Издержки несозидательной критики

Ощущение фатальности. Критическое замечание мо­жет создать у критикуемого ощущение безысходности, невозможности исправить положение, изменить что-либо лучшему. Излюбленная фраза критика: «Вам нуж­но было поступить вот так».

Но поскольку события ушли в прошлое и «посту­пить так» уже нельзя, то человек попадает в тупико­вую ситуацию: он не видит выхода, и ему ничего не остается, как только сопротивляться. Критика не до­стигает цели.

Ощущение фатальности при" восприятии критики нередко бывает причиной неурядиц в семьях. Крити­ческие замечания делают в адрес друг друга оба — и муж, и жена, но чаще именно женщина. Немало, ко­нечно, ворчунов и среди мужчин. В семейной обста­новке они критикуют беззлобно, ощущения фаталь­ности свой критикой не создают. Таким «искусством» наделены женщины с невротическими склонностями. В своих словесных упражнениях они любят изречения типа: «Зачем ты это сделал?», «Ты потерял?!», «Ты не мог это сделать раньше?» и т.п. Поправить сделан­ное уже нельзя, нередко вспыхивает гнев, муж сам переходит в наступление. Ссора неизбежна, а то и конфликт.

Назидательность.Критикующий сам вызывает у критикуемого негативное отношение к своей персоне. Причины? Назидательный тон, поза превосходства, нравоучения типа: «Вы поняли, как надо поступать?», «Почаще надо прислушиваться к советам», «Не высо­вывайтесь со своей инициативой!» и т.п. У критикуе­мого может сформироваться мнение: к нему просто придираются. Такого не произойдет, если он услышит, например: «Я говорю вам это, потому что хочу, чтобы наши отношения оставались по-прежнему хорошими». У критикуемого скорее всего будет складываться впе­чатление, что ему хотят помочь.

Излишняя эмоциональность. Критика «идет в одни ворота», когда критикующий дает волю чувствам. Не встречая противодействия, по крайней мере, на первых порах, он распаляется, втягивается в водоворот словесных тирад и часто не способен вовремя остано­виться. Лица с ярко выраженным авторизмом при этом добавляют «металла» в голосе и говорят чересчур громко. Слабые натуры такая критика подавляет, а у сильных вызывает протест. Коэффициент полезного действия от такой критики ничтожен.

Негативные обобщения. Они вызывают сопротивле­ние того, к кому обращены. На работе: «Вы всегда опаз­дываете!», «От вас никогда вовремя не получишь нуж­ных сведений». Или дома: «Ты всегда так!», «Ты никогда не...», «Экий ты вообще бестолковый».

Вторжение в чужую «территорию». Люди, подвер­гшиеся критике, действуют под влиянием социально-психологического закона охраны «своей территории», они всегда стараются оградить ее от вторжения со сто­роны. Под территорией понимается широкий спектр объективной реальности — от физического окружения до собственного мироощущения.

«Охрана территории» тесно связана с важнейшей человеческой потребностью — потребностью в уваже­нии, признании. Она и проявляется в отстаивании сво­его «Я», в попытке оградить себя от критики.

Виды созидательной критики

Очень легко похвалить кого-то. Гораздо труднее сде­лать корректное, необидное замечание по делу. Неко­торые конструктивные варианты критических оценок приведены ниже. Из их числа нетрудно выбрать тот, который наилучшим образом подходит к конкретной ситуации.

Подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сделаете лучше»).

Критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете такое же задание лучше»).

Критика-аналогия («Как-то раз я, как и вы, допус­тил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»).

Критика-похвала («Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая надо бы лучше»).

Безличная критика («В нашем коллективе есть, к со­жалению, еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»).

Критика-озабоченность («Я очень озабочен сложив­шимся положением дел, особенно у таких наших кол­лег, как...»).

Критика-сопереживание («Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано»).

Критика-сожаление («Очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»).

Критика-удивление («Как? Вы не смогли сделать эту работу?»).

Критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работ­ка — что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?»).

Критика-упрек («Ну что же вы? Я на вас так рассчи­тывал!»).

Критика-намек («Я знал одного человека, который поступил, как и вы. Но плохо ему потом пришлось...»).

Критика-замечание («Не так сделали. В следующий раз лучше посоветуйтесь»).

Критика-предупреждение («Если вы еще раз допус­тите подобное...»).

Критика-требование («Работу надо переделать»).

Критика-вызов («Допустили столько ошибок — сами и решайте, как выходить из положения»).

Конструктивная критика («Работа выполнена не на должном уровне. Что собираетесь предпринять?»).

Критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следу­ющий раз работа будет выполнена так же»).

Наши рекомендации