Нарушения в части размещения информации в Единой информационной системе.
- нарушение сроков размещения в ЕИС документов и информации, предусмотренных законодательством о контрактной системе (например, протокол рассмотрения заявок);
- нарушение порядка и сроков разъяснения положений документации о закупке;
- размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
- размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график;
- размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено;
- неразмещение в ЕИС информации и документов, предусмотренных законодательством о контрактной системе (например, неразмещения отчета об объеме закупок у СМП);
- ненаправление (несвоевременное направление) информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или информации, подлежащей включению в реестр контрактов.
Также необходимо отметить, что антимонопольные органы осуществляют отдельные функции по контролю в сфере закупок при исполнении государственных (муниципальных) контрактов
Практика Тывинского УФАС России показывает, что при осуществлении указанных функций часто допускаемые заказчиками нарушения законодательства о контрактной системе является изменение существенных условий контракта при его исполнении, а именно:
- продление срока выполнения работ, поставки товара, оказания услуг;
- изменение размера и порядка финансирования оплаты по контракту (возможность выплаты аванса, в случае если изначально документация о закупке не предусматривал выплаты аванса);
- изменение вида товара (работы, услуги), подлежащих к выполнению (оказанию) по условиям контракта.
Практика Тывинского УФАС России по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления Республики Тыва за 3 квартал 2017 года
Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)
Тывинским УФАС России в 3 квартале 2017 года дела по статье 15 Закона «О защите конкуренции» за совершение действий (бездействия) ограничивающих конкуренцию не возбуждались в связи с исполнением органами власти Республики Тыва, выданных Тывинским УФАС России предупреждений о прекращении действий (бездействия) содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Так, в отчетном периоде было выдано 2 предупреждения органам власти в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции», из которых 1 исполнено в полном объеме, 1 предупреждение находится в стадии исполнения.
Примеры нарушений по результатам, выявления которых, выданы предупреждения:
А) Пунктом 1 Распоряжения Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 23.01.2017 г. № 3-р Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" дано указание расторгнуть государственный контракт № Ф.2017.20633 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог: Кызыл - Эрзин - Госграница с Монголией, участок км 0+000 - км 275+000; Ледовой переправы "Эйлиг-Хем на км 6 автомобильной дороги Шагонар - Эйлиг-Хем»; Ледовой переправы "Кара-Хаак" на км 14 автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак; Подъезд к с.Шамбалыг, участок км 0+000 - км 11+000; Подъезд к оз.Дус-Холь, участок км 0+000 - км 19+219 и искусственных сооружений на них (электронный аукциона № 0112200000816005658).
Пунктом 2 Распоряжения Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва от 23.01.2017 г. № 3-р Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" дано указание объединить в одну закупку выполнение работ на:
- Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Самагалтай – Ак-Чыраа, км 0+000 – км 135+200; Подъезд к с. «Ак-Эрик» км 0+000 – км 26+000; Ак-Эрик – Госграница с Монголией (КПП «Шара-Суур»), км 0+000 – км 22+500 и искусственных сооружений на них;
- Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Бай-Хаак – Балгазын, участок км 0-000 – км 58+000; Подъезд к с. Бай-Хаак, участок км 0+000 – км 31+595; Бай-Хаак – Чал-Кежиг, участок км 0+000 – км 35+000; Усть-Элегест – Кочетово, участок км 0+000 – км 31+000; Бай-Хаак-Межегей, участок км 0+000 – км 15+000 и искусственных сооружений на них;
- Выполнение работ по содержанию Кызыл – Эрзин – Госграница с Монголией, участок км 0+000 – км 275+000; Ледовой переправы «Эйлиг-Хем» на км 6 автомобильной дороги Шагонар – Эйлиг-Хем; Ледовой переправы «Кара-Хаак» на км 14 автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак; Подъезд к с. Шамбалыг, участок км 0+000 – км 11+000; Подъезд к оз. Дус-Холь, участок км 0+000 – км 19+219 и искусственных сооружений на них.
Государственный контракт № Ф.2017.20633 от 30.01.2017 г. расторгнут приказом Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» от 01.02.2017 г. № 20.
Согласно информации, размещенной в ЕИС в информационной телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru за реестровым номером № 2170104169517000011 размещена информация о расторжении контракта от 02.02.2017 г., согласно которой между Государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог Республики Тыва» и ООО «Суугу» соглашением от 01.02.2017 г. расторгнут контракт № Ф.2017.20633 от 30.01.2017 г.
Положение о Министерстве дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва и его структуры утверждено Постановлением Правительства Республики Тыва от 11.05.2007 г. N 533 (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим государственную политику в сфере дорожного хозяйства и транспортного комплекса Республики Тыва, а также координацию деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти.
Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва".
Пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Таким образом, Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" является заказчиком по смыслу Закона о контрактной системе в рамках электронного аукциона № 0112200000816005658.
Следовательно, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, не являясь заказчиком по аукциону в электронной форме № 0112200000816005658 по смыслу законодательства о контрактной системе дало указание подведомственному учреждению о свершении определённых действий рамках государственного заказа.
Более того, заказчик при определении контрагента по государственному контракту, заключаемому в порядке, определённом Законом о контрактной системе, самостоятелен и ограничен соблюдением лишь тех условий, которые предусмотрены Законом о контрактной системе.
При таких обстоятельствах нормы права, предусматривающие право органов государственной власти участвовать в определении подведомственными учреждениями контрагентов по государственным контрактам, в том числе путем дачи указаний по формированию объекта закупки, действующее законодательство не содержит, а дача органами государственной власти подведомственным им учреждения указаний по расторжению заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе контракта и по формированию объекта закупки с нарушением требований действующего законодательства содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в действиях Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Б) 28.06.2017 г. в адрес Тывинского УФАС России поступило письмо Министерства экономики Республики Тыва о проведении экспертизы постановления Правительства Республики Тыва от 26.10.2016 г. № 445 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат на участие в межрегиональных и международных мероприятиях» (далее Положение).
В ходе анализа Положения на соответствие антимонопольному законодательству установлено, что указанный нормативный правовой разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", государственной программой Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 г. N 657.
Согласно пункту 1.3 Положения субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по результатам конкурсного отбора на безвозмездной и безвозвратной основе в целях компенсации части затрат на участие в межрегиональных и международных мероприятиях. По направлению мероприятия подразделяются на зарубежные (международные) и проходящие на территории Российской Федерации (межрегиональные). По видам мероприятия подразделяются на выставки, ярмарки, форумы, конференции, бизнес-миссии.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.1 Положения правом на участие в конкурсном отборе обладают лица зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Тыва коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Одним из критериев определения заявителей участниками конкурсного отбора является регистрация на территории Республики Тыва (подпункт 2.2.8 пункта 2.2 Положения)
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона определены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (пункт 1 части 1); доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 части 1); равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 4 части 1); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5 части 1).
Из анализа вышеназванных норм права не следует, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства ставиться в зависимость к территории регистрации субъектов.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Таким образом, поскольку действующее федеральное законодательство не ставит возможность получения поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в зависимость от места (территории) регистрации хозяйствующего субъекта, претендующего на получение поддержки от органов государственной власти, действия Правительства Республики Тыва по включению в Положение условия о том, что получателями поддержки в рамках Положения, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства зарегистрированные на территории Республики Тыва, содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», поскольку названное требование ведет к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства.
Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)
В третьем квартале 2017 года Тывинским УФАС России возбуждено и рассмотрено 2 антимонопольных дела по факту нарушения порядка проведения торгов, из которых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд 0 дел.
По результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства по обоим делам установлены нарушения статьи 17 Закона «О защите конкуренции» без выдачи предписаний.
Структура выявленных нарушений по статье 17 Закона «О защите конкуренции»:
- заключение соглашения между организаторами торгов и участником этих торгов с целью ограничения конкуренции и создания преимущественных условий для участников торгов – 1 дело;
- прочие нарушения, противоречащие части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» – 1 дело.
Примеры дел:
Дело № 05-13-01/05-17-17 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва» и ООО «Байт» по признакам нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» положения части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, положения Закона «О защите конкуренции» распространяется, в том числе на организацию и проведение закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, в частности, определено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.
Таким образом, наличие ограничивающего конкуренцию соглашения могут свидетельствовать фактические действия заказчика, направленные на создание преимуществ участнику торгов, и использование последним таких преимуществ.
Факт заключения антиконкурентного соглашения между заказчиком – РТПЦ РТ и участником закупки подтверждался следующими фактами:
1.) Нарушением порядка отбора участников закупки, в части неправомерного признания заявок не соответствующими требованиям документации запроса предложений;
2.) Протоколами опроса свидетелей – членов закупочной комиссии заказчика, предоставленными в материалы дела УФСБ Российской Федерации по Республике Тыва;
3.) Заключением договора по результатам запроса предложений задним числом, в целях ухода от требования территориального антимонопольного органа о приостановлении действий заказчика по заключению договора до вынесения решения по существу рассматриваемой жалобы;
4.) Протоколом опроса участника запроса предложений (победителя).
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 28.07.2017 г. по делу № 05-13-01/05-17-17 Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва» и ООО «Байт» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в части заключения и участия в антиконкурентном соглашении, результатом которого является заключение договора с ООО «Байт»; пункт 3 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», в части нарушения порядка определения победителя открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по поставке и монтажу мобильного (инвентарного) сборно-разборного здания «Ангар для автотранспорта» на территории станции «Орбита», расположенной по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл (реестровый номер закупки 31604469705).