II. Игра «Назови свое полное имя».

Учитель бросает мяч любому ученику. Каждый ребенок называет свое сокращенное и полное имя.

– А знаете ли вы, какое самое длинное имя? Самое длинное женское имя известно на Гавайских островах – в нем только согласных букв 65.

– Есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?

– Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки.)

– Как же можно различать таких людей? (По фамилии.)

– А бывает ли так, что и фамилии у людей одинаковые?

– Как таких людей называют, если они не родственники? (Однофамильцы.)

II. Игра «Назови свое полное имя». - student2.ru

– Я буду называть имена краткие и полные. Если я назову краткое имя, учащиеся I варианта приседают, а если полное – приседают учащиеся II варианта.

III. Работа с учебником.

1. Упражнение 83, с. 47.

– С какой буквы, прописной или строчной, пишутся названия людей по родству?

2. Упражнение 89 с. 49 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

– Что нового узнали?

Домашнее задание:упражнение 81, с. 46.

У р о к 28
большая буква в кличках животных

Цели: развитие умения различать название животного и его кличку; формирование умения писать кличку животного с большой буквы.

Ход урока

I. Минутка чистописания и словарная работа.

1. Н а д о с к е з а п и с ь:

ацисил ьдашол конещ

Записать буквы.

2. – Что заметили? (Из этих букв можно составить слова, они записаны наоборот.)

– Какие это слова? Запишите их. (Лисица, лошадь, щенок.) Объясните и запомните написание слов.

II. Работа над темой.

1. – Как одним словом можно назвать эти слова? (Названия животных.)

– Как пишут названия животных? (С маленькой буквы.)

– Дайте имена этим животных.

– Как по-другому называются имена животных? (Клички.)

– Как написали названия животных? А клички? Почему? (Имена пишутся с большой буквы. А клички – это тоже имена, но животных.)

– Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: клички животных пишутся с большой буквы.

– Как вы думаете, это орфограмма? Почему?

– Ваша задача – не только помнить это правило, но и уметь применять его.

– Назовите тему нашего урока. (Большая буква в кличках животных.)

2. – Послушайте стихотворение.

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще два козла –

Сивка да Бурка!

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что заметили?

– Давайте правильно назовем и запишем всех животных, которые жили у деда с бабой и внучки.

Кошка Мурка

– Как вы думаете, почему только кошке можно дать кличку Мурка?

– Вы смотрели мультфильм «Котенок по имени Гав»? Правильную ли кличку выбрал себе котенок? А какую кличку вы бы ему посоветовали?

– По какому признаку подбираются клички животных?

– Вспомните котов из сказок и мультфильмов. Какие у них клички?

Собака Жучка

– А какую кличку чаще всего дают собакам? А вот как кличку Шарик объясняет сам пес, герой одного из литературных произведений: «Шарик – это значит упитанный, толстый».

– Какой же собаке подойдет эта кличка?

– В каком мультфильме собака имеет такую кличку? Подходит ли она ей?

Корова Буренка

– Любую ли корову можно назвать Буренкой? Для правильного ответа подберите к этому слову родственное. (Бурая, то есть серовато-рыжая окраска.)

– Как же правильно подобрать кличку животному?

– А как правильно ее записать?

II. Игра «Назови свое полное имя». - student2.ru

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже.

III. Работа с учебником.

1. Упражнение 93, с. 52 – коллективный разбор.

2. Упражнение 92, с. 51 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

– О чем сегодня говорили на уроке?

– Как нужно писать названия животных? А клички?

Домашнее задание:упражнения 95 и 94, с. 53.

У р о к 29
большая буква в названиях
улиц, сел, рек, городов, морей

Цели: обучение умению выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Написание букв д я б О о

– Какая буква лишняя? Почему?

– Для чего нужны прописные буквы?

– Списать предложение с доски.

Бабушка Ольга Олеговна с внучкой Яной уехала в деревню Олым.

– Подчеркнуть имена собственные.

– Почему в предложении слово Олым написано с заглавной буквы?

II. Работа над темой.

1. Выборочное списывание.

З а п и с ь н а д о с к е или на отдельных листах для каждого ребенка.

Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На самом Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана. Величайшие реки России – Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.

– Выписать имена собственные.

– Как одним словом можно назвать записанные слова? (Географические названия.)

– Что еще пишется с большой буквы из того, что мы не назвали? (Названия улиц, деревень, сел, планет и др.)

2. – Послушайте шуточное стихотворение и вы узнаете, какие еще слова пишутся с большой буквы.

Грибная электричка

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками – друзьями,

Чернушками – груздями.

Со станции Присоркино

На станцию Ведеркино,

Со станции Подчеркино,

На станцию Засалкино.

П. Синявский

– Какие слова в этом стихотворении нужно написать с большой буквы? Почему?

– Назовите станции. Почему они так называются?

– Что еще в русском языке пишется с большой буквы?

– С такими словами вы будете знакомиться при изучении русского языка и узнаете много интересного.

II. Игра «Назови свое полное имя». - student2.ru

III. Работа с учебником.

1. Упражнение 97, с. 56 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

2. Упражнение 104, с. 58 – самостоятельное выполнение.

IV. Итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

Домашнее задание:упражнение 101, с. 57.

У р о к 30
особенности написания названий книг, журналов,
газет, мультфильмов

Цели: обучение умению правильно записывать названия печатных изданий.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. – Что знаем о буквах о, я, ю, ф?

Письмо по образцу.

2. Письмо под диктовку.

Федор Яковлевич Юдашкин посетил весной города Феодосию, Юрмалу, Ярославль, Омск.

После записи под диктовку учитель открывает доску, где записано это предложение.

Федор яковлевич юдашкин посетил весной города феодосию, юрмалу, ярославль, омск.

– Сравните свою запись с записью на доске.

– Что хотите сказать? (На доске имена собственные записаны с маленькой буквы.)

– Исправьте ошибки.

II. Работа над темой.

1. – Откуда мы могли узнать о том, что Юдашкин посетил весной некоторые города? (Из газет, журналов, телевидения.)

– Кто из вас любит читать книги? Стихи? Журналы?

– Назовите автора и название книги, которую вы больше всего полюбили.

– А как нужно записывать название книги? Стихотворения? Сказки? Журнала?

– О чем сегодня будем говорить на уроке?

– Итак, тема нашего урока «Заглавная буква в печатных изданиях».

2. – Название учебника, по которому мы изучаем русский язык, как нужно писать?

– Кто составил для нас учебник?

Записать ответ на этот вопрос.

– Учебник «Русский язык» для нас составила Антонина Владимировна Полякова.

3. Однажды мальчик написал, какие он прочитал книги. Вот что у него получилось.

Н а д о с к е: «Дюймовочка на Луне».

«Винни-Пух в сапогах».

«Незнайка, который живет на крыше».

«Красавица и все-все-все».

«Кот, Малыш и Карлсон».

«Колобок и чудовище».

– Что заметили? Восстановите правильные названия.

(«Дюймовочка», «Незнайка на Луне», «Винни-Пух и все-все-все», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Красавица и чудовище», «Колобок».)

– Как следует написать названия книг? (С большой буквы и в кавычках.)

– А журналов?

III. Работа с учебником.

Упражнение 100, с. 57 – коллективный разбор.

Наши рекомендации