Рабочий лист №1. Общие сведения о компании
Имеющееся оборудование.
№ п/п | Наименование | Назначение | Количество | Общая стоимость, руб. | Амортизация, руб./мес. |
Принтер HP-J 1018 | Печать буклетов | 1 | 40000 | 1666 | |
Приобретаемое оборудование.
№ п/п | Наименование | Назначение | Количество | Общая стоимость, руб. | Амортизация, руб./мес. |
Лизинговое оборудование.
Примечание. Лизинг (англ. leasing — аренда) — долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Размер ежемесячных платежей можно определить, обратившись за консультацией к менеджеру лизинговой компании.
№ п/п | Наименование | Назначение | Количество | Общая стоимость, руб. | Размер ежемесячного платежа, руб. |
3. Дать перечень необходимых видов сырья (комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей и т.д.) и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара (оказанной услуги). При необходимости вклеить информацию, распечатанную на формате А4.
4. Проанализировать и выбрать подходящего поставщика. При этом Вами будет оцениваться его репутация (возможно, имеющийся опыт работы с ним), что входит в услугу (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию).
Примечание: Необходимо четко представлять, какие материально-сырьевые затраты необходимо нести при осуществлении производства (затраты материалов на производство в соответствии с имеющимися нормативами), оказания услуг (расходные материалы при осуществлении офисной работы), торгово-закупочной деятельности (товары, закупленные у оптовых организаций, с целью последующей перепродажи).
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Объем потребления в месяц | Стоимость, руб./мес. | Поставщик | Сроки поставки |
5. Проанализировать и выделить затраты, которые фирма будет нести постоянно (транспортные расходы, коммунальные расходы, хозяйственные расходы, реклама, и т.д.).
Коммунальные расходы.
Примечание: Коммунальные расходы – это расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности компании.
№ | Назначение затрат | Величина потребления | Количество | Тариф руб. | Величина затрат (руб./мес.) |
Энергоснабжение | м³ | ||||
Водоснабжение | м³ | ||||
Газоснабжение | м³ | ||||
Теплоснабжение | м² | ||||
Вывоз ТБО | тонн | ||||
Прочие | |||||
ИТОГО: |
Хозяйственные расходы.
Примечание: Хозяйственные расходы - расходы, направленные на поддержание функционирования организации.
№ | Назначение затрат | Величина затрат (руб./мес.) |
Канцелярские товары и расходные материалы | ||
Санитарно-гигиенические изделия | ||
Бытовая химия | ||
Материалы для ремонта и технического обслуживания оборудования | ||
Приобретение инструмента | ||
Расходы на обслуживание противопожарной системы и сигнализации | ||
Интернет и телефония | ||
Оплата курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации | ||
Оплата услуг посреднических организаций | ||
Охрана | ||
Прочие | ||
ИТОГО: |
При необходимости вложите информацию в приложение к данной рабочей тетради.
Транспортные расходы.
Примечание: Под транспортными расходами предприятия понимаются затраты, связанные с арендой, обслуживанием автотранспортных средств и спецтехники.
№ | Назначение затрат | Величина затрат (руб./мес.) |
Аренда автотранспортных средств (грузового и легкового назначения) | ||
Аренда спецтехники (погрузчик, экскаватор, кран, трактор, и.т.п.) | ||
ГСМ | ||
Оплата транспортных услуг сторонним организациям | ||
Прочие | ||
ИТОГО: |
Пример расчета себестоимости единицы продукции
Наименование статей | Сумма, руб. | Доля | |
Сырье и материалы на производство столов | 70 (на 1 единицу) | 26% | |
Сырье и материалы на производство стульев | 1000 (на 1 единицу) | 74% | |
Транспортные расходы | |||
Коммунальные расходы | |||
Хозяйственные расходы | |||
Затраты на рекламу | |||
Заработная плата | |||
Пример Из таблицы видно, что на производство матрешек уходит 26% от общих затрат сырья. Так как распределение остальных затрат не известно, будем учитывать, что на производство матрешек будет уходить 26% остальных затрат. При этом, в месяц матрешек будет произведено 1000 шт., стульев 200 шт. Себестоимость: Стола: (70 000 + (3000+2000+1000+4000+10000)*26%)/1000 = 75 руб. Стула: (200 000 + (3000+2000+1000+4000+10000)*74%)/200 = 1074 руб. Для услуг, где сырьевые затраты минимальны, можно провести аналогичный расчет, только вместо сырья за основу взять затраты на выплату сдельно-премиальной заработный платы. |
Расчет себестоимости единицы продукции Вашего предприятия. При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.
4. Произвести расчет показателя « чистая прибыль» (построить план доходов и расходов).
Примечание: План доходов и расходов (бюджет доходов и расходов) показывает ожидаемые доходы и расходы от производства и реализации товаров, оказания услуг, торгово-закупочной деятельности. При формировании БДР учитываются только текущие затраты (не учитываются первоначальные вложения, не учитывается сумма уплачиваемого основного долга по кредитам и займам).
Пример бюджета доходов и расходов. (Возможно указать иные статьи (например, расшифровать «доходы», разгруппировать «расходы»). | |||||
Сумма, руб. | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | … | |
Выручка | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Затраты (себестоимость) ** | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Прочие доходы* | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Прочие расходы* | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Прибыль (убыток) (1-2+3-4) | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Налог | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Чистая прибыль (убыток) (5-6) | _____ | _____ | _____ | _____ | |
Чистая прибыль (убыток) нарастающим итогом (7+8) | _____ | _____ | _____ | _____ | |
*внереализационные доходы и расходы (субсидии, уплата процентов по кредиту и т.д.) ** учитываются только те затраты, которые напрямую связаны с извлечением дохода (получением выручки) в конкретном периоде (месяц, квартал и т.д.) |
5. Определить перечень необходимых затрат на создание (развитие) предпринимательской деятельности; дать подробные пояснения об источниках финансирования бизнес-проекта.
Примечание: В качестве источника финансирования бизнес-проекта могут выступать: государственные субсидии, инвестиции частных лиц, банковский кредит, лизинг и т.д. Условия, касающиеся привлечения источников финансирования, определяются предпринимателем самостоятельно.
Отразите информацию об источниках финансирования Вашего бизнес-проекта | |
Всего, руб. | Сумма, руб. |
В том числе: | _______________________________ |
Собственные средства | _______________________________ |
Средства гранта (субсидии), руб. | _______________________________ |
Дополнительные заемные средства, руб. - Банковский кредит - Инвестиционные фонды - Венчурный капитал - Иные источники финансирования | _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
Отразите информацию об основных статьях финансирования Вашего бизнес-проекта. | |||
№ п/п | Направление инвестиций | Всего | |
1. | Основные средства | ||
1.1. | __________________________________ | __________________________________ | |
1.2. | __________________________________ | __________________________________ | |
... | __________________________________ | __________________________________ | |
2. | Сырье и материалы | __________________________________ | |
2.1. | __________________________________ | __________________________________ | |
2.2. | __________________________________ | __________________________________ | |
.... | __________________________________ | __________________________________ | |
3. | Прочие расходы | __________________________________ | |
3.1. | __________________________________ | __________________________________ | |
3.2. | __________________________________ | __________________________________ | |
.... | __________________________________ | __________________________________ | |
ИТОГО: |
При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.
Рабочий лист №8. Финансовый план. Часть 2.
1. Спрогнозировать денежный поток. Построить бюджет движения денежных средств (далее БДДС)
Примечание:При формировании бюджета движения денежных средств учитываются фактический приход и отток денежных средств. При формировании показателя «приход» учитываются суммы полученных кредитов и займов. При формировании показателя «отток» учитываются сумма выплачиваемого основного долга по займам и кредитам, не учитываются амортизационные отчисления. Затраты на приобретение оборудования учитываются при формировании показателя «отток» от инвестиционной деятельности.
Пример БДДС
1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | …. | ||
I. Операционная (основная) деятельность | ||||||
Приток | ||||||
Приход от продаж (оказания услуг) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
1. | Всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
Отток | ||||||
Оплаты по операционным расходам | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
Проценты по кредиту | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
Налоги | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
2. | Всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
3. | Чистый операционный поток (1-2) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
II. Инвестиционная деятельность | ||||||
Закупка основных фондов | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
5. | Отток всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
Продажа основных фондов | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
6. | Приток всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
7. | Чистый инвестиционный поток (6-5) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
III. Финансовая деятельность | ||||||
Приток | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
Получение кредитов и займов | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
8.. | Всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
Отток | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
Возврат кредитов и займов | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ | |
9. | Всего | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
10. | Чистый финансовый поток (8-9) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
11. | Общий Чистый поток(3+7+10) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
12. | Общий чистый поток нарастающий итогом(11+12) | _______ | ________ | _________ | _________ | _____ |
При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.
2. Произвести расчет показателя NPV (чистая приведенная стоимость или чистая дисконтированная стоимость)
Примечание: Расчет данного показателя основан на сопоставлении величины суммы вложений (инвестиций) с общей суммой дисконтированных денежных поступлений, генерируемых этими вложениями. Поскольку приток денежных средств, в результате деятельности предприятия, распределен во времени, то он дисконтируется (уменьшается) с помощью коэффициента r. Показатель NPV приводит будущие денежные потоки (1 год, 2 год, 3 год реализации проекта), к текущему моменту времени (моменту оценки инвестиционного проекта). Если NPV> 0 при заемном финансировании, то реализация проекта позволит не только погасить долги за использование капитала со стороны, но и получить избыток. При собственном финансировании положительная приведенная стоимость означает, что данный вариант инвестиций выгоднее, чем альтернативное вложение средств под ту же процентную ставку, которая заложена в расчет коэффициента дисконтирования.
Для удобства отражения информации можно использовать следующую таблицу:
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год | … | ||||||||||
1. | Валовая выручка | |||||||||||||
2. | Прямые затраты | |||||||||||||
3. | Налог | |||||||||||||
4. | Расходы на приобретение активов (инвестиции) | |||||||||||||
5. | Внереализационные доходы (субсидии) | |||||||||||||
6. | Расходы по финансовой деятельности (проценты по кредитам) | |||||||||||||
7. | Чистые выгоды (1-2-3-4+5-6) | |||||||||||||
8. | Коэффициент дисконтирования | |||||||||||||
9. | Дисконтированный поток (7*8) | |||||||||||||
10. | Накопленный дисконтированный поток (NPV)(9+10) | |||||||||||||
Коэффициент дисконтирования | ||||||||||||||
Коэффициент дисконтирования = 1 / (1+r)ⁿ; | где: n- год реализации проекта r – ставка дисконтирования; | |||||||||||||
Для расчета ставки дисконтирования можно взять размер ставки рефинансирования банка и уровень риска проекта в % выражении. | ||||||||||||||
Пример: Ставка дисконтирования установлена на уровне 20 % (8,25% – ставка рефинансирования банка, 11,75% - проектные риски). Реализация проекта предполагает 3 года. | ||||||||||||||
Ставка дисконтирования 20% | 1 год | 2 год | 3 год | |||||||||||
Коэффициент дисконтирования | ||||||||||||||
1/ (1+0,2)¹ | 1 (1+0,2)² | 1/ (1+0,2)³ | ||||||||||||
0,833 | 0,694 | 0,579 | ||||||||||||
Для расчетов коэффициента дисконтирования Вашего проекта: | ||||||||||||||
______________ | ________________ | _____________________ | ||||||||||||
Коэффициент дисконтирования | ||||||||||||||
_______________ | _________________ | ______________________ | ||||||||||||
При необходимости выполните расчет в Excel и приложите к рабочей тетради.
3. Произвести расчет показателя IRR (внутренняя норма доходности, или внутренняя процентная ставка, или внутренняя рентабельность проекта)
Примечание: Расчет данного коэффициента показывает, какая величина ставки дисконтирования приведет к тому, что NPV будет равен нулю. Смысл данного коэффициента показывает максимально допустимый уровень расхода, который может быть связан с текущим проектом. Например, если проект финансируется за счет банковских кредитов, то значение IRR показывает максимально возможный уровень банковской процентной ставки. Превышение этого уровня делает проект убыточным.
IRR=i,если -t =0, где NCF – чистый денежный поток
Расчет IRR можно провести в MS EXCEL, применяя функцию «ВСД».
Пример:
Показатели | 1 год (С) | 2 год (D) | 3 год (E) | … | |
1.(2) | Начальная стоимость бизнеса (накопительно) | -100 000 | -100 000 | -100 000 | |
2.(3) | Чистый денежный поток (накопительно) | 20 000 | 70 000 | 120 000 | |
3. (4) | IRR | =ВСД (C2:С3;-20%)=-80% | = ВСД (D2:D3) = -30% | = ВСД (E2:E3) = 20% |
Расчет IRR Вашего проекта:
4. Произвести расчет срока окупаемости (Ток) без учета дисконтирования и с учетом дисконтирования
Примечание: Срок окупаемости (Ток) – это самый ранний месяц (период), когда совокупный денежный поток достигнет величины первоначальных вложений.
Пример расчета срока окупаемости.
Период | 1 год | 2 год | …. |
Поток без учета дисконтирования | -26 117 315 | 33 692 902 | |
Поток без учета дисконтирования нарастающим итогом | -26 117 315 | 7 575 587 | |
Формула расчета срока окупаемости: Ток = (1 - (- 26 117 315) / 33 692 902)*12 мес. Ток = 21 месяц | |||
Организация покрывает первоначальные вложения во 2 году. Для расчета срока окупаемости выраженного в месяцах, необходимо из номера года, в котором денежный поток нарастающим итогом имеет последнее отрицательное значение (1 год), вычесть эту величину (-26 117 315) и разделить ее на величину денежных средств, полученных в следующем году (33 692 902). Для перевода срока окупаемости в месяца, необходимо полученную величину умножить на 12 (12 месяцев в году).Аналогично проводиться расчет срока окупаемости с учетом дисконтирования |
Расчет срока окупаемости Вашего проекта:
Рабочий лист № 11. Резюме
Примечание: Бизнес план начинается с резюме, но по структурному содержанию оно пишется в самую последнюю очередь. Данный раздел является кратким изложением всех расчетов и пояснений предыдущих разделов, поэтому его написание происходит в последнюю очередь. Данный раздел должен быть кратким, не превышать 5 страниц.
1. Укажите итоговые показатели проекта.
Первоначальные вложения | _____________руб. |
Чистый дисконтированный денежный поток (NPV) | _____________руб. |
Внутренняя норма доходности (IRR) | ___% |
Срок окупаемости с учетом дисконтирования | ____ |
Срок окупаемости без учета дисконтирования | _____ |
2. Сформулируйте и кратко опишите цели Вашего предприятия (цели создания бизнеса).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте краткую информацию о Вашей организации (наименование предприятия, индивидуального предпринимателя), виде деятельности, опыте работы в отрасли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Укажите основные финансовые показатели юридического лица (индивидуального предпринимателя) за последние отчетные периоды (если имеются).
Показатели | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Всего |
Выручка, руб. | |||||
Расходы, руб. | |||||
Прибыль, руб. |
5. Кратко опишите товары, работы или услуги. Укажите ценовую политику. ( см. лист Маркетинговый план)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Укажите рынки сбыта. (см. раздел «Маркетинговый план»)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кратко опишите стратегии развития бизнеса_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Укажите возможные риски.(см. раздел «анализ рисков)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Укажите потребность в инвестициях.(см. раздел финансовый план). Если требуются.
№ п/п | Направление инвестиций | Источник средств | Всего | ||
Собственные | Привлеченные | ||||
Гранты/субсидии | Займы, кредиты | ||||
1. | Основные средства | ||||
1.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
2. | Сырье и материалы | ||||
2.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
.... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
3. | Прочие расходы | ||||
3.1. | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
.... | ________________ | ____________ | ________________ | _________ | ________ |
ИТОГО: |
Сроки окупаемости__________________
10.Опишитеинновационную составляющую бизнес плана (если имеется).
Примечание: Инновация — это внедрение чего-то нового, либо усовершенствование уже имеющегося. Иными словами, инновационная составляющая бизнес плана предполагает внедрение нового товара или услуги, либо усовершенствование процесса его производства, что приводит либо к его удешевлению, либо повышению потребительских качеств.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Укажите бюджетную эффективность, валовую сумму уплаты налогов за период реализации бизнес проекта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Укажите социальную эффективность.
Пример: участие бизнеса в решении социальных проблем: создание новых рабочих мест; занятость детей инвалидов и д.р.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Укажите общественную полезность.
Пример: прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, улучшение экологии и др.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: распространенные ошибки в бизнес-плане
Следует помнить, для кого и для чего составляется бизнес-план, что в первую очередь это идея, которой необходимо увлечь. Но, увлечь инвестора, не увлекаясь чрезмерным приукрашиванием. Это является ошибкой. Самой большой ошибкой, которую допускают предприниматели, это начало деятельности без составления бизнес-плана.
Типичными недостатками бизнес-плана являются:
● «Слабое» резюме. Следует помнить, что первое, что будет читать инвестор - это резюме. От него зависит первое впечатление от бизнес-плана, насколько понятно оно написано, вся ли важная информация в нем отражена.
● Наличие ненужной информации. Например, слишком длинное и красочное описание продукта (услуги).
● Поверхностное описание, т.е. недостаточная информация, в результате чего у инвестора возникает много уточняющих вопросов.
● Занижение расходов. Например, стоимости аренды помещения. Например, площадь вашего ателье составляет 20 кв. м и сначала будет работать 3 человека, а затем 8 человек. При этом вы не учли место, которое будет занято оборудованием. Возникает вопрос: где же будут располагаться следующие 5 человек, как будет при этом осуществляться производственный процесс.
● Недооценка стоимости специалистов. Желание сэкономить или занизить расходы приводит к тому, Что устанавливается нереальная заработная плата. На практике окажется иначе. Следовательно, устанавливаются заранее некорректные данные, что скажется на итоговых результатах (не будут совпадать с расчетами в бизнес-плане). Это еще раз подтверждает, что исходные данные для бизнес-плана должны быть реальными.
● Плохое оформление. Оформлению бизнес-плана также необходимо уделить серьезное внимание. Это рекламный документ, вы представляете не только свой бизнес, но и себя. Не только по содержанию, а и по внешнему виду бизнес плана инвесторы будут судить о вашем профессионализме, насколько вы компетентны, стоит ли с вами работать.
Это не означает, что бизнес-план должен быть оформлен дорогой обложкой, утяжелен информацией. Напротив, документ должен быть понятным и легким в использовании.
Текст должен быть читаемым, разбит на разделы, документ оформлен титульным листом. На первой странице желательно разместить содержание для того, чтобы можно было легко найти нужный раздел, если инвестор не сочтет нужным читать весь документ или потребуется вернуться в какой-либо раздел с тем, чтобы уточнить детали.
Список используемой литературы
- Бизнес-планирование : Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2009. - 816с.
- Морошкин В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2012. - 288с.
- Романова М.В. Бизнес-планирование : Учебное пособие . - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. - 240с.:
- Бухалков М. И. Планирование на предприятии : Учебник. - 3-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 416с.
- Бизнес-планирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]/Под ред. В.З. Черняка.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012//ЭБС «КнигаФонд».-URL:http://www.knigafund.ru/books/ 149223 (дата обращения:18.08.2012).-Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
- Пелих, А. С. Бизнес план, или Как организовать собственный бизнес [Текст] : анализ, методика, практикум / А.С. Пелих, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Ось-89, 2002. - 92 с.
- Патсула П.Дж. Бизнес-план за 30 дней:пошаговое руководство по успешному бизнес-планироаванию и началу собственного дела/П.Дж.Патсула; под редакцией Т.Н. Жуковой – 3-е изд. – М.:Эксмо, 2008.-512 с.
Рабочий лист №1. Общие сведения о компании
1. Заполните помещенный ниже бланк, используя ключевые слова и фразы.
_______________________________________ является _____________________________________
(название компании) (начинающей, опытной)
(частной фирмой, корпорацией, товариществом)
которая производит/продает ___________________________________________________________
(опишите продукты и услуги)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
(опишите потребителей и месторасположение целевого рынка)
Расположена в/на ___________________________________________________________________________________________________________
(например, торговый цент МЕГА)
Мы надеемся получить признание как _________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ Желательный имидж и тип бизнеса. Например, ведущий розничный оператор.
2. Перечислите адресата (ов) бизнес-плана:
банкиры
юристы
менеджеры
инвесторы
бухгалтеры
владельцы
______________________________________
3. Сделайте набросок логотипа Вашей компании.