Предприятие в рыночных условиях
Предприятие– это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие:
· самостоятельно осуществляет свою деятельность;
· распоряжается своей продукцией и прибылью.
В бизнес-плане предприятия обычно отражаются:
· виды (направления) деятельности предприятия;
· отношения (формы) собственности;
· организационно-правовая форма предпринимательства;
· местонахождение;
· организационная структура;
· формы (степень) интеграции (объединения) с другими хозяйственными субъектами.
Сведения о предприятии должны быть изложены кратко и так, чтобы из описания с очевидностью следовало, что предприятие перспективно и имеет преимущества над конкурентами в определенной рыночной нише.
Обоснования перспективности предприятия отражается в подразделе бизнес-плана «Сведения о предприятии». Перечень вопросов следует отразить в этом подразделе.
Предприятие –это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Направления деятельности предприятия определены Уставом. Отдельные виды деятельности осуществляются на основе лицензии.
Отношения собственностиопределены Законом о собственности РФ, в соответствии с которыми могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, госудрственной, муниципальной собственности общественных организаций, иностранных государств, международных организаций, а также предприятия смешанной формы собственности.
По экономической природе, способу организации и деятельности формы предпринимательства можно разделить на 2 группы: частное предпринимательство, коллективное предпринимательство.
Примером частного предпринимательства являются индивидуальные или семейные предприятия.
Группу коллективного предпринимательства образуют: акционерные общества (открытые и закрытые); товарищества; кооперативы и другие виды хозяйственных обществ.
При анализе местонахождения предприятия учитываются:
В бизнес-плане должны быть описаны положительные и отрицательные стороны местоположения предприятия. При анализе местоположения учитываются:
· наличие трудовых ресурсов;
· уровень жизни и региональный уровень зарплаты;
· близость к клиентам и поставщикам;
· транспортные проблемы;
· развитость промышленной и социальной инфраструктуры, энергетики;
· уровень арендной платы.
При описании организационной структуры предприятия следует учитывать следующее. Для сохранения конкурентоспособности предприятия его структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и потребителе, чтобы во главе этой работы стояли компетентные менеджеры. В бизнес-плане обычно указывается тип структуры управления и приводится её описание. Примеры организационных структур приводятся ниже.
Известно, что в процессе развития акционерных обществ усиливаются процессы концентрации производства и централизации капитала. Происходит интеграция (т.е. объединение) производителей. Формами такой интеграции являются:
· холдинги,
· финансово-промышленные группы.
Если предприятие входит в состав корпоративного объединения, то в бизнес-плане следует это отразить, обратив внимание на возможность эффективного использования ресурсов в рамках интеграции, а также на снижение негативного влияния рыночной конъюнктуры.
Примеры организационных структур предприятия.
Рис.235