Общая характеристика деятельности Республиканского бизнес-инкубатора.

Организационная структура – составная часть всей структуры организации (учреждения), ее внутреннего устройства, управления ее деятельностью, т.е. организационная структура является подсистемой сложной системы под названием «управление организацией».Научное определение термина структура довольно разнообразно, исходит из целей и задач конкретного научного направления. Исходя из интересов предлагаемого исследования, можно привести следующее определение данного термина: «Структура есть множество элементов, которые находятся во взаимодействии в специфическом порядке для осуществления функций» [С. 21 Иванова Н.Н., Мозгов Н.Н., Герасимов Б.И. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. техн. ун-та, 2003. – 120с.].

Рассматривая организационную структуру организации (учреждения) нельзя не упомянуть о том, что она напрямую связана с самой деятельностью организации (учреждения), сцелями ее создания и направлениями развития. Организационная структура должна отражать указанные понятия, ее построение должно способствовать эффективной деятельности организации (учреждения), каждое составное звено структуры должно способствовать решению поставленных задач.

Следуя данной логике, перед анализом организационной структуры рассмотрению предлагается уяснение особенностей создания и функционирования Автономного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор».

Итак, Автономное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор» (далее - АУ РБИ) создано путем изменения типа государственного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор», основанного в 2006 г., в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 08 декабря 2008 года № 1131-р(…).

АУ РБИ создано для выполнения работ и оказания услуг в сферах образования, занятости населения и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.

Учредителем АУ РБИ является Удмуртская Республика. Имущество Учреждения находится в собственности Удмуртской Республики и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

Функции и полномочия Учредителя АУ РБИ от имени Удмуртской Республики в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 08 декабря 2008 года № 1131-р(…) осуществляет Министерство экономики Удмуртской Республики.Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, а также Уставом.

Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в сферах образования, занятости населения и развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике.Предметом деятельности Учреждения являются поддержка малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике, в том числе в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Целями деятельности Учреждения являются:

- повышение образовательного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц из числа социально незащищенных слоев населения, безработных граждан, желающих начать свой бизнес и других специалистов по вопросам предпринимательской деятельности;

- участие в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

- формирование предпринимательской среды, создание благоприятных условий для возникновения и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризация предпринимательской деятельности;

- осуществление поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание помощи в защите их прав и законных интересов;

- содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, участие в создании банка научных идей и передовых технологий. (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Цели деятельности АУ РБИ

Общая характеристика деятельности Республиканского бизнес-инкубатора. - student2.ru

В соответствии с предусмотренными Уставом учреждения(Приложение №1) основными видами деятельности Учреждения Учредитель Учреждения формирует и утверждает в порядке, предусмотренном законодательством, государственные задания для Учреждения.Учреждение осуществляет в соответствии с государственными заданиямидеятельность, связанную с выполнением работ и оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

- предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства движимого и недвижимого имущества Удмуртской Республики;

- обеспечение доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;

- консультирование в области коммерческой деятельности и управления;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации в области коммерческой деятельности и управления;

- оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства;

- организация и проведение мероприятий, направленных на содействие развития предпринимательства;

- оказание поддержки в области внешнеэкономической деятельности.

Кроме государственных заданий Учредителя Учреждения, Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях и в порядке, установленном федеральными законами.

Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в настоящем Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.

Учреждение осуществляет следующие иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности Учреждения: маркетинговые исследования; дополнительное профессиональное образование специалистов; управление недвижимым имуществом и управление эксплуатацией нежилого фонда;предоставление в аренду недвижимого имущества Удмуртской Республики;предоставление в аренду офисного имущества и оборудования, включая вычислительную технику;деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; деятельность по созданию и использованию базы данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет;предоставление секретарских, редакторских услуг;рекламная деятельность;организация участия представителей Удмуртской Республики в международных, российских, региональных, межрегиональных и муниципальных форумах, выставках, ярмарках, конкурсах, фестивалях, семинарах и других массовых мероприятиях, направленных на содействие развитию предпринимательства (в том числе молодежного), инновационной и (или) инвестиционной деятельности;разработка и (или) экспертиза документов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе бизнес-планов, программ поддержки и развития, информационно-методических материалов, плакатов, буклетов;организация и (или) проведение мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательства и публикацию материалов по вопросам предпринимательства, в том числе через электронные и печатные СМИ и сеть Интернет; организация международных, российских, региональных, межрегиональных республиканских и муниципальных форумов, выставок, ярмарок, конкурсов, фестивалей, семинаров, телемостов, конференций, олимпиад и других массовых мероприятий, направленных на содействие развитию предпринимательства (в том числе молодежного), инновационной и инвестиционной деятельности, а также организация участия представителей Удмуртской Республики в данных мероприятиях, и т.д.

Данные услуги и их стоимость утверждены Положением о предоставлении платных услуг АУ РБИ.Таким образом, услуги, оказываемые Бизнес-инкубатором, в основном соответствуют перечню услуг, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2015г. N 167. Но следует отметить, что Учреждение не оказывает услуги по приобретению специализированной печатной продукции и помощь в получении банковских кредитов и гарантий, указанные в Приказе.

Органами управления Учреждения являются Наблюдательный совет, руководитель Учреждения, иные органы управления, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдательный совет рассматривает:

1. Предложения Учредителя Учреждения или руководителя Учреждения о внесении изменений в устав Учреждения, об открытии и о закрытии представительств АУ РБИ, о реорганизации Учреждения или о его ликвидации;об изъятии имущества, закреплённого за Учреждением на праве оперативного управления;об участии Учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

2. Проект плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

3. По представлению руководителя Учреждения проекты отчётов о деятельности Учреждения и об использовании закреплённого за ним имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчётность Учреждения;

4. Предложения руководителя Учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым Учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;о совершении крупных сделок;о выборе кредитных организаций, в которых Учреждение может открыть банковские счета;

5. Вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчётности Учреждения и утверждения аудиторской организации.

Заседания Наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Министерство экономики от имени Удмуртской Республики осуществляет следующие полномочия в отношении Учреждения:

1.Согласовывает устав Учреждения и вносимые в него изменения;

2.Согласовывает заключение, изменение, расторжение трудового договора с руководителем Учреждения;

3.Закрепляет в соответствии с законодательством за Учреждением на праве оперативного управления имущество, находящееся в собственности Удмуртской Республики;

4.Осуществляет контроль за использованием Учреждением объектов
собственности Удмуртской Республики;

5.Согласовывает совершение Учреждением сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за Учреждением на праве оперативного управления или приобретённым им за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на приобретение такого имущества, а также по приобретению за счёт средств бюджета Удмуртской Республики недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, за исключением сделок Учреждения, согласование которых в соответствии с законодательством и настоящим Уставом осуществляет Правительство Удмуртской Республики;

6. Вносит совместно с Учредителем Учреждения на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики предложения о реорганизации, ликвидации, изменении типа Учреждения; по поручению Правительства Удмуртской Республики осуществляет мероприятия по реорганизации, ликвидации, изменению типа Учреждения, в частности принимает в пределах своей компетенции участие в работе реорганизационных и ликвидационныхкомиссий, осуществляет распоряжение имуществом Учреждения, оставшимся после его ликвидации, утверждает разделительный баланс или передаточный акт в порядке, установленном законодательством;

7. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Уставом.

Руководителем Учреждения является директор, который назначается на должность Учредителем Учреждения на основании срочного трудового договора (контрактом), согласованного с Министерством, на срок не более пяти лет.

К компетенции руководителя Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесённых федеральным законодательством или Уставом предприятия к компетенции Учредителя Учреждения и Наблюдательного совета.

Директор Учреждения подотчётен в своей деятельности Учредителю Учреждения и Наблюдательному совету и участвует в заседаниях Наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

Директор АУ РБИ без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность Наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание Учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность Учреждения внутренние документы, издает приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения.

Руководитель несет ответственность за выполнение государственного задания, утвержденного Учредителем Учреждения, самостоятельно назначает своих заместителей и определяет их компетенцию.

В случае отсутствия руководителя Учреждения (нахождение в отпуске, временная нетрудоспособность, иные периоды отсутствия) его обязанности исполняет лицо, на которое возложено исполнение обязанностей руководителя Учреждения. Проанализируем собственно организационную структуру учреждения, на примере которого проводится данное исследование.

Итак, структура АУ «Республиканский бизнес-инкубатор» носит линейный характер.Известно, что существуют альтернативные варианты организационных структур, успешно зарекомендовавших себя к настоящему моменту. Каждый из них годится только для определенных ситуаций и достижения соответствующих целей [Зайцева О.А. и др. Основы менеджмента: Учебно-практическое пособие для вузов / О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Рогачева Н.И.; Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2004., с. 332].

Как известно, линейная организационная структура относитсяк механическому типу управления. Линейная структура в настоящее время встречается только в небольших организациях, оказывающих однородные виды услуг с использованием несложной технологии при отсутствии широких партнерских связей, однако как элемент сложных структур на уровне линейных подразделений она используется повсеместно. Наличие четких линий подчинения и сравнительно короткие каналы коммуникаций обеспечивают эффективность функционирования линейной структуры, но неизбежная перегрузка информацией при расширении масштабов деятельности ограничивает сферу ее применения[Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук – СПб: Союз, 2004., с. 248].

Более четко уяснить организационную структуру АУ РБИ попробуем при помощи схемы (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Линейная организационная структура АУ РБИ

Общая характеристика деятельности Республиканского бизнес-инкубатора. - student2.ru

Существует разграничение функций и ответственности между отделами, отдельными исполнителями, но, по нашему мнению, стоит перенести ставку специалиста по связям с общественностью в отдел бизнес-внедрения, т.к. работа данного специалиста связана с этим отделом напрямую.

2.2. Анализ системы управления персоналом в учреждении.

Основным из составляющих качества менеджмента бизнес-инкубатора является соответствие специалистов требованиям занимаемых должностей.Штат АУ «Республиканский бизнес-инкубатор» в 2016-2017гг состоит из 12 человек (Приложение № 2).Директор бизнес-инкубатора – Черных Наталья Анатольевна, имеет 2 высших образования по специальностям: «Юриспруденция» (Удмуртский государственный университет, 1999 г.) и «Менеджмент» (Удмуртский государственный университет, 2001г.). На должности директора бизнес-инкубатора Черных Н.А. работает с 04.10.2010 года.

В 2001 году Наталья Анатольевна проходила профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент Федеральной программы подготовки управленческих кадров». Прошла управленческую стажировку в Германии. Стаж работы более 9 лет.

Организацией и осуществлением процесса бизнес-инкубирования фирм резидентов в АУ РБИ, а также оказанием и продвижением его услуг занимается отдел бизнес внедрения, в котором работает 3 сотрудника. Часть функций бизнес-инкубирования выполняет специалист по связям с общественностью. Деятельность отдела бизнес внедрения регламентируется Положением об отделе бизнес – внедрения автономного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор» (Приложение № 3), утвержденным Приказом № 02-01/04/1 от 09.01.2013 г.В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие основные функции по направлению бизнес-внедрение:планированиерасходов в области материально-технического обеспечения и административно-хозяйственного обслуживания;планирование поступления доходов;подготовка плана работ АУ РБИ программы мероприятий, проводимых РБИ; разработка плана совершенствования управления;разработка и внедрение системы КПЭ; составление плана закупок;консультирование потенциальных клиентов РБИ и лиц желающих начать свой бизнес;размещение информации на сайте;прием заявок и документов от СМП на участие в конкурсе;анализ бизнес-проектов (подготовка заключения по проекту);формирование дел резидентов АУ РБИ;контроль приема-передачи имущества резидентам АУ РБИ;ведение реестра получателей государственных услуг;проведение опроса получателей государственных услуг (мониторинг+анкетирование);разработка бизнес-проектов;экспертиза бизнес-проектов;организация и проведение различных мероприятий;составление необходимой документации и отчетности по направлениям своей деятельности, а также в Министерство экономики Удмуртской Республики; и т.д..

Заместитель директора - начальник отдела бизнес внедрения – Русанова Татьяна Ивановна, имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Удмуртский государственный университет, 2004г.).

Программы и курсы повышения квалификации Русановой Т.И.:

- бухгалтер (2006г.);

- специалист планово-экономических служб (2008 г.);

- системный маркетолог (2009г.).

Стаж работы Русановой Т.И. - более 8 лет.

Выполняет свои функции в полном соответствии с должностной инструкцией заместитель директора (Приложение №4).

Работу с резидентами бизнес-инкубатора осуществляют 2 сотрудника (ведущие экономисты):

1. Белицкий Дмитрий Андреевич, который имеет высшее образование по специальности «Менеджмент» (Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова, 2015 г.), опыт работы 2 года.

2. Новак Ксения Андреевна, которая имеет неполное высшее образование по специальности «Менеджер по управлению человеческими ресурсами» (Российский университет кооперации (планируется получение высшего образования в 2017 г.), опыт работы в данной должности 1 год.

Свою деятельность ведущие экономисты осуществляют в соответствии с должностными инструкциями (Приложение №4).

Что касается развития учреждения, динамики его позиционирования,то следует подробнее рассмотреть организацию планирования в АУ РБИ.

Так, АУ РБИ ежегодно планирует свою финансово-хозяйственную деятельность, Государственное задание формируется совместно с министерством экономики тоже на один год – так определяется стратегическое планирование. Также используется тактическое и оперативное планирование: составляется планы мероприятийна год, на месяц, составляет планы и сметы каждого мероприятия в частности (Таблица 1).

Таблица1 – Виды планирования АУ РБИ

Виды планирования АУ РБИ Основные виды
Стратегическое План финансово-хозяйственной деятельности, Государственное задание
Тактическое План мероприятий на год
Оперативное План мероприятий на месяц

Известно, что одним из самых эффективных методов стратегического управления организацией является SWOT-анализ. Сущность SWOT-анализа заключается в анализе внутренних и внешних факторов деятельности организации, оценке рисков и конкурентоспособности ее услуг. SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

· Strengths (сильные стороны);

· Weaknesses (слабые стороны);

· Opportunities (возможности);

· Threats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней средыобъекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации, отдельные специалисты, персоны и т. д. [Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013. — № 1 (21). — С. 151—157.]

Итак, представим результаты SWOT-анализа функционирования АУ РБИ (Таблица 2).

Таблица 2 – Показатели SWOT-анализа АУ РБИ

S Репутация – статус Нормативная база Лицензированные программные продукты Оснащенность (Площади, оборудование) Трудовой ресурс Лицензия на образовательную деятельность Контрагенты на месте (территориально) Возможность аутсорсинга Кооперация с бизнес-сообществом Удобная парковка Удобный режим работы W Ограничен временной ресурс Недостаток рекламы и продвижения Отсутствие плана маркетинга Недостаток мотивации персонала Ограничения по видам деятельности Затянутость процесса согласования
O Государственная поддержка Популяризация предпринимательства (тренд) Участие в конкурсах Создание системы льгот для партнеров Заказчики из числа резидентов T Угроза закрытия Конкуренция Негативная реакция на отчетность со стороны арендаторов

Стратегический потенциал организации велик, есть куда развиваться: образовательные курсы, участие в торгах, развитие партнерских отношений с инвесторами, внедрение акселерационных программ, расширение экспертного потенциала, участие в федеральных проектах развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что в стратегическом маркетинге и менеджменте выделяют 3основных уровня маркетинговой стратегии: общие (или корпоративные) стратегии маркетинга, деловые и функциональные (или инструментальные) стратегии маркетинга.

Рассмотрим правильный порядок утверждения маркетинговых стратегий (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Система маркетинговых стратегий предприятия

в правильном порядке их утверждения

Общая характеристика деятельности Республиканского бизнес-инкубатора. - student2.ru

Эффективная маркетинговая стратегия начинается с маркетинговых исследований, в ходе которых решаются следующие задачи:

- анализ конкурентной среды;

- анализ рыночной конъюнктуры;

- обоснование стратегий и программ;

- оценка эффективности маркетинговых функций;

- выявление мнений и предпочтений потребителей (http://powerbranding.ru/marketing-strategy/types/).

Основной целью маркетинга АУ РБИ является укрепление на рынке предоставления площадей в аренду и оказание консультационных и обучающих услуг предприятияммалого и среднего бизнеса, которые предлагаются на льготных и коммерческих условиях.

АУ РБИ сам является частью стратегии – популяризации бизнеса. В целом АУ РБИ использует основные виды стратегий в маркетинге и менеджменте: изучает рынок, актуальность тех или иных потребностей услуг для потенциальных потребителей, но ограничен в ресурсах на рекламу в СМИ. Поэтому организация использует малобюджетные ресурсы для своего продвижения: e-mail-рассылки, группы в сетях, сайт, используются партнерские отношения для презентации себя на сторонних мероприятиях.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В АВТОНОМНОМ УЧРЕЖДЕНИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР»

3.1. Оценка эффективности кадровой политики учреждения.

В АУ РБИ штат из 12 человек, дополнительно 5-6 сотрудников выполняют работы по договору подряда (охрана и уборщицы). Функции службы по управлению персоналом выполняют директор, начальник отдела правового и кадрового обеспечения и заместитель директора- начальник отдела бизнес-внедрения. Существует несколько методик оценки эффективности службы по управлению пресоналом: экспертная оценка (чревата субъективностью мнений), оценка по модели Ульрих (больше подходит для коммерческих организаций), методика Филипса, ROI = ((доход от обучения – затраты)/затраты) x 100 % (подсчитать доход от тех или иных программ, как и затраты, зачастую удается лишь весьма приблизительно, а иногда и вовсе не получается, т. к. не всегда учитывается влияние внутренних и внешних факторов (организационных и рыночных), которым можно дать только примерную количественную оценку. Поэтому расчет его для оценки результативности службы персонала лучше всего применять в комплексе с другими показателями деятельности. Произведем оценку, выбрав наиболее подходящие показатели для АУ РБИ из всех методов оценок:

1)Важный показатель эффективной работы системы – это коэффициент текучести персонала, который рассчитывается по формуле:

Тп = Ку : Ко * 100 (%),

гдеТп – текучесть персонала;

Ку – количество уволившихся сотрудников;

Ко – общее количество сотрудников в компании.

За основу расчета возьмем период 1 года (2016г).

Тп = 7 : 12 * 100 (%),

Тп = 58,3%

Данный показатель даёт ответ сразу на ряд вопросов, таких, как адаптация сотрудников, мотивация, на этих показателях преимущественно строится вся система организации труда.

Расчет ROI в данном случае делать нецелесообразно, поскольку основными показателями эффективности деятельности предприятия является площадь офисных помещений, переданных в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе - количество компаний-резидентов,количество созданных и сохраненных рабочих мест (в компаниях резидентов),оборот субъектов малого предпринимательства, размещенных в РБИ, налоговые отчисления резидентов, доходы от предпринимательской деятельности бизнес-инкубатора.

2) Рассмотрим такие параметры, как показатель отсутствия на рабочем месте(учитывает прогулы, отсутствие без предупреждения и количество сотрудников, уволившихся неожиданно). В РБИ данный показатель равен 4 (из семи уволившихся сотрудников 1 увольнение было связано с уходом сотрудника в армию, 2 сотрудника переехали в другой город, 1- взаимное недовольство друг другом сотрудника и руководства организации, 2- не прошли испытательный срок, 1 нашел более подходящую для себя работу). За год не было зарегистрировано ни одного прогула, ни одного отсутствия на рабочем месте без уважительной причины.

3) Параметр удовлетворенности – число сотрудников, удовлетворенных своей работой, выраженное в процентах- 92% (на основании опроса сотрудников АУ РБИ).

4) Следующий параметр - лояльность, моральный климат в коллективе.

На данный момент в сложившемся коллективе благоприятный климат, настроенный на взаимодействие и сплочение коллектива. Взаимоотношение подчиненных и руководителей взаимно лояльное.

5) Параметр - реакция на обучение – расценивается как адекватная (определено методом анкетирования). Периодически сотрудники АУ РБИ проходят обучение, т.к. коллектив достаточно «молодой», он восприимчив к нововведениям и к новой информации, люди стараются прикладывать полученные знания на практике, руководство, в свою очередь, приветствует инициативу и принимает во внимание ценные предложения по совершенствованию работы.

6) Объективные результаты обучения. Оценить степень усвоения новых знаний и навыков не так то просто, потому что специалисты, работающие в РБИ не являются узкими специалистами по какому-либо одномувиду деятельности, обучаясь, они узнают опыт других бизнес-инкубаторов, обучаются опыту работы с проектами резидентов, процессу отбора проектов, расширению коммуникаций, созданию формальных и неформальных бизнес и экспертных сообществ вокруг потребителей своих услуг- субъектов малого предпринимательства. Результаты обучения, в данном случае, могутбыть эффективными только при поддержке руководства и внедрении в работу новых практик.

Предприятие оценку эффективности деятельности не проводит самостоятельно, а поручает исполнителю – некоммерческому партнерству «Институты развития малого и среднего бизнеса» или иному. Согласно отчетам исполнителя, деятельность АУ РБИ за 2013, 2014, 2015, 2016 годы признана эффективной. В 2013 года исполнителем в качестве рекомендации было предложено проводить оценку эффективности деятельности РБИ по методике РАИР, однако эта рекомендация не была выполнена и даже на данный момент эффективность деятельности АУ РБИ проанализировать по данным методикам не предоставляется возможным.

Отбор персонала - комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации. Набор персонала является одним из ключевых элементов работы любой организации. От качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех ее остальных ресурсов.

Для отбора персонала в АУ РБИ используется многоступенчатый подход, который включает в себя:

1 этап. В самом начале работы по отбору необходимых специалистов готовится заявка на каждого конкретного специалиста, в которой указываются его должностные обязанности, квалификационные требования к нему (опыт, образование, профессиональные навыки), желательные личностные качества, режим работы (связана ли работа с командировками или с работой в ночную смену). Информация подается в службу занятости населения и размещается на бесплатных интернет-ресурсах, направленных на взаимодействие соискателей и работодателей. Текст запроса составляется таким образом, чтобы исключить обращение с предложениями таких кандидатов, которые не обладают необходимым опытом, квалификацией или личными качествами.

2 этап. По итогам телефонных переговоров приглашаются кандидаты, которые по формальным критериям подходят для занятия имеющихся вакансий

3 этап.Кандидаты предъявляют документы, которыеподтверждают основную информацию о профессиональном опыте и квалификации.

4 этап. Со всеми кандидатами, отобранными после 3-го этапа, проводится собеседование, которое призвано собрать более детальную информацию о квалификации, опыте, деловых и личных качествах кандидатов. В том числе собирается информация о таких трудно формализируемых качествах кандидатов, как внешний вид, контактность, готовность к конструктивному сотрудничеству.

5 этап. Кандидатам, прошедшим 4-й этап, предлагается рассмотреть и дать свои предложения по тем профессиональным задачам, которые им предстоит решать в случае успешного прохождения всех этапов отбора.

6 этап. Психологическое тестирование, призванное выявить темперамент человека, определяет будут ли в отделе работать одни холерики или меланхолики. Психологическое тестирование помогает выявить, есть ли у человека лидерские качества, нравится ли ему быть на публике, доброжелателен ли он, импульсивен или его действие тщательно продуманы.

7 этап. Собеседование с кандидатами, успешно прошедшими все этапы отбора, и принятие решение относительно приема на работу наиболее подходящих по всем показателям специалистов.

Проанализируем эффективность процесса поиска и отбора кадров в АУ РБИ, используя основные показатели такие, как:

1) уровень текучести кадров, особенно среди новых работников; 2) доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу; 3) финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров; 4) уровень нарушений трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, несогласованное с руководством, и т.д.); 5) уровень брака; 6) частота поломок оборудования; 7) эффективность использования необходимых материалов, комплектующих; 8) уровень производственного травматизма; 9) количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков - для этого рассмотрим пункты вышеуказанных показателей 1,2,3,4,9.

1. как показал расчет, текучесть кадров в 2016 году высокая. Это в основном было связано с тем, что на места убывших в другой город сотрудников были приняты сотрудники, заведомо не соответствующие заявленным требованиям, их приняли с расчетом, что они благоприятно пройдут адаптацию и обучение специалистами на местах. Но ожидания не оправдались. Не справившиеся сотрудники получили расчет, в течение месяца на эти ставки были приняты более компетентные сотрудники.

2. доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу равна 2 из 6, т.е. 33%.

3. финансовых затрат на обеспечение процесса поиска и отбора кадров не было. Стоит только учесть временные затраты специалистами на обучение.

4. уровень нарушений трудовой дисциплины равен нулю.

9. жалобы со стороны клиентов, потребителей не было, но, опять же, за счет давно работающих сотрудников, которые не допускали подобное, выполняя самостоятельно работу, с которой не справлялись их коллеги.

Вывод: эффективность процесса поиска и отбора кадров в АУ РБИ в 2016 году низкая, несмотря на отсутствие финансовых затрат - вероятно, были упущены возможные выгоды. Но это скорее стечение обстоятельств, чем закономерность. В предыдущий год показатель текучести кадров был значительно ниже.

Процедура введения в должность в данной организации начинается с знакомства с коллегами, рабочим местом, изучением должностных инструкций и инструкций устных непосредственного руководителя. Всем понятно, что от того, как быстро новый сотрудник адаптируется на рабочем месте и усвоит свой функционал, зависит эффективность работы коллектива в целом.Показателями успешной профессиональной адаптации будут результаты труда нового сотрудника.На данный момент в АУ РБИ из 12 штатных единиц свободны 1,5 ставки- это 1ставка специалиста по кадрам (функции распределены между юристом РБИ и начальником отдела правового и кадрового обеспечения) и 0,5 ставки инженера.

Основным из составляющих качества менеджмента Бизнес-инкубатора является соответствие специалистов требованиям занимаемых должностей.Квалификация руководящих сотрудников бизнес-инкубатора и сотрудников, ответственных за процессы бизнес-инкубирования, в основном соответствует требованиямприказа МинэкономразвитияРоссии №167 от 25 марта 2015г. (п. 13.2.19 и п. 13.2.22).

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

В Республиканском бизнес-инкубаторе имеет место в основном горизонтальная карьера: трижды сотрудники, принятые на ставку специалиста по кадрам, они же выполняли функции секретаря, б<

Наши рекомендации