Разные положения относительно поста

Вопрос №824: Каково положение относительно женщины, у которой во время поста по определенному обету начнется менструальный цикл?

Ответ: При менструации пост аннулируется. Возмещать его нужно после ритуального очищения.

Вопрос №825: Некий человек с первого числа месяца рамадан по двадцать седьмое число того же месяца соблюдал пост на своей родине. На утро двадцать восьмого числа он поехал в Дубаи и, приехав туда двадцать девятого числа, увидел, что там уже объявили праздник Разговения (‘ид аль-Фитр). Теперь он вернулся к себе на родину. Нужно ли ему восполнить пост пропущенных им дней? Если он будет восполнять пост за один день, то месяц рамадан для него будет состоять из двадцати восьми дней. Если же захочет восполнить пост за два дня, то ведь он был двадцать девятого там, где объявили праздник. Поясните, пожалуйста, как ему поступить?

Ответ: Если объявление о празднике в том месте было правильным с точки зрения исламского закона, то восполнять пост того дня необязательно, однако, это говорит о том, что один день поста был пропущен в начале месяца рамадан. Поэтому, ему необходимо восполнить пост того дня, в пропуске которого он уверен.

Вопрос №826: Каково положение относительно поста того, кто после захода солнца поел в одном месте, а затем поехал туда, где еще солнце не зашло? Дозволено ли ему употреблять пищу до захода солнца в том месте?

Ответ: Его пост считается действительным. Употребление пищи в том месте до захода солнца, учитывая то, что он уже поел после захода солнца в другом месте, дозволено.

Вопрос №827: Один мученик /шахид/ завещал одному из своих друзей соблюсти из предосторожности от его имени несколько пропущенных им дней постов, но наследники мученика являются людьми, не соблюдающими религиозные предписания, и невозможно сказать им об этом завещании. Соблюдение поста другом мученика создает трудности для него. Как нужно поступить в таком случае?

Ответ: Если мученик завещал своему другу, чтобы тот сам лично постился за него, то, в таком случае, его наследники не имеют никаких обязанностей по этому поводу. Если соблюдение поста создает трудности для друга, то на нем нет никаких обязанностей.

Вопрос №828: Я человек, слишком много сомневающийся. Иными словами, часто сатана искушает меня. Я сомневаюсь в правильном исполнении религиозных предписаний, в особенности, касающихся практических вопросов. Одним из таких сомнений является вопрос о том, проглотил ли я густую пыль, попавшую мне в рот, в месяц рамадан или нет, или выплюнул ли я всю воду, которая проникла мне в рот. В результате я сомневаюсь, действителен ли мой пост?

Ответ: Ваш пост, в упомянутом случае, считается действительным, а все эти сомнения не имеют никакой силы.

Вопрос №829: Достоверен ли хадис «Киса», переданный ее светлостью Фатимой Захрой? Дозволено ли в состоянии поста приписывать его Фатиме Захре?

Ответ: Это непредосудительно, если приписывание будет в виде передачи из книг, в которых изложен этот хадис.

Вопрос №830: От некоторых ученых и прочих людей мы слышали, что если человека, соблюдающего желательный пост, пригласят на употребление пищи, то он может принять это приглашение и попробовать немного еды, и при этом его пост не аннулируется, а имеет даже вознаграждение. Просим пояснить нам этот вопрос.

Ответ: Принятие человеком, соблюдающим желательный пост, приглашения верующего рекомендуется исламским законом. Употребление пищи по приглашению верующего, хотя и аннулирует пост, но не лишает его вознаграждения от поста.

Вопрос №831: Каково положение относительно чтения специальных молитв месяца рамадан, каждая из которых предназначена для определенного дня, в случае сомнения в их правильности?

Ответ: Во всяком случае, непредосудительно человеку читать их с надеждой на то, что они действительно рекомендуются и поощряются религией.

Вопрос №832: Некий человек хотел соблюсти пост, но до призыва на утреннюю молитву он не проснулся и не поел чего-нибудь, поэтому не смог поститься. Грех несоблюдения поста лежит на том, кто должен был поститься, или на том, кто не разбудил его? Действителен ли пост, если человек будет поститься, не поев чего-нибудь до призыва на утреннюю молитву?

Ответ: В этом случае, на других не ложатся никакие обязательства. Соблюдение поста без приема пищи до призыва на утреннюю молитву действительно.

Вопрос №833: Каково положение относительно поста третьего дня во время «И‘тикаф» (специальный религиозный обряд уединения в мечети) в запретной мечети (масджид аль-харам)?

Ответ: Если человек является путником и намерен остаться десять дней в Высокочтимой Мекке или же дал обет поститься в пути, то ему необходимо после двух дней соблюдения поста, завершить свой обряд И‘тикаф соблюдением поста на третий его день. Но если он не намерен остаться десять дней и не дал обет о соблюдении поста в пути, то его пост в пути недействителен, это означает отсутствие необходимости совершения обряда И‘тикаф.

Вопрос №834: Просим Вас пояснить свое мнение по поводу проведения специального обряда уединения в мечетях \и‘тикаф\: имеет ли значение то, соборная это мечеть или нет. Что считается соборной мечетью?

Ответ: Правильно проводить этот обряд в соборной мечети и непредосудительно в любой другой мечети в надежде на принятие Всевышним. Определение же соборной мечети было дано в разделе молитвы.

Ответы на вопросы, касающиеся наблюдения луны

Вопрос №835: Как Вы знаете, луна в конце или в начале месяца бывает в одном из указанных ниже состояний:

- восход луны до захода солнца;

- восход луны во время захода солнца;

- восход луны после захода солнца.

Какое из указанных выше состояний можно с помощью точных электронных программ-счетчиков использовать для измерения в удаленных от места наблюдения точках земного шара? Можно ли использовать такие счетчики для определения начала месяца до восхода луны, или непременно нужно ее увидеть?

Ответ: Критерием начала месяца является новолуние, когда луна взойдет после захода солнца, и которое можно увидеть обычным методом. Научные расчеты, если они не вызывают уверенность религиозно обязанного человека, не обладают никакой силой.

Вопрос №836: Если новолуния в месяце шавваль не будет видно в одном городе, но по телевидению и радио объявили о его наступлении, то достаточно ли этого объявления или необходимо выяснять дальше?

Ответ: Если это даст уверенность в наступлении новолуния, или это будет объявлено от имени лидера мусульман, то этого достаточно и нет необходимости в дальнейшем выяснении.

Вопрос №837: Если определение начала месяца рамадан и благословенного праздника Фитр будет затруднено из-за облачной погоды и невозможности наблюдать новолуние, а тридцать дней месяца ша‘бан или рамадан не прошли, то дозволено ли тем, кто живет в Японии, начинать и заканчивать поститься тогда, когда это делают в Иране или довериться календарю? Какова наша обязанность в таком случае?

Ответ: Если начало месяца не будет точно установлено путем наблюдения новолуния даже в соседних городах, имеющих такой же часовой пояс, или путем свидетельства двух справедливых людей, или путем указа местного религиозного авторитета, то необходимо проявить предосторожность до того, пока не выяснится новолуние. Наблюдение луны в Иране, находящемся на западе от Японии, для жителей Японии не имеет никакой силы.

Вопрос №838: Является ли соответствие часовых поясов условием корректности для наблюдения луны или нет?

Ответ: Наблюдения луны в городах, имеющих тот же часовой пояс, или близлежащих городах или в городах, расположенных на востоке, достаточно.

Вопрос №839: Как определить, какие города находятся в одном часовом поясе?

Ответ: Это города, лежащие на одной географической долготе. То есть, если два города находятся на одной долготе, то они имеют один часовой пояс.

Вопрос №840: Принимая во внимание то, что часовые пояса Тегеранской области и Хорасана не соответствуют часовому поясу города Бушехра, дозволено ли жителям Бушехра не соблюдать пост, если в двадцать девятый день месяца рамадан в Тегеранской области и Хорасане будут отмечать праздник «Фитр»?

Ответ: Если разница между часовыми поясами двух городов будет такой, что, в одном городе люди уже увидят новолуние, а в другом еще нет, то факта наблюдения луны в городах, расположенных на западе, недостаточно для жителей городов, расположенных на востоке, в которых солнце заходит раньше, в противном же случае - достаточно.

Вопрос №841: Если между учеными одного города возникнут разногласия по поводу наступления новолуния и праведность этих ученых будет очевидна для религиозно обязанного, а также он будет уверен в точности их аргументации, то как ему поступить в таком случае?

Ответ: Если разногласие двух свидетелей будет в виде подтверждения факта и отрицания его, т.е. один из них будет утверждать, что новолуние наступило, а другой отрицать это, то в таком случае свидетели противоречат друг другу, и доказательства обоих свидетелей теряют убедительность. Обязанностью человека является то, чтобы он оставил оба мнения и в вопросе соблюдения или несоблюдения поста поступил в соответствии с принципом наличия обязанности. Но если их разногласия будут заключаться в том, что один будет подтверждать факт, а другой не будет иметь об этом сведений, то есть, некоторые будут утверждать, что видели новолуние, а другие, что не знают об этом, то слова первых, если они праведны, имеют для религиозного обязанного доказательную силу, с точки зрения исламского закона, и он может руководствоваться ими. Также если местный религиозный законовед, пользующийся авторитетом, даст указ о наступлении новолуния, то его указ для всех религиозно обязанных с точки зрения исламского закона имеет доказательную силу, и ему нужно следовать.

Вопрос №842: Если человек увидев новолуние, будет знать, что наблюдение новолуния для местного религиозного законоведа по какой-либо причине невозможно, то нужно ли ему уведомить религиозного законоведа о наступлении новолуния?

Ответ: Это необязательно, разве что, в случае, если неуведомление об этом факте принесет иметь вред.

Вопрос №843: Как Вы знаете, большинство религиозных законоведов в своих сборниках фетв изложили пять методов для выяснения начала месяца шавваль, среди которых нет подтверждения самим местным религиозным авторитетом, почему же большинство верующих разговляются, узнав о том, что религиозному законоведу очевидно наступление новолуния месяца шавваль? Какова обязанность того, кто этим путем не достигает уверенности в наступлении новолуния?

Ответ: Пока местный религиозный авторитет не даст указ о наступлении новолуния, одного лишь его мнения о наступлении новолуния не достаточно для следования ему в этом, разве что он получит уверенность в его наступлении.

Вопрос №844: Если политический лидер мусульман даст указ о том, что завтра будет праздник, и по телевидению и радио объявят, что в нескольких городах увидели новолуние, то распространяется ли указ о наступлении праздника на всю территорию государства или это касается лишь тех областей, в которых увидели новолуние и тех, которые находятся в том же часовом поясе?

Ответ: Если указ религиозного законоведа будет касаться всей страны, то он и с точки зрения исламского закона распространяется на все ее города.

Вопрос №845: Является ли малый размер луны и ее тонкость, а также наличие у нее признаков луны первой ночи основанием полагать, что предыдущая ночь не была первой ночью нового месяца, а была тридцатой ночью предыдущего? Если кого-нибудь обнаружит по этим признакам наступление праздника и, таким образом, получит уверенность, что предыдущий день не был праздничным, то нужно ли возмещать пост тридцатого дня месяца рамадан?

Ответ: Один лишь малый размер луны и нахождение ее низко над землей, или ее большой размер и нахождение высоко, или тонкость и широта не является доказательством с точки зрения исламского закона для того, чтобы выяснить первая эта ночь или вторая. Однако, если религиозно обязанный таким путем получит знание о чем-то, он должен поступить в соответствии со своим знанием.

Вопрос №846: Дозволено ли, основываясь на ночи полнолуния (четырнадцатая ночь), как на точке отсчета, определить начало месяца и прояснить положение относительно сомнительного дня /йаум аш-шакк/? Например, точно выяснить, когда был тридцатый день месяца рамадан, в который действовали соответствующие предписания, то есть тому, кто не соблюдал пост, основываясь на словах свидетелей, вынести указание о возмещении поста и тот, кто, основываясь на принципе «истисхаб» (принцип предыдущей уверенности) о продолжении месяца рамадан, соблюдал пост, и выполнит ли он таким образом свою обязанность?

Ответ: Указанное не имеет доказательной силы с точки зрения исламского закона, но если это даст человеку знание о чем-то, то ему необходимо поступить в соответствии с этим знанием.

Вопрос №847: Является ли наблюдение новолуния в начале месяца общественной обязанностью, при выполнении которой она отпадает от других \ваджиб кифаи\, или же это обязательная предосторожность?

Ответ: Само по себе это не является религиозной обязанностью.

Вопрос №848: Каковы методы для определения наступления новолуния (начала месяца рамадан и праздника Разговения \‘ид аль-фитр\)?

Ответ: Это наблюдение новолуния самим религиозно обязанным, свидетельство двух справедливых людей, общая известность, дающая знание, завершение тридцати дней с начала месяца или указ местного религиозного законоведа.

Вопрос №849: Если можно руководствоваться тем, что объявляется государственными средствами массовой информации по поводу новолуния, и в других странах это считается достаточным для подтверждения наступления новолуния, то обязательно ли, чтобы объявляющее государство было исламским, или же можно руководствоваться этим объявлением, даже если это угнетающее и тираническое государство?

Ответ: Критерием в данном вопросе является уверенность в том, что новолуние в определенном месте наступило.

Вопрос №850: Достаточно ли наблюдения новолуния при помощи бинокля, телескопа и тому подобных предметов?

Ответ: Нет разницы между наблюдением новолуния невооруженным глазом или с помощью специальных приборов, оно обладает такой же доказательной силой. Критерием является именно зрительное наблюдение месяца, а наблюдение ли это невооруженным глазами или при помощи бинокля и т.п. – не имеет значения с точки зрения исламского закона. Что же касается получения картинки с помощью компьютера и всего того, что нельзя назвать зрительным наблюдением, то не стоит полагаться на это с полной уверенностью.

Ответы на вопросы, касающиеся хумса – выплаты одной пятой части дохода

Подарок \хадия\, выигрыши в банковских лотереях, махр, наследство

Вопрос №851: Взимается ли хумс с подарков и призов, которые человек дарит своим близким и родственникам?

Ответ: Хумс не взимается с подарков, кроме тех, что даются на память. А что же касается подарков на память, то с них, скорее всего, нужно выплачивать хумс.

Вопрос №852: Взимается ли хумс с простых и праздничных подарков?

Ответ: Хумс не взимается с подарков. Однако, исходя из предосторожности, лучше выдать хумс с подарка, если он не истратится в течение года.

Вопрос №853: Обязательно ли выплачивать хумс с подарков, банковских призов и т.п.?

Ответ: Хумс не взимается с подарков и призов.

Вопрос №854: Взимается ли хумс с того, что выплачивается специальной организацией по делам шахидов семьям шахидов, если это превышает размеры их годового расхода?

Ответ: С того, что выплачивается в помощь семьям шахидов, хумс не взимается.

Вопрос №855: Считается ли то, что дается человеку отцом, матерью, братом или еще кем-нибудь из родственников, подарком? Если тот, кто дает это, не выплачивает хумс со своих средств, то должен ли тот, кто получает, выдать хумс с этого?

Ответ: Считается ли это подарком, зависит от намерения дающего. До тех пор, пока получивший не приобретет полной уверенности в том, что с этих средств не выплачен хумс, выплата от него не требуется.

Вопрос №856: Человек вложил средства в специальный фонд хаджа, чтобы отправиться в желательный хадж, но умер, не успев сделать этого. Каково положение относительно вложенных им средств? Нужно ли потратить их на то, чтобы кто-то отправился в хадж от его имени? Нужно ли выплатить с них хумс?

Ответ: Тот счет (на хадж) на данный момент считается частью его наследства. Не обязательно тратить эти средства на то, чтобы кто-то совершил за него этот хадж, если за покойным не осталось несовершенного хаджа или он не завещал этого. Если с того, что он заплатил для поездки в хадж, должен был взиматься хумс, и покойный не выплатил его, то необходимо сделать это.

Вопрос №857: Я подарил своей дочери на свадьбу квартиру, взимается ли с этого хумс?

Ответ: С Вашего подарка дочери, такого как квартира, не взимается хумс, если этот подарок, с точки зрения общественного мнения соответствует Вашему материальному положению, и Вы сделали его в течение одного года.

Вопрос №858: Дозволено ли человеку подарить деньги своей жене до окончания года (для выдачи хумса), зная, что она будет копить их на покупку дома или чего-нибудь еще, в чем они нуждаются?

Ответ: Это дозволено и тогда с тех средств, что он подарит своей жене, не взимается хумс, если это, с точки зрения общественного мнения, будет соответствующим его материальному положению подарком, и если это не делается с целью избежать выдачи хумса.

Вопрос №859: Муж и жена, до наступления момента выдачи хумса дарят свою годовую прибыль друг другу с целью избежать выплаты хумса. Просим пояснить положение относительно хумса таких людей.

Ответ: Необходимость выплаты хумса не отпадает в случае подобных подарков, которые делаются для того, чтобы избежать выплаты хумса.

Вопрос №860: Сад отца перешел во владение сына как подарок или наследство. В то время этот сад не стоил больших денег, но сейчас при продаже его цена сильно отличается от прежней. Нужно ли выплатить хумс с разницы между старой и новой ценой, что является результатом роста цен?

Ответ: С наследства и подарков не взимается хумс даже при их продаже по возросшей цене, если только сохранение у себя этого сада не происходило с намерением торговли и того, чтобы дождаться повышения цен.

Вопрос №861: Я до сих пор не женат. Дозволено ли мне вложить часть имеющихся в наличии средств в банк, чтобы использовать их для моей свадьбы в будущем?

Ответ: Если, выплатив хумс с тех средств, Вы не сможете на них устроить все для своей свадьбы, то хумс с них не взимается.

Вопрос №862: В книге имама Хомейни «Тахрир аль-василя» сказано, что с махра жены не взимается хумс, но не пояснено к какому махру это относится: выдаваемому сразу \муа‘джжаль\ или откладываемому \муаджжаль\. Просим Вас пояснить это.

Ответ: Нет разницы между выдаваемым сразу \муа‘джжаль\ и откладываемым \муаджжаль\ махром, а так же все равно, выдается он деньгами или товарами.

Вопрос №863: Государство подарило рабочим на праздник некоторые товары, и что-то из них остается до начала следующего года. Если это подарок, с него не взимается хумс. Однако служащие для получения этих «подарков» платят некоторую сумму денег, то есть это нельзя назвать подарками в полном смысле этого слова, но то, что они платят гораздо ниже рыночной цены. Должны ли они выплатить хумс с той суммы, что заплатили для получения тех «подарков», или им следует выплатить хумс с их рыночной цены, или же это все-таки считается подарком и хумс не взимается?

Ответ: В описанном случае, так как часть из этих товаров выдается бесплатно, а часть из них покупается сотрудниками, им необходимо выплатить хумс с оставшейся части этих товаров или со стоимости всех их, исходя из той цены, что они за них заплатили.

Ответы на вопросы относительно кладов, добычи дозволенных средств \халяль\, смешанных с запретными \харам\

Вопрос №864: Каково Ваше мнение относительно клада, который человек находит в земле, принадлежащей ему?

Ответ: Если не будет известно, что этот клад принадлежит предыдущему владельцу земли, то клад принадлежит нашедшему. С этого клада нужно выплачивать хумс, если стоимость его достигает двадцати динаров золотом или ста дирхамов серебром. Это в тех случаях, когда никто не помешал нашедшему завладеть кладом. Если же кто-нибудь, например государство, помешает нашедшему завладеть кладом и заберет его силой, то, если у нашедшего останется часть клада в упомянутом размере, с него взимается только хумс с этой части. Если же у него ничего не останется, то хумс с него не взимается.

Вопрос №865: Если в здании, принадлежащем определенному человеку, будет найдено некоторое количество серебряных монет примерно столетней давности, то принадлежат ли они владельцу здания или его законному наследнику (например, покупателю) или нет?

Ответ: Это считается кладом, и положение относительно него уже пояснено выше.

Вопрос №866: У нас есть сомнение в следующем: в наше время обязательно выплачивать хумс с полезных ископаемых, так как необходимость выплаты хумса с них следует из общепринятых положений исламского закона, с точки зрения всех великих ученых. Одно лишь то, что государство дарит эту собственность мусульманам, не отменяет выплаты хумса. Тут возможны три варианта. В первом государство само лично занимается добычей полезных ископаемых, тогда оно рассматривается как добытчик, который дарит или дает добытые им полезные ископаемые в качестве подаяния народу. В обоих случае это попадает под положение о необходимости выплаты хумса, так как нет доказательства на ограничение. Во втором варианте можно сказать, что государство занимается добычей полезных ископаемых по доверенности народа, тогда добытчиком на самом деле является народ и выплачивать хумс тоже должен дающий доверенность (т.е. народ). В третьем варианте государство по праву власти над людьми занимается разработкой месторождений и в таком случае добытчиком является либо само государство, либо, как в случае наместничества, добытчиком считается все-таки подвластный народ. В любом случае мы не выходим за пределы действия положения о необходимости выплаты хумса. Принимая во внимание то, что полезные ископаемые не подобны обычному доходу, с которого не взимается хумс в случае его траты или дарения кому-либо, каково Ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Условием обязательности выплаты хумса с полезных ископаемых является то, чтобы доля каждого из добывающих достигала определенного исламским законом размера \насаб\, а также то, чтобы добытое ими становилось их собственностью. А те ископаемые, что добываются государством не являются ни частной, ни групповой собственностью и поэтому не соответствуют непременным условиям для изъятия хумса. В таком случае нет необходимости в выплате хумса с полезных ископаемых со стороны государства. Это не является исключением из положения о хумсе с добываемых полезных ископаемых. Если же полезные ископаемые будут добываться одним человеком или группой лиц, то при увеличении его прибыли, или же доли каждого из партнеров, после вычета расходов на добычу и т.п., до определенного исламским законом размера (10 динаров золотом или 100 дирхамов серебром) необходимо выплатить хумс.

Вопрос №867: Если дозволенные \халяль\ средства человека смешались с запретными \харам\, то каково положение относительно этих средств? Как можно все их сделать дозволенными \халяль\? Как ему следует поступать в случае уверенности в запретности тех средств и отсутствия его?

Ответ: Если он уверен в том, что в его деньгах есть доля запретных \харам\ средств и не знает ни ее размера, ни хозяина, то для того чтобы все эти средства стали для него дозволенными \халяль\ нужно выдать с них хумс. Если же он сомневается в том, смешались ли его средства с запретными \харам\ или нет, то от него ничего не требуется.

Ответы на вопросы относительно долгов, заработной платы, страховок и пенсий

Вопрос №868: Должны ли работники выплачивать хумс, если у них кое-что остается сверх годового расхода, принимая во внимание то, что за ними есть долги в рассрочку и без нее?

Ответ: Если эти долги появились в результате одалживания у кого-либо или покупки чего-либо в кредит за прошлый год (для которого считается годовой расход и хумс), то это считается частью их годового расхода и размер долга следует вычесть из оставшихся средств. В противном же случае они должны выплатить хумс со всех оставшихся сверх годового расхода средств.

Вопрос №869: Взимается ли хумс с тех средств, что выплачиваются страховыми компаниями застраховавшемуся лицу в случае, когда застраховавшийся терпит ущерб или переносит травму?

Ответ: С денег, выплачиваемых страховыми компаниями застраховавшемуся, хумс не взимается.

Вопрос №870: Страховая компания должна выплатить мне в ближайшие дни определенную сумму денег (плата за лечение). Взимается ли с них хумс?

Ответ: Хумс не взимается с выплат по страховкам.

Вопрос №871: Нужно ли выплачивать хумс с денег, взятых в долг для совершения хаджа?

Ответ: Хумс не взимается с денег, взятых в долг.

Вопрос №872: Я на протяжении пяти лет выплачивал деньги жилищному фонду в надежде получить землю под дом. Но до сих пор этот процесс не дал результатов. Поэтому я хочу вернуть вложенные мной средства, часть из которых я одолжил, часть получил, продав ковер, а остальное было взято из зарплаты моей жены, которая работает учительницей. Прошу ответить на следующие два вопроса:

1) Если я смогу получить свои деньги назад и потратить их только для приобретения дома или земли под него, то должен ли я выплатить с них хумс?

2) Каков размер хумса, который я должен выплатить?

Ответ: В описанном случае хумс не взимается с денег, взятых в долг и полученных в результате продажи необходимых для жизни вещей.

Вопрос №873: Я несколько лет назад взял в банке кредит и поместил на свой счет на год, но не давал согласия на его использование, с него каждый месяц снималась часть денег для погашения кредита. Взимается ли с этих средств хумс?

Ответ: В описанном случае нужно выплатить хумс с той части кредита, что Вы погасили до наступления времени выплаты хумса из собственного дохода.

Вопрос №874: Взимается ли хумс с книг, которые студент покупает на деньги отца или берет в долг в институте, тогда как он сам не имеет дохода? Каково положение в случае, когда он уверен, что отец не выплатил с этих денег хумс?

Ответ: С книг, что он покупает на деньги, взятые в долг, хумс не взимается. То же самое и по отношению к книгам, покупаемым на деньги отца, кроме случая, когда студент уверен в том, что именно с этих денег его отец не выплатил хумс, тогда нужно выплатить его.

Вопрос №875: Должны ли те, кто вышел на пенсию, но в то же время продолжают получать заработную плату, выплачивать с нее хумс?

Ответ: Если те средства, что были удержаны из зарплаты человека, когда он работал, а теперь выплачиваются ему в качестве пенсии, превысят его годовой расход, то с них следует выплатить хумс.

Вопрос №876: Если человек возьмет деньги в долг и не сможет вернуть их на протяжении года, то кто должен выплачивать хумс: заимодавец или должник?

Ответ: С денег, взятых в долг, хумс с должника не взимается. Что же касается заимодавца, то если он давал эти деньги в долг из своего годового дохода, с которого еще не был выплачен хумс, и он может их вернуть до конца года, то ему следует выплатить с них хумс при наступлении даты выплаты хумса. Если же он не может вернуть эти средства себе до окончания года, то пока ему не обязательно выплачивать с них хумс, однако как только он их получит, хумс следует выплатить.

Вопрос №877: Обязан ли арендодатель или арендатор выплачивать хумс с тех денег, что остаются у арендодателя в качестве залога?

Ответ: Арендатор должен выплатить с них хумс после того, как получит их назад от арендодателя, если эти деньги были частью его годового дохода. Если же он нуждается в них для аренды нового дома, то должен выдать с них хумс, когда его нужда в них пропадет. Что же касается арендатора, то ему не нужно выплачивать хумс с тех денег, которые он взял в качестве залога.

Вопрос №878: Обычно при аренде жилья дается определенная сумма денег в качестве залога, которая на протяжении нескольких лет остается у арендодателя. Если эта сумма была частью дохода, то обязательно ли выплачивать с нее хумс сразу же после получения ее от арендодателя назад? Как мне быть, если я хочу использовать эти деньги для аренды другого дома?

Ответ: До тех пор пока Вы нуждаетесь в этих деньгах для аренды жилья, Вам не обязательно выплачивать с них хумс.

Вопрос №879: Я взял определенную сумму денег в кредит в банке. Дата его выплаты придет после наступления времени отчисления хумса, но я боюсь, что если не верну кредит в этом году, то не смогу сделать этого потом. Как мне следует поступить при наступлении времени отчисления хумса?

Ответ: Если кредит не был взят для увеличения капитала, и часть годового дохода была израсходована на погашение долга, то с этой части хумс не взимается. А если же Вы брали кредит с целью увеличения капитала или хотите таким образом отложить эти деньги для последующего погашения долга, то вам нужно выплатить с них хумс.

Вопрос №880: Я должен определенную сумму денег. Если наступит время отчисления хумса, а мой кредитор не потребует с меня возвращения долга, хотя сумма, требуемая для погашения долга, у меня будет иметься (т.е. я могу вернуть долг, но кредитор не требует этого), то нужно ли вычесть эту сумму из годового дохода при вычислении размера хумса?

Ответ: Сумму, требуемую для возвращения любого долга, независимо от того был ли это простой долг, или были куплены в кредит какие-нибудь товары, требуемые для жизни, взятого с целью погашения требуемых для жизни расходов этого года, следует вычесть из годового дохода при отчислении хумса. Если же этот долг был сделан в прошлые годы, и можно было потратить часть годового дохода на его погашение, но при наступлении времени отчисления хумса он так и остался непогашенным, его размер не вычитается при отчислении хумса.

Вопрос №881: Должен ли выплачивать хумс тот, кто имеет на своем годовом счету деньги, если пришло время отчисления хумса, а он в то же время остается должником, имея, однако, в запасе несколько лет для погашения долга?

Ответ: Непогашенный долг, независимо от того ограничен ли он временем или нет, не вычитается из годового дохода при отчислении хумса. Это не относится к тем долгам, что были взяты для погашения расходов текущего года. Такие долги вычитаются из годового дохода и с суммы, соответствующей размеру долга, хумс не взимается.

Вопрос №882: Взимается ли хумс с тех средств, которые выплачивались Исламской Республикой родителям пленников, пока их дети находились в плену, и которые были положены в банк, учитывая то, что если бы эти пленники были на свободе, они израсходовали бы эти средства?

Ответ: С этих средств хумс не взимается.

Вопрос №883: Мой вопрос касается студентов религиозных учебных заведений, которые еще не женаты и не имеют собственного жилья. Взимается ли хумс с тех средств, что они получают за религиозную пропаганду ли другую работу, или же с тех средств, что они получают в качестве стипендии из «средств Имама» (мир ему!), или же они спокойно могут откладывать их на свою свадьбу, не выплачивая хумса, основываясь на том, что это исключение из положения о хумсе?

Ответ: С тех средств, что выдаются студентам религиозных центров религиозными законоведами в качестве стипендии, хумс не взимается. Что же касается их прочих доходов за религиозную пропаганду и другую работу, то если этот доход останется у них и не израсходуется до наступления времени отчисления хумса, то они должны выплатить с него хумс.

Вопрос №884: Считается ли та заработная плата, выдачу которой задержало государство, частью дохода того года, когда она была выплачена, и нужно выдать с нее хумс при наступлении времени его отчисления, или же с подобных средств вовсе не взимается хумс?

Ответ: Эта зарплата считается частью дохода того года, когда она была выплачена. Если что-то останется от нее сверх годовых расходов, то с этого нужно отчислить хумс.

Вопрос №885: Рабочие, у которых дата отчисления хумса приходится на двенадцатый месяц года, получают заработную плату за пять дней до момента отчисления хумса, чтобы тратить ее на протяжении следующего месяца. Должны ли они отчислять хумс и с этих денег тоже?

Ответ: То, что не израсходовано из этой зарплаты, до наступления времени выплаты хумса облагается хумсом.

Вопрос №886: Если работник получит зарплату за месяц того года уже после того, как выплатит хумс, то должен ли он выплатить хумс с этой зарплаты тоже?

Ответ: Если он мог получить ее до конца того года (до даты отчисления хумса), то он должен отчислить с нее хумс. Если же нет, то она считается уже частью дохода следующего года.

Ответы на вопросы, касающиеся годового расхода

Вопрос №887: Человек купил собственность по очень большой цене на деньги, из которых не был отчислен хумс, и потратил большие средства на ремонт. После этого он подарил эту собственность своему ребенку, который тогда еще не достиг возраста исполнения религиозных предписаний, и зарегистрировал ее на его имя. Как должен поступить религиозно обязанный сейчас в вопросе хумса, принимая во внимание то, его отец до сих пор жив?

Ответ: Если те деньги, что отец потратил для покупки и ремонта собственности, были из его годового дохода, и он сделал этот подарок в тот же год, и этот подарок с точки зрения общественного мнения соответствовал его материальному положению, то эти средства не облагаются хумсом. В противном же случае необходимо выплатить хумс из этих средств, и использование его подарка в размере невыплаченного хумса нуждается в разрешении.

Вопрос №888: У человека есть личная библиотека, которой он пользовался какое-то определенное время. Теперь же он не пользуется ей, но предполагает, что в будущем воспользуется. Должен ли он выплачивать с нее хумс на протяжении того периода, что не пользуется ей? Есть ли разница в положении между тем, сам он купил эту библиотеку или его отец?

Ответ: Если при покупке он нуждался в этих книгам, и приобретение такой библиотеки соответствовало его положению с точки зрения общественного мнения, то даже если он не пользовался ими после первого года, они не облагаются хумсом. Если эти книги достались ему в наследство или были подарены родителями или кем-то еще, они также не облагаются хумсом.

Вопрос №889: Взимается ли хумс с того золота, что муж покупает своей жене?

Ответ: Если покупка была в пределах того, что соответствует, с точки зрения общественного мнения, его материальному положению, она не облагается хумсом.

Вопрос №890: Облагается ли хумсом та сумма денег, что была выплачена в счет покупки книг на международной книжной выставке (в Тегеране), а книги до сих пор не присланы?

Ответ: Если покупавший нуждался в этих книгах, и эта покупка соответствовала, с точки зрения общественного мнения, его материальному положению, а также если покупка книг не могла обойтись без необходимости отдать деньги заранее, то эта сумма не облагается хумсом.

Вопрос №891: Человек владел вторым уч

Наши рекомендации