Формирование кадровой политики предприятия. Подбор, аттестация и расстановка кадров.
Под кадровой политикой предприятия понимают систему теоретических взглядов, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, а также методы этой работы, позволяющие создать высокопроизводительный сплоченный коллектив.
Чтобы кадровая политика соответствовала своему назначению, она должна отвечать целому ряду требований, т.е.:
• тесно увязана как со стратегическими целями, так и с текущими задачами организации;
• вырабатываться в результате обсуждений и консультаций на разных уровнях предприятия;
• сформулирована четко и ясно в письменном виде и охватывать основные направления работы с персоналом;
• доведена до всех сотрудников предприятия;
• содержать в себе конкретные практические шаги по ее реализации;
• отдельные направления кадровой политики должны быть связаны между собой и дополнять друг друга.
Основными целями кадровой политики являются:
• своевременное и качественное обеспечение предприятия персоналом в необходимой численности;
• рациональное использование кадрового потенциала;
• обеспечение условий реализации прав и обязанностей работников, предусмотренных трудовым законодательством.
Принципами работы с персоналом являются:
· формирование кадров организации (планирование, отбор, наём, высвобождение, анализ текучести и т. п.);
· развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);
· совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
Методы подбора персонала основываются на оценке персонала и соответствию его специфике работы предприятия (профессиональной пригодности). Методы оценки персонала можно объединить в три основные группы:
1) прогностический метод. При таком методе широко используются:
· анкетные данные;
· письменные или устные характеристики;
· мнения и отзывы руководителя и коллег по работе;
· личные беседы;
· психологические тесты.
2) практический метод. Проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы. Для этого используется техника пробных перемещений.
3) имитационный метод. Претенденту предлагается решать задачи конкретной ситуации.
В итоге проводится экспертная оценка свойств и деловых качеств личности. В каждом конкретном случае набор критериев оценки будет зависеть от содержания и качества выполняемой в будущем работы. Предпочтение может быть отдано либо профессиональным, либо личным качествам.
Выделяют пять основных критериев оценки:
1) количество труда – определяется объём, результативность, интенсивность труда, использование времени;
2) качество труда – устанавливается доля брака в работе, качество продукции и её соответствие стандарта (мировым образцам);
1) отношение к работе – инициативность работника, его возможность выдерживать большие нагрузки на работе, возможность приспособления к различным ситуациям, особенно новым, и т. п.;
2) тщательность в работе – отношение к средствам производства, их использование, оптимальность использования сырья и материалов, степень учёта материальных затрат на рабочем месте;
3) готовность к сотрудничеству внутри предприятия – участие работника в решении совместных задач, отношения в коллективе, умение участвовать в коллективной работе, реакция на замечания со стороны, другие личные качества.
Названные критерии составляют основу оценки работника, но это не значит, что их нельзя расширить.
Методы аттестации заключаются в процессе аттестации. Аттестация это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Она аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный период.
Аттестация до сих пор остается самым распространенным методом оценки персонала в России.
Аттестация оценивает характеристики работника: квалификацию, уровень знаний и практических навыков, деловые и личностные качества. Критерием оценки является профессиональный стандарт специальностей и должностей лиц, подлежащих аттестации.
Цель аттестации — это не только определение соответствия достижения должностью поставленных целей, задач и функций, это и комплексная аттестация рабочего процесса должности и человека в нем. Аттестовать рабочий процесс должности означает:
• определить, насколько цели должности совпадают со стратегическими целями компании;
• определить, соответствуют ли решаемые задачи должности реализации достижения ее целей;
• выявить приоритетность задач и реализуемых функций — какие функции должности являются приоритетными для достижения целей должности, с одной стороны, и являются ли они приоритетными в их исполнении непосредственно работником — с другой.
Расстановка персонала обеспечивает эффективное замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий и оплаты труда персонала. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает:
1) планирование служебной карьеры. Осуществляется исходя из результатов оценки потенциала и индивидуального вклада, возраста работников, производственного стажа, квалификации и наличия вакантных рабочих мест (должностей);
2) условия и оплата труда. Определяются в договоре размеры гарантированной оплаты и премиальные, оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии;
3) планомерное движение кадров. Повышение, перемещение, понижение и увольнение кадров производятся в зависимости от результатов оценки работников и соответствия условий оплаты труда их жизненным интересам;
Исходными данными для расстановки кадров являются: модели служебной карьеры; философия предприятия; Трудовой кодекс РФ; материалы аттестационной комиссии; договор сотрудника; штатное расписание; должностные инструкции; личные дела сотрудников; Положение об оплате труда; Положение о расстановке кадров.
В подсистеме расстановки кадров формируются следующие документы:
• плановые модели служебной карьеры;
• приказы по личному составу;
• изменения и дополнения к договору;
• штатное расписание с изменениями;
• годовой отчет по движению кадров;
• проекта научной организации труда.