Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства.

Понятие и признаки юридического лица. Филиалы и представительства.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для того чтобы организация признавалась ЮРЛ, она должна удовлетворять следующим признакам:

· Она должна характеризоваться организационным единством, то есть представлять собою нечто целое, включающее в себя отдельные элементы, организационные структуры, подразделения, органы управления.

· Организация должна обладать имуществом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. С позиции этого признака ЮРЛ делятся на такие, которые являются собственниками своего имущества, и такие, которые собственниками своего имущества не являются. Большинство ЮРЛ – собственники: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские и фермерские хозяйства, ассоциации и союзы, общественные и религиозны организации, республиканские государственно-общественные объединения. Не собственники: унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения. За унитарными предприятиями и коммерческими государственными объединениями имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, а за такой разновидностью унитарных предприятий, как казенные предприятия, имущество закрепляется на праве оперативного управления, за учреждениями и некоммерческими государственными объединениями имущество также закрепляется на праве оперативного управления;

· ЮРЛ должно нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Однако это общее правило имеет достаточное количество исключений: хозяйственные товарищества, ОДО, производственные кооперативы, казенные предприятия, учреждения, ч. 2 п. 3 ст. 52 ГК;

· Организация должна от своего имени участвовать в гражданском обороте, а также в защите своих прав;

· Организация должна быть зарегистрирована в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.ЮРЛ – п. 1 ст. 44 ГК.

Филиалы и представительства –обособленные подразделения ЮРЛ. Функции филиалов шире, чем функции представительств. Если представительство создается для представительских целей, заключения сделок от имени и интересов ЮРЛ, защиты его прав, то филиал, помимо этих функций, выполняет еще и производственные функции. Филиалы и представительства ЮРЛ не являются, они действуют на основании положений о них, утвержденных ЮРЛ, а их руководители действуют на основании доверенности. Ст 51 ГК

Индивидуализация ЮРЛ и их товаров и услуг в гражданском обороте (наименование, фирменное наименование, место нахождения, производственная марка, товарный знак и знак обслуживания, географическое указание).

Способы индивидуализации ЮРЛ:

· Наименование – указание ЮРЛ на его организационно-правовую форму. Они указаны в ГК, например, для коммерческих организаций – полное и коммандитное товарищество. Нельзя создать ЮРЛ в организационно-правовой форме, не предусмотренной законодательством;

· Фирменное наименование – специальное название ЮРЛ, которое позволяет отличать или различать ЮРЛ, относящиеся к одной организационно-правовой форме. В обязательном порядке фирменное наименование должны иметь коммерческие организации, а некоммерческие могут иметь его по собственному желанию. Право на фирменное наименование регулируется §1 гл. 67. Право на фирменное наименование не может быть уступлено, кроме случаев реорганизации ЮРЛ или отчуждения предприятия в целом – п. 1 ст. 1016.Лицензионные договоры по поводу фирменных наименований могут заключаться свободно, однако в них должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

Постановление Министерства юстиции от 05.03.09 №20 «О согласовании наименований ЮРЛ»: согласование осуществляется на предмет исключения тождественности предложенного заявителем наименования с название тех ЮРЛ, которые уже зарегистрированы в ЕГР, а также исключение тождественности с наименованием ЮРЛ, которое уже согласовано. УП, основанное на частной форме собственности, не должно содержать в своем наименовании указание на эту форму. П 1.7-1.

При решении вопроса о наименовании нужно иметь в виду Указ от 07.04.2000 №172 № «Об использовании названия РБ в наименовании ЮРЛ»: право использовать это название имеют государственные органы и организации, иные ЮРЛ, если они наделены таким правом Президентом по представлению Совмина. При реорганизации ЮРЛ, которое имело право использовать название РБ в своем наименовании, такое право прекращается и правопреемству не подлежит, хотя иное может быть установлено Президентом.

Также вопрос фирменного наименования регулируется Указом от 31.05.05 № 247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский»: использовать слово «национальный» вправе госорганы и иные организации, имущество которых находится в госсобственности, СМИ, учредителями которых выступают госорганы и иные госорганизации, и иные ЮРЛ, если это право предоставлено им законодательными актами. Слово «белорусский» могут использовать те же организации, что и слово национальный, а также ПП и их союзы, республиканские и общественные объединения и их союзы, РГОО, республиканские профсоюзы и их союзы, банки и их союзы, некоторые другие организации;

· Местонахождение (п. 2 ст. 50 ГК: юридически адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица).

Способами индивидуализации товаров, работ и услуг ЮРЛ являются:

· Производственная марка – словестное обозначение товаров с наименованием товара, ссылкой на его производителя и место его нахождения, а также указание на те нормативно-технические акты, которым соответствует качество товара (этикетка).

· Товарный знак (знак обслуживания) – обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы слова, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Регулирует Законом от 05.02.93 «О товарных знаках и знаках обслуживания» и §2 ст. 67 ГК.

Правовая охрана товарному знаку предоставляется на основании его регистрации в НЦИС или на основании международных договоров. В РБ товарный знак может быть зарегистрирован на имя гражданина или на имя ЮРЛ. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством. Оно удостоверяет приоритет товарного знака, исключительные права владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты подачи заявки в патентный орган. Срок действия свидетельства может продлеваться неограниченное число раз каждый раз на 10 лет.

Различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Коллективным знаком является товарный знак объединения ЮРЛ, предназначенный для обозначения выпускаемых и/или реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. ЮРЛ, входящие в объединение, наряду с коллективным товарным знаком могут использовать и свои товарные знаки.

Право на товарный знак может быть уступлено владельцем по договору организации или гражданину в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, однако уступка не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; оно может являться предметом залога, может передаваться также по лицензионному договору. Однако такой договор должен содержать условие о том, что качество товара лицензиата будет не ниже качества товара лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за исполнением этого условия.

Общеизвестные товарные знаки – это товарные знаки или изображения, которые используются в качестве товарных знаков, которые в результате своего интенсивного использования стало широко известно в РБ среди соответствующих потребителей. Общеизвестными товарные знаки признаёт апелляционный совет при национальном центре интеллектуальной собственности. Сейчас их 14: Спартак, Коммунарка, Мелавица, Санта Бремор и др.

· Географические указания – обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны, или региона, или местности на этой территории, где определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географически происхождением. Регулируется Законом от 17.08.02 «О географических указаниях» и §3 гл. 67 ГК.

Понятие включает в себя два понятия:

Ø Наименование места происхождения товара – обозначение товара, особое свойство которого исключительно или главным образом определяется характерными для определенного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами. Может представлять собой современные или исторические, официальные или неофициальные, полные или сокращенные наименования географического объекта или быть обозначением, ставшим известным в результате его использования;

Ø Указание происхождения товара – обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Оно может быть представлено в виде названия географического объекта или изображения.

Правовая охрана предоставляется только первой составляющей географического указания на основании свидетельства, полученного заявителем в результате регистрации этого наименования в НЦИС. Охрана указанию происхождения товара предоставляется в силу использования этого указания. Указание происхождения товара не подлежит государственной регистрации. Свидетельство на право использовать в наименовании происхождения товара выдается сроком на 10 лет, которые исчисляются с даты подачи заявки в НЦИС, возможно продление срока действия свидетельства каждый раз на 10 лет неограниченное число раз, однако заявление должно быть подано в последний год десятилетнего срока. Одним и тем же наименованием места происхождения товара могут пользоваться несколько заявителей в одной и той же местности. Никакие сделки с наименованием места происхождения товара совершаться не могут.

Образование юридических лиц. Учредители. Учредительные документы. Регистрирующие органы.

Способы создания ЮРЛ:

· Распорядительный: ЮРЛ создается по распоряжению уполномоченного госоргана, и его последующая регистрация не требуется. Считается, что в настоящее время этот способ не применяется, но отдельные его черты можно найти и сегодня при создании некоторых ЮРЛ. В соответствии с п. 1 ст. 123-1, гособъединения создаются по решению Президента Советом Министров, а также по их поручению республиканскими органами госуправления либо по решению органов местного управления и самоуправления.

· Разрешительный: ЮРЛ создается по инициативе учредителей, однако на его создание необходимо получить согласие какого-либо госоргана, например, антимонопольного органа или государственного комитета по имуществу либо Министерства финансов. Закон от 12.12.13 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

· Явочно-нормативный: ЮРЛ создается по инициативе учредителей, проходит государственную регистрацию, в ходе которой проверяется, соблюден ли порядок создания данного ЮРЛ и соответствуют ли положения его устава требованиям законодательства. Являлся у нас основным способом ЮРЛ до декрета №1 от 16.01.09 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».Так создаются банки, общественные объединения и некоторые другие организации.

· Явочный: предполагает создание ЮРЛ в силу осуществления им деятельности на рынке. Характерен для США, у нас не применялся.

· Заявительный: означает, что ЮРЛ создается по инициативе учредителей, оно проходит госрегистрацию, в ходе которой декларирует соблюдение определенных требований, поэтому регистрация носит формальный характер. За достоверность этих сведений учредители ЮРЛ несут ответственность в соответствии с п.6 декрета №1. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Минимальный размер уставного фонда:

· ЗАО – 100базовых величин;

· ОАО– 400базовых величин.

Указ от 28.08.06 №530 «О страховой деятельности»(размеры фондов страховщиков):

· Для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни – 1 000 000 евро;

· Для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни – 2 000 000 евро;

· Для перестраховочной организации – 5 000 000 евро.

Уставные фонды страховых организаций должны быть сформированы в полном объеме к моменту регистрации.

Для банков размер уставного фонда составляет 25 000 000 евро (Инструкция №249 от 28.05.12).

Все ЮРЛ, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании устава, а хозяйственные товарищества – на основании учредительного договора.

По отношению к каждому виду ЮРЛ ГК устанавливает свои требования, связанные с учредительским составом. Некоторые ЮРЛ могут создавать исключительно государством (государственные объединения, республиканские унитарные предприятия).Выдвигаются требования и к количественному составу учредителей. По общему правилу необходимо 2 учредителя (хозяйственные товарищества и общества), иногда 3 и более (производственные и потребительские кооперативы), для некоторых достаточно 1 учредителя (унитарные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства).

Учредительные документы. Учредительный договор (для хоз. товариществ) и устав. По ним все юр. лица можно разбить на 3 группы:

· Действуют на основании устава. (90% юр. лиц. Большинство коммерческих (кроме хоз. товариществ), большинство некоммерческих)

· На основе учредительного договора. (хозяйственные товарищества)

· На основе и того, и того. (союзы общ. объединений, ПП, профсоюзы)

Подавляющую массу ЮРЛ регистрируют областные исполнительные комитеты, которые вправе делегировать свои функции другим местным исполкомам, администрация в районах в городах.

Однако, банки и НКФО, в том числе с иностранными инвестициями, а также расположенные в СЭЗ и Китайско-Белорусском индустриальном парке регистрируются НацБанком.

Страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков независимо от места создания и состава учредителей регистрируются Минфином.

Торгово-промышленная палата регистрируется Минюстом.

Коммерчески и некоммерческие организации в СЭЗ регистрируются администрациями СЭЗ. Коммерчески и некоммерческие организации на территории Китайско-Белорусского парка – администрацией этого парка.

Свои регистрирующие органы определены и для некоммерческих организаций. ПП регистрируются Минюстом, общественные организации – Минюстом (республиканские и международные) и управлением юстиции областного исполкома (местные). Религиозные общины регистрируются областными исполкомами, другие религиозные организации – комитетом по делам религии при СовМине.

Коммерческие с иностранными инвестициями – областными и национальными комитетами.

Большинство коммерческих и некоммерческих – городскими исполнительными комитетами.

Городские исп. Комитеты вправе делегировать свои полномочия нижестоящим органам.

Министерство юстиции регистрируют коммерческие предприятия с участием иностранцев.

Виды юридических лиц (классификация по формам собственности, целям деятельности, вещным правам на закрепленное за ними имущество, правам учредителей на имущество юридического лица, объему ответственности).

ЮРЛ могут быть классифицированы по разным основаниям:

· В зависимости от формы собственности, на которых ЮРЛ основаны – на государственной собственности, на частной собственности;

· Цель деятельности – коммерческие организации и некоммерческие организации.

Ø Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качественной основной цели деятельности и/или распределяют прибыль между участниками.

Ø Некоммерческие организации таких целей не преследуют, а создаются для достижения социальных, культурных, научных, благотворительных целей. Однако в случае предусмотренных законодательными актами некоммерческие организации могут создаваться для удовлетворения материальных, то есть имущественных потребностей граждан (потребительские кооперативы). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по стольку, поскольку она необходима для уставных целей, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно-значимых задач, предусмотренных в их уставах, соответствует этим задачам и предмету деятельности (республиканские государственно-общественные объединения);

· По правам ЮРЛа на свое имущество – на ЮРЛ-собственники и на ЮРЛ не собственники своего имущества (право хозяйственного ведения и оперативного управления);

· По правам учредителей (участников) юридического лица на имущество ЮРЛа – на такие, участники которых имеют обязательственные права на имущество; участники имеют вещные права на имущество; юридические лица, в которых участники не имеют никаких прав на имущество.

Обязательственные права заключаются в следующем:

Ø В возможности принимать участие в управлении ЮРЛом, обычно это бывает непосредственно через общее собрание, посредственно через собрание, которое формируют другие органы

Ø В возможности получать часть прибыли ЮРЛа в виде дивидендов;

Ø В возможности знакомиться с любой информацией, касающейся деятельности ЮРЛа;

Ø В возможности получить часть ликвидационного остатка в случае ликвидации ЮРЛа.

Обязательственные права сопряжены с выполнением определенных обязанностей:

Ø Обязанность по участию в формировании уставного фонда;

Ø Обязанность по сохранению конфиденциальной информации.

К ЮРЛам этой группы относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские и фермерские хозяйства, производственные и потребительские кооперативы.

Вещные права, как правило, означают наличие у учредителя права собственности на имущество ЮРЛа. Если у учредителя вещные права на имущество, то именно ему в случае ликвидации ЮРЛа передается ликвидационный остаток. К ним относятся унитарные предприятия, в том числе казенные, учреждения, государственные объединения.

ЮРЛ, которые не имеют имущественных прав: общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы;

· По объёму ответственности ЮРЛа – на такие, которые несут самостоятельную ответственность в имущественном обороте, и такие, в которых к дополнительной ответственности привлекаются их участники (учредители);

· По необходимости личного участия в деятельности организации – на объединения лиц и объединения капиталов (можно ограничиться внесения своей доли в уставный фонд). К объединениям лиц относятся производственные кооперативы, крестьянские и фермерские хозяйства, хозяйственные товарищества. К объединению капиталов – хозяйственные общества;

· По составу органов управления – на такие, в которых создаются и коллегиальные, и могут создаваться единоличные органы управления, например, генеральный директор акционерного общества, который в свою очередь возглавит дирекцию АО, и такие, в которых органы управления единоличные – государственные объединения, унитарные предприятия.

· По учредительному документу – на ЮРЛ, действующие на основании устава (практически все), и ЮРЛ, действующие на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества);

Общественные объединения

Закон от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях», Декрет Президента от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Общественное объединение – добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Запрещается создавать объединения, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 7 Закона).

Т.о., общественное объединение представляет собой одну из правовых форм некоммерческих организаций, предназначенную для объединения физических лиц с целью совместной реализации целей, имеющих общеполезную, социальную направленность.

Виды объединений:

· Международными признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию РБ (одной или нескольких административно-территориальных единиц РБ) и территорию одного или нескольких иностранных государств.

· Республиканскими признаются общественные объединения, союзы, деятельность которых распространяется на всю территорию РБ.

· Местные - объединения, союзы, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Граждане РБ могут создавать ОО и вступать в них, иностранные граждане, могут быть учредителями международных ОО, создаваемых в РБ, вступать в другие объединения они вправе, если это предусмотрено их уставами (ст. 2).

Учредители– граждане с 18 лет, за исключением молодежных и детских объединений, там учредителями могут быть граждане с 16 лет (ч. 1 ст. 8). Членами объединений могут быть граждане с 16 лет. В случаях, предусмотренных уставом, членами могут быть и граждане до 16 лет при наличии письменного согласия своих законных представителей. Юрлица не могут участвовать в ОО. Объединения имеют фиксированное членство.

Для создания международного объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от РБ и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого объединения (ч. 4 ст. 8).

Для создания республиканского объединения необходимо не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей РБ и г. Минска.

Для создания местного объединения – не менее 10 учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность объединения (ст. 8).

Учр. документ – устав.

Международные и республиканские объединения регистрируются Минюстом, местные – управлениями юстиции облисполкомов (ч. ч. 2, 3 ст. 13). Одновременно регистрируется их символика.

Объединения вправе, а международные – обязаны создавать свои оргструктуры и наделять их правами юрлица. Оргструктуры, наделенные правами юрлица, подлежат госрегистрации, а не наделенные правами юрлица – постановке на учет.

Органы: высший – съезд, конференция, общее собрание или иное собрание (ст. 10). Руководящий орган (совет, правление) избирается из числа членов организации и подотчетен общему собранию. Контрольно-ревизионные органы (ревизионная комиссия, ревизор). Руководителями общественных объединений, их союзов, а также членами их контрольно-ревизионных органов могут быть только совершеннолетние лица.

ОО – собственникисвоего имущества. ОО имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, которая необходима для выполнения их уставных задач, однако эта деятельность должна осуществляться ими только посредством создания коммерческой организации или участия в ней(ч. 3 ст. 20).

Ликвидация осуществляется по решению высшего органа или по решению суда (Верховного или областного). Основания – ст. 29.

Творческие союзы

Кодекс РБ о культуре закрепляет правовое положение творческих союзов. Творческий союз – общественное объединение творческих работников (не менее чем две трети от общего числа членов) и других граждан, которые внесли вклад в сохранение и развитие культуры, созданное на основе общности интересов его членов в определенном виде творческой деятельности для реализации уставных целей (п. 1 ст. 58). Перечень творческих союзов определяется Министерством культуры (п. 2 ст. 58).

Таким образом, в понятие творческого союза по сравнению с ранее действовавшим законодательством включено уточнение, в соответствии с которым не менее чем на две трети он должен состоять из творческих работников, и только в остальной части из других граждан, которые внесли вклад в сохранение и развитие культуры (п. 1 ст. 58 Кодекса); и те, и другие лица могут принимать участие в учреждении этих организаций (п. 2 ст. 59 Кодекса).

Особенности имеет закрепление правоспособности творческих союзов. Творческие союзы относятся к общественным организациям. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ч. 2 п. 1 ст. 117 ГК). В отношении отдельных видов общественных организаций специальное законодательство устанавливает дополнительные ограничения. Например, Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» предписывает для этих организаций осуществление предпринимательской деятельности в допустимых ГК пределах только посредством создания коммерческой организации или участия в ней (ч. 3 ст. 20). В отношении творческих союзов Кодекс предусматривает виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться ими без создания коммерческих организаций и (или) участия в них. Это деятельность по производству фильмов и телевизионных программ; деятельность по реализации образовательной программы учебных курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и других видов учебных курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности; творческая деятельность и развлечения (ч. 2 п. 7 ст. 59 Кодекса).

Профессиональные союзы

Закон от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в действующей ред., Декрет от 26 янв. 1999 г. № 2, которым утверждено Положение о госрегистрации (перерегистрации) профсоюзов и их союзов (ассоциаций).

Профсоюз – добровольная общественная орг-ция, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст. 1 Закона).

Согласно ч. 4 ст. 2 профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры (подразделения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами (положениями) являются юридическими лицами. Этот статус имеют:

· Профсоюзы предприятий, отраслевые профсоюзы, областные объединения профсоюзов, Федерация профсоюзов Беларуси и их органы

· Совет Федерации профсоюзов

· Советы областных объединений профсоюзов

· Республиканские советы председателей профкомов

· Районные, областные, республиканские комитеты профсоюзов республики.

Для создания и деятельности республиканского профсоюза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей РБ и г. Минска, территориального профсоюза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных единиц соответствующей территории, профсоюза в организации и в иных местах работы (учебы) - не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа в организации, но не менее 10 человек (Декрет № 2).

Создавать профсоюзы вправе исключительно граждане Республики Беларусь, однако вступать в эти общественные организации могут и иностранные граждане и лица без гражданства, если такое право предоставлено им уставом профсоюза.

Уставный фонд при создании профсоюза не формируется.Профсоюзы – собственникисвоего имущества.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды (ч. 7 ст. 27). Исходя из перечня недвижимого имущества, которое может находиться в собственности профсоюзов, где указаны спортивные, оздоровительные, учебные, культурно-просветительные комплексы, имущественные комплексы, предназначенные для проведения научных исследований (ст. 27), следует, что профсоюзы имеют право выступать в качестве учредителей учреждений образования и культуры, а также право создавать научно-исследовательские учреждения, оздоровительные, санаторно-курортные и другие аналогичные учреждения.

Политические партии

Закон от 5 октября 1994 г. «О ПП» в ред. Закона от 19 июля 2005 г., Декрет от 26 янв. 1999 г. № 2.

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1 Закона).

Учредителями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом и не ограниченные в дееспособности. Для создания и деятельности партии необходимо не менее 1000 учредителей от большинства областей и г. Минска. Партии имеют фиксированное членство. Членамипартий могут быть только дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел и органов безопасности, КГК, военнослужащие не могут быть членами партий. Президент, члены Центр. Комиссии по выборам и проведению референдумов приостанавливают членство в партиях на весь срок полномочий.

Полит. партии строятся исключительно по территориальному принципу и должны иметь Минскую городскую и областные оргструктуры в большинстве областей, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом, в 6-месячный срок со дня госрегистрации.

Учр. документ – устав. УФ при создании не формируется. Органы:

· Съезд – высший орган;

· Руководящий орган, состоящий не менее чем из 3 членов и осуществляющий руководство полит. партией в период между заседаниями высшего органа;

· Контрольно-ревизионный орган, осуществляющий внутреннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности партии, а также внутренний контроль за соответствием деятельности полит. партии зак-ву и уставу.

Оргструктуры полит. партии в соответствии с уставом партии могут наделяться правами юрид. лица. Оргструктуры полит. партии, наделенные правами юрид. лица, подлежат регистрации, а не наделенные такими правами постановке на учет. Соответствующие действия осуществляют управления юстиции областных, Минского городского исполкомов по месту нахождения руководящего органа организационной структуры. Партиям запрещено иметь оргструктуры на территории иностранных государств.

Партия может иметь флаг, гимн, эмблему, значок, вымпел, галстук, нагрудные и опознавательные знаки, т.е. символику. Госрегистрация партий и их символики осуществляется Минюстом.

Ликвидация полит. партии может осуществляться либо по решению ее высшего органа, либо по решению Верховного Суда в случаях, предусмотренных ст. 32 (например, при совершении действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя, нарушении законодательства или устава в течение 1 года после вынесения письменного предупреждения, при сокращении численности и др.).

Денежные средства и иное имущество ликвидированной политической партии после полного удовлетворения всех требований кредиторов используются на цели, предусмотренные уставом партии,если ее денежные средства и иное имущество в соответствии с законодательными актами не подлежат обращению в доход государства.

Партии – собственникисвоего имущества, они вправе иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их учр. док-тами. Оргструктуры партии вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ними, в пределах, определяемых уставом этой партии.

Полит. партии не имеют права выступать в качестве учредителей коммерческих организаций (но! вправе учреждать собственные СМИ и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством). Партии не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 21, 23).

Фонды

Ст. 118 ГК. Указ от 1 июля 2005 г. № 302 (в действующей ред.) “О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов”, которым утверждено Положение о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь.

Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая орг-ция, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе (п. 1 ст. 118).

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание фондов, имеющих целью осуществление экстремистской деятельности (п. 2 Положения).

Т.о., фонд как юридическое лицо имеет следующие особенности:

· Фонд – это не имеющая членства организация. Учредители фонда не являются его членами, не имеют имущественных прав по отношению к фонду, не принимают участия в деятельности фонда и его управлении, не несут ответственности по его обязательствам.

· Может быть создан одним лицом.

· Для создания необходимо объединение имущественных взносов учредителей.

· Особые цели деятельности – общеполезные: культурные, образовательные, благотворительные и т.д.

Cубъектный соста

Наши рекомендации