IV. Обобщение по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».
1) – Придумайте и напишите клички животных.
I р я д: корова …;
II р я д: собака …;
III р я д: кошка …;
2) – Составьте предложение об одном из животных.
3) – Объяснить (устно) поговорки.
Волга – всем рекам мать.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Москва слезам не верит.
– Найдите имена собственные и объясните их написание.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 105, с. 58.
У р о к 31
диктант по теме «имена собственные»
Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.
Ход урока
Кто где живет
Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.
У р о к 32
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Цели: проведение работы над ошибками; выяснение, что явилось причиной ошибочного написания.
Ход урока
На этом уроке можно работать с теми упражнениями, которые не удалось использовать при разборе темы.
У р о к 33
твердые и мягкие согласные звуки. обозначение
мягкости согласных звуков гласными буквами
Цели: систематизация знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме; упражнение в обозначении мягкости согласных на письме при помощи гласных.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
ф и з е д ё р я в ю
Письмо по образцу.
– На какие две группы можно разделить все эти буквы? (Гласные и согласные.)
– Какое задание можно предложить? (Составить из них слоги.)
– Запишите слоги, чтобы ни гласные, ни согласные не повторялись. (фи зе дё ря вю.)
II. Работа над темой.
1. – Назовите согласные в первой строке (во второй).
– Что заметили? (В первой строке согласные твердые, а во второй – мягкие.) Почему?
– Какими буквами обозначена мягкость согласных? (и, е, ё, я, ю.)
– Сформулируйте тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных гласными буквами.)
– Что еще обозначает мягкость согласных? (ь.) Но об этом подробнее поговорим на следующем уроке.
2. – В каком случае эти согласные могут быть твердыми? Замените в каждом слоге гласные на а, о, у, ы, э. Запишите полученные слоги. (фа зо ду ры вэ.)
– Назовите согласные звуки в этих слогах.
– Как теперь они произносятся? Почему?
– Как вы сказали, согласные бывают твердыми и мягкими. Можно ли на ощупь определить, мягкий это согласный или твердый? Конечно, нет, так как названия эти условные. При образовании мягких звуков язык как бы приподнимается к нёбу, при этом сужается проход, по которому идет воздух, и получается звучание, которое условно называется мягкостью.
(Наблюдение над слогами: фи, зе, дё, ря, вю.)
– Твердые звуки как бы выдуваются через широкую трубу, а мягкие через узкую.
(Наблюдение над слогами: фа, зо, ду, ры, вэ.)
– Я буду называть слоги, вы – делать наклоны вперед, если согласный в слоге мягкий, и назад, если согласный твердый.
3. – Но все ли согласные могут быть и твердыми, и мягкими? Почему?
– Назовите согласные, которые всегда твердые (мягкие). Об этом подробнее поговорим на следующих уроках.
– Итак, в русском языке есть звуки гласные и согласные. Как вы думаете, кому живется легче? Почему?
– Ну конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград.
– Но все-таки давайте задумаемся, что важнее: гласные или согласные? Как вы думаете?
– В «Толковом словаре русского языка» под редакцией А. Н. Ушакова для обозначения фамилий писателей использовалось условное сокращение: печатались только согласные буквы фамилий. Сможете ли вы расшифровать их: П ш к н, М х л к в, Б р т. Узнали? Молодцы!
– А теперь обозначим фамилию писателя гласными: уи, иао, ао. Их не пытайтесь определить. Ни за что не догадаетесь! Выходит, что согласные дают нам больше информации, чем гласные. Почему? (Их больше в русском языке.)
– Но и роль гласных очень важна. И это вы уже видели на примере слогов. Гласные делают согласные и твердыми, и мягкими.
4. И г р а «Допиши словечко».
– Дописать второй слог так, чтобы согласный звук этого слога был мягкий:
ло- , Та- , оч- , На- , А- , бро- , гу- .
– Подчеркните в этих словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
(Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси.)
– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
III. Работа с учебником.
Упражнение 108, с. 60 – загадку записать по памяти.
– Записать отгадку и в этом слове подчеркнуть одной чертой мягкие согласные и двумя – твердые согласные. (Пальто.)
– Назовите мягкий согласный в этом слове. Почему? (ь.)
– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.
IV. Итог урока.
Домашнее задание:упражнение 107, с. 60.
У р о к 34
обозначение мягкости согласных звуков
мягким знаком на конце слов
Цели: продолжение формирования знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1) Письмо элементов и букв ф, р.
2) Звуко-буквенный анализ слова фильм.
– Почему звуки [ф’], [л’] произносим мягко?
3) – На вопрос «Ты кто?» назовите специальности людей, которые начинаются на букву ф. (Факир, фокусник, фармацевт, фотограф, футболист, фигурист.)
– Какой звук слышим в начале слова?
4) – Спишите слова с доски, разделяя для переноса.
Ремонт, рюкзак, король, ряд, вперед, риск.
– Какая буква есть во всех словах? (р.)
– Какой звук она обозначает?
– Какое слово лишнее? Почему? (Слово «король» лишнее потому, что в нем звук [р] слышится твердо.)
– Какие буквы обозначают мягкость согласного звука [р]?
II. Работа над темой.
1. – Какие буквы указывают на мягкость согласных?
– А какую букву, указывающую на мягкость согласных звуков, мы не назвали? (ь.) Где в словах может находиться ь, обозначающий мягкость? (На конце слов и в середине.) Определите тему нашего урока. (Обозначение мягкости согласных ь.)
– Сегодня мы будем говорить об обозначении мягкости согласных ь на конце слов.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест»,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками «угольки»,
«Банька» в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
2. Упражнение 112, с. 62 – коллективный разбор. (Один ученик записывает на доске, другие в тетрадях.)
– Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные на конце слов.
– На какой вопрос отвечают записанные слова? (Сколько?)
– К какой части речи отнести эти слова?
– Эти слова называются числительными. С этой частью речи подробнее будем знакомиться позднее.
– Что можно сказать про количество букв и звуков в этих словах?
– Для чего нужен ь в словах?
– Я сейчас буду называть слова. Если последний звук в слове мягкий, то вы приседаете, если твердый – делаете наклон вперед. Слова: мяч, корь, ветер, дуб, лось, вещь, карась, дом, стол, корабль и др.