Рабочий лист №9. Анализ рисков
1. Выявить внешние и внутренние риски Вашей предпринимательской деятельности; Продумать мероприятия по минимизации рисков.
Примечание: риски – это отрицательные воздействия внутренней и внешней среды на финансовые результаты предприятия. На внешние риски организация не может оказать воздействия, но может продумать шаги, которые позволят снизить потери в случае их возникновения. Внутренние риски фирма может контролировать и влиять на них.
Пример рисков
Внешние риски Источники: • инфляция; • резкое падение спроса на продукцию; • погодные факторы; • политика правительства; • экологические и социальные эффекты; • изменение требований потребителей; • подорожание сырья; • действие конкурентов; • воздействие третьих лиц | Внутренние риски. Источники: • поломка оборудования; • срыв поставок сырья; • заболевание работника; • ухудшение качества продукции; • низкий уровень управления; |
Меры по минимизации: • страхование; • дублирование; • профилактические работы; • формирование товароматериальных запасов. |
Риски Вашей компании:
Риски | Меры по минимизации потерь от рисков |
2. Проранжируйте риски Вашей компании методом, описанным ниже.
Риски | Вероятность наступления риска по данным экспертов | Средняя вероятность | Приоритет | Вес риска | Оценка риска | Ранг | ||
Методика оценки рисков, основанная на экспертных оценках:
1. Каждому эксперту представляется перечень рисков и предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь следующей системой оценок: - 0 – риск рассматривается как несуществующий; - 25 – риск скорее всего не реализуется; - 50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя; - 75 – риск скорее всего проявится; - 100 – риск реализуется наверняка.
2. На основе оценки рисков по каждому из них рассчитывается среднее значение по всем экспертам (Vi).
3. Выявляются приоритеты рисков (веса). Могут быть использованы три приоритета. Они определяют значение веса риска (Wi) следующим образом: первому приоритету присватается значение 0,1, третьему приоритету -0,01, вес второго приоритете определяется как среднее арифметическое величина между весами первого и третьего приоритета – 0,055/ 3. Оценка риска определяется произведением Vi* Wi(%)
4. На основе рассчитанных оценок все риски ранжируются.
Ниже приведен пример использования изложенной выше методики.
Риски | Вероятность наступления риска по данным экспертов | Средняя вероятность | Приоритет | Вес риска | Оценка риска | Ранг | ||
1 | 2 | 3 | ||||||
Валютный риск | 25 | 25 | 0 | 17 | 3 | 0,01 | 0,17 | 3 |
Непредвиденные затраты | 50 | 50 | 75 | 58 | 1 | 0,1 | 5,8 | 1 |
Появление продукта конкурента | 25 | 50 | 50 | 42 | 2 | 0,055 | 2,31 | 2 |
Рабочий лист № 10. Приложения к бизнес-плану
1. Обозначить список приложений к Вашему бизнес-плану.
В качестве приложения могут быть предоставлены:
• Резюме владельцев и менеджеров;
· Схема организационной структуры предприятия;
• Схема взаимодействия всех служб между собой;
• Схема производственных потоков на предприятии;
• Проектно-сметная документация;
• Копии лицензий, разрешений, свидетельств и иных документов, подтверждающих возможность инициатора бизнес-плана его реализовать;
• Копии договоров и протоколов о намерениях в рамках реализации бизнес плана;
• Бухгалтерские и финансовые расчеты;
• Аудиторские заключения;
• Документы, подтверждающие уже понесенные расходы;
• Копии договоров о страховании рисков по реализации бизнес – плана;
• Фотографии образцов выпускаемой продукции;
• Фотографии и характеристики приобретаемого оборудования
• И ДР.
Перечень приложений для Вашего бизнес-плана:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________
8. _____________________________________________________________________
Рабочий лист № 11. Резюме
Примечание: Бизнес план начинается с резюме, но по структурному содержанию оно пишется в самую последнюю очередь. Данный раздел является кратким изложением всех расчетов и пояснений предыдущих разделов, поэтому его написание происходит в последнюю очередь. Данный раздел должен быть кратким, не превышать 5 страниц.
1. Укажите итоговые показатели проекта.
Первоначальные вложения | _____________руб. |
Чистый дисконтированный денежный поток (NPV) | _____________руб. |
Внутренняя норма доходности (IRR) | ___% |
Срок окупаемости с учетом дисконтирования | ____ |
Срок окупаемости без учета дисконтирования | _____ |
2. Сформулируйте и кратко опишите цели Вашего предприятия (цели создания бизнеса).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте краткую информацию о Вашей организации (наименование предприятия, индивидуального предпринимателя), виде деятельности, опыте работы в отрасли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите основные финансовые показатели юридического лица (индивидуального предпринимателя) за последние отчетные периоды (если имеются).
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Выручка, руб. | |||||
Расходы, руб. | |||||
Прибыль, руб. |
5. Кратко опишите товары, работы или услуги. Укажите ценовую политику. ( см. лист Маркетинговый план)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите рынки сбыта. (см. раздел «Маркетинговый план»)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кратко опишите стратегии развития бизнеса_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Укажите возможные риски.(см. раздел «анализ рисков)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Укажите потребность в инвестициях.(см. раздел финансовый план). Если требуются.
№ п/п | Направление инвестиций | Источник средств | Всего | ||
Собственные | Привлеченные | ||||
Гранты/субсидии | Займы, кредиты | ||||
1. | Основные средства | ||||
1.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
2. | Сырье и материалы | ||||
2.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
.... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
3. | Прочие расходы | ||||
3.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
.... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
ИТОГО: |
Сроки окупаемости__________________
10.Опишитеинновационную составляющую бизнес плана (если имеется).
Примечание: Инновация — это внедрение чего-то нового, либо усовершенствование уже имеющегося. Иными словами, инновационная составляющая бизнес плана предполагает внедрение нового товара или услуги, либо усовершенствование процесса его производства, что приводит либо к его удешевлению, либо повышению потребительских качеств.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Укажите бюджетную эффективность, валовую сумму уплаты налогов за период реализации бизнес проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Укажите социальную эффективность.
Пример: участие бизнеса в решении социальных проблем: создание новых рабочих мест; занятость детей инвалидов и д.р.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Укажите общественную полезность.
Пример: прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, улучшение экологии и др.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: распространенные ошибки в бизнес-плане
Следует помнить, для кого и для чего составляется бизнес-план, что в первую очередь это идея, которой необходимо увлечь. Но, увлечь инвестора, не увлекаясь чрезмерным приукрашиванием. Это является ошибкой. Самой большой ошибкой, которую допускают предприниматели, это начало деятельности без составления бизнес-плана.
Типичными недостатками бизнес-плана являются:
● «Слабое» резюме. Следует помнить, что первое, что будет читать инвестор - это резюме. От него зависит первое впечатление от бизнес-плана, насколько понятно оно написано, вся ли важная информация в нем отражена.
● Наличие ненужной информации. Например, слишком длинное и красочное описание продукта (услуги).
● Поверхностное описание, т.е. недостаточная информация, в результате чего у инвестора возникает много уточняющих вопросов.
● Занижение расходов. Например, стоимости аренды помещения. Например, площадь вашего ателье составляет 20 кв. м и сначала будет работать 3 человека, а затем 8 человек. При этом вы не учли место, которое будет занято оборудованием. Возникает вопрос: где же будут располагаться следующие 5 человек, как будет при этом осуществляться производственный процесс.
● Недооценка стоимости специалистов. Желание сэкономить или занизить расходы приводит к тому, Что устанавливается нереальная заработная плата. На практике окажется иначе. Следовательно, устанавливаются заранее некорректные данные, что скажется на итоговых результатах (не будут совпадать с расчетами в бизнес-плане). Это еще раз подтверждает, что исходные данные для бизнес-плана должны быть реальными.
● Плохое оформление. Оформлению бизнес-плана также необходимо уделить серьезное внимание. Это рекламный документ, вы представляете не только свой бизнес, но и себя. Не только по содержанию, а и по внешнему виду бизнес плана инвесторы будут судить о вашем профессионализме, насколько вы компетентны, стоит ли с вами работать.
Это не означает, что бизнес-план должен быть оформлен дорогой обложкой, утяжелен информацией. Напротив, документ должен быть понятным и легким в использовании.
Текст должен быть читаемым, разбит на разделы, документ оформлен титульным листом. На первой странице желательно разместить содержание для того, чтобы можно было легко найти нужный раздел, если инвестор не сочтет нужным читать весь документ или потребуется вернуться в какой-либо раздел с тем, чтобы уточнить детали.
Список используемой литературы
- Бизнес-планирование : Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 816с.
- Морошкин В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2012. - 288с.
- Романова М.В. Бизнес-планирование : Учебное пособие . - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. - 240с.:
- Бухалков М. И. Планирование на предприятии : Учебник. - 3-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 416с.
- Бизнес-планирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]/Под ред. В.З. Черняка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012//ЭБС «КнигаФонд».-URL:http://www.knigafund.ru/books/ 149223 (дата обращения:18.08.2012).-Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
- Пелих, А. С. Бизнес план, или Как организовать собственный бизнес [Текст] : анализ, методика, практикум / А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Ось-89, 2002. - 92 с.
- Патсула П.Дж. Бизнес-план за 30 дней:пошаговое руководство по успешному бизнес-планироаванию и началу собственного дела/П.Дж.Патсула; под редакцией Т.Н. Жуковой – 3-е изд. – М.:Эксмо, 2008.-512 с.