Улыбайтесь не только тогда, когда на душе хорошо.

Установлено, что, если при плохом настроении заста­вить себя несколько раз улыбнуться, то, несмотря на вы-мученностъ этой улыбки, неожиданно почувствуешь об­легчение.

А уж если настроение хорошее, то тут обладатель его должен дарить улыбки направо и налево — и свое настро­ение поддерживать и окружающим его дарить.

Голос как источник информации

Если (как говорят дипломаты) язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли, то голос выдает их. Нуж­но только уметь вслушиваться. Опытный специалист по нескольким фразам узнает, откуда вы родом и сколь­ко вам лет. Некоторые способны при этом составить представление о вашем здоровье, характере и темпера­менте.

Проголодавшийся говорит тише, но на более высо­ких нотах. Хотя природа и наградила нас уникальным голосом, окраску ему мы придаем сами.

Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее, общительнее, увереннее, компе­тентнее и гораздо приятнее, нежели люди, говорящие монотонно. У людей ожесточившихся и постоянно на­пряженных недаром появляется «каменное выражение» лица, у них и голос как бы обесцвечивается.

Испытываемые говорящим чувства отражаются преж­де всего в тоне голоса, причем вне зависимости от про­износимых слов. Легко распознаются обычно гнев и печаль. Нервозность и ревность распознать труднее.

Немало информации дают сила и высота тона голо­са. О некоторых чувствах (энтузиазм, радость, недове­рие) обычно говорит повышенный тон голоса, как и гнев или страх, но в более широком диапазоне тональ­ности, силы и высоты звуков. Такие чувства как пе­чаль, горе и усталость, обычно передаются мягким, приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Люди говорят быстро, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь обычно сви­детельствует об угнетенном состоянии, горе, высоко­мерии или усталости.

Допуская в речи незначительные погрешности (по­вторяя слова, неуверенно или неправильно их выби­рая, обрывая фразы на полуслове), люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. За­труднения в выборе слов имеют место, когда говоря­щий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обыч­но речевые погрешности (ошибки) в большей степени проявляются, когда собеседник волнуется или пыта­ется нас обмануть.

Перед экзаменом или очень важным разговором вдруг появляется хрипота, пересыхает в горле. Когда волнуетесь, даже родственники могут не узнать вас по телефону.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их со­стояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх или стресс парализуют гортань: резонаторы сужаются, го­лосовые связки напрягаются, голос «садится». Как пра­вило, в состоянии страха люди говорят на повышен­ных тонах. При хорошем расположении духа резонаторы расширяются, голос становится глубже и богаче от­тенками. Он действует на других успокаивающе и вну­шает больше доверия к собеседнику.

Существует и обратная связь. С помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомен­дуют шумно вздохнуть, широко открыв рот. Проделав такое упражнение несколько раз, вы почувствуете за­метное облегчение. Большое значение имеет количе­ство вдыхаемого воздуха. Когда его много и вы дышите полной грудью, настроение улучшается и тон голоса непроизвольно снижается. Не случайно интимные бе­седы чаще всего ведут полушепотом.

Во время беседы один из наиболее интересующих нас вопросов — правду ли говорит наш собеседник, не об­манывает ли. Внимательный слушатель может по нюан­сам голоса понять, когда его обманывают. Но не все наблюдательны, а быть обманутым не хочется никому.

И тут на помощь приходят наука и техника. По осо­бенностям голосовых колебаний, поступающих на мем­брану телефонной трубки, можно установить эмо­циональное состояние говорящего. Меняющиеся на индикаторе цифры показывают, каким словам можно доверять, а каким — нет. Такие телефонные аппараты уже появились в продаже в Англии.

СЛОВАРЬ» ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что эти вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков

Наши рекомендации