II. Упражнение в делении слов на слоги.
1. – Что кричат болельщики, если их команда выигрывает? (Молодцы.)
– Сколько в слове слогов?
– Какой первый? Второй? Третий?
– Как узнали?
– Теперь, если нужно будет разделить слово на слоги, представьте, что вы находитесь на стадионе и кричите это слово игрокам (только негромко).
– Используя этот способ определения слогов в словах, проведем физминутку. Я буду называть слова, а вы будете делать столько приседаний, сколько слогов в слове.
Трава, кустик, лесок, поляна, птичка, цветок, дерево.
– Сколько слогов было в этих словах?
– В словах может быть разное количество слогов. Чтобы их определить, есть и другие способы. Надо поднести ладошку к подбородку и четко, ясно произнести слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки, столько слогов в слове.
Еще один способ. Надо поднести ладошку ко рту и четко, ясно произнести слово. Сколько раз струя выдыхаемого воздуха коснется ладошки, столько слогов в слове.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
1) Упражнение 39, с. 25 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Использовать разные способы определения количества слогов в словах.
2) Упражнение 41, с. 26 – устный разбор.
– Какую особенность заметили в словах?
– Сколько слогов в каждом слове? А число букв в словах одинаковое?
– От чего еще зависит количество слогов? (От количества гласных.)
– Об этом продолжим разговор на следующем уроке.
III. Итог урока.
– Что выяснили на уроке?
– Что такое слог?
– Как можно определить количество слогов в слове?
Домашнее задание:упражнение 38, с. 24.
У р о к 13
сколько слогов может быть в словах?
Цель: развитие умения различать количество слогов в словах по количеству гласных звуков.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
З а п и с ь н а д о с к е:
ка ли ру се мы кош
– Что вы видите на доске? Прочитайте.
З а п и с ь с л о г о в в тетрадь.
– Какое задание можно предложить? (Дополнить слоги до слов.)
З а п и с ь с л о в учениками на доске и в тетрадях.
– Разделите слова на слоги.
– Какие способы можно использовать для определения количества слогов? (Дети вспоминают те способы, которые использовали на прошлом уроке.)
– Как без помощи рук можно определить количество слогов в словах? (Посчитать гласные.)
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
II. Работа над темой.
1. – Сегодня на уроке мы продолжим работу по делению слов на слоги и вы узнаете что-то еще интересное.
– Как вы думаете, какой слог из записанных сначала будет лишним? Почему? («кош» – в нем три звука.)
– Пропойте эти слоги. (ка ли ру се мы кош.)
– Что заметили?
– Какой звук последний в слогах ка ли ру се мы? (Гласный.)
– А в слоге кош? (Согласный.)
– В русском языке слоги, заканчивающиеся на гласные, очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. Почему? Такие слоги называются открытыми.
– А можно ли пропеть слоги, которые заканчиваются на согласные? Почему? (Согласный закрыл слог.)
– Как можно назвать такие слоги? (Закрытые.)
– Приведите примеры открытых и закрытых слогов.
2. – Сколько может быть слогов в словах?
– А может ли слог состоять из одной буквы?
– Эта буква будет гласная или согласная? Почему?
– Есть гласные, про которые можно сказать «Буква, слово, слог»?
Учитель читает текст.
И мы не хуже
«И мы не хуже», – так подумали некоторые гласные, когда Я расхвасталась, что она – буква, слог и слово. Они сказали:
– Не ты одна такая. А у нас, думаешь, и заслуг нет? О каждой из нас четырех тоже можно сказать «Буква, слово и слог».
– А что это за гласные такие, как вы думаете, ребята? (а о и у.)
– Сколько же слогов может быть в словах?
– Как называют слова, которые состоят из одного слога? (Односложные.)
– Какие слова называются двусложными? Трехсложными?
Учитель. Я буду сейчас называть слова, а вы – приседать. Но ребята I ряда будут приседать, если я назову односложные слова, II ряд – двусложные слова, III ряд – трехсложные слова.
Деревья, дети, слон, кукла, машина, стол, слог, звон, коробка, крыша и др.
III. Работа с учебником.
Упражнение 43, с. 27 (с комментированием).
– Какое еще задание можно предложить к этим словам?
(Часть заданий, которые предлагают дети, можно выполнить.)
– Сколько может быть согласных в одном слоге?
– Назовите закрытые слоги.
– В одном слоге может быть даже четыре согласных. А вот слогов, в которых было бы пять согласных подряд, – нет!
IV. Итог урока.
– Сколько же может быть в слове слогов? От чего это зависит?
– Что еще узнали о слогах?
– Какие слоги называют закрытыми? Открытыми?
1) Мама или бабушка?
Кто любил Красную Шапочку больше? В слове-отгадке 3 слога.
2) Черемуха или каштан?
Как звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку? Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени доктора два слога.
3) В словах клен и клоун по три согласных звука. А сколько слогов в каждом слове? Почему?
4) В слове кот и в слове мяу по три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?
Домашнее задание:упражнение 44, с. 27.
У р о к 14
ударные и безударные слоги.
роль ударения в различении смысла слов
Цель: углубление представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.
Ход урока
I. Словарная работа.
Внимательно посмотрите на данный шифр:
о | д | х | ж | ф | г | ь | к | |
з | л | ы | р | ъ | ч | у | ю | |
н | ш | т | э | п | и | а | я |
и ключи к нему:
1) 2 – 1 1 – 1 4 – 2 1 – 1 6 – 1 7 – 3
2) 3 – 1 2 – 2 1 – 1 5 – 3 1 – 1 8 – 1
3) 5 – 3 7 – 2 6 – 1 7 – 3 2 – 2 1 – 1
Разгадав ключи данного шифра, вы узнаете слова, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке. Они нам помогут в работе над темой.
З а п и с ь с л о в: дорога, хлопок, пугало.
– Какие задания можно предложить к этим словам? (Разобрать слова по системе СУО.)
– Сколько слогов в каждом слове? Как называют такие слова? (Двусложные, трехсложные.)
– Назовите открытые слоги и закрытые.
– Что можно сказать об этих словах как частях речи?
II. Работа над темой.
Учитель звонит в колокольчик.
– Что вы слышите? (Звон.)
– Почему колокольчик звенит?
– Что он вам сообщает, что сигналит? (Этот сигнал означает начало или конец урока.)
– Но ударить можно и голосом один слог в слове.
– Ударить слог голосом – значит произнести его не так, как другие слоги в слове, а с большей силой. «Удар» выделяет слог из слова.
– Каким значком мы показываем, что слог ударный?
– Над какими буквами ставится этот знак? Почему?
– Как же определить ударный слог?
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Об ударных и безударных слогах.)
– Я открою два секрета.
1) С е к р е т «просительный».
– Чтобы определить ударный слог, можно попросить о чем-либо этот предмет или позвать его.
Определить ударение в словах. (Дорога, хлопок, пугало.)
2) С е к р е т «кричальный».
Слово произносится быстро три раза, а на четвертый выкрикиваем в нем ударный слог. Вот так: «Оля, Оля, Оля – Оля».
– Как вы думаете, зависит ли смысл слова от постановки ударения? Запишите еще раз эти слова. (Дорога, хлопок, пугало.) Поставьте ударения в этих словах на другие слоги, используя «кричальный» способ.
– Что заметили? (В первом слове ударение теперь падает на 3-й слог, во втором – на 2-й слог, в третьем – на 2-й слог.)
– Есть ли разница в написании этих слов?
– А на слух? (Изменился смысл слов.)
– Такие слова в русском языке называют омонимами.
Мне слово «чудно»
Изменить не трудно:
Поставим ударение на «о» –
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».
– Для чего нужно ударение? (Оно помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)
– Где место ударения в словах? (Над ударными слогами, а точнее, над гласной этого слова.)
– Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный.)
– А тот слог, на который не падает ударение? (Безударный.)
– На какие буквы – гласные или согласные – ставится ударение?
– В русском языке об ударных гласных говорят, что они стоят в сильной позиции, а о безударных гласных – в слабой позиции.