Контроль рекламной деятельности
Тывинским УФАС России в 3 квартале 2017 года рассмотрено 8 дел по нарушениям Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее Закон о рекламе), с вынесением 8 решений о наличии нарушивший требований Закона о рекламе.
Типовыми нарушениями Закона о рекламе на подведомственной Тывинскому УФАС России территории в 3 квартале 2017 года явились:
· реклама финансовых услуг, в которой отсутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу, а также иные условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, при сообщении в ней одного из условий предоставления финансовой услуги (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе),
· не допущение в рекламе указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (пункт 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе),
· распространение рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений (пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе),
· реклама алкогольной продукции, в которой использован образ животного, предупреждению о чрезмерном потреблении алкогольной продукции отведено менее 10 % и распространение рекламы алкогольной продукции на средствах стабильного территориального размещения (статья 21 Закона о рекламе),
· реклама по сетям электросвязи, в части распространения рекламы без предварительного согласия абонента (часть 1 статьи 18 Закона о рекламе).
Всего из вынесенных Тывинским УФАС России решений о наличии нарушения Закона о рекламе обжаловано в судебном порядке 2 решения, по которым на отчётную дату окончательные судебные акты не приняты.
В качестве примеров нарушения Закона о рекламе хотелось бы отметить следующие нарушения.
1. За последнее время в нашем городе увеличилось количество баров и магазинов, реализующих алкогольную продукцию, в частности пиво. Статья 21 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе алкогольной продукции, в частности предусматривает запрет кроме всего прочего на использование в рекламе образов людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации, и на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
К числу технических средств стабильного территориального размещения относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные объекты, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
При этом определяющим признаком для отнесения той или иной конструкции-рекламоносителя к числу технических средств стабильного территориального размещения, по смыслу статьи 19 Закона о рекламе, является невозможность перемещения и изменения положения в пространстве присоединенной к конструкции рекламы.
Вместе с этим, согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации), а также в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства) (часть 3 статьи 21 Закона о рекламе). Данное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Пример: Решением Комиссии Тывинского УФАС России по делу № 04-04-02/22-17 реклама пива признана ненадлежащей поскольку содержала образ лошади, предупреждению о вреде чрезмерного потребления алкоголя было отведено менее 10 % и данная реклама пива была размещена на баннере, закрепленном на фасаде (внешней стене) здания.
2. В соответствии со статьей 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания соответствующих услуг.
При наличии в рекламе информации о финансовой услуге, например, приобретение товара в кредит, выдача займов финансовой организацией, Закон о рекламе налагает обязанность опубликования в рекламном объявлении сведений о лице, оказывающем соответствующую услугу.
Для примера можно привести дело № 04-04-02/11-17 по результатам рассмотрения которого Комиссией Тывинского УФАС России было установлено нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама в которой сообщалось о возможности покупки товара в кредит без указания наименования лица, предоставляющего финансовую услугу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 31.07.2014 года № АД/30890/14, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых; а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.
Дело № 04-04-02/19-17, по результатам рассмотрения которого установлено нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, а именно в рекламе ломбарда сообщалось одно из условий предоставления займа – займ под 6%, при этом отсутствовали иные условия оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
3. Тывинским УФАС России было рассмотрено дело по факту распространения рекламы чая для похудения, не являющегося БАДом (пищевой добавкой) и лекарственным средством. Данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в рекламе сообщалось, что травы, входящие в состав чая - объекта рекламирования оказывают положительное влияние на ряд заболеваний.
Пункте 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе указано, что в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Ключевым в данной части является запрет на создание впечатления о том, что объект рекламирования является лекарственным средством и (или) обладает лечебным свойством.
Понятие «лечебные свойства» раскрывается в статье 5 Закона о рекламе. Лечебным свойством является положительное влияние на течение болезни.
То есть фактически, когда из содержания фраз, употребленных при рекламе какой-либо продукции с указанием лечебных свойств, потребитель может сделать однозначный вывод о положительном влиянии рекламируемого товара на течение болезни, то такая реклама будет нарушать законодательство.
Также Тывинским УФАС России было рассмотрено дело № 04-04-02/22-17 по факту распространения рекламы в местной газете, сообщающей об избавлении от алкогольной продукции, оказании помощи от бесплодия, путем общения с 77 духами.
Решением Комиссии Тывинского УФАС России данная реклама была признана ненадлежащей, поскольку алкогольная зависимость и бесплодие, в силу действующего законодательства об основах здоровья граждан Российской Федерации, являются болезнями, которые подлежат лечению в лицензированных медицинских учреждениях в соответствии с утверждёнными стандартами и клиническими рекомендациями согласно федерального законодательства и региональных локальных актов.
При этом, согласно разъяснениям ФАС России (письмо от 30.09.2011 № АК/37027) законодательство Российской Федерации о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы оккультных услуг, в том числе услуг астролога, ворожбы и т.п., кроме того, в Законе о рекламе не содержится специальных требований, предъявляемых к рекламе данных услуг.
В то же время такая реклама должна соответствовать общим требованиям, установленным Законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности, добросовестности, этичности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Кроме этого, в силу частей 1 и 2 статьи 50, части 1 статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 13.01.2017 года № 19 утвержден Порядок занятия народной медициной на территории Республики Тыва, согласно которому документом, дающим право лицу, заниматься народной медициной на территории Республики Тыва является разрешение на занятие народной медициной на территории Республики Тыва.
В нарушение данных правовых норм вышеуказанная реклама была размещена в отсутствие лицензий или специальных разрешительных документов на осуществление рекламируемой деятельности.
4. В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Пример: Дело № 04-04-02/15-17, по результатам рассмотрения которого, Комиссией Тывинского УФАС России было установлено, что смс-сообщение с рекламой было распространено в отсутствие предварительного согласия абонента на основании последовательных действий компаний, занимающихся перерассылкой смс-сообщений с рекламой.
Вместе с тем для целей реализации антимонопольным органом возложенных на него полномочий, антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.
В заявлении, направляемом в антимонопольный орган, должны содержаться требуемые в соответствии с законодательством сведения: о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы (наименование, местонахождение, контактная информация), период поступления рекламы, номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама, адреса электронных почтовых ящиков, на который поступала и с которого направлялась реклама, также должно быть описано существо отношений с отправителем рекламы, изложено требование, и дано письменное согласие на обработку персональных данных.
Кроме того, к заявлению должны быть приложены доказательства, подтверждающие доводы заявителя: тексты SMS-рекламы (в копиях, фотографиях), детализация выписки по абонентскому номеру за период получения SMS-рекламы, копии писем, поступающих на электронный почтовый ящик заявителя, копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу (при их наличии), и факт того, что после обращения заявителя к рекламодателю или рекламораспространителю распространение рекламы не прекратилось, иные документы. В случае если заявитель не может предоставить фотографии SMS-рекламы на телефоне, он вправе обратиться в территориальное управление ФАС России с тем, чтобы специалисты антимонопольного органа зафиксировали наличие данной рекламы.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.