Искусство критики: десять основных правил
Выше мы говорили об отрицательных моментах, сопровождающих критику. Каждому из нас приходилось остро почувствовать их на себе.
Чтобы избежать этих отрицательных моментов, необходимо выполнять определенные правила.
О трех из них — см. в параграфе 5.2. Там мы говорили о необходимости 1) выслушать объяснение критикуемого, 2) сохранения ровного тона, 3) сначала похвалить, прежде чем критиковать.
Дополним их еще некоторыми.
Критикуйте поступки человека, а не его самого.
Естественно спросить: «Чем вы объясните ваш промах?». И, наоборот, грубой ошибкой являются обобщения с переходом на личность и навешивание ярлыков («бездельник», «разгильдяй», «лодырь» и т.п.).
Каждый может согласиться, что он ошибся, особенно если факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае закладывается конфронтация, отдаляющая стороны от взаимопонимания. Осознание же ошибки - это уже путь к ее исправлению.
Не ищите «козла отпущения».
Обвиняемые всегда это чувствуют, как и любую другую несправедливость, хотя и не всегда говорят об этом, чтобы не обострять отношения. Однако если вы поступите так, за вашей спиной они выскажут все, что думают о вас.
Не обвиняйте, а ищите решение вместе.
Обвинительное жало не способствует конструктивному решению. Чтобы настроить критикуемого на поиск решения, а не на оправдания, помогите ему «сохранить лицо», не унижайте его достоинство. Еще Софокл предостерегал: «На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно».
Некоторые рассматривают возможность указать другому на его промахи как средство утвердить свои авторитет, показать свое превосходство. Фактически сами по себе дельные замечания дают именно такой эффект. Но акцентировать на этом внимание, смаковать просчеты другого, унижать тем самым его как личность -это уже «перебор», дающий обратный эффект. Вместо уважения возникает антипатия, а подчеркивание своего превосходства является сильным конфликтогеном.
Не критикуйте при свидетелях.
Это настолько очевидно, что не нуждается в комментариях. Добавим только, что, наоборот, хвалить лучше всего при свидетелях.
Помните: ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции.
Цель критики — чтобы критикуемый признал свои ошибки. Для него это означает поражение, капитуляцию в борьбе честолюбий. Чтобы облегчить согласие на капитуляцию, сделайте ее условия не унизительными (сокрушительная критика), а почетными (совместный поиск выхода из ситуации).
Надеюсь, читатель тут же вспомнит третье правило убеждения (см. главу 2) — правило Паскаля.
Не копите претензии, излагайте их сразу после обнаружения тех или иных недостатков.
Чем оперативней коррекция, тем она более действенна и легче осуществима. Кроме того, в малых дозах критика «переваривается» лучше.
Прежде чем критиковать, посмотрите, нет ли тут вашей вины.
Правильно ли вы обозначили цель? По силам ли человеку ваше задание? Был ли он информирован о мере ответственности за его выполнение и поощрении в случае успеха?
Еще Демокрит говорил: «Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания».
Тем, кто болезненно переносит любую критику, адресуем несколько замечательных высказываний: «Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем» (Г. Лихтенберг); «Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей» (Р. Эмерсон).
КАК, НЕ ОБИДЕВ СОБЕСЕДНИКА, ПРЕКРАТИТЬ РАЗГОВОР
Признак ума — предотвратить обиду.
Демокрит
Цена бестактности
Желание окончить беседу может появиться у собеседников не одновременно. Например: все вопросы уже решены, но одному из собеседников хочется еще поговорить. Продолжать беседу — пустая трата времени, которого и так не хватает. Во-вторых, что еще более важно, снизится эффект от состоявшейся беседы (см. правило 10 в параграфе 6.2). Оборвав же разговор, не считаясь с настроением собеседника, можно обидеть его, испортить впечатление от разговора. А возможно, тем самым и перечеркнуть его результат, это может быть расценено как «деляческое отношение» к рассматриваемому вопросу.
Итак, прервать беседу желательно, и по возможности тактично. Как это сделать?