Перевод: Н. Зейналов, А. Веснин, Я. Алиев, С. Алиева


Оглавление

Ответы на вопросы, касающиеся следования религиозному законоведу /таклид/10

Три метода: Предосторожность, иджтихад и следование мнению религиозного законоведа /таклид/10

Ответы на вопросы, касающиеся условий следования указаниям религиозного законоведа /таклид/12

Методы доказательства права на иджтихад и определения наибольшей компетентности и получений фетв15

Ответы на вопросы, касающиеся смены религиозного законоведа17

Ответы на вопросы, касающиеся продолжения следования мнению религиозного законоведа после его смерти19

Ответы на вопросы, касающиеся следования мнениям религиозного законоведа22

Духовное и политическое руководство. 23

Ответы на вопросы, касающиеся политического руководства религиозных законоведов /вилаят аль-факих/24

Ритуальная чистота \тахарат\29

Правила, касающиеся воды.. 29

Ответы на вопросы, касающиеся правил отправления естественных нужд32

Ответы на вопросы, касающиеся малого омовения \вуду\35

Ответы на вопросы, касающиеся прикосновения к тексту Священного Корана и именам Всевышнего44

Ответы на вопросы относительно полного омовения по причине полового осквернения \гусль аль-джанабат\49

Ответы на вопросы, касающиеся аннулирования полного омовения \гусль\55

Ответы на вопросы, касающиеся очищения землей \таяммум\57

Ответы на вопросы, касающиеся женской физиологии. 61

Ответы на вопросы о покойниках. 63

Ответы на вопросы, касающиеся скверны \наджис\73

Положения относительно алкогольных и подобных им напитков80

Избавление от мнительности и излишних сомнений. 82

Ответы на вопросы, касающиеся ритуальной нечистоты неверных и чистоты людей писания (иудеев и христиан)85

Раздел молитвы.. 92

Важность и условия молитвы.. 92

Время молитв. 94

Направление для молитвы /кибла/98

Положения, касающиеся места молящегося. 99

Положения относительно мечети. 104

Положения относительно других религиозных мест. 112

Положения об одежде молящегося. 113

Ответы на вопросы, касающиеся ношения золота и серебра и их использования116

Ответы на вопросы, касающиеся призыва на молитву /азан/ и объявления о том, что молитва уже началась /икамат/118

Ответы на вопросы, касающиеся поминания Всевышнего \зикр\ во время молитвы126

Положения касательно земного поклона /суджуд/128

Ответы на вопросы о том, что аннулирует молитву. 130

Ответы на вопросы, касающиеся ответа на приветствие во время молитвы132

Ответы на вопросы, касающиеся сомнений, возникающих во время совершения молитвы133

Ответы на вопросы, касающиеся пропущенных молитв. 135

Ответы на вопросы, касающиеся возмещения старшим сыном пропущенных родителями молитв139

Ответы на вопросы, касающиеся общественной молитвы \салят аль-джама‘ат\142

Ответы на вопросы, касающиеся имама общественной молитвы, неправильно произносящего звуки арабского языка. 150

Руководство молитвой /имамат/ инвалидом.. 152

Ответы на вопросы, касающиеся участия женщин в общественной молитве153

Ответы на вопросы, касающиеся совершения молитвы за имамами-суннитами154

Ответы на вопросы, касающиеся пятничной молитвы.. 156

Ответы на вопросы, касающиеся праздничных молитв «Фитр» и «Курбан»162

Ответы на вопросы, касающиеся молитвы путника. 163

Ответы на вопросы, касающиеся того, чьим родом занятия являются поездки164

Ответы на вопросы, касающиеся студентов. 168

Ответы на вопросы, касающиеся намерения о продолжительности пути или пребывании в каком-либо месте десять и более дней. 169

Ответы на вопросы, касающиеся выезда за черту города. 175

Ответы на вопросы, касающиеся греховных поездок. 176

Ответы на вопросы, касающиеся родины человека. 177

Ответы на вопросы, касающиеся следования жены и детей за главой семьи в вопросах выбора родины182

Ответы на вопросы относительно мегаполисов. 183

Ответы на вопросы, касающиеся молитвы по найму. 184

Ответы на вопросы, касающиеся молитв, совершаемых во время некоторых природных явлений /салят аль-айат/185

Ответы на вопросы, касающиеся ежедневных желательных молитв /навафиль/187

Ответы на различные вопросы, касающиеся молитвы.. 188

Ответы на вопросы, касающиеся поста /саум/191

Ответы на вопросы, касающиеся беременных и кормящих грудью женщин194

Ответы на вопросы, касающиеся больных и тех, кому врачи запретили поститься195

Ответы на вопросы, касающиеся того, что аннулирует пост. 197

Ответы на вопросы, касающиеся того, кто умышленно останется в состоянии полового осквернения \джанабат\200

Ответы на вопросы, касающиеся того, что аннулирует пост. 205

Разные положения относительно поста. 213

Ответы на вопросы, касающиеся наблюдения луны.. 215

Ответы на вопросы, касающиеся хумса – выплаты одной пятой части дохода220

Подарок \хадия, выигрыши в банковских лотереях, махр, наследство220

Ответы на вопросы относительно кладов, добычи дозволенных средств \халяль, смешанных с запретными \харам\222

Ответы на вопросы, касающиеся годового расхода. 228

Ответы на вопросы, касающиеся того, что исключается из годового дохода при отчислении хумса237

Ответы на вопросы, касающиеся продажи недвижимости, транспортных средств и земли.239

Ответы на вопросы, касающиеся определения времени отчисления хумса (финансовый год \ас-сана аль-малия\)241

Ответы на вопросы, касающиеся капитала. 244

Методы определения суммы хумса. 253

Ответы на вопросы, касающиеся случаев, когда средства, с которых уже был выплачен хумс, смешиваются с теми, с которых хумс не выплачен. 256

Ответы на вопросы, касающиеся использования средств и имущества, с которых не был выплачен хумс257

Ответы на вопросы, касающиеся косвенных путей выплаты хумса \мудавара\ и компромисса в вопросах хумса \мусалиха\262

Положения относительно распорядителя \валий аль-амр\ хумса, его представителей и статей его расхода264

Доля потомков Пророка, определение людей, которые относятся к этой категории270

Разные положения относительно хумса.271

Ответы на вопросы, касающиеся добычи /анфаль/274

Джихад. 277

Призыв к добру и запрет зла. 279

Условия призыва к добру и запрета зла. 279

Как нужно призывать к добру и запрещать зло?. 283

Разные положения относительно призыва к добру и запрета зла286

Запретные приобретения и доходы.. 291

Получение платы за исполнение дел, обязательных для выполнения /ваджиб/296

Шахматы и принадлежности для игры в шахматы.. 297

Принадлежности для азартных игр. 299

Музыка и пение. 300

Танец. 310

Хлопанье в ладоши. 313

Видеозаписи и изображения посторонних людей /намахрам/313

Спутниковые антенны.. 320

Театр и кинематография. 322

Живопись и скульптура. 323

Колдовство, вызывание духов и джиннов (спиритизм)325

Гипноз. 326

Лотерея. 327

Взятка. 328

Агенты по купле-продаже. 331

Медицинские вопросы.. 333

Аборт. 334

Искусственное оплодотворение. 337

Изменение пола. 340

Вскрытие умерших и трансплантация органов. 340

Обрезание. 346

Медицинское обучение. 346

Преподавание, обучение и их правила. 350

Заповеди о печати, писательстве и занятиях искусством.. 354

Торговля с иноверцами. 357

Работа в тираническом государстве. 360

Привлекающая внимание одежда и заповеди об одеянии. 361

Подражание западной культуре. 363

Уподобление неверующим и распространение их культуры.. 363

Миграция и политическое убежище. 365

Слежка, доносы и разглашение тайн. 366

Курение и наркотические средства. 369

Бритье бороды.. 372

Присутствие на греховных мероприятиях. 375

Написание молитв и истихара (поиск ответа на вопрос посредством Корана)377

Возрождение знаменательных религиозных дат. 379

Проведение траурных мероприятий. 379

Дни рождения и праздники. 384

Заповеди об излишестве и расточительстве. 386

Положения о купле-продаже. 387

Условия договора. 387

Заповеди для покупателей и продавцов. 388

Сделка «фудули» - продажа, обусловленная последующим согласием389

Заповеди для опекунов, распоряжающихся имуществом своих подопечных.391

Условия имущества и его стоимости. 401

Условия при заключении сделок. 405

Различные вопросы купли-продажи. 407

Положения о расторжении сделок. 412

1 – Право расторжения сделки после ее заключения. 412

2 – Право расторжения сделки ввиду невозможности ее совершения 412

3 – Право расторжения из-за промедления. 412

4 – Обусловленное право на расторжения сделки. 413

5 – Право расторжения сделки после осмотра покупки 413

6 – Право расторжения сделки вследствие ее невыгодности. 413

7 – Продажа с правом на расторжение (условная продажа) 416

8 - Право расторжения сделки вследствие нарушения условия 416

Различные заповеди о правах расторжения сделок. 418

Заповеди касательно проданного товара. 421

Передача и оплата товара. 422

Продажа за наличные и в кредит. 424

Покупка с предоплатой. 426

Купля продажа золота, серебра и обмен денег. 427

Различные вопросы торговли. 430

Заповеди о процентных сделках /риба/433

Ответы на вопросы относительно преимущественного права партнера на покупку доли общего имущества /хакк аль-шуф‘а/437

Ответы на вопросы, касающиеся аренды и найма. 440

Ответы на вопросы, касающиеся саркуфли. 450

Ответы на вопросы, касающиеся ответственности и выполнении обещаний457

Ответы на вопросы, касающиеся залога /рахн/458

Ответы на вопросы, касающиеся партнерских отношений и совместных предприятий462

Ответы на вопросы относительно дарения. 471

Ответы на вопросы относительно займа и долга. 484

Ответы на вопросы относительно вручения за незначительную плату /сулх/494

Ответы на вопросы относительно представительства /вакалят/499

Ответы на вопросы, касающиеся перевода /хаваля/505

Ответы на вопросы относительно милостыни /садака/506

Ответы на вопросы относительно завещания /васыйа/510

Ответы на вопросы относительно узурпации /гасб/529

Ответы на вопросы относительно опекунства и признаков достижения возраста, в котором необходимо соблюдать религиозные предписания. 532

Ответы на вопросы относительно делового объединения двух лиц, в котором одна сторона вкладывает капитал, а другая – труд /мудариба/535

Ответы на вопросы относительно банковских операций. 541

Ответы на вопросы, касающиеся банковских вознаграждения. 551

Ответы на вопросы, касающиеся работы в банке. 552

Ответы на вопросы, касающиеся чеков и векселей. 553

Ответы на вопросы, касающиеся страхования. 553

Ответы на вопросы о государственном имуществе. 555

Ответы на вопросы, касающиеся работы в государственных организациях559

Ответы на вопросы, касающиеся государственных законов. 561

Ответы на вопросы, касающиеся налогов и пошлин. 565

Ответы на вопросы о вакфе. 567

Ответы на вопросы, касающиеся условий вакфа. 568

Ответы на вопросы, касающиеся условий, которые необходимо соблюдать смотрителю вакфа569

Ответы на вопросы, касающиеся условий передачи имущества в вакф577

Ответы на вопросы, касающиеся условий, которые необходимо соблюдать тем, для кого предназначен вакф579

Ответы на вопросы, касающиеся формулы вакуфного договора579

Ответы на вопросы, касающиеся предписаний вакфа. 581

Ответы на вопросы, касающиеся предназначения /хабс/601

Ответы на вопросы, касающиеся продажи и замены вакфа. 601

Ответы на вопросы, касающиеся кладбищ.. 608

Краткий словарь терминов, использованных в книге:615

Во имя Аллаха Всемилостивейшего, Милосердного!

Ответы на вопросы, касающиеся следования религиозному законоведу /таклид[*]/

Три метода: Предосторожность, иджтихад и следование мнению религиозного законоведа /таклид/

Вопрос №1: Основана ли обязательность следования мнениям религиозного законоведа /таклид/ исключительно рациональным вопросом или оно имеет также доказательства по шариату?

Ответ: Оно имеет доказательства в Коране и Сунне. Разум также подтверждает то, что неосведомленный в вопросах религии человек должен обращаться к религиозному законоведу /муджтахид/, отвечающему всем условиям.

Вопрос №2: Что, по вашему мнению, предпочтительней: проявление предосторожности /ихтият/ или следование мнению законоведа /таклид/?

Ответ: По причине того, что для проявления предосторожности /ихтият/ требуется достаточная осведомленность в вопросах исламского закона (где и как применять) и, следовательно, больший расход времени, предпочтительней следовать мнению религиозного законоведа /муджтахид/, отвечающего всем условиям.

Вопрос №3: Какова сфера применения предосторожности среди мнений ученых в вопросах исламского закона? Обязательно ли учитывать мнения предыдущих ученых?

Ответ: Под предосторожностью подразумевается принятие во внимание всех возможных вариантов в вопросах исламского закона так, чтобы религиозно обязанный был уверен, что исполнил то, что ему предписано.

Вопрос №4: Через некоторое время моя дочь достигнет возраста, начиная с которого необходимо соблюдать предписания исламского закона (девять лет). В связи с этим ей необходимо будет выбрать религиозного законоведа, чтобы следовать ему в практических вопросах, однако ей трудно осознать и понять это. Просим вас пояснить, как нам следует поступить?

Ответ: Если она сама не может понять свои религиозные обязанности, то Вам необходимо обратить на это ее внимание и просветить ее в этом вопросе.

Вопрос №5: Среди ученых известно, что определение сферы применения религиозных предписаний закреплено за исполняющим /мукалляф/, а определение самого положения является обязанностью религиозного законоведа /муджтахид/. Тем не менее, религиозные законоведы во многих случаях также выражают своё мнение по поводу сферы применения религиозных предписаний. Необходимо ли нам следовать их мнениям в таких случаях?

Ответ: Определение сферы применения религиозных предписаний вверено исполняющему /мукалляф/ и следование мнению религиозного законоведа /муджтахид/ в этом необязательно, кроме случаев, когда у него (мукалляфа) появится уверенность в верности его определения или область применения предписания будет таковой, что потребует вынесения решения, основанного на первоисточниках, самим религиозным законоведом.

Вопрос №6: Является ли оставивший изучение положений исламского закона, касающихся ситуаций, с которыми этот человек сталкивается в своей жизни, грешником?

Ответ: Если это приводит к тому, что он оставляет обязательное \ваджиб\ или совершает заповеданное \харам\, то он является грешником.

Вопрос №7: Некоторые малоосведомленные люди, когда мы спрашиваем их, предписаниям какого религиозного законоведа они следуют, то эти люди отвечают, что они не знают, или говорят, что следуют определенному законоведу /муждтахиду/, но фактически не следуют его мнениям и не читают сборники его фетв. Каково ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Если их действия соответствовали предосторожности или мнениям религиозного законоведа, которому они должны следовать, то они являются правильными (с точки зрения исламского закона).

Вопрос №8: В тех вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед /муджтахид/ выносит суждение о необходимости соблюдения предосторожности, разрешается ли обратиться к самому компетентному после него, а если последний тоже считает необходимым соблюдение предосторожности, то правильно ли обратиться к самому компетентному законоведу после первых двух? Также, если суждение третьего такое же, правильно ли обращаться к самым компетентным после них? Поясните, пожалуйста, для нас этот вопрос.

Ответ: В вопросах, в которых самый компетентный религиозный законовед выносит суждение о необходимости соблюдения обязательной предосторожности, обращение к другому законоведу, который имеет конкретное суждение по данному вопросу, не предосудительно, при условии соблюдения порядка следования мнению самого компетентного.

Ответы на вопросы, касающиеся условий следования указаниям религиозного законоведа /таклид/

Вопрос №9: Правильно ли следовать (в практических предписаниях исламского закона) указаниям религиозного законоведа, который не имеет сборника фетв и мнение которого не авторитетно (или неизвестно, является ли оно авторитетным)?

Ответ: Наличие сборника фетв и последователей не является обязательным условием для следования мнению законоведа, отвечающему всем прочим требованиям. Если мусульманину, намеревающемуся следовать мнению определенного законоведа, станет ясно, что тот отвечает всем необходимым условиям, то следование его указаниям не предосудительно.

Вопрос №10: Разрешается ли мусульманину следовать мнению религиозного законоведа, компетентного лишь в некоторых разделах исламского закона (например, в вопросах молитвы, поста, хаджа и т.п.)?

Ответ: Мнение такого религиозного законоведа имеет силу только для него самого. Дозволенность следования его мнению для других сомнительна.

Вопрос №11: Разрешается ли следовать мнению религиозных законоведов из других государств, с которыми нет возможности поддерживать связь?

Ответ: Для следования мнению религиозного законоведа, отвечающего всем требованиям, не обязательно проживать в одной стране с ним.

Вопрос №12: Отличается ли справедливость /‘адалят/, которая требуется религиозному законоведу, чтобы стать муджтахидом, от той, что является необходимой для имама общественной молитвы?

Ответ: Если принять во внимание всю важность и ответственность положения религиозного законоведа, взглядами которого руководствуются верующие, то, следуя обязательной предосторожности, кроме справедливости от него требуется не быть рабом своих страстей и не обладать излишней привязанностью к мирскому.

Вопрос №13: Что подразумевается под «праведным», когда говорится о необходимости следования мнению религиозного законоведа?

Ответ: Под «праведным» в подобных случаях подразумевается человек, достигший такого уровня богобоязненности, при котором он человек умышленно не совершает греха.

Вопрос №14: Является ли условием для иджтихада осведомленность религиозного законоведа об особенностях времени и места, для которых он выносит суждение?

Ответ: Возможно, что в некоторых случаях это необходимо.

Вопрос №15: С точки зрения имама Хомейни, религиозный законовед, взглядами которого руководствуются верующие мусульмане, должен наряду со знанием исламского законодательства (обряды поклонения и деловые отношения) быть к тому же компетентным в вопросах политики, экономики, военного дела, а также разбираться в социальных проблемах и вопросах управления. Раньше мы следовали мнению имама Хомейни. После его кончины, руководствуясь советами некоторых ученых и собственными соображениями, мы посчитали нужным обратиться к Вам и подчиняться Вашему мнению, чтобы тем самым совместить политическое и духовное руководство. Что Вы думаете по этому поводу?

Ответ: Условия, необходимые для определения того религиозного законоведа, который достоин подражания, подробно изложено в «Тахрир аль-василя» имама Хомейни и других книгах. Выбор конкретного религиозного законоведа для следования ему вверено самому религиозно обязанному /мукалляф/.

Вопрос №16: Является ли большая компетентность конкретного религиозного законоведа условием для следования именно ему? Как возможно определить уровень этой компетентности?

Ответ: Из предосторожности, необходимо руководствоваться мнением более компетентного законоведа в случаях, когда его мнение отличается от остальных. Критерием большей компетентности является то, что религиозный законовед лучше других постиг божественные предписания и лучше умеет выводить их из первоисточников. Также требуется, чтобы он был наиболее компетентен в понимании особенностей своего времени, когда это необходимо для определения области применения предписаний исламского закона и вынесения суждения по данному вопросу.

Вопрос №17: Считается ли неверным следование мнению менее компетентного религиозного законоведа в случае, если есть подозрения в соответствии более компетентного муджтахида тем условиям, которые требуются для следования ему?

Ответ: Исходя из предосторожности, не разрешается в вопросах, в которых есть разногласия, следовать мнению не самого компетентного религиозного законоведа по причине одного лишь неподтвержденного предположения отсутствия у самого компетентного требуемых для следования ему условий.

Вопрос №18: Если будет доказано, что несколько религиозных законоведов являются самыми компетентными в определенных вопросах, т.е. каждый из них будет наиболее компетентным в конкретном вопросе, то разрешается ли следовать каждому из них в тех вопросах, в которых данный законовед наиболее компетентен?

Ответ: Следование нескольким религиозным законоведам одновременно не критикуется исламским законом. И если большая компетентность каждого из них (в вопросах, в которых религиозно обязанный намеревается следовать ему) будет доказана, согласно обязательной предосторожности, следование нескольким религиозным законоведам обязательно в случае наличия разногласия в их мнениях.

Вопрос №19: Разрешается ли руководствоваться мнением менее компетентного религиозного законоведа в случае возможности обращения к более компетентному?

Ответ: Руководствоваться мнением не самого компетентного религиозного законоведа не критикуется, если его мнение не противоречит мнению самого компетентного.

Вопрос №20: По Вашему мнению, почему обусловлено следование именно самому компетентному религиозному законоведу? На чем Вы основываетесь в этом?

Ответ: Если будет несколько религиозных законоведов, отвечающих всем необходимым для следования им условиям, и их мнения будут отличаться, то, исходя из обязательной предосторожности, необходимо руководствоваться мнением самого компетентного, разве что будет доказано, что мнение последнего будет вопреки предосторожности, а мнение не самого компетентного соответствует ей. Доказательством этого является рациональность данного метода и то, что разумные люди обращаются к более компетентным. Таким образом, доказательная сила мнения самого компетентного религиозного законоведа для следующего ему убедительна, а менее компетентного - нет.

Вопрос №21: Мнением какого религиозного законоведа нам следует руководствоваться?

Ответ: Необходимо следовать религиозному законоведу, отвечающему всем условиям для возможности следования ему, имеющему право выносить фетвы, а также, согласно обязательной предосторожности, он должен быть самым компетентным.

Вопрос №22: Разрешается ли начинать следовать мнению скончавшегося религиозного законоведа?

Ответ: Исходя из предосторожности, необходимо следовать самому компетентному из здравствующих религиозных законоведов.

Вопрос №23: Зависит ли дозволенность следования суждениям упокоившегося религиозного законоведа от мнения по этому вопросу самого компетентного из живущих на данный момент религиозных законоведов?

Ответ: Дозволение начинать следовать мнению покойного религиозного законоведа или продолжать следовать ему требуется получить у самого компетентного из живущих религиозных законоведов.

Методы доказательства права на иджтихад и определения наибольшей компетентности и получений фетв

Вопрос №24: Нужно ли мне, после того как я выяснил посредством свидетельства двух справедливых людей, что определенный религиозный законовед соответствует необходимым для следования ему условиям, спрашивать об этом других?

Ответ: Можно положиться на свидетельство двух справедливых и компетентных людей о соответствии определенного религиозного законоведа необходимым для следования его мнению условиям, и нет необходимости дополнительно расспрашивать других верующих об этом.

Вопрос №25: Поясните, пожалуйста, методы выбора религиозного законоведа /муджтахида/ для следования его мнению и получения его фетв?

Ответ: Выявление соответствия определенного религиозного законоведа необходимым для следования ему условиям или большей компетентности должно происходить при возникновении уверенности в этом (в том числе и в случае широкой известности данного муджтахида, которая как правило говорит о компетентности этого законоведа), а также посредством свидетельства двух справедливых людей. Фетву религиозного законоведа, мнением которого руководствуются религиознообязанные, можно получить посредством следующих методов:

- услышать от самого религиозного законоведа;

- услышать от двух или даже одного справедливого человека;

- услышать от человека, чьи слова вселяют уверенность

- увидеть в сборнике фетв, принадлежащему этому религиозному законоведу, в случае отсутствия в сборнике ошибок.

Вопрос №26: Правильно ли доверять кому-либо выбор для себя религиозного законоведа, мнению которого верующий собирается следовать (например, сын доверяет выбрать для себя религиозного законоведа своему отцу, ученик - учителю и т.п.)?

Ответ: Если это доверие будет заключаться в поиске религиозного законоведа, отвечающего всем условиям, отцом, учителем, воспитателем или кем-либо еще, то это не критикуется исламским законом. Естественно, их мнение, с точки зрения исламского закона, обладает доказательной силой только в том случае, когда дает знание, уверенность и они обладают необходимыми условиями свидетельства.

Вопрос №27: Я спросил некоторых известных религиозных законоведов о самом компетентном из них, и они ответили, что обратиться к такому-то достаточно для выполнения своего религиозного долга. Разрешается ли мне положиться на их слова, притом, что я лично не осведомлен о том, что указанный муджтахид самый компетентный, или при предположении или уверенности в том, что он не является самым компетентным по причине наличия других, большая компетентность которых выявлена подобным образом?

Ответ: Если будет обнаружено соответствующее исламскому закону доказательство большей компетентности религиозного законоведа, отвечающего всем требуемым для вынесения суждения условиям, то пока не будет обнаружено противоречащих этому фактов, оно имеет для нас доказательную силу, и на него можно положиться. А обладание личной уверенностью не является для этого необходимым условием, и нужды в поиске противоречащих этому фактов нет.

Вопрос №28: Разрешается ли человеку, не обладающему специальным разрешением от религиозного законоведа, при том, что человек этот в некоторых случаях ошибается и передает положения неверно, отвечать на вопросы по исламскому закону? Как нам следует поступать в случае передачи им положений, прочитанных в сборнике фетв религиозного законоведа?

Ответ: Для передачи и разъяснения мнения религиозного законоведа не требуется обладать специальным разрешением. Однако не разрешается заниматься этим, допуская при этом ошибки. И если такой человек ошибся в передаче предписания и потом понял свою ошибку, то ему необходимо сообщить об этом тому, кому он передал ее в ошибочном виде. В любом случае, слушающему не разрешается следовать передаваемым положениям, если нет уверенности в достоверности и правильности слов передающего.

Ответы на вопросы, касающиеся смены религиозного законоведа

Вопрос №29: До сих пор в вопросе о продолжении следования мнению покойного религиозного законоведа мы руководствовались мнением не самого компетентного религиозного законоведа. Если разрешение самого компетентного религиозного законоведа является условием для продолжения следования мнению умершего религиозного законоведа, обязательна ли смена его (не самого компетентного законоведа) на самого компетентного и необходимо ли его разрешение для продолжения следования умершему?

Ответ: Если мнение не самого компетентного религиозного законоведа будет соответствовать мнению самого компетентного в этом вопросе, то следование мнению менее компетентного не критикуется исламским законом, и нет необходимости в смене его на более компетентного.

Вопрос №30: Обязательно ли при переходе от фетвы имама Хомейни обращаться к фетве религиозного законоведа, у которого я взял разрешение на продолжение следования умершему, или можно поступать в соответствии с фетвами других религиозных законоведов?

Ответ: Исходя из предосторожности, следует обратиться к фетве того же религиозного законоведа, разве только при наличии более компетентного религиозного законоведа, чем он, и если его фетва в вопросе такого перехода будет противоречить фетве первого религиозного законоведа, то в этом случае, согласно обязательной предосторожности, следует обратиться к самому компетентному.

Вопрос №31: Можно ли перейти от следования мнению самого компетентного религиозного законоведа к мнению менее компетентному?

Ответ: Исходя из обязательной предосторожности, нельзя переходить от здравствующего религиозного законоведа к другому, особенно, если первый является самым компетентным.

Вопрос №32: Я - юноша, соблюдающий религиозные предписания. Раньше, до достижения возраста, при котором необходимо соблюдать исламские законы, я следовал мнению имама Хомейни, но причиной того, что я следовал именно ему, было не осознание соответствия имама критериям, предусмотренным исламским законом, а то, что я считал, что следование авторитету Хомейни достаточно для исполнения моего религиозного долга. Спустя некоторое время, я перешел к следованию мнению другого религиозного законоведа, тогда как этот переход не был правильным и после смерти упомянутого законоведа, я перешел к следованию Вашим мнениям. Проясните, пожалуйста, каково положение относительно следования упомянутому религиозному законоведу? Каково положение касательно моих деяний в то время? И как мне следует поступать сейчас?

Ответ: Все Ваши действия за период Вашего следования покойному имаму Хомейни, как при его жизни, так и после смерти, считаются верными. А то, что было во время следования Вами другому религиозному законоведу, если соответствовало мнению того, кому нужно было следовать, то считается выполненным верно, иначе необходимо восполнить его как пропущенное. В настоящее же время у Вас есть выбор между тем, чтобы продолжить следовать мнениям покойного религиозного законоведа или перейти к следованию мнениям подходящего на Ваш взгляд религиозного законоведа, однако необходимо соблюдать установленные для этого исламским законом критерии.

Ответы на вопросы, касающиеся продолжения следования мнению религиозного законоведа после его смерти

Вопрос №33: Один человек следовал мнениям имама Хомейни, а после его смерти стал следовать мнениям другого религиозного законоведа, живущего ныне. Теперь он хочет вновь перейти к следованию мнениям имама Хомейни. Может ли он так поступить?

Ответ: Исходя из предосторожности, не дозволяется переход от следования живого религиозного законоведа, отвечающего всем условиям для следования ему, к умершему. Однако если живой религиозный законовед не соответствовал требуемыми условиями во время перехода к нему, то с самого начала этот переход был неверным, и обратившийся с вопросом может теперь вернуться к следованию мнениям имама Хомейни или перейти к следованию мнениям другого религиозного законоведа, который соответствует требуемым условиям.

Вопрос №34: При жизни имама Хомейни я достиг возраста, в котором необходимо соблюдать религиозные предписания, и последовал его мнению только в некоторых вопросах исламского закона, потому что тогда для меня вопрос следования религиозному законоведу не был понятен. Как мне поступить сейчас?

Ответ: Если Вы соблюдали обряды религии согласно фетвам имама Хомейни при его жизни, то практически Вы руководствовались его мнениями. Таким образом, сейчас Вы можете продолжать всецело следовать ему.

Вопрос №35: Что Вы думаете о продолжении следования мнениям религиозного законоведа после его смерти, если он является самым компетентным?

Ответ: В любом случае, разрешается продолжать следовать мнениям религиозного законоведа после его смерти, однако не следует пренебрегать предосторожностью при продолжении следования мнениям самого компетентного умершего религиозного законоведа.

Вопрос №36: Требуется ли разрешение самого компетентного религиозного законоведа для продолжения следования мнениям религиозного законоведа после его смерти, или достаточно разрешения любого религиозного законоведа?

Ответ: Необязательно разрешение самого компетентного религиозного законоведа для продолжения следования мнениям религиозного законоведа после его смерти в случае, если с этим будут согласны все религиозные законоведы.

Вопрос №37: Некто следовал мнениям имама Хомейни, а после его смерти последовал в некоторых вопросах исламского закона другому религиозному законоведу. Теперь этот религиозный законовед также умер. Поясните, пожалуйста, как нужно поступить?

Ответ: Этот человек, как и прежде, в тех вопросах, в толковании которых он не перешел к другому религиозному законоведу, может продолжить следовать мнениям имама Хомейни. Также он может продолжить следовать мнениям второго религиозного законоведа в тех вопросах, в которых перешел к его толкованию, или же перейти к следованию мнениям живущего религиозного законоведа.

Вопрос №38: После кончины имама Хомейни я думал, что, по его мнению, нельзя продолжать следовать религиозному законоведу после его смерти,

Наши рекомендации