I. Сообщение об общих результатах контрольного списывания.

II. Работа над ошибками.

III. Упражнение в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

1. Прочитайте написанные на доске предложения.

Качает ветвями косматая серая сосна.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Вечерняя тишина висит над рекой.

– Сформулируйте свое задание к этим предложениям.

(Если не прозвучит нужное задание, его может предложить учитель.)

– Запишите предложения, во всех словах которого имеются проверяемые безударные гласные в корне.

– Подберите к ним проверочные слова.

– Разберите предложения по членам и по частям речи. Определите время глаголов.

2. Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.

Это задание можно выполнить только на доске.

Слова, которые даны в скобках, можно развесить на карточках в классе.

Уд..вительно – (диво, дева).

М..нять – (мина, замена).

Л..пить – (липко, лепка).

Подч..щать – (честь, чисто).

Скр..пучий – (скрипка, скрип).

Л..нивый – (лень, линька).

М..стерить – (мост, мастер).

– Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)

3. У п р а ж н е н и е 425, с. 91 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

Домашнее задание:упражнение 432, с. 94; выучить слова из упражнения 428, с. 92–93.

У р о к 142
слова с проверяемыми и непроверяемыми
гласными в корне

Цель: развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые согласные.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с а н ы б у к в ы:

а с о д п у

– На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)

– Напишите группу гласных, соединив их цепочкой.

аоу …

– Что вы можете о них сказать? (Эти буквы обозначают твердость согласных звуков.)

– Напишите группу согласных, соединив их цепочкой.

сдп …

– Что можете о них сказать? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)

– Какая буква лишняя? Почему? (Буква д лишняя, она обозначает звонкий согласный, а остальные – глухие.)

– Допишите строчки до конца, составляя различные цепочки.

II. Словарно-орфографическая работа.

– Соберите из рассыпавшихся букв слово. (Посуда.)

– Запишите его. Определите СУО данного слова.

I. Сообщение об общих результатах контрольного списывания. - student2.ru

– Что такое посуда? (Хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов. Сосуд – предмет, в который можно налить или наложить что-либо.)

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова.)

– Подберите проверочное слово.

– Что заметили? (Проверить нельзя.)

– Как же без ошибок писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне? (Их нужно запоминать.)

– К сожалению, не все слова с безударными гласными можно проверить. Такие слова названы словарными. Их написание просто надо запоминать, а в случае сомнения справляться в словаре.

– Сегодня на уроке мы поговорим о словах с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными.

III. Работа над темой.

1. У п р а ж н е н и е 428, с. 92.

Слова из этого упражнения учитель диктует, а дети записывают.

Затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по учебнику правильность написания слов.

– Можно ли проверить написание этих слов без помощи словаря?

– Как называется орфограмма в этих словах? (Непроверяемая гласная в корне слова.)

2. И г р а «Разбери «кучу-малу». (Приложение 23.)

– Записать слова в три столбика:

е я и
осень пчела весна лесник гнездо звезда верхушка снежинка седло прямой запрягать ряды вязать тяжелый письмо число чистота свисток

– Можно ли проверить написание записанных слов?

– Устно к каждому слову подберите проверочное.

– С любым словом из каждого столбика составьте предложения.

IV. Итог урока.

– Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением?

– Как правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными?

– Какие слова будут являться проверочными?

А теперь представьте вот что:

Как мы слово ни меняем,

Но на нужный гласный просто

Ну никак не попадаем:

Мимо цели ударенье

Бьет все время, к сожаленью!

Подсказать и тут готовы:

Нужно просто подобрать

Однокоренное слово.

Ударение опять

«Перепрыгнет» куда надо –

Это вам за труд награда.

У р о к 143
правописание безударной гласной в корне

Цели: закрепление умения применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развитие умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.

Ход урока

Наши рекомендации