажиров следует руководствоваться? Какое место является наиболее почетным ?
Ответы и комментарии
30. Покидающие прием и прибывающие на него не должны представляться друг другу. Ведь представляются для общения, а такового в данном случае не предвидится.
31. В лифте представляться не нужно. Это объясняется краткостью совместного пребывания в нем. Общение может прерваться на полуслове с прибытием кого-либо на нужный ему этаж.
32. Встречать незнакомых лиц принято с плакатом, на котором указывают фамилии встречаемых или организации, которые они представляют.
33. Стоит послушать прогноз погоды. Если возможен дождь, для всех прибывающих необходимо взять зонты.
34. Первым почетным местом является место на заднем сиденье, справа по ходу движения (место № 1 на рис. 10.1). Второе почетное место — за водителем (№ 2). Первым садится пассажир, занимающий почетное место № 1, затем — занимающий место № 2.
Водитель | ||||
Рис. 10.1
Встречаемые гости, как правило, садятся только на заднее сиденье. Если в автомашину садится еще одно лицо, он занимает место № 3 между двумя почетными гостями, чтобы не мешать сидящему на почетном месте при выходе. Лицо, занимающее место № 1, входит через правую дверцу, остальные — через левую дверцу, чтобы не беспокоить сидящего на почетном месте. Выходят первыми лица, занимающие почетные места.
Место № 4 или остается свободным, или его занимает сопровождающее (от хозяев) лицо, или охранник. Обязанность «№ 4» — открыть дверцу для пассажира «№ 1», а если «№ 1» — дама, то при необходимости помочь ей, подав руку.
10 2 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Хорошее начало — половина дела
Платон
Вопросы
1. Представляясь, обязательно ли вручать визитную карточку?
2. Получив визитную карточку, обязательно ли вручать свою?
3. Какой рукой принято вручать визитную карточку?
4. Чем должно сопровождаться вручение визитной карточки ?
Ответы и комментарии
1. Визитную карточку при первой встрече вручать надо.
При обсуждении этого вопроса нередко дают ответ: «По ситуации», имея в виду, что собеседовать с человеком после знакомства может оказаться ненужным («нечего и карточки расходовать»). Разберемся с этим суждением.
Визитная карточка — замечательное изобретение. Облегчая общение, она служит и неназойливым напоминанием о деловом человеке. Просматривая карточки, подыскивая деловых партнеров, вспомнят и о вас.
2. Невежливо, получив визитку, не вручить свою. К тому же могут подумать, что у вас таковых просто нет. Получив визитку, никто не спутает ваше имя-отчество и не забудет о вас.
3. Визитку вручают правой рукой (на Востоке — двумя руками). В некоторых странах многое, исполняемое левой рукой, считается символом плохого дела. Поэтому лучше не рисковать.
4. Вручая визитную карточку, следует назвать свою фамилию. Особенно это важно, имея дело с иностранцами, тогда им легче сказать вашу фамилию вслух.
Вручение визитной карточки сопровождается взаимным легким поклоном или хотя бы кивком головы.
Вопросы
5. Получив визитку, следует ли зачитывать вслух что-либо из нее?
6. Вы сделали пометку на полученной визитке, уточнив что-то у вручившего ее. Правильно ли вы поступили?
Ответы и комментарии
5. Получив визитную карточку, следует прочесть вслух фамилию ее обладателя. После чего положить визитку перед собой. Невежливо прятать визитку.
6. Никаких пометок на визитной карточке в присутствии вручившего ее делать не следует. Это может быть воспринято как знак неуважения. Также нельзя вертеть визитку в руках, мять ее.
Вопросы
7. На каком языке должен быть текст визитной карточки?
8. Нужно ли в визитной карточке указывать телефакс (телекс) ?
9. Тот же вопрос относительно телефона внутренней связи.
10. Нужно ли указывать в визитке номер домашнего телефона ?
11. Как вы оцениваете указание должности: «Заместитель директора», «Начальник отдела»?Положительно или отрицательно?
12. В некоторых организациях размер визитной карточки свидетельствует о служебном положении ее обла- g дателя. Ваше мнение на этот счет ?
Ответы и комментарии
7. Одну сторону визитки заполняют на родном языке ее обладателя. Вторую — на языке страны пребывания или на английском.
Однако первый вариант лучше, особенно когда встречаются с французами: они ревниво относятся ко всему англоязычному.
Некоторые используют обратную сторону визитной карточки для размещения информации о своей фирме и (или) о себе. Например: автор книги указал перечень 11 написанных им книг и заметил, что это значительно повышает интерес к его персоне со стороны получивших визитку.
8. В визитной карточке необходимо указать номер телефакса (или телекса). Кроме удобства пересылки документов здесь есть и еще одно обстоятельство: отсутствие факса воспринимается как признак незначительности лица (организации).
Факс можно за умеренную плату абонировать на Главпочтамте или в какой-нибудь организации, имеющей это средство связи.
9. Если такая связь есть, желательно указать. Не только для удобства при возможном визите. Наличие внутренней связи свидетельствует о солидности организации.
То же самое относится к числу указываемых на карточке служебных телефонов — чем больше, тем лучше.
10. Номер домашнего телефона целесообразно указывать лицам творческих профессий, работающим значительную часть времени в домашнем кабинете (писателям, преподавателям). Остальным этого делать не рекомендуется, ибо звонить домой по служебному делу допускается только в чрезвычайных случаях. В деловых кругах укоренилось мнение, что специалист, руководитель должен успевать сделать все необходимое в рабочее время.
Есть и еще обстоятельство, с которым в последнее время приходится считаться деловым людям. Визитка может попасть к криминальному элементу — «домушнику». Информацию с визитки он может использовать для своих «дел».
11. Название должности должно быть максимально информативным, отражая область полномочий. Например: «Зам. директора по кадрам», «Начальник отдела сбыта» и т. п.
12. Размер визитных карточек унифицирован: длина— не более 90 мм, высота — 55 мм. Визитки большего формата не помещаются в стандартную визитницу, поэтому их приходится обрезать.
Вопросы
13. При встрече двух делегаций в каком порядке вручают визитные карточки?
14. Что и где помещают на визитке, если ее посылают для а) рекомендации; б) поздравления; в) соболезнования; г) выражения благодарности или при отъезде из страны пребывания?
15. От какого лица (первого или третьего) делают надписи на визитке?
16. Где делают пометки на визитках, высылаемых в одном конверте нескольким лицам, работающим в одной организации?
17. В течение какого времени принято давать ответ по получении визитной карточки?
18. Какое количество своих визитных карточек должен иметь при себе деловой человек?
Ответы и комментарии
13. Первыми вручают визитки хозяева. Начинают обмен визитками руководители делегаций, затем их заместители и так далее по степени снижения статуса присутствующих.
14. Визитка может быть использована для нескольких целей. В случае заочного представления некоего лица адресату высылают визитные карточки рекомендующего ирекомендуемого. При этом на визитке первого пишут буквы «p.p.», на второй — ничего. В ответ в адрес представляемого лица посылают визитную карточку без надписей.
В случае поздравления пишут «p.f.»; в ответ высылают визитку с буквами «р.г.». Эти (и последующие) сокращения означают первые буквы соответствующих слов на французском языке.
Если поздравляют с Новым годом (Рождеством), то пишут «p.f. N.A.»; в ответ высылают визитку с буквами «р. г.».
Соболезнование выражают на визитной карточке буквами «р.с». Ответ дают с надписью «р.г.».
Благодарность выражают буквами «р.г.»; ответ не обязателен.
При окончательном отъезде из страны пребывания на визитке пишут «p.p.с». Ответ не дают.
Все надписи делают карандашом или чернилами в левом нижнем углу визитной карточки.
15. Другие надписи делают при наличии менее официальных отношений от третьего лица: «поздравляет», «благодарит», «рекомендует» и т.п.
16. Если несколько визиток высылают в одном конверте, то в верхнем левом углу каждой из них пишут фамилию лица, которому она адресована.
17. Ответ на полученные визитные карточки надлежит давать визитными карточками в течение суток.
18. Рекомендуется постоянно иметь при себе не менее 10 визитных карточек.
ЭТИКА ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек— к другим.
Конфуций
Подумайте, как вы ответили бы на предлагаемые ниже вопросы, а затем прочтите наши развернутые ответы и комментарии.
1. К вам пришел посетитель. Перед вашим столом несколько стульев. Приглашая садиться, укажете ли вы на конкретный стул?
Основное правило этики — создавать удобства другому человеку.
Посетителю должна быть предоставлена возможность самому выбрать место, где ему удобнее расположиться.
Обычно на занятиях по этой теме почти половина присутствующих высказывают такие суждения: «Нужно указать на конкретный стул, вдруг он сядет далековато от меня», или «Он может сесть так, что мне будет неудобно с ним разговаривать». Здесь мы видим прямое нарушение основного правила этики.
Указывая на конкретный стул, хозяин кабинета подчеркивает свое превосходство (выражение «указать его |место» имеет и такой смысл), как бы акцентируя вни-1мание на том, «кто здесь хозяин».
Бывают случаи, когда из психологических соображений приходится идти на нарушение данного правила. Например, руководитель вызвал на беседу злостного нарушителя дисциплины, с которым по-хорошему уже не раз говорил. В данном случае он с первых слов указывает приглашенному его место. Аналогично поступает следователь, ведя допрос в своем кабинете.
2. Кто должен начинать беседу: хозяин кабинета или посетитель ? Какими словами это лучше делать?
Начинать разговор без приглашения со стороны хозяина считается неэтичным.
Беседу с посетителем начинает хозяин кабинета словами: «Я вас слушаю» (или аналогичными).
Нередко, пригласив сесть, он хочет закончить какие-то свои дела. Посетитель должен подождать, пока хозяин не освободится.
3. Хозяин кабинета говорит: «Слушаю вас» и при этом пишет (или читает). Начнете ли вы излагать свой вопрос ?
Хозяин кабинета нарушает важнейшее правило этики: обязательное проявление внимания к другому человеку.
Новедь не сделаешь замечания лицу, который будет решать твой вопрос. И многие начинают говорить, обрекая себя на верный проигрыш.
Смирившись с пренебрежительным отношением к себе, посетитель принижает свой имидж в глазах начальника, провоцируя и в дальнейшем такое отношение к себе и своему вопросу. На языке трансактного анализа это звучит так: руководитель занимает позицию «Родитель» (в данном случае отрицательная оценка им посетителя), посетитель — позицию «Дитя» (беспомощность). Такое распределение ролей (Д-Р) — «Недотепа» — уже провальное для посетителя.
Другая ошибка: посетитель начинает говорить, не приводя самые сильные свои аргументы (о приемах убеждения мы говорили в главе 1). Хозяин кабинета слушает вполуха, то есть практически ничего не слышит. В итоге наиболее важные аргументы не сыграют своей роли, что также увеличивает вероятность того, что вопрос останется неразрешенным.
Так как же сразу добиться внимания руководителя?
Помолчать. Это интригует, и столоначальники отрывают глаза от бумаг. Но есть и такие, которые повторяют: «Слушаю вас», продолжая заниматься своим делом. Тогда лучше подать письменное изложение своего вопроса (заявление, записку, проект): «Пожалуйста, посмотрите, здесь все изложено».
Еще одно правило: не ходить за решением, не имея письменного изложения вопроса.Если вопрос будет сразу решен — «Пожалуйста, визу». Если «надо подумать» — оставить, чтобы не забылось. И не забывается, особенно если на заявлении стоит отметка о его регистрации.
4. Партнер опоздал на встречу на 8 минут. Как вы отреагируете на это?
Из основного правила этики следует: не акцентируйте внимание на обстоятельствах, проигрышных для другого человека.
В силу этого не стоит выражать недовольство опозданием в любой форме. Например, посмотрев на часы в момент появления опоздавшего, мы акцентируем внимание на его прегрешении. Шутка по поводу опоздания или любое выражение недовольства вынуждают оправдываться. «Грешник» чувствует дискомфорт, становится агрессивным: неуступчив, «цепляется» к мелочам и т.п.
Опоздавший будет лишь благодарен, если партнер проявит благородство и «не заметит» прегрешения.
Нередко автору задают вопрос: «Так что, потакать подобным нарушениям этики? Человек может просто обнаглеть и перестать считаться со мной».
Конечно, если приходится иметь дело с человеком низких моральных качеств, то этика здесь ни при чем— тут «правят вал» другие отношения.
Давно уже известна истина: зло не искоренишь злом. Только добром. Вспомните закономерность эскалации конфликтогенов, описанную в главе 5: на конфликто-ген отвечают обычно еще более сильным конфликто-геном. То же относится и к замечаниям.
5. Во время деловой встречи партнер смотрит на часы. Этично ли это ?
Конечно же, нет: этичное поведение предполагает уважение к другому человеку.
Мы вспоминаем о времени, когда нас что-то разочаровывает в партнере или в беседе (напротив: счаст-тивые часов не наблюдают!) Мы жалеем о теряемом |попусту времени, так и воспринимает это собеседник.
Хотя бывают и другие причины посмотреть на часы: боязнь опоздать на какое-то мероприятие и т.п. Если визит партнера не был запланирован заранее, надо сразу сказать ему о вашей ограниченности во времени (вашей вины здесь нет никакой).
Если же цейтнот возник по вашей вине (изменились обстоятельства или вы не рассчитали затраты времени), говорить прибывшему о нехватке времени для беседы противоречит нормам этики.
В этом случае поступают так: в начале переговоров наручные часы кладут на стол рядом с необходимыми документами. Это позволяет, не травмируя собеседника, ускорить обмен мнениями. Под благовидным предлогом можно перенести встречу и на другое время.
6. Звонит равный вам по статусу деловой человек. Кто из вас имеет право дать знак к окончанию разговора?
При прочих равных условиях определенное психологическое преимущество имеет тот, кому звонят: звонящий более заинтересован в разговоре, ведь именно он его начал.
Принцип этичного поведения: не подчеркивать свое преимущество, а выравнивать возможности.
Поэтому и право дать знак к окончанию разговора остается за позвонившим. Есть и практический к тому аргумент: ведь только инициатор разговора знает, все ли вопросы он решил. Воспитанный человек, не станет злоупотреблять вниманием абонента и дожидаться, когда невыдержавший собеседник, презрев все нормы этики, положит конец разговору.
О том, как прервать разговор (в частности, телефонный), не обидев собеседника, изложено выше.
7. Партнер начал разговор с утверждения, что звонил вам. По показаниям телефонного сервера вы точно знаете, что не звонил никто. Что вы скажете на это?
Лучше всего никак не реагировать, «пропустить мимо ушей» эту заведомую ложь.
Иногда отвечают на этот вопрос так: «Возможно, у меня был неисправен АОН». Тогда нарушается принцип: не обманывать ни себя, ни других.
Подыгрывая обманщику, мы создаем у него впечатление, что нас легко обмануть (чем он и воспользуется в дальнейшем). А поймав его на лжи, мы создаем конфликтную ситуацию: опозоренный человек будет жаждать отмщения. Таким образом, действительно лучший выход — никак не реагировать, сразу переходить к делу.
8. Должен ли мужчина снимать головной убор при входе в учреждение ?
Входя в любое служебное помещение мужчина должен снять головной убор. Как «театр начинается с вешалки», так с вестибюля и лифта «начинается учреждение».
Нередко задают вопрос: «И в жилых домах нужно снимать в лифте головной убор?». Конечно, нет. Ведь мы не говорим здесь об этике в быту. В жилом доме, в магазине, в метро люди не связаны деловыми отношениями.
9. Вы с коллегой приехали на переговоры, но не успели поправить костюм и причесаться до начала деловой встречи. В комнате есть зеркало. Ваши действия?
Есть правило, о котором многие не знают: приводить себя в порядок принято только в специально отведенном для этого помещении (туалете).
Но как быть, если вы приехали, что называется, «впритык» и времени на поход в туалет уже нет? Не идти же на переговоры со взъерошенной головой и с галстуком не на своем месте!
Первый совет — никогда не приходить «впритык», а немного раньше. Но уж если так случилось, посмотрите друг на друга, скажите: «У тебя все в порядке», или «Поправь галстук». Все это можно сделать незаметно для хозяев.
Помните: забота о клиенте помогает побеждать в борьбе за него.
10. Как вы думаете, почему появились названия салонов самолетов на международных линиях: первый класс, бизнес-класс, экономический класс?
Традиционно места в транспортных средствах (поездах, пароходах, самолетах) в зависимости от степени комфорта делились на первый, второй, третий, четвертый классы. Однако было замечено, что, приобретая билет не в первый класс, пассажир испытывает внутренний дискомфорт, ощущая себя человеком «низшего» сорта.
11. Как мужчина должен сопровождать даму, спускающуюся (поднимающуюся) по лестнице ?
Идти по лестнице мужчина должен на ступеньку ниже дамы, как бы страхуя ее от падения, спускаясь— чуть впереди, поднимаясь — чуть позади. На эскалаторе он должен стоять также на ступеньку ниже спутницы.
12. Всегда ли мужчина должен пропускать женщину у двери вперед?
Не всегда. Сопровождая женщину, мужчина должен входить в лифт первым, как бы проверяя его надежность. То же самое и при входе на эскалатор.
13. Встреча с высокопоставленным руководителем назначена на 13.00. Когда вы планируете появиться в его приемной?
Как мы уже говорили, никогда не стоит появляться «минута в минуту», необходимо приходить с небольшим запасом времени. Каков же этот запас при важном визите?
Прежде всего нужно помнить: руководитель вправе пригласить к себе на несколько минут раньше назначенного времени. Освободившись от дел, он обычно интересуется, ожидает ли кто его. Если вас не окажется, он займется чем-нибудь другим, и вам придется ждать.
К тому же несколько «запасных» минут может понадобиться, чтобы привести себя в порядок, посетить туалет.
Таким образом, из сказанного следует: в случае важного визита необходимо прибывать не позднее чем за 10 минут до назначенного времени.
14. Встреча с деловым партнером назначена на 11.20 на нейтральной территории. Во сколько вы собираетесь появиться в назначенном месте?
На встречу с партнером принято прибывать чуть раньше, чтобы привести себя в порядок, а также с учетом того, что показания часов у людей могут различаться. Вы вызовете неудовольствие партнера, если «по его часам» вы опоздали.
Итак, на деловые встречи партнерам необходимо приходить не менее чем за 5 минут до назначенного времени.
15. Во время деловой беседы принесли чай. Вы нечаянно уронили чайную ложку на пол. Ваши действия?
Во время деловых бесед упавшие столовые приборы не поднимают. Доставая с пола ложку, вы как бы показываете, что чаепитие для вас важнее беседы. К тому же,подняв ложку с пола, вы все равно не будете ею пользоваться.
16. Один из участников деловой встречи чихнул. Ваша реакция?
В отличие от бытовой этики, где чихнувшему говорят: «Будьте здоровы», при деловых контактах этого «не замечают». Действует уже известный нам принцип: не акцентируйте внимание на обстоятельствах, неблагоприятных для партнера.Нездоровье является именно таким обстоятельством.
Есть простой способ удержаться от чихания: потереть себе переносицу — желание чихнуть пропадает.
17. Молодая девушка поднялась с сиденья, уступая место женщине лет 45: «Садитесь, пожалуйста». Та обижается: «Не такая уж я старая, чтобы мне место уступали». Поступили ли бы вы иначе на месте этой девушки?
Своими словами девушка акцентировала внимание на неприятном для женщины обстоятельстве — ее возрасте, одновременно подчеркнув свою воспитанность.