Потенциал коллективного насилия
Возрастание контроля над медиа
D: Возрастание уровня символических призывов к насилию
ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Возрастание коерсивного R-контроля
Потребительских ценностей
Базовых ценностей
D: возрастание институциональной поддержки D
Высокого уровня
R: Возрастание жесткости санкций и размеров сил до
Среднего уровня
I
ВЕЛИЧИНА ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
R или D: возрастание ценностных резервов D
R или D: возрастание ценностных возможностей D
D: возрастание коерсивного контроля D
Рис. 26. Процессуальная модель политического насилия, показывающая некоторые эффекты альтернативных ответов режима и диссидентов
на потенциал и возникновение насилия. Легенда: R = режим; D = диссиденты
тактика при предрасположенности режима к минимизации политизации недовольства состоит в том, чтобы контролировать содержание медиакоммуникаций (JV.10, JV.11). Подобная политика может увеличить недовольство, если в обществе ценится свобода выражения (ID.2), и она ограничивается контролем со стороны медиа (ID. 1.1). Следует указать, что ни изменения в контроле над медиа, ни использование символических лозунгов, не оказывают решающего воздействия на потенциал политического насилия; более результативными являются другие его основные детерминанты (см. рис. 18 и 19).
Каким бы ни был начальный уровень политизированного недовольства, социальный контроль как со стороны режима, так и со стороны диссидентов можно изменить такими способами, которые оказывают воздействие на все три первичные переменные. Режимы, увеличивая институциональную поддержку, осуществляемую через режимио-ори- ентированные организации (RI.1-RI.5), могут снизить величину политического насилия. Распространение режимных организаций среди недиссидентских групп, бероятно, приведет к повышению их ценностных возможностей (VC.4), уменьшая тем самым недовольство (ID. 1.1). Однако распространение режимных организаций среди диссидентских групп, вероятно, подорвет ценностные паттерны действия, интенсифицируя их недовольство. Тем не менее такая политика представляется более эффективной в минимизации насилия, нежели надежды режима на увеличение коерсивного контроля, который, вероятно, ненадолго воспрепятствует открытому насилию (V.6), но усилит и политизирует враждебность недовольных людей, подвергаемых интенсифицированному контролю (RC.2, RC.3). Более того, если усиление коерсивного контроля окажет воздействие на прежде удовлетворенные группы или ограничивая свободу их действий, или требуя, чтобы они пожертвовали своими скудными ценностями для поддержки сил режима, это вызовет возникновение дополнительного недовольства (ID. 1.2).
Увеличение диссидентской институциональной поддержки (ID. 1.2) оказывает компенсирующее воздействие на первичные переменные. Если диссиденты непоколебимо привержены насильственному противостоянию, увеличение их институциональной поддержки наращивает величину политического насилия (V.7). Но увеличение институциональной поддержки, вероятно, включает в себя и установление ценност- но-повышающих курсов действия, которые минимизируют межличностную депривацию (см. главу 9). Поэтому на коротких промежутках времени усиление диссидентской институциональной поддержки приведет к возрастанию величины насилия, но в обозримой перспективе может уменьшить потенциал коллективного насилия. Увеличение диссидентского коерсивного контроля (DC.1-DC.4) наращивает величину политического насилия (V.6) без значительных эффектов обратной связи с другими переменными. (Криволинейные связи, предполагаемые для эффектов баланса коерсивного контроля и институциональной поддержки режима и диссидентов в V.6 и V.7, не учитываются в модели процесса на основе упрощенного предположения о том, что диссидентские контроль и поддержка редко превосходят то, чем обладает режим. Этот криволинейный эффект нетрудно при необходимости инкорпорировать в более сложную модель процесса.)
Реальное возникновение политического насилия оказывает различные воздействия на потенциал будущего насилия, изменяясь в зависимости от степени успеха диссидентов и типов ответа режима на него. У режима, столкнувшегося с политическим насилием, существуют базовые альтернативы: либо усилить коерсивные меры, либо пойти навстречу всем или некоторым из требований диссидентов. Если режимы наращивают свои силы и ужесточают санкции до предела, то на короткое время это может удержать людей от применения насилия, однако не менее вероятно, что подобная тактика интенсифицирует и продлит недовольство (ID.5), породит новое недовольство среди людей, испытывающих на себе прямое воздействие этих мер (RC.2, RC.3), усилит их волю к сопротивлению и обеспечит отчетливыми объектами для атаки (глава 6). Если силы и санкции возрастают лишь в средней степени, это обычно имеет дисфункциональные последствия для режима. Средние уровни силы и ее применения интенсифицируют недовольство диссидентов и волю к сопротивлению, но вряд ли удержат их (RC.2, RC.3). Однако если режимы усиливают последовательность, с которой применяются санкции, дальнейшее нарастание уверенности в неотвратимости кары, вероятно, может удерживать диссидентов (RC.5) и будет способствовать легитимности режима, снижая тем самым потенциал дальнейшего политического насилия (JV.5).
Диссиденты могут «преуспеть» в защите своих ценностей или в захвате новых ценностей или в получении уступок и выгод. Если ресурсы (ценностные резервы), получаемые диссидентами, представляют собой потребительские ценности, т. е. используются скорее для непосредственного удовлетворения депривации, нежели для того, чтобы создавать новые ресурсы, бенефициарии* могут вновь укрепиться в своей предрасположенности к атакам на режим, когда ресурсы иссякнут
Те, кто пользуется пожертвованиями или благодеяниями. — Примеч. пер.
(JV.8). Если получаемые ресурсы являются базовыми ценностями, такими, которые диссиденты могут использовать для того, чтобы создавать новые ценностные возможности и блага, потенциал коллективного насилия уменьшается (VC.l, VC.4, ID. 1.1). Тот же аргумент применим к увеличению ценностей, получаемых через применение насилия: результатом будет увеличение ценностных возможностей и последующее уменьшение насилия.
Это упражнение в «если... то...» можно завершить предложением оптимальных стратегий социального действия людей, обладающих консервативными и революционными мотивами. В обществе, для которого характерны высокие уровни неудовлетворенности, вероятно, можно обнаружить три довольно различающихся типа мотивов в отношении политического насилия. Первичный мотив действующей политической элиты состоит обычно в том, чтобы минимизировать насилие и максимизировать порядок и в ближайшем, и в более отдаленном времени. Наиболее интенсивно неудовлетворенные диссиденты, вероятно, желают максимизировать насилие во имя удовлетворения самого своего гнева, однако они могут и рационализировать этот импульс. Другие диссиденты, включая менее неудовлетворенных и просто моралистов, вероятно, в большей степени желают минимизировать свою RD, нежели дать выход своему гневу; их мотивация изначально инструменталь- на. Модель процесса и общие каузальные модели предлагают оптимальные стратегии для каждой из этих групп.
Стратегия для инкамбентов
Цель, атрибутируемая здесь типичной инкамбентской элите, состоит в поддержании стабильности, независимо от того, максимизирует это или нет удовлетворенность других граждан. Для того чтобы минимизировать потенциал коллективного насилия, существуют следующие альтернативы: во-первых, минимизировать изменения групповых ценностных позиций, другими словами поддерживать статус-кво в сложившемся распределении социальных, экономических и политических благ. Во-вторых, если же элита привержена прогрессу или вынуждена следовать ему, выгоды от этого прогресса должны распределяться поровну. Ни одна из групп, по крайней мере ни одна из недовольных групп, не должна получать их менее быстро, нежели другие. Ограниченные ресурсы могут тормозить значимый прогресс для всех групп; или же политика развития может диктовать, чтобы предпринимательский или бюрократический класс получали больше того, что они получают. Перед лицом такой необходимости недовольство может быть снижено
29-1012увеличением числа и масштаба ценностных возможностей для менее удачливых групп. Люди, которые имеют мало, могут быть удовлетворены, по крайней мере, временно, если они располагают средствами для того, чтобы работать на достижение своих целей — если они обладают определенной степенью контроля над своими ресурсами и судьбами, если они приобретают квалификацию, в которой нуждаются для продвижения самих себя, если они не натыкаются ни на какие дискриминационные барьеры на пути к прогрессу. Конечно, они должны иметь возможность получать определенные выплаты. Если они не получают этого, несбывшиеся надежды будут иметь более разрушительные последствия, чем надежды, которые никогда не зарождались.
Даже если недовольство уже получило широкое распространение, правящая элита может предотвратить насилие против себя, символически укрепляя свою легитимность, подвергая цензуре тех, кто ведет агитацию против нее и обеспечивая отвлекающие средства для выражения враждебности. Помогакп- также уступки недовольным, но выгоды от этих уступок должны равномерно распределяться среди всех под угрозой вызвать возмущение тех, кто получает мало: уступки будут наиболее эффективными, если они вносят свой вклад в увеличение способности недовольных самим помогать себе.
о*
Если политизированное недовольство относительно умеренно, оптимальный паттерн для поддержания коерсивного контроля будет состоять в том, чтобы свести к минимуму численность сил и ресурсов внутренней безопасности и применять санкции как последовательно, так и с возможной терпимостью. Последовательность санкций даже еще более важна в тех случаях, когда недовольство носит ожесточенный характер; санкции, применяемые редко и неравномерно, с большей вероятностью интенсифицируют оппозицию. Однако комбинация терпимости и минимального надзора не сдержит интенсивно недовольных, и без плотного контроля за их действиями к ним не должны применяться никакие последовательные санкции. В таком случае наилучшей стратегией будет максимизировать надзор, но проводить политику относительной терпимости. Такая политика, вероятно, усилит враждебность в меньшей степени, нежели сочетание максимума контроля и жестких санкций. Вероятно, необходимо также «удерживать крышку прикрытой» достаточно долго, чтобы в течение этого времени могли быть предприняты исправляющие меры. Практика исправляющей деятельности включает в себя здравомыслящее распределение благ и средств, как было описано выше. Они включают также установление или экспансию эффективной организационной системы, в рамках которой могли бы распределяться эти блага и возможности, а также обеспечение регулярных каналов для выражения обид и их возмещения.
Стратегия для революционеров
Предполагаемым здесь «революционным» мотивом является стремление к насильственному разрушению старого порядка — мотив, который почти всегда коренится в непримиримой ненависти к старому и который наилучшим образом удовлетворяется с помощью насилия. Для таких мотивов могут существовать и утилитарные причины: некоторые правящие элиты активно сопротивляются изменениям, отвечая репрессиями на любые выражения народного недовольства. В таких обстоятельствах диссиденты, вероятно, имеют лишь два выбора: молчаливое согласие или революция. Режим, который отвечает на их требования одними лишь подавлениями, будет интенсифицировать их враждебность и тем самым, вероятно, ускорит собственное разрушение. Тактика, описанная здесь, с наибольшей вероятностью обеспечит это разрушение.
Если недовольство интенсивно и широко распространено в обществе, революционные задачи упрощаются; если нет, то существуют средства, с помощью которых его можно увеличить. Наилучшим средством для этого являются идеологические лозунги — в той степени, в какой их содержание предназначается для того, чтобы оправдать новые устремления и определить средства для их достижения. Потенциальной аудиторией для таких лозунгов является любая группа, оказавшаяся в невыгодном положении. Однако наличие объективной депривации еще далеко от того, чтобы стать эффективным для восприятия таких лозунгов. Группами, которые с наибольшей вероятностью откликнутся на них, являются те, которые уже подвергались воздействию изменений и являются недовольными определенными аспектами своей жизни. Одним из лучших индикаторов потенциала для конверсии к революционным экспектациям является групповой опыт абсолютного снижения ценностных позиций; такое снижение более определенно показывает существование недовольства, нежели мнение неомарксистов о том, что члены группы должны быть недовольны, потому что они имеют меньше, чем другие. Относительно невезучие люди, которые недавно начали взаимодействовать с членами более процветающих групп или находятся в регулярных контактах с такими группами, либо находятся у них в регулярном подчинении, также восприимчивы к конверсии. Чем теснее такая их ассоциация с более преуспевающими группами, чем меньше объективные (и субъективно воспринимаемые).возможности для улучшения своего собственного статуса, тем легче их убедить в оправданности устремлений к лучшей жизни и в необходимости революционных действий для ее достижения. Подчиненные городские классы, новые мигранты в города и люди, оказавшиеся на обочине экспансии современной экономики, представляют собой более податливый материал для потенциального рекрутирования в революционные движения, нежели сельские жители, которые все еще запутаны в неизменяемой паутине традиционной жизни.
Наиболее эффективные революционные лозунги предлагают такие средства и оправдания насилия, которые совместимы с реальным недовольством и культурным опытом своей потенциальной аудитории. Эти лозунги способствуют усилению революционных настроений в той степени, в какой им удается убедить людей в ответственности правящей элиты за их недовольство, не желающей и не способной смягчить его и приверженной такой политике, которая жертвует угнетенными. Символическая и явная демонстрация того, что революционное насилие может быть с успехом использовано, поддерживает эффективность лозунгов. Революционные мотивбг усиливаются, если режим можно побудить предпринять репрессивные акции, которые на практике подтверждают идеологические аргументы диссидентов. Сам факт агитации к насилию часто приводит в действие такие акции: медиа могут подвергаться цензуре, гражданские свободы ограничиваться, диссидентские лидеры водворяться в тюрьмы, а их организации подавляться, государственные пособия отниматься у последователей диссидентов. На какое- то время это, может быть, минимизирует способности диссидентов к действию; более продолжительный эффект их будет состоять в подтверждении правильности революционных призывов, оправдывая, таким образом, более интенсивную оппозицию в будущем.
Если режим не очень слаб, сами инкамбенты заставляют революционеров организовываться для групповой обороны и возможных атакующих действий. Организация должна быть достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к репрессиям со стороны режима и выжить и достаточно обширной по масштабам, чтобы она смогла мобилизовать большое число людей для действий или, по меньшей мере, затруднить поддержу ими режима. Организационные ресурсы должны направляться в первую очередь на приобретение коерсивных средств и агитационную деятельность, а не на удовлетворение материальных деприваций лидеров и их последователей. В противном случае диссидентская организация рискует превратиться в самоцель, обеспечивая внутреннее удовлетворение, которое притупляет революционный импульс. Участие в революционных организациях должно в достаточной степени обеспечивать их участников межличностными ценностями, в особенности ценностями товарищества и разделяемых целей, чтобы не только обеспечить длительную приверженность последователей, но и требовать от них жертв во имя долгосрочных целей, чтобы оправдывать и интенсифицировать продолжительную оппозицию режиму. Конечно, должен также обеспечиваться определенный минимум безопасности для ее последователей; они должны чувствовать, что имеют неплохие шансы на выживание и успех. Коерсивным способностям революционеров могут способствовать ниспровержение режима или деморализация сил режима, ходатайство внешней поддержки и создание изолированных зон, населенных симпатизирующими жителями, — в той степени, в какой такая тактика выполнима.
Козырной туз революционеров — само насилие. Даже если их коер- сивные способности низки в сравнении с режимом, для демонстрации того, что режим не в состоянии защитить своих граждан, может использоваться выборочный терроризм. Такой терроризм будет дисфункциональным для дела революции, если он действует на нейтральных или невинных людей; он становится более эффективным, когда направлен против тех, кто вызывает широкую антипатию. Насилие наиболее эффективно, когда оно вызывает жесткие, но непоследовательные карательные ответные меры режима, которые производят эффект отчуждения среди тех, кто мог бы в противном случае поддерживать режим. Открытая революционная война — это конечная тактика революционеров, но она в современном государстве затруднена, крайне дорога и неопределенна по перспективам. Это последний шанс в борьбе против сильных режимов, необязательный против слабых, и главная тактика только в тех случаях, когда режим уже ослаблен, а революционные способности высоки.
Стратегия для недовольных
Большинство недовольных людей — это не революционеры. Они могут быть обозленными, но, вероятно, предпочитают мирные средства для достижения своих целей превратностям и рискам революционной деятельности. Исходя из предположения, что их первичным мотивом является скорее повышение собственного благосостояния, нежели удовлетворение своего гнева через насилие, оптимум их стратегии лежит где-то посередине между тактикой элиты, которая стремится к поддержанию порядка, и революционеров, которые стремятся к разрушению этого порядка, чтобы установить новый. Недовольные вряд ли будут озабочены минимизацией или уравниванием показателей группового прогресса (это тактика, которую, скорее, могли бы использовать режимы) или интенсификацией своей неудовлетворенности. Их цель состоит в том, чтобы улучшить собственную жизнь, насколько это возможно. Для этого они должны искать новые средства и ресурсы. Поэтому политическое насилие не исключается из общего репертуара их тактик достижения этой цели. При определенных обстоятельствах применение каких-то типов насилия может оказаться необходимым. Но один из первичных интересов недовольных, независимо от того, прибегают они к насилию или нет, состоит в том, чтобы минимизировать акции возмездия в ответ на свои действия.
Приданном наличии потенциала коллективного насилия оптимальная политика недовольных заключается не в том, чтобы увеличить потенциал политического насилия как такового, а поставить этот потенциал на службу конструктивным целям. Символические призывы диссидентов должны быть двух видов: один — предназначен для мобилизации потенциальных последователей, другой — для оправдания своих обращений к режиму и тем социальным группам, от которых они могут с наибольшей вероятностью получить уступки. В таком контексте ограниченное политическое насилие имеет несколько применений. Оно может драматизировать обращения, давать выход враждебности своих последователей и тем самым способствовать институциональной поддержке для диссидентских организаций, а также может служить сигналом режиму об угрозе более разрушительного насилия, если обращения будут отвергнуты. Однако это рискованная тактика, причем более рискованная для одних политических систем, нежели для других. Насилие имеет тенденцию стимулировать контрнасилие — принцип, который применим и к диссидентам, и к их оппонентам. Угроза насилием имеет такой же эффект. Вследствие таких вызовов режим может направлять большее количество ресурсов на коерсивный контроль, нежели на оздоровительные мероприятия. Поэтому диссидентские лидеры обязаны быть настолько же внимательными и здравомыслящими в применении насилия, насколько и элиты — в применении контрнасилия. Возможно, наилучшая тактика лидеров в тех случаях, когда насилие уже разразилось, — представить акты этого насилия как эксцессы со стороны своих последователей, над которыми они готовы установить контроль, если будут предоставлены требуемые уступки.
Та степень, в которой лидеры могут фактически контролировать действия своих последователей и сделать эффективным применение каких бы то ни было средств и ресурсов, которыми они располагают, детерминируется степенью их институциональной поддержки. В то время как первая задача революционеров состоит в том, чтобы интенсифицировать недовольство и сфокусировать его на политической системе, наиболее существенная задача прагматичных диссидентов состоит в том, чтобы организовываться: расширить масштабы своих организаций, разработать их внутреннюю структуру, усилить у членов этой организации ощущение общей цели и максимизировать свои коллективные ресурсы — не для насильственных акций, а для ценностно-улучшающей деятельности. Учреждение таких организаций может обеспечить удовлетворение многих потребностей ее членов: в ощущении контроля над событиями своей жизни, в чувстве общности и цели, в повышении статуса для лидеров и безопасности для последователей. Такие организации с гораздо более высокой степенью вероятности, нежели неорганизованные коллективности, могут предпринимать эффективные политические акции, получать все, что может быть получено через общепринятые переговорные политические процессы. Если необходимо использовать демонстративное насилие с расчетливым риском, чтобы повысить свои позиции в переговорном процессе, то наиболее эффективно это может быть проделано в условиях высокой институциональной поддержки. Наиболее важные из ценностных возможностей и ресурсов, получаемых путем сделки или иным путем, могут быть эффективно использованы для удовлетворения недовольства в хорошо разработанном организационном контексте.
Если диссидентские.организации оказываются эффективны при использовании средств и получаемых от режима ресурсов в оздоровительных акциях, они редко остаются в оппозиции надолго. Более вероятно, что они будут все более прочно вписываться в существующий политический порядок, а их лидеры инкорпорируются в его элиту. Но если режимы несокрушимо враждебны и репрессивны при предъявлении им претензий от диссидентских организаций, как это бывает в слишком многих странах, те же организационные возможности могут быть обращены на революционные цели. Если же революция совершилась, то результат будет, в конечном счете, одним и тем же: диссидентские лидеры становятся элитой нового порядка, а те из их последователей, кто сумел выжить, — новыми верноподданными. Диссидентам лучше всего судить, стоит ли такой курс полученных приобретений и выгод, — на ставке находятся их жизни.
Теоретические модели, разработанные в этом анализе, не ставят своей целью дать, на манер готового платья, объяснение любому акту политического насилия. В мои намерения входило осуществить разумно парсимонический синтез разнообразных размышлений и свидетельств об истоках, протяженности и формах группового насилия в политике и проделать это такими способами, которые внесли бы вклад в дедуктивное и эмпирическое исследования для развития более хорошей теории. С одной из эпистемологических точек зрения, об ее адекватности можно судить по логической связности, парсимоничности и элегантности теоретических рассуждений; точность теории и неопределенна, и несущественна. Однако в реальном мире существует непреодолимая потребность в способности антиципировать политическое насилие и последствия различных откликов на него — потребность, общая и для повстанцев, и для инкамбентов, и просто для тех, кто хочет прожить свою жизнь в мире. Там, где я сталкивался с тем, что представлялось выбором между «сказать об этом так, как оно выглядит на самом деле», и тем, что диктуют связность, парсимония или элегантность, я выбирал первое — на том основании, что нынешняя неадекватность систематического понимания насилия и потребность в таком понимании являются более плодотворным и полезным направлением. Предлагаемые здесь теоретические утверждения, равно как и их дедуктивная протяженность и эмпирическая оценка, нуждаются в очищении. Однако с такой точки зрения эти процессы должны протекать, скорее, совместно, нежели по отдельности, как это слишком часто бывало в прошлом.
Если центральные теоретические тенденции точны по своей сути, некоторые интерпретации природы политического насилия демонстративно неадекватны и в научном смысле, и в действенности политических курсов, базирующихся на них. Здесь вы не найдете особой поддержки тому взгляду, согласно которому политическое насилие изначально является прибежищем дефективных, криминальных, девиантных, невежественных или слабо социализированных людей. Мужчины и женщины какого бы то ни было социального происхождения, действующие в контексте любой социальной группы, на основе неопределенно разных мотивов, прибегали к насилию против своих правителей. Политическое насилие не вызывается пагубными доктринами или, по крайней мере, одними только доктринами. Неудовлетворенные люди гораздо более восприимчивы к конверсии к новым убеждениям, нежели удовлетворенные люди. Не все новые убеждения и верования дают оправдания насилию, а большинство из тех, что делают это, извлекаются, скорее, из собственного исторического опыта народа, нежели из чуждых источников. Убеждение в том, что некоторые из типов социальных устройств или политических институтов внутренне иммунны от насилия или способны удовлетворить все человеческие желания, — это лишь частичная истина. Разрушительное насилие может возникнуть — и возникало — в каждой из политических общностей XX в. Однако ни один из паттернов коерсивного контроля, каким бы интенсивным и последовательным он не был, не смог удержать от насилия всех разъяренных людей, за исключением геноцида. Ни один из существующих паттернов социальной и политической инженерии не кажется способным удовлетворить все человеческие устремления и разрешить все человеческие неудовлетворенности кратковременного или долгосрочного типа.
- Политическое насилие не является единообразно и непоправимо деструктивным для благосостояния людей. Многие группы прибегали к политическому насилию на той или иной стадии своего исторического развития с позитивными долгосрочными результатами: разрешение сепаратистских конфликтов, защита от угрозы своим интересам, приобретение средств, с помощью которых их члены могли эффективно и мирно работать во имя своей безопасности и благосостояния. Еще меньше можно сказать в пользу того революционного взгляда, в соответствии с которым насилие обладает особой действенностью, несравнимой с другими средствами, или в пользу прямо сравнимого утверждения консервативных сторонников авторитарной власти о том, что массированное применение силы — это лучшее средство для поддержания порядка. Насилие инспирирует контрнасилие против тех, кем оно направляется. Оно потребляет скудные ресурсы, которые в ином случае могли бы быть направлены на удовлетворение нужд людей. Хуже всего то, что оно физически потребляет людей в качестве своих жертв, а ментально — тех, кто практикует его, приучая их к насилию как к средству и цели своей жизни. Чем более интенсивно и широко распространено применение силы, тем менее вероятно, что те, кто используют ее, повстанцы или режимы, в состоянии достичь своих целей, за исключением того, что достигается через тотальную победу. А исходя из тех ресурсов, которыми располагают современные правительства и современные революционные движения, тотальная победа с высокой степенью вероятности окажется пирровой победой.
Общепринятая мудрость по поводу средств разрешения насильственных конфликтов также оказывается ложной. Одно только подавление явно неэффективно для разрешения насильственных конфликтов в долгосрочной перспективе, если не в краткосрочной, поскольку оно с большей вероятностью инспирирует не согласие, а сопротивление. Не более точным является и предположение о том, что недовольство имеет первично физические источники, следовательно, лекарством от него является удовлетворение материальных потребностей. Люди стремятся ко мнргим условиям жизни, иным, нежели физическое благосостояние, не последними из которых являются безопасность, статус, чувство общности и право самим управлять своими делами. Если удовлетворяются базовые физические потребности, для минимизации насилия, по меньшей мере, столь же важно обеспечение и этих устремлений. Если люди обладают существенно большими физическими ресурсами, нежели статусом или свободой, они могут использовать первые для достижения вторых, используя, если необходимо, насильственные средства. В предположении о том, что для минимизации недовольства должны удовлетворяться все желания, также содержится заблуждение. Недовольство — это функция расхождения не между тем, что люди хотят, и тем, что они имеют, а между тем, чего они хотят, и тем, чего они, по их убеждению, способны достичь. Если их средства малы или подвергаются угрозе, они, вероятно, восстанут; если они получат новые средства, то будут работать, чтобы удовлетворить свои желания. Однако уступки также могут иметь непреднамеренные эффекты. Временные паллиативы могут подкрепить возврат к насилию, как только пройдет их наркотический эффект. Если люди сражаются, чтобы сохранить то, что они имеют, достаточно уступок, чтобы отодвинуть эту угрозу. Если они бунтуют, чтобы удовлетворить новые или интенсифицированные экспектации, единственной эффективной уступкой будет обеспечение их средствами, адекватными этим экспектациям.
Когда люди прибегают к насилию, это отчасти неразумно, но без причин этого не бывает. Среди этих причин почти всегда присутствует неведение: иногда это незнание последствий теми, кто прибегает к нему, но чаще это невежество тех, кто создает и поддерживает такие условия жизни, которые инспирируют насилие. Но политическое насилие постижимо с тех позиций, которые не делают его ни необходимым, ни неизбежным, но позволяют быть доступным для разрешения.
Примечания
1 «The Nature of Revolutionary Situation Around the World» (Address delivered the National Conference on the United States in a Revolutionary World, Princeton University, April 2,1968), 3.
2 Cm. Roberts L. Hamblin etal.f «The Interference-Aggression Law?» Sociometiy, XXVI Oune 1963), 190-216.
3 Каузальные модели того типа, который разрабатывается здесь, подлежат оценке и пересмотру с использованием каузального анализа корреляционных данных. Соответствующая базовая техника описана в следующих работах: Hubert М. Blalockjr., Causal Inferences in Non-experimental Research (Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1964); Herbert A. Simon, Models of Man (New
York: Wiley, 1957); Otis Dudley Duncan, «Path Analysis: Sociological Examples», American Journal of Sociology, LXXII Ouly 1966), 1-16. Политические приложения см в: Hayward R. Alkerjr., «Causal Inference and Political Analysis», in J, Bernard, ed., Mathematical Applications in Political Sciences (Dallas: Southern Methodist Press, 1967); H. D. Forbes and Edward R. Tuffe, «А Note of Caution in Causal Modeling», American Political Science Review, LXII (December 1968), 1258-1264. Некоторые данные о политическом насилии и нестабильности можно найти в: Manus Midlarsky and Raymond Tanter, «Toward a Theory of Political Instability in Latin America»,Journal of Peace Research, № 3,1967,209-227; Ted Gurr, «А Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis Using New Indices», American Political Science Review, LXII (December 1968), 1104-1124; Ted Gurr, «Urban Disorder: Perspectives from the Comparative Study of Civil Strife», American Behavioral Scientist, XI (March-April 1968), 50-55.
4 Взаимно исключающий ряд субкатегорий каждой из этих трех базовых форм для эмпирических исследований можно найти в: Ted Gurr with Charles Ruttenberg, Cross-National Studies of Civil Violence (Washington, D.C.: Center for Research on Social Systems, American University, 1969), Appendix A.
5 Gil Carl Alroy, The Involvement of Peasants in Internal Wars (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 24,1966), 16-19, quotation 16.
6 Perry Viles, «Participants and Elites in French Revolutionary Politics, 1789-1795» (Philadelphia: Foreign Policy Research Institute, University of Pennsylvania, 1968), dittoed.
7 Данные резюмируются в: Charles Tilly, «Reflections on the Revolution of Paris: An Esay on Recent Historical Writing», Social Problems, XII (Summer 1964), 113.
8 Norman R. C. Cohn, The Pursuit of Millenium, 2ml edn., rev. (New York: Harper, 1957,1961), 318.
9 Leonard A. Gordon, «Portrait of a Bengal Revolutionary», Journal of Asian Studies, XXVII (February 1968), 207.
10 Ruth McVey, «The Southeast Asian Insurrectionary Movements», in Cyril Black and Thomas P. Thornton, eds., Communism and Revolution: The Strategic Uses of Political Violence (Princeton: Princeton University Press, 1964) especially 147-154.
11 Charles Tilly, The Vendee (Cambridge: Harvard University Press, 1964), 326-327. Обобщенный обзор данных о природе революционного лидерства см. в Carl Leiden and Karl M. Schmitt, The Politics of Violence: Revolution in the Modern World (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1968), 75-89.
12 Hugh Seton-Watson, «Twentieth Century Revolutions», Political Quarterly, XXII Only 1951), 263.
13 Ibid., 258.
14 Основано на данных, о которых более детально сообщается в Ted Robert Gurr «А Comparative Study of Civil Strife», in Hugh Davis Graham and Ted Robert Gurr, eds., Violence in America: Historical and Comparative Perspectives (Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 1969), 443-495.
15 Gaetano Mosca, The Ruling Class, trans. Hannah D. Kahn (New York: McGraw- Hill, 1896,1939), 220.
16 Chalmers Johnson, Revolution and the Social System (Stanford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1964).
17 James C. Davies, «Toward a Theory of Revolution», American Sociological Review, XXVII (February 1962), 5-19.
18 George Soule, The Coming American Revolution (New York: Macmillan, 1935), 70.
19 David Chaplin, «Peru's Postponed Revolution», World Politics, XX (April 1968), 411.
20 Cm. Gurr, «А Comparative Study».
21 Merle Kling, «Towards a Theory and Political Instability in Latin America», Western Political Quarterly, IX (March 1956), 21-35.
22 Резюмирующий учет событий, предшествовавших победе Фиделя Кастро, см. в: Boris Goldenberg, The Cuban Revolution and Latin America (New York: Praeger, 1965), part II.
23 Краткую интерпретацию предпосылок Египетской революции см. в: Davies, 13-14. Более полный учет ее предпосылок и последствий содержится в Leiden and Schmitt, chap. 9.
2/1 RexD. Hopper, «The Revolutionary Process»: A Frame Reference for the Study of Revolutionary Movements, Social Forces, XXVIII (March 1950), 270-279; Crane Brinton, The Anatomy of Revolution (New York: Norton, 1938); David C. Schwartz, «А Theory of Revolutionary Behavior», in James C. Davies, ed., When Men Revolt and Why (New York: The Free Press, 1970). Другие примеры анализа революционных процессов см. в: Lloyd P. Edwards, The Natural History of Revolutions (Chicago: Chicago University Press, 1927); GeorgeS. Pettee, The Process of Revolution (New York: Harper, 1938); and Louis Gottschalk, «Causes of Revolution», American Journal of Sociology, L (July 1944), 1-9. Исследованием процессов переворотов является работа Charles Wheatly, «Military Coups and their Effects in Terms of Political Development» (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, 1968).
25 Schwartz.
26 Midlarsky and Tanter, см. также Putnam.
21 George Nagel, «The Logic of the Anatomy of Revolution, with Reference to the Netherlands Revolt», Comparative Studies in Society and History, II (Ju'y I960), 475-476.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Суммарный перечень гипотез и следствий
Примечание: гипотезы перечислены в соответствии со своими зависимыми переменными, приведенными в следствиях, следующих за гипотезами, которые их определяют. Гипотезы, устанавливающие связи между первичными и вторичными переменными и детерминантами форм политического насилия, обозначаются однобуквенной приставкой, напр.: V.1, Т.З. Гипотезы, определяющие детерминанты вторичных переменных, обозначаются двухбуквенными приставками, напр. ID.1, DI.2. Следствия пронумерованы путем добавления порядкового номера, следующего за номером соответствующей гипотезы; на