I. Слова, близкие по значению, их роль в речи.
1. Учитель. Узнать тему нашего урока поможет это задание: заменить предложения одним словом.
· Перечень букв в определенном порядке. (Алфавит, или азбука.)
· Предмет, при помощи которого измеряют температуру. (Градусник, или термометр.)
· Человек, который ездит на лошади. (Всадник, или наездник.)
Пары слов дети записывают на доске.
– Что общего у этих слов? (Значение одно.)
– Чем они различаются? (Написанием.)
– Как называются в русском языке слова, которые близки по значению, но по-разному называют одно и то же?
– Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (с. 14, правило).
Слова, близкие по значению, – синонимы.
– Приведите свои примеры синонимов.
2. Учитель.Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Можно ли обойтись без них?
О т к р ы в а е т с я з а п и с ь н а д о с к е:
Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые автомобили.
– Что заметили? (Повторяется слово «проходят».)
– На что влияет повторение слов в предложении?
– Как можно этого избежать?
– Запишите получившиеся предложения.
Проходят по нашей улице троллейбусы, автобусы и легковые автомобили.
Едут по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, мчатся легковые автомобили.
– Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
– Какую роль играют синонимы в речи? Сделайте свой вывод.
В ы в о д. Употребление синонимов делает нашу речь ярче, богаче и разнообразнее.
З а д а н и е: подчеркнуть основу предложения. Указать связь слов.
II. Слова, противоположные по смыслу.
1. – В русском языке есть слова, которые противоположны по своему значению. Как они называются? Найдите ответ в учебнике (с. 14).
Слова, противоположные по значению, – это антонимы.
– Назовите тему нашего урока.
2. Учитель. Подберите к словам антонимы.
Коллективная работа
Запись на доске:
широкий – (узкий)
твердый – (мягкий)
старый – (новый)
скучный – (интересный)
бесполезный – (ценный)
неряшливый – (аккуратный)
Если у детей вызывает затруднение подбор антонимов, эти слова на карточках можно развесить по классу или на доске.
Учащиеся подбирают эти слова, затем записывают их (или, найдя карточку, прикрепляют её на доску).
– Первые буквы пропущенных слов, если их прочесть по вертикали, составят еще одно хорошее слово.
– Какое слово получилось? (Умница.)
– Можно ли так сказать про каждого из вас?
3. Учитель. Отгадайте загадку. Найдите в загадке антонимы. (Выполняется устно.)
Далеко вокруг слышится мой стук,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел.)
– Какую роль играют антонимы в речи?
III. Обобщение и итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Что такое синонимы (антонимы)?
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь
Оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
Минус – плюс,
Огонь – вода,
Дерзкий – осторожный.
Все антонимы всегда
Противоположны.
– Для чего нам нужны синонимы и антонимы?
Домашнее задание:с. 13–14, упражнение 18 или 19 (по желанию).
У р о к 6
упражнение в составлении предложений
Цели: развитие умения составлять из слов предложения, устанавливать связь между словами, находить основу предложения.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
– Какую букву будем писать сегодня?
З, з
2. Запись на доске:
Утро. Зорькой золотою
Зарумянится восток.
– Что можете сказать об этой записи?
– Сколько предложений в этом двустишии? Доказать, что это предложения.
– Укажите образные обороты речи.
– Какими словами можно заменить слова: золотого, зарумянится?
– Что можно сказать об этих словах? (Синонимы.)
– Какое задание можно предложить? (Подчеркнуть основу предложения.)
– Подчеркнуть главные члены предложения.
– Что заметили? (Первое предложение состоит только из одного слова.)
– В предложениях может быть только один главный член предложения или несколько. Но с этим подробнее будем знакомиться в дальнейшем.
– Указать стрелками связь слов в предложении.
– Как устанавливается связь между словами в предложении? (При помощи вопросов.)
II. Постановка темы и цели урока.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Сегодня мы продолжим работу по теме «Предложение». Вы будете выполнять упражнения по составлению из слов предложений, находить основу предложения, устанавливать связь между словами.