Понятие и сущность конфликта. Типы конфликтов.

Понятие и сущность конфликта. Типы конфликтов.

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. В зависимости от сторон конфликта выделяют: 1) Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. 2) межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. 3) конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. 4) межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. 5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. По сферам жизнедеятельности людей выделяют:1) бытовые;2) трудовые;3) семейные;4) воинские;5) учебно-педагогические и др.По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:1) статусно – ролевые;2) ресурсные;3) социокультурные;4) идеологические и др.По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

Причины конфликтов.

Причины возникновения конфликтов, так же многочисленны, как и конфликты. Основные причины возникновения конфликтов в организациях следующие:
1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. 2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам. 3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. 4.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага. 5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом. 6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются. 7. Различия в психологических особенностях людей. Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия – центральный орган государственного управления сельским хозяйством и агропромышленным комплексом РБ.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, имеет статус юридического лица, возглавляется министром, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь. Правовое положение Министерства определяется соответствующим Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В Минсельхозпроде образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей и руководителя контрольно-ревизионного подразделения Министерства по должности. В ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие руководящие работники Минсельхозпрода и подчиненных ему организаций. В качестве основных задач Министерства сельского хозяйства и продовольствия определены: • проведение единой государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и координация деятельности других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь в этой отрасли; • совершенствование экономической политики и методов хозяйствования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции; • создание условий для комплексного развития агропромышленного производства, приватизации, развития всех форм собственности; • обеспечение внедрения достижений науки и техники в производство; • осуществление мероприятий по повышению экономического воздействия на эффективность сельскохозяйственного производства и отраслей промышленности, занимающихся переработкой сельскохозяйственного сырья; • создание условий для увеличения ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, улучшения снабжения населения республики продуктами питания. В соответствии с возложенными на него главными задачами Минсельхозпрод: • координирует деятельность сельскохозяйственных, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство организаций, независимо от форм собственности, путем использования своих прав и экономических рычагов; • обеспечивает закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд; • осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности (ветеринарная деятельность, выращивание растений, содержащих наркотические и ядовитые вещества.);• проводит единую государственную политику в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации, химизации земель.

SWOT-анализ.

SWOT-анализ–это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны - преимущества организации; Слабые стороны - недостатки организации; Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. Результатом SWOT-анализа является итоговая матрица, которая служит основой для принятия стратегических решений. Сильные стороны служат той базой, на которую организация должна опираться в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться укреплять и расширять. Слабые стороны – это предмет самого пристального внимания со стороны руководства организации, которое должно делать все возможное для тог, чтобы избавиться от них. Угрозы представляют собой отрицательные тенденции и явления во внешней среде,которые при отсутствии соответствующей реакции со стороны организации могут привести к значительному снижению эффективности ее функционирования. Возможности – это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых может привести к значительному увеличению объема продаж и размеров получаемой прибыли. Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Понятие и сущность конфликта. Типы конфликтов.

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом. Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п. Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. В зависимости от сторон конфликта выделяют: 1) Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. 2) межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. 3) конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые кроме внутри – личностных и межличностных причин включают причины, обусловленные групповой организацией. 4) межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. 5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. По сферам жизнедеятельности людей выделяют:1) бытовые;2) трудовые;3) семейные;4) воинские;5) учебно-педагогические и др.По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:1) статусно – ролевые;2) ресурсные;3) социокультурные;4) идеологические и др.По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).

Причины конфликтов.

Причины возникновения конфликтов, так же многочисленны, как и конфликты. Основные причины возникновения конфликтов в организациях следующие:
1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. 2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам. 3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. 4.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага. 5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом. 6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются. 7. Различия в психологических особенностях людей. Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов.

Наши рекомендации