I. Сообщение об общих результатах контрольного списывания.
II. Работа над ошибками.
III. Упражнение в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
1. Прочитайте написанные на доске предложения.
Качает ветвями косматая серая сосна.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Вечерняя тишина висит над рекой.
– Сформулируйте свое задание к этим предложениям.
(Если не прозвучит нужное задание, его может предложить учитель.)
– Запишите предложения, во всех словах которого имеются проверяемые безударные гласные в корне.
– Подберите к ним проверочные слова.
– Разберите предложения по членам и по частям речи. Определите время глаголов.
2. Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Это задание можно выполнить только на доске.
Слова, которые даны в скобках, можно развесить на карточках в классе.
Уд..вительно – (диво, дева).
М..нять – (мина, замена).
Л..пить – (липко, лепка).
Подч..щать – (честь, чисто).
Скр..пучий – (скрипка, скрип).
Л..нивый – (лень, линька).
М..стерить – (мост, мастер).
– Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)
3. У п р а ж н е н и е 425, с. 91 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
Домашнее задание:упражнение 432, с. 94; выучить слова из упражнения 428, с. 92–93.
У р о к 142
слова с проверяемыми и непроверяемыми
гласными в корне
Цель: развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые согласные.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с а н ы б у к в ы:
а с о д п у
– На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные.)
– Напишите группу гласных, соединив их цепочкой.
аоу …
– Что вы можете о них сказать? (Эти буквы обозначают твердость согласных звуков.)
– Напишите группу согласных, соединив их цепочкой.
сдп …
– Что можете о них сказать? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)
– Какая буква лишняя? Почему? (Буква д лишняя, она обозначает звонкий согласный, а остальные – глухие.)
– Допишите строчки до конца, составляя различные цепочки.
II. Словарно-орфографическая работа.
– Соберите из рассыпавшихся букв слово. (Посуда.)
– Запишите его. Определите СУО данного слова.
– Что такое посуда? (Хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов. Сосуд – предмет, в который можно налить или наложить что-либо.)
– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова.)
– Подберите проверочное слово.
– Что заметили? (Проверить нельзя.)
– Как же без ошибок писать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне? (Их нужно запоминать.)
– К сожалению, не все слова с безударными гласными можно проверить. Такие слова названы словарными. Их написание просто надо запоминать, а в случае сомнения справляться в словаре.
– Сегодня на уроке мы поговорим о словах с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными.
III. Работа над темой.
1. У п р а ж н е н и е 428, с. 92.
Слова из этого упражнения учитель диктует, а дети записывают.
Затем учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по учебнику правильность написания слов.
– Можно ли проверить написание этих слов без помощи словаря?
– Как называется орфограмма в этих словах? (Непроверяемая гласная в корне слова.)
2. И г р а «Разбери «кучу-малу». (Приложение 23.)
– Записать слова в три столбика:
е | я | и |
осень пчела весна лесник гнездо звезда верхушка снежинка седло | прямой запрягать ряды вязать тяжелый | письмо число чистота свисток |
– Можно ли проверить написание записанных слов?
– Устно к каждому слову подберите проверочное.
– С любым словом из каждого столбика составьте предложения.
IV. Итог урока.
– Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением?
– Как правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными?
– Какие слова будут являться проверочными?
А теперь представьте вот что:
Как мы слово ни меняем,
Но на нужный гласный просто
Ну никак не попадаем:
Мимо цели ударенье
Бьет все время, к сожаленью!
Подсказать и тут готовы:
Нужно просто подобрать
Однокоренное слово.
Ударение опять
«Перепрыгнет» куда надо –
Это вам за труд награда.
У р о к 143
правописание безударной гласной в корне
Цели: закрепление умения применять различные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развитие умения сопоставлять слова по смыслу, произношению, написанию корня.
Ход урока