Разные положения относительно призыва к добру и запрета зла

Вопрос №1082: Некоторое время назад моя сестра вышла замуж за человека, который не совершает молитву. Так как он постоянно находится среди нас, я вынужден общаться с ним и иногда, по его просьбе, я помогаю ему в некоторых делах. Дозволено ли мне, с точки зрения исламского закона, общаться с ним и помогать ему? Какова моя обязанность по отношению к нему?

Ответ: От Вас в обязательном порядке ничего не требуется, кроме призыва к добру и запрещения зла, при наличии необходимых для этого условий. Общение и помощь ему, если это не будет считаться одобрением его пренебрежения молитвой, не является предосудительным.

Вопрос №1083: Дозволено ли великим ученым общаться и поддерживать отношения с неправедными и несправедливыми правителями, в случае, если это уменьшит зло, исходящее от них?

Ответ: Если ученый в таких обстоятельствах будет убежден, что его связь и общение с тираном будет способствовать препятствию исходящего от него зла, и запрет зла по отношению к нему эффективен, или же у него будет какое-нибудь важное дело, требующее того, чтобы ученый находился рядом с тираном, то в этом нет ничего предосудительного.

Вопрос №1084: Несколько лет назад я женился. Я придаю большое значение религиозным предписаниям и в вопросах исламского закона руководствуюсь мнением имама Хомейни. К сожалению, моя жена не придает должного значения религиозным вопросам и иногда, после словесного спора, один раз совершает молитву, но потом вновь оставляет ее. Ее действия сильно мучают меня. Каковы мои обязанности по отношению к ней?

Ответ: Ваша обязанность заключается в создании почвы для ее исправления всеми возможными методами. Вам необходимо воздержаться от всякой грубости, являющейся проявлением невежественности. Будьте уверены, что участие в религиозных мероприятиях и поддержка связи с религиозными семьями сильно помогут в ее исправлении.

Вопрос №1085: Если мусульманин по некоторым признакам узнает, что его жена, которая имеет несколько детей, скрыто совершает нескромные поступки (что не пристало делать женщинам), но он не имеет никаких оснований, с точки зрения исламского закона, для того, чтобы доказать это, например, не может найти свидетеля. Принимая во внимание то, что дети воспитываются этой женщиной, как ему следует обращаться с ней? Как поступать с людьми, о которых знаешь, что они совершают скверные и противоречащие исламским предписаниям поступки, но нет необходимых доказательств, чтобы предъявить их судебным властям?

Ответ: Необходимо воздержаться от дурных мнений и не основываться на предполагаемых признаках и свидетельствах. В случае выявления совершения запретного действия, необходимо удержать человека путем увещевания, наставления и запрета зла. Если удержание от дурного не воздействует на человека, при наличии доказательств, можно обратиться к судебным инстанциям.

Вопрос №1086: Может ли девочка наставлять юношу и помогать ему с уроками, соблюдая при этом предписанные Исламом нормы поведения?

Ответ: В этом нет ничего предосудительного, однако крайне необходимо опасаться искушений и обманов сатаны и соблюдать предписания исламского закона относительно подобных вопросов, таких как отказ от уединения с посторонними лицами противоположного пола.

Вопрос №1087: Какова обязанность сотрудников организации, если они будут видеть, что вышестоящие руководители совершают противоречащие исламскому и государственному закону действия? Снимается ли обязанность призыва к добру и запрета зла с рабочего, если он будет опасаться, что в этом случае ему будет нанесен вред со стороны вышестоящих руководителей?

Ответ: Если наличествуют условия призыва к добру и запрета зла, то необходимо приступить к выполнению этой священной обязанности. В противном случае, от сотрудников не требуется предпринимать ничего. Эта обязанность снимается и при наличии опасности причинения сотрудникам вреда при неисламском правлении. Однако, при исламском правлении, которое обращает внимание на исполнение этой обязанности, тому, кто не способен призвать к добру или запретить зло самостоятельно, необходимо осведомить соответствующие органы, которые назначены исламским правительством для этого дела, и проявить упорство до тех пор, пока не будут искоренены корни разврата и греха.

Вопрос №1088: В одном из государственных учреждений происходят хищения средств из мусульманской казны, и эти хищения продолжаются. Определенный человек знает, что если он возьмет руководство упомянутым учреждением в свои руки, то способен исправить сложившееся положение. Однако это можно сделать лишь посредством дачи взятки одному из руководителей. Дозволено ли дать взятку, чтобы предотвратить хищения из мусульманской казны, совершив, таким образом, меньший грех, чтобы предотвратить больший?

Ответ: Обязанностью тех, кто знает о преступлениях законов, является запрет зла, соблюдая при этом все условия и правила исламского закона. Прибегать к взяткам и другим незаконным действиям для любого дела, даже для предотвращения греха, не дозволяется. В случае осуществления такого действия, запрещенного исламским и государственным законом, в месте, где правит исламский строй, обязанность людей в призыве к добру и запрещении зла не отпадает лишь из-за личной невозможности совершить это. Им необходимо предупредить соответствующие органы и проявить упорство для предотвращения греховных дел.

Вопрос №1089: Относительна ли степень грешности и зловредности дел так, что, сравнивая среду, к примеру, высшего учебного заведения с более худшей в этом плане средой, запрет зла относительно некоторых скверных поступков может быть прекращен по причине того, что они, по сравнению с другими грехами, не считаются злом?

Ответ: Злые и запретные дела, по своей грешности не имеют различий между собой. Однако, возможно, что некоторые из них по сравнению с другими будут иметь большую запретность. Во всяком случае, запрет зла для того, кто обладает необходимыми на то условиями, обязателен с точки зрения исламского закона, отказ от этого не дозволяется. В этом случае, нет разницы между злом в среде учебных заведений и в любой другой среде.

Вопрос №1090: Каково положение относительно алкогольных напитков, которые можно увидеть в тех местах, где работают временно приехавшие в исламское государство иностранцы и употребляют их в местах своего проживания, а также приготовления ими и употребления в пищу свинины? Каково положение относительно их поступков, выходящих за рамки скромности и господствующих моральных устоев? Каковы обязанности руководителей заводов и людей, которые общаются с ними? Как следует поступать, если после уведомления руководства предприятия и соответствующих органов в этом отношении не будет предпринято никаких мер?

Ответ: Соответствующему руководству необходимо приказать им воздерживаться от открытого употребления спиртных напитков и других запрещенных исламским законом продуктов. Ни в коем случае нельзя позволять им совершать поступки, выходящие за рамки сложившихся моральных устоев. Соответствующему руководству необходимо принять подходящие в таких случаях меры.

Вопрос №1091: Некоторые мусульмане с целью призыва к добру и запрета зла, а также наставления и просвещения идут в места, в которых, возможно, присутствуют женщины, не соблюдающие исламские нормы одежды. Так как они идут в такие места с целью призыва к добру и запрета зла, то дозволено ли им смотреть на женщин, не соблюдающих соответствующие нормы одеяния?

Ответ: Случайно взглянуть один раз без греховных намерений непредосудительно, но умышленно смотреть на другие места, кроме как на лицо и на кисти женщины, не дозволяется, даже с целью призыва к добру.

Вопрос №1092: Какова обязанность верующей молодежи в высших учебных заведениях, в которых женщины и мужчины учатся вместе, в отношении разврата, наблюдаемого ими?

Ответ: Им необходимо, избегая всякого разврата, при возможности и наличии условий призыва к добру и запрета зла, приступить к исполнению этого обязательства.


Наши рекомендации