Искусство критики: десять основных правил

Выше мы говорили об отрицательных моментах, сопровождающих критику. Каждому из нас приходи­лось остро почувствовать их на себе.

Чтобы избежать этих отрицательных моментов, не­обходимо выполнять определенные правила.

О трех из них — см. в параграфе 5.2. Там мы говорили о необходимости 1) выслушать объяснение критикуемого, 2) сохранения ровного тона, 3) сначала похва­лить, прежде чем критиковать.

Дополним их еще некоторыми.

Критикуйте поступки человека, а не его самого.

Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш про­мах?». И, наоборот, грубой ошибкой являются обоб­щения с переходом на личность и навешивание ярлы­ков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.).

Каждый может согласиться, что он ошибся, осо­бенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закла­дывается конфронтация, отдаляющая стороны от вза­имопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.

Не ищите «козла отпущения».

Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, что­бы не обострять отношения. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас.

Не обвиняйте, а ищите решение вместе.

Обвинительное жало не способствует конструктив­ному решению. Чтобы настроить критикуемого на по­иск решения, а не на оправдания, помогите ему «со­хранить лицо», не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно».

Некоторые рассматривают возможность указать дру­гому на его промахи как средство утвердить свои авто­ритет, показать свое превосходство. Фактически сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать про­счеты другого, унижать тем самым его как личность -это уже «перебор», дающий обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, а подчеркивание сво­его превосходства является сильным конфликтогеном.

Не критикуйте при свидетелях.

Это настолько очевидно, что не нуждается в ком­ментариях. Добавим только, что, наоборот, хвалить лучше всего при свидетелях.

Помните: ничто так не разоружает, как условия по­четной капитуляции.

Цель критики — чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуля­цию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизитель­ными (сокрушительная критика), а почетными (совме­стный поиск выхода из ситуации).

Надеюсь, читатель тут же вспомнит третье правило убеждения (см. главу 2) — правило Паскаля.

Не копите претензии, излагайте их сразу после об­наружения тех или иных недостатков.

Чем оперативней коррекция, тем она более действен­на и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах кри­тика «переваривается» лучше.

Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли тут вашей вины.

Правильно ли вы обозначили цель? По силам ли человеку ваше задание? Был ли он информирован о мере ответственности за его выполнение и поощрении в случае успеха?

Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».

Тем, кто болезненно переносит любую критику, адресуем несколько замечательных высказываний: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их зна­ем» (Г. Лихтенберг); «Мудрый человек всегда на сто­роне тех, кто нападает на него; он заинтересован боль­ше их в обнаружении своих слабостей» (Р. Эмерсон).

КАК, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА, ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР

Признак ума — предотвра­тить обиду.

Демокрит

Цена бестактности

Желание окончить беседу может появиться у собе­седников не одновременно. Например: все вопросы уже решены, но одному из собеседников хочется еще поговорить. Продолжать беседу — пустая трата времени, которого и так не хватает. Во-вторых, что еще более важно, снизится эффект от состоявшейся беседы (см. правило 10 в параграфе 6.2). Оборвав же разговор, не считаясь с настроением собеседника, можно обидеть его, испортить впечатление от разговора. А возможно, тем самым и перечеркнуть его результат, это может быть расценено как «деляческое отношение» к рассмат­риваемому вопросу.

Итак, прервать беседу желательно, и по возможно­сти тактично. Как это сделать?

Наши рекомендации