Схема стратегического анализа бизнеса
Стратегический анализ бизнеса – это диагностика внешней и внутренней среды деятельности фирмы, которая позволяет оценить эффективность выбранной стратегии, прочность позиции на рынке и конкурентноспособность в ее будущем развитии.
Миссияпредприятия отражает философию бизнеса. Это основная цель, цель существования предприятия. Например, для IBM - это «удовлетворение информационных потребностей», для ЗАО «ЗЭиМ» - это ответственность за гарантии качества». Другие примеры: «постоянно впереди спроса», «всегда вместе с потребителем», «успех ради развития».
Миссия декомпозируется на ряд общих целей:
Экономическая цель – максимизация прибыли, создание экономических условий для обеспечения развития фирмы.
Рыночнаяцель – совершенствование товара, проникновение на рынок.
Инновационная цель – применение прогрессивной технологии, внедрение новейшей техники.
Воспроизводственная цель – поддержание действующих мощностей, модернизация оборудования, реконструкция и расширение производства.
Социальнаяцель – создание/сохранение рабочих мест, обеспечение охраны труда.
Экологическаяцель – предупреждение возможного ущерба природе.
Инвестиционная цель – использование собственных и заемных средств для развития производства.
Состояние и перспективы развития отраслихарактеризуются значениями технических и экономических показателей. К важнейшим показателям отрасли можно отнести:
· номенклатуру товаров;
· размер рынка (кол-во продаваемых изделий, их стоимость);
· темпы роста рынка (по годам);
· уровень удовлетворения спроса;
· количество конкурентов и их структура;
· количество покупателей и их структура;
· суммарные производственные мощности;
· уровень зарплаты;
· уровень рентабельности и др.
В бизнес-планировании, после оценки состояния и перспектив развития отрасли, проводят анализ непосредственного окружения фирмы, так называемой стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).
Оценку СЗХ на предмет её привлекательности проводят с учетом следующих факторов:
· размеров рынка;
· темпов роста рынка;
· стадий жизненного цикла спроса;
· числа конкурентов и потребителей;
· степени интеграции;
· прибыльности;
· др. факторов.
|
Для анализа конкурентных сил может быть использована модель Портера.
Модель предполагает анализ влияния следующих пяти сил конкуренции:
1.предприятия–конкуренты, уже закрепившиеся в СЗХ;
2.проникающие новые конкуренты;
3.конкуренты с товарами–заменителями;
4.экономические возможности покупателей;
5.экономические возможности поставщиков.
Модель Портера выделяет 2 типа конкурентных преимуществ:
1.низкие издержки;
2.специализацию.
Экономические характеристики стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) налагают ограничения на возможности развития предприятия.
Пример анализа показателей СЗХ, связанной с химическим производством (в США), приведен в таблице. По этим показателям можно оценить перспективы развития предприятия, находящегося в этой зоне хозяйствования.
Пример анализа экономических показателей СЗХ:
Показатель | Характеристика показателя |
Размеры рынка | Годовой доход - 400-500 млн. S. Натуральный объем продаж - 4 млн. т. |
Темпы роста размеров рынка | 2 – 3%. |
Стадия ЖЦ – жизненного цикла спроса | Зрелость. |
Число фирм, действующих в СЗХ | Около 30 фирм со 110 предприятиями суммарной мощностью 4,5 млн. т. Доля одной компании на рынке колеблется от 3% до 21%. |
Потребители | Около 2 тысяч фирм, большинство из которых относится к химической промышленности. |
Технологии/ инновации | Технология однородна, меняется медленно, наибольшие изменения в ассортименте продукции – 1-2 новых химических продукта в год, за счет чего и осуществляется рост производства. |
Экономия на масштабах производства | Умеренная; приблизительно равный уровень издержек; возможна экономия на транспортировке сырья и продукта (по нормам загрузки). |
Загруженность мощностей | 90 – 100%; если загрузка будет ниже, то возрастут удельные издержки. |
Прибыльность СЗХ | Примерно на среднем уровне или чуть ниже; наблюдается резкое падение цен при падении спроса и медленный рост цен при его повышении, т.е. прибыльность зависит от спроса. |
Стратегия предприятия – это последовательность целенаправленных воздействий (управлений), переводящих предприятие из одного состояния в другое. Причем синтез управляющих воздействий и средств их реализации определяется всей совокупностью поставленных целей.
Выбор стратегии развития предприятия в каждом случае конкретен. Не существует эталонных универсальных стратегий. Стратегии могут принадлежать к одному из трех типов:
· стратегии роста;
· стратегии стабильности;
· стратегии сокращения.