Разные положения относительно хумса.
Вопрос №1036: В 1341 году по солнечной хиджре я следовал мнению имама Хомейни и все свои религиозные налоги давал ему. В 1346 (до Исламской Революции – прим. пер.) году имам Хомейни в ответе на вопрос о религиозных налогах сказал, что ими считаются хумс и закят, а другие государственные налоги и пошлины не считаются ими. Просим пояснить, как нам следует поступать в отношении обязательных выплат, предписанных исламским законом, и государственных налогов, принимая во внимание то, что мы сейчас живем в Исламской Республике.
Ответ: Выплата налогов, которые устанавливает Исламская Республика в соответствии с законодательством, обязательна тем, к кому они относятся, и выплаченные налоги каждого года считаются частью расходов за тот же год. Однако, они не считаются хумсом, и всем обязательно помимо этих налогов также отчислять хумс со своего годового излишка.
Вопрос №1037: Дозволено ли исламским законом конвертировать суммы, отчисляемые в качестве религиозных налогов в стабильную иностранную валюту, учитывая нестабильность других денежных единиц?
Ответ: Это дозволено выплачивающему религиозные налоги, но во время выдачи своих обязательных налогов, он должен пересчитать их по текущему курсу на день выплаты. Однако тот, кто является представителем в получении религиозных налогов и доверенным лицом в этом деле, не может переводить то, что получил, в другую валюту, разве что будет иметь на это разрешение, и нестабильность валюты не является, с точки зрения исламского закона, основанием для этого.
Вопрос №1038: В одной организации по культуре для обеспечения ее материальных нужд был создан коммерческий отдел, капитал которого был собран из религиозных налогов. Обязательна ли выплата хумса с прибыли этого отдела? Дозволено ли тратить хумс на нужды этой организации?
Ответ: Запрещается без разрешения со стороны распорядителя хумса вести коммерческие дела на деньги, собранные в качестве религиозных налогов, пусть даже с намерением использовать доходы на нужды культурной организации. Эти средства необходимо тратить на определенные исламским законом цели. В случае если на эти деньги будет вестись коммерческая деятельность, полученная прибыль зависит от капитала, и ее необходимо использовать в тех обстоятельствах, что и сам капитал и она не облагается хумсом. Нет ничего предосудительного в ведении коммерческой деятельности на деньги, полученные организацией в качестве подарка, и полученная от этого прибыль, в случае, если капитал является собственностью организации, не облагается хумсом.
Вопрос №1039: Какова наша обязанность в тот случае, если мы сомневаемся в том, выплатили хумс или нет, но большая вероятность будет в том, что выплатили?
Ответ: Если предмет сомнения будет из числа облагаемых хумсом вещей, то приобретение уверенности в выплате хумса с него обязательна.
Вопрос №1040: Семь лет назад я должен был выплатить определенное количество хумса. Я договорился с религиозным законоведом о том, что выплачу его постепенно \мудавира\. Одну часть его я выплатил, а другая осталась за мной и я до сих пор не смог ее выплатить. Как мне следует поступить?
Ответ: Одна лишь неспособность выплатить хумс не освобождает Вас от этой обязанности. Вам необходимо выплатить его, как только сможете, пусть это будет сделано постепенно и частями \мудавира\.
Вопрос №1041: Могу ли я посчитать сумму, выплаченную в качестве хумса с необлагаемого им имущества, нынешней задолженностью по хумсу?
Ответ: Если эта сумма была использована в соответствующих обстоятельствах, то она не может считаться выплатой нынешней Вашей задолженности по хумсу, но если та сумма сохранилась и не была использована, то Вы можете потребовать вернуть ее Вам.
Вопрос №1042: Становится ли обязательным хумс и закят детям, не достигшим возраста исполнения религиозных предписаний?
Ответ: Закят с имущества необязателен детям, не достигшим возраста исполнения религиозных предписаний. Однако, если их имущество будет облагаться хумсом (как, например, рудник, или если дозволенное имущество смешается с недозволенным), то его законному попечителю необходимо отчислить хумс с этого имущества. Исключением является хумс с прибыли, полученной с бизнеса, открытого на средства детей, или прибыли их заработка, выплата которого необязательна попечителю, но согласно предосторожности, в случае, если полученная прибыль не будет истрачена, то выплата хумса с нее обязательна после достижения детьми возраста исполнения религиозных предписаний.
Вопрос №1043: Если некий человек часть религиозных налогов, долю Имама Махди (да приблизит Аллах его пришествие!) и прочие деньги, на использование которых в установленных исламским законом обстоятельствах требуется разрешение религиозного законоведа, тратил на нужды одной из религиозных организаций или постройку школы, мечети или хусейнии, то имеет ли он право, с точки зрения исламского закона, взять обратно все то, что потратил в качестве выплаты причитавшихся с него религиозных налогов, или взять обратно их землю или продать построенное здание?
Ответ: Если этот человек с разрешения того, кому он должен был выплатить свои религиозные налоги, и с намерением отчисления причитающихся с него религиозных налогов, использовал свое имущество для постройки школы и т.п., то он не имеет право взять деньги обратно и распоряжаться той собственностью как хозяин.
Ответы на вопросы, касающиеся добычи /анфаль/
Вопрос №1044: Согласно закону о муниципальных землях:
1- Необработанные земли считаются добычей /анфаль/, которыми распоряжается исламское правление.
2- Необработанные и другие земли в городах, имеющие владельцев, в случае необходимости могут быть выкуплены у владельцев государством или муниципалитетом по обычной цене той местности.
Вот мои вопросы:
1- Каково положение, если человек даст в качестве доли Имама (мир ему!) или потомков Пророка (да благословит Аллах его и род его!) необработанную землю, которая была записана на его имя, но перешла в другие руки по закону о муниципальных землях?
2- Каково положение относительно того, кто владеет землей, обработанной или необработанной, и, будучи вынужден государством или муниципальными органами продать ее, согласно закону, даст ее в качестве доли Имама (мир ему!) или потомков Пророка (да благословит Аллах его и род его!)?
Ответ: Неправильно отдавать в качестве хумса необработанную землю, так как она, с точки зрения исламского закона, не является владением того, на чье имя она записана. Также и недвижимость, которая находилась в собственности человека, но законным путем была взята государством или муниципальными органами, за плату или бесплатно, владелец не может отдать в качестве хумса.
Вопрос №1045: Если человек купил землю рядом с кирпичным заводом с целью использования и продажи песка и глины кирпичному заводу, то считается ли она добычей /анфаль/? Если она не считается добычей, то, учитывая те десять процентов, которые выплачиваются муниципальным органам, имеет ли право государство требовать налоги с ее песка и глины?
Ответ: Земля, которую Вы купили, если она обработана, считалась, с точки зрения исламского закона, владением продавца, после купли, становится частным владением покупателя и не считается добычей /анфаль/. Но налоги с продажи ее песка и глины, определенные законом, который был утвержден Собранием исламского совета (в Иране) и подтвержден Советом по защите конституции, необходимо выплачивать и государство имеет право требовать этого.
Вопрос №1046: Имеет ли муниципалитет исключительное право на песок и гравий со дна рек для использования их с целью благоустройства и строительства в городе и т.п.? Если он имеет такое право, то принимаются ли во внимание интересы того, кто заявляет, что он является их владельцем?
Ответ: Муниципалитет имеет на это право, а утверждения некоторых людей о частной собственности дна больших и общих рек во внимание не принимаются.
Вопрос №1047: Сохраняется ли приоритет племен на использование своих пастбищ (каждое племя относительно своих пастбищ) после их решения вернуться обратно в те местности, откуда они ранее переселились, принимая во внимание то, что такие переселения были приняты издавна и продолжались на протяжении десятков лет?
Ответ: Утверждение права их приоритета на использование пастбищ, после их переселения с той местности, с точки зрения исламского закона, проблематично, в этом случае, лучше проявить предосторожность.
Вопрос №1048: Наше село, с точки зрения пастбищ и посевных земель, находится в затруднительном положении. Общие расходы села обеспечиваются путем продажи трав пастбищ. Это продолжается и после победы Исламской Революции, но руководство села запретило нам делать это. Принимая во внимание материальную бедность жителей села и необработанность земель, имеет ли право Совет села запретить его жителям продавать травы пастбищ и доход, получаемый путем продажи травы, пускать на обеспечение общих расходов села?
Ответ: Трава общественных и природных пастбищ, не находящихся ранее в частной собственности, не является частным владением кого-либо и никому не дозволяется ее продавать. Однако, тот, кто со стороны государства руководит делами села, может для общих интересов села брать определенную плату у тех, кому дозволено пасти свой скот на тех пастбищах.
Вопрос №1049: Дозволено ли племенам присвоить летние и зимние пастбища, по которым они кочевали десять лет назад?
Ответ: Природные пастбища, не являвшиеся ранее частной собственностью, считаются добычей /анваль/, которыми может распоряжаться политический лидер мусульман. То, что раньше там кочевали племена, не является поводом для их присвоения.
Вопрос №1050: В каких случаях правильна купля-продажа племенных пастбищ?
Ответ: Пастбища, не принадлежащие никому ранее, считаются общей добычей /анфаль/, купля-продажа которых ни в коем случае не дозволяется.
Вопрос №1051: Наша профессия – животноводство. Наши стада пасутся в лесу, мы занимаемся этим уже более пятидесяти лет. У нас есть документ, доказывающий то, что мы путем наследования являемся законными владельцами этого леса. Кроме того, эти леса являются вакфом повелителя правоверных Али (мир ему!), господина мучеников Хусейна (мир ему!) и Абуль-Фадл аль-Аббаса (мир ему!), животноводы годами жили в этом лесу, имеют жилые дома, посевные земли и сады. Недавно, лесники решили выселить нас и захватить лес. Имеют ли они право выселить нас из этого леса?
Ответ: Так как, с точки зрения исламского закона, правильность вакфа обусловлена предыдущей собственностью, как и передача собственности путем наследства обусловлена законной собственностью наследующего, поэтому, природные леса и пастбища, которые до сих пор не были ничьим имуществом и которые раньше не обрабатывались, не являются частной собственностью кого-либо, чтобы их вакф был правильным и чтобы они были переданы путем наследства. Во всяком случае, то количество леса, которое обработано как место для посева или жития и т.п. и стало собственностью, с точки зрения исламского закона, если будет вакфом, то право на распоряжение им имеет тот, кто является управляющим (мутавалли), с точки зрения исламского закона. Если не будет вакфом, то право на распоряжение имеет его владелец. То количество лесов и пастбищ, которые остались в своей природной форме, считаются общей добычей /анфаль/, которыми распоряжается исламское государство на основании законных установлений.
Вопрос №1052: Дозволено ли животноводам, имеющим право пасти свой скот, входить в находящиеся рядом с пастбищем частную посевную землю других для того, чтобы они сами и их скот пили воду той земли, без согласия ее владельца?
Ответ: Одного лишь права пасти скот в пастбищах, расположенных рядом с частными землями, недостаточно для дозволенности входить в них и пить воду, находящуюся там, без согласия собственника.
Джихад
Вопрос №1053: Каково положение относительно объявления джихада во время сокрытия непорочного Имама (да укорит Аллах его пришествие!)? Дозволено ли верховному лидеру мусульман давать указ, объявляющий начало священной войны?
Ответ: Вполне возможно, что верховный лидер мусульман может дать указ об объявлении священной войны, в случае, если это будет необходимо, и приоритет за этим мнением.
Вопрос №1054: Каково положение относительно защиты Ислама, без разрешения родителей, если человек почувствует угрозу Исламу?
Ответ: Защита Ислама и мусульман обязательна и не зависит от согласия родителей. Однако будет лучше, если человек получит их согласие.
Вопрос №1055: Находятся ли люди Писания, проживающие в исламских государствах, под защитой мусульман, т.е. из числа «ахл аз-зимма»?
Ответ: До тех пор, пока они подчиняются законам исламского государства, под защитой которого живут, и не совершают деяний, противоречащих их безопасности, они считаются союзниками /му‘ахид/.
Вопрос №1056: Дозволено ли мусульманину брать себе в рабы неверующего, будь он из людей Писания или нет и вне зависимости от того, женщина это или мужчина, а также без разницы, в каком месте это произошло: на территории неверных или мусульман?
Ответ: Это не дозволяется. В случае, когда неверующие нападут на исламские территории, и часть из них попадет в плен к мусульманам, судьбу военнопленных решает исламский правитель, и никто из мусульман не имеет права распоряжаться судьбой пленных.
Вопрос №1057: Дозволено ли проливать кровь человека, которого нельзя убивать по Исламу, в случае, если защита Ислама будет зависеть именно от этого убийства?
Ответ: Проливать кровь человека, которого нельзя убивать по Исламу, не дозволяется с точки зрения исламского закона, и это противоречит предписаниям истинного Ислама. Таким образом, заявление о том, что защита Ислама зависит от убийства безгрешного человека, бессмысленно. Однако если под этим подразумевается то, что любой религиозно обязанный человек, приступая к джихаду на пути Всевышнего Аллаха и встав на защиту религии Ислам, может быть убит, то это имеет разные обстоятельства. Если религиозно обязанный человек почувствует, что Ислам в опасности, то он должен встать на его защиту, даже в случае вероятности своей смерти.
Призыв к добру и запрет зла