I. Слова, близкие по значению, их роль в речи.

1. Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: заменить предложения одним словом.

· Перечень букв в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.)

· Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)

· Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)

Пары слов дети записывают на доске.

– Что общего у этих слов? (Значение одно.)

– Чем они различаются? (Написанием.)

– Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же?

– Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 14, правило).

Слова, близкие по значению, – синонимы.

– Приведите свои примеры синонимов.

2. Учитель.Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?

О т к р ы в а е т с я з а п и с ь н а д о с к е:

Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.

– Что заметили? (Повторяется слово «проходят».)

– На что влияет повторение слов в предложении?

– Как можно этого избежать?

– Запишите получившиеся предложения.

Проходят по нашей улице троллейбусы, автобусы и легковые автомобили.

Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили.

– Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

– Какую роль играют синонимы в речи? Сделайте свой вывод.

В ы в о д. Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее.

З а д а н и е: подчеркнуть основу предложения. Указать связь слов.

II. Слова, противоположные по смыслу.

1. – В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Как они называются? Найдите ответ в учебнике (с. 14).

Слова, противоположные по значению, – это антонимы.

– Назовите тему нашего урока.

2. Учитель. Подберите к словам антонимы.

Коллективная работа

Запись на доске:

широкий – (узкий)

твердый – (мягкий)

старый – (новый)

скучный – (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)

Если у детей вызывает затруднение подбор антонимов, эти слова на карточках можно развесить по классу или на доске.

Учащиеся подбирают эти слова, затем записывают их (или, найдя карточку, прикрепляют её на доску).

– Первые буквы пропущенных слов, если их прочесть по вертикали, составят еще одно хорошее слово.

– Какое слово получилось? (Умница.)

– Можно ли так сказать про каждого из вас?

3. Учитель. Отгадайте загадку. Найдите в загадке антонимы. (Выполняется устно.)

Далеко вокруг слышится мой стук,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел.)

– Какую роль играют антонимы в речи?

III. Обобщение и итог урока.

– О чем говорили сегодня на уроке?

– Что такое синонимы (антонимы)?

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь

Оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

Минус – плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.

– Для чего нам нужны синонимы и антонимы?

Домашнее задание:с. 13–14, упражнение 18 или 19 (по желанию).

У р о к 6
упражнение в составлении предложений

Цели: развитие умения составлять из слов предложения, устанавливать связь между словами, находить основу предложения.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

– Какую букву будем писать сегодня?

З, з

2. Запись на доске:

Утро. Зорькой золотою

Зарумянится восток.

– Что можете сказать об этой записи?

– Сколько предложений в этом двустишии? Доказать, что это предложения.

– Укажите образные обороты речи.

– Какими словами можно заменить слова: золотого, зарумянится?

– Что можно сказать об этих словах? (Синонимы.)

– Какое задание можно предложить? (Подчеркнуть основу предложения.)

– Подчеркнуть главные члены предложения.

– Что заметили? (Первое предложение состоит только из одного слова.)

– В предложениях может быть только один главный член предложения или несколько. Но с этим подробнее будем знакомиться в дальнейшем.

– Указать стрелками связь слов в предложении.

– Как устанавливается связь между словами в предложении? (При помощи вопросов.)

II. Постановка темы и цели урока.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Сегодня мы продолжим работу по теме «Предложение». Вы будете выполнять упражнения по составлению из слов предложений, находить основу предложения, устанавливать связь между словами.



Наши рекомендации