Степень угрозы и жесткости санкций
Рис. 9. Воздействие угрожаемых и налагаемых санкций на коерсивный контроль режима и общую величину политического насилия (TMPV - Total Magnitude of Political Violence')
Общая величина политического насилия. — Примеч. пер.
Психологические основания. Обзор некоторых свидетельств, приводимых психологами, заставляет предположить, что негативные физические санкции в лучшем случае проблематичны по своему воздействию на уровни агрессивности. В лабораторных условиях они имеют тенденцию содействовать усилению гнева и сдерживают агрессивные ответы лишь в присутствии карательного агента. Они увеличивают вероятность того, что агрессия будет направлена на другие, менее угрожаемые объекты и со временем перемещают и увеличивают агрессивный ответ — связь, обсуждавшаяся в главе 3 и резюмированная в гипотезе ID.5.
Доллард и др. предполагают, что наказание имеет два эффекта: один проявляется в сдерживании агрессивных ответов, другой накладывается на агрессивные ответы и, следовательно, увеличивает фрустрацию и в последующем подстрекает к агрессии9. Басс более определенно полагает, что низкие уровни наказания, вероятно, имеют своим результатом беспокойство или отступление. Средние уровни наказания вызывают фрустрацию и усиление агрессии, устанавливая последовательность агрессия-наказание-фрустрация10. Майер в своих исследованиях поведения животных обнаружил, что в условиях жесткой фрустрации наказание увеличивает интенсивность агрессивного и другого фиксированного поведения. Подобно этому, у человеческих субъектов чем сильнее наказание, с тем большей вероятностью они будут проявлять заученные образцы такого поведения, в котором выражено сильное сопротивление переменам. Оба исследования предполагают, что, если люди регулярно подвергаются наказаниям за агрессивное поведение, и если они не располагают позитивными альтернативами, они становятся повышенно и нефункционально агрессивными и чрезвычайно затрудняются давать ответы иного характера11. Берковиц резюмирует другое экспериментальное свидетельство того эффекта, что «пробуждение в личности агрессивных тенденций может отсрочить время, когда она приходит к предвидению наказания или неодобрению своей агрессивности»12. То есть если гнев достаточно силен, не принимает во внимание запреты, связанные с предвидением наказания; если гнев полностью или отчасти являемся результатом предшествующего опыта или угрозы наказания, то воздействия предвосхищения будущего наказания могут быть таким образом нейтрализованы. Другое исследование предполагало, что мягкое наказание может быть более эффективным для удержания людей от неагрессивных актов, нежели жесткое наказание. Некоторых детей отговаривали от игры с привлекательной игрушкой с помощью угрозы мягкого наказания, других — обещая им более жесткое наказание. Спустя несколько недель их спрашивали
о привлекательности игрушки. Те, кому угрожали жестким наказанием, настаивали на прежнем желании обладать этой игрушкой, другие — нет13. Какие бы интерпретации ни накладывались на эти события, они согласуются с тезисом о том, что мягкие санкции могут иметь больший сдерживающий эффект, нежели жесткие.
В ряде исследований предполагалось, что наказания лишь временно налагают запрет на агрессию и что они способствуют вытеснению ее. Например, две группы детей на протяжении четырех сеансов играли с куклами, и в одной из групп детям во время второго сеанса делали замечания. Дети, которые подвергались воздействию замечаний, во время третьего сеанса проявляли меньше агрессии, однако в четвертом были столь же агрессивны, как и контрольная группа14. В исследовании, более релевантном политическому поведению, Левин, Липпитт и Уайт подвергали сравнительному анализу поведение десятилетних мальчиков, подвергавшихся воздействию авторитарного, демократического и попустительского стилей лидерства. Агрессивность мальчиков, находившихся под воздействием авторитарного руководства, проявлялась в восемь раз чаще, чем среди тех, кто испытывал на себе воздействие демократического, но эта агрессивность была направлена в значительной степени на цели избавления, но никогда — на авторитарного лидера. В последующие дни все мальчики подвергались воздействию всех трех типов лидерства. Под воздействием авторитарного лидерства они оставались в значительной степени пассивными, не проявляли резких всплесков агрессивности, когда автократ присутствовал в комнате, и повышенную агрессивность в те дни, когда находились в более свободной обстановке15.
Относительно тонкие виды социального давления — такие, например, как неодобрение и высокий статус фрустраторов — также удерживают от агрессии. Коэн экспериментально продемонстрировал, что люди с низким статусом, имеющие шанс повысить его, в большей степени сдерживают агрессию, направленную против старших, нежели те, кто не предвидит своей восходящей мобильности16. Тибо и Рикен заставляли резервистов выслушивать напыщенные, неприятные приказы от людей, которые, по их мнению, различались по рангу. Когда им предоставлялась возможность вступать в обратную связь, они проявляли гораздо большую агрессивность по отношению к людям с предположительно более низким рангом17. Такого рода открытия не имеют прямого отношения к криволинейным гипотезам; они скорее предполагают, что социальные санкции могут быть столь же эффективны в сдерживании агрессии, как и физические санкции. Уолтере приводит обширные свидетельства того, что социальные вознаграждения (позитивные санкции) за неагрессивное
L
поведение оказываются более эффективными, нежели наказание, при убеждении детей воздержаться от агрессивных ответов. Многие исследования воспитания детей показывают, что если родители применяют физическое наказание, то они одновременно снабжают детей и моделями агрессивного поведения и тем самым повышают их агрессивность, направленную вовне семьи. А если детей вознаграждают за кооперативные или «просоциальные» ответы в тех ситуациях, когда у них возникает фрустрация, то они становятся все менее агрессивными18.
Свидетельства отрицательной связи между силой и насилием. Обычный аргумент относительно того, если полицейские силы и армия велики по размерам и режим твердо применяет силу, то беспорядки будут минимальными, представляется несовместимым с криволинейными гипотезами. К примеру, Хорли устанавливает в качестве общего принципа, что «восстания против профессиональной армии, в полную силу оперирующей своими техническими ресурсами невозможно перманентно выигрывать. Их можно выиграть только тогда, когда ударную мощь профессиональных вооруженных сил сломит какой-то внешний фактор»19. Смелзер подчеркивает важность эффективности «учреждений социального контроля» для минимизации проявлений враждебных вспышек (беспорядков) и в пресечении «ценностно-ориентированных движений» (включая революционные движения). Эффективность может снижаться, если социальное изменение ослабляет аппарат полицейского и военного контроля, если власти становятся безвольными в использовании этих сил или если они не лояльны. Если правительство отказывается ответить на требования реформ, но последовательно ослабляет свой контроль над коерсивными силами, возникает вероятность ценностно-ориентированного революционного движения20. По мнению Яноша, революционный цикл начинается с загнивания власти. Ослабление легитимно принуждающих сил стимулирует «общие беспорядки, неумеренные конкретные требования и рост утопических устремлений»21. Готтшалк утверждает, что непосредственной причиной революции является «слабость консервативных сил... Если те, кто желает удержать статус-кво, еще не настолько слабы, чтобы не поддержать самих себя, успех революции будет маловероятен»22.
Эти и сравнимые с ними интерпретации атрибутируют политическое насилие не ограниченной силе как таковой, а ослабленному коерсивному контролю, нередко сопровождающему период репрессий. Можно предположить, что эта связь линейная, потому что она базируется на изучении ряда случаев на правой стороне кривой, изображенной на рис. 9: ослабленные режимы, наиболее восприимчивые к революционным движениям, теряют способность привести в исполнение свои угрозы применения относительно жестких санкций, смещаясь в сторону более умеренных санкций. Такие режимы подвергаются не только несдержанному гневу, вызываемому новыми паттернами санкций, но и аккумулированной враждебности, перенесенной с предшествующей эпохи применения более жесткого репрессивного контроля. Действенными могут оказаться и два других фактора. Ослабление силы режима может привести к уменьшению масштабов его контроля, что способствует возрастанию контроля диссидентов и последующему сдвигу баланса коерсивного контроля в сторону равновесия. Слабость другого рода — это снижение лояльности режиму со стороны вооруженных сил, аналитически отчетливая связь, которая будет подвергнута изучению в следующем разделе.
С таких же позиций можно интерпретировать многие из примеров, приводимых в поддержку обобщений о коерсивном контроле режима. Непосредственные антецеденты* Французской революции включали в себя неэффективные попытки правительственных реформ, капитуляцию короля перед требованиями третьего сословия в июне 1789 г. и нежелание или неспособность королевских войск подавить восстания в июле и сентябре того же года23. Объединившиеся армия и бюрократия сумели систематично подавить русских революционеров в 1905 г.; разваливающаяся бюрократия и потерпевшая поражение армия оказались бессильны подавить февральское восстание 1917 г., а позже защитить режим Керенского, когда он неэффективно пытался продолжать одновременно и внутренние реформы, и войну. Ослабленная политическая власть и неадекватный полицейский и военный контроль предшествовали победе фашистов в Италии и нацистов в Германии. Потеря коерсивного контроля, зависящая от военного поражения, часто приводила к политическому насилию24. Хантер приводит 19 случаев революционного подъема, вызванного поражением в войне25. Проводя краткое сравнение военной эффективности британцев в Малайе и на Кипре, Парет и Шай отмечают, что «террор против британского правительства, не обладавшего достаточной политической силой или волей, был эффективен на Кипре; в Малайе же, будучи направлен против британского правительства, проявившего решимость и способность сопротивляться и выжидать, он потерпел неудачу»26. Снижение коерсивной способности французов, британцев, бельгийцев на протяжении Второй мировой войны и после нее стало одним из основных условий, поощривших африканцев к требованию политического участия, и заставило правительства метрополий
Предшествующие события. — Примеч. пер.
сначала пойти на уступки, а в конечном счете примириться с их независимостью. Восстанию, мятежам и расколу в Конго 1960-1962 гг. предшествовало резкое снижение почти всех аспектов коерсивного контроля: хаотический переход власти от сильного режима к слабому, вывод бельгийских войск, недовольство среди конголезских войск и их нелояльность к белым офицерам и новому режиму.
В большинстве этих случаев, как и во многих других, которые можно было бы привести, политическое насилие сопровождало переход от высокого уровня угроз и жесткости санкций к реально более слабому спорадическому контролю. Почти во всех из них имели место массовая и широко распространенная враждебность, порожденная предшествующим режимом, депривации, возникшие вследствие военных поражений, либо и то, и другое. Эффекты терроризма против британского правления на Кипре и в Малайе являют собой контраст между паттернами характеристик коерсивного контроля, отображаемых средней точкой кривой на рис. 9 и, соответственно, правой ее частью. События 1960-х гг. в Конго характеризуются резким сдвигом от максимума к минимуму силы, т. е. от правого экстремума на кривой к левому. Высвобождение подавлявшейся враждебности нашло свое выражение в значительном уровне насилия, однако с помощью Организации Объединенных Наций и двусторонней иностранной помощи конголезский режим сумел повысить эффективность своего военного аппарата до уровня, на котором можно было применять пульсирующие санкции; эккаунты* событий с 1961 по 1963 гг. указывали на то, что армия была вовлечена в обширные террористические действия против гражданского населения, однако во многих регионах оказалось невозможно обеспечить их регулярное присутствие или применение систематической силы. Восстания «второй независимости», которые начались в 1964 г., были уже более распространенными и интенсивными, нежели вспышки 1960-1961 гг., благодаря тому (во всяком случае, отчасти), что угрозы и жесткость санкций находились на более дисфункциональном, промежуточном, уровне27.
Другие примеры относятся к степени адекватности полицейского контроля над беспорядками. Экстенсивные восстания в Англии на протяжении конца XVII в. отчасти атрибутировались неадекватности действий местных констеблей и проволочкам в использовании военных для
Accounts — «язык, посредством которого люди находят оправдание своему поведению, подвергаясь спросу со стороны другого индивида или социальной группы» (The Penguin Dictionary of Sociology. — London: Penguin Books, 1988. - P. 1).
восстановления порядка — во всяком случае, вооруженные силы испытывали весьма сомнительную лояльность к правительству. Луддитское насилие на протяжении английского регентства протекало в значительной степени в обстановке урбанистической концентрации, но при недостатке эффективной власти. Полиция почти не действовала, добровольные ассоциации были практически неэффективны, а территориальные силы и милиция были обучены для выполнения военных, а не гражданских функций28. Эти волны английских восстаний выглядят характерными для левой стороны кривой на рис. 9: они были более или менее прямым выражением недовольства населения, чему способствовали (но не интенсифицировали) низкие уровни полицейского присутствия и ответа на возмущение масс. Весьма примечательно, что хотя беспорядки в Англии до середины XIX в. носили хронический характер, им редко противостояли массированные силы, и они никогда после 1640-х гг. не трансформировались в народные революционные движения.
Насилию может также содействовать молчаливое одобрение со стороны властей. Очевидный пример — терпимость полиции в отношении белого насилия против негров. Подобный же паттерн обнаружил Дальке в сравнительном исследовании антиеврейских мятежей в Кишиневе (Россия) в 1903 г. и антинегритянских мятежей в Детройте в 1943 г.29 Эффект здесь состоит в возрастании нормативных оправданий насилия.
Свидетельства положительных и криволинейных связей между силой и насилием. Более прямо поддерживают криволинейный характер гипотез другие теоретические взгляды и эмпирические свидетельства. Экштейн, Парсонс и Пассос описывают условия, в которых возрастание уверенности в силе увеличивают потенциал или величину насилия. Никому из них не требуется теоретических предположений о фрустри- рующих воздействиях угрозы или коерсивных санкций; все они согласны с наличием положительной связи на левой стороне кривой на рис. 9. Экштейн указывает, что в обществах, обладающих потенциалом политического насилия, репрессия — это «нечто большее, чем наркотик. Она подхлестывает действие тех условий, которые она стремится контролировать, и требует применения все больших доз, чтобы удержать события в равновесии... Если она не основана на очень хорошей разведке и если ее применение является слишком безжалостным и продолжительным, ее воздействия могут оказаться совершенно противоположными. Некомпетентная репрессия ведет к смеси недовольства и презрения к элите. Репрессия может также повысить уровень компетентности врагов режима в искусстве заговоров; есть тенденция, что они будут становиться все более опытными в искусстве тайной организации и подпольной коммуникации»30.
Парсонс предполагает, что некоторые типы политических систем склонны к «порочному кругу дефляции власти», ускоряемой, когда возросшие и не удовлетворяемые требования общественности ведут к необходимости использования угрожаемых или реальных санкций для удержания от выдвижения этих требований. Один из наиболее обычных ответов на такую политику — это «активная, агрессивная попытка навязать требования против того, к чему склонны лидеры коллективности»31. Пассос утверждает, что политическая нестабильность в Латинской Америке является следствием нежелания традиционных элит следовать политике развития, которая ставит их перед необходимостью полагаться на коерсивный аппарат, чтобы свести нападки на себя к минимуму. Это, в свою очередь, заставляет элиты достигать компромисса с военными — путем увеличения их привилегий, политического влияния и ресурсов, уменьшая тем самым ресурсы для удовлетворения нужд развития и увеличивая потенциал насилия32.
Гальтунг определенно утверждает, что применение негативных санкций в различных странах скорее увеличивает, нежели уменьшает сопротивление, которое было проиллюстрировано в кейз-стади воздействия интернациональных санкций против Родезии. Общепринятая «естественная» теория экономической войны предполагает, что должна иметь место линейная связь между жесткостью экономических санкций и снижением политической поддержки или «экономической дезинтеграцией». Она предполагает, что на самом деле ценностная депривация создает такие социальные условия, при которых возможно возникновение гораздо большего числа жертв, так что предел политической дезинтеграции будет достигнут значительно позднее. Использование санкций увеличивает, а не минимизирует сопротивление, потому что они носят антагонистический характер. Данные о первых двух годах применения санкций в Родезии свидетельствуют о том, что они привели как раз к возрастанию политической интеграции и решимости белой части населения к сопротивлению. Такой ответ становится особенно вероятным, если санкции рассматриваются как атаки на группу в целом, включая как виновных, так и невиновных. И если группа имеет низкую или отрицательную идентификацию с непосредственным агентом санкций, то члены группы будут убеждены, что их собственные цели лучше любых альтернатив, предлагаемых атакующими33. Эти три условия — как раз и есть именно то, что содержится в большинстве конфликтов между режимами и революционными движениями.
Томпсон проанализировал воздействие репрессий со стороны режимов по отношению к повстанцам в Южном Вьетнаме и Малайе и определил ряд причин неэффективности южно-вьетнамской армии. В силу своих абсолютных размеров, она привлекала в свои ряды наиболее талантливых людей, снижая тем самым эффективность и возможности гражданского правления. Кроме того, она была изначально организована для обороны от предполагавшегося иностранного вторжения, а также для оккупации иностранной территории и управления ею. Будучи направленной против внутренних мятежников, она действовала как захватчик в собственной стране, терроризируя и отчуждая то самое население, которое она должна была защищать. Огромные размеры армии и множество полувоенных сил, которые ставили перед собой такие же задачи, внесли свой вклад в создание «ситуации, в которой преобладало скорее правление силы, нежели правление закона». Томпсон приходит к выводу о рекомендации использования в населенных районах полицейских сил и малых мобильных армий для противодействия повстанцам. Большие размеры армии порождают военный ответ диссидентов. Он рекомендует также умеренные санкции против диссидентов и высказывается против кампаний ненависти, направленной на повстанцев. Жесткие санкции и кампании разжигания ненависти, эквивалентные угрозам, поощряют войска к террору против населения в контролируемых повстанцами районах, вынуждают диссидентов скорее драться насмерть, нежели согласиться со сдачей на милость победителя, и оттолкнуть всех тех, кому будет необходимо вновь инкорпорироваться в существующее государственное устройство в случае победы правительства34. На всем протяжении этого анализа подразумевались криволинейные связи: малые, хорошо подготовленные вооруженные силы и силы безопасности могли бы быть более эффективны, нежели любые другие — большие по размерам; умеренные санкции были бы более эффективны, чем жесткие.
Многие конкретные кейзы иллюстрируют положительную связь, которую отражает левая сторона кривой на рис. 9. Иностранные армии вторжения всегда встречаются с народным сопротивлением — отчасти потому, что они создают недовольство, разрушая привычно ценимые паттерны правления, а отчасти — в ответ на применяемую ими тактику коерсивного контроля. Наиболее интенсивное и широко распространенное сопротивление можно наблюдать на территориях, где иностранный контроль находится на среднем уровне. Так, во время Второй мировой войны это проявилось, например, в Китае, Югославии, западной России, но не в таких странах, как Нидерланды,. Франция и Дания, где иностранные войска были многочисленны и довольно последовательно использовали очень
21-1012
жесткие санкции35. Сравнимое действие оказывают и принудительные действия вооруженных сил и сил безопасности на собственное население. Несколько восстаний северных фронтиров* происходили в XVIII-XIX вв. в Америке как оборонительный ответ на экспансию федеральных полицейских властей36. Во Франции в 1789 г. решение партии Двора скорее прибегнуть к силе, нежели принять требования Генеральных Штатов, прямо привело к организации сопротивления со стороны буржуазии и квалифицированных рабочих37. Почти все городские восстания в Соединенных Штатах в 1960-х гг. подхлестывались рутинными действиями полиции в гетто, и почти все восстания избирали полицию в качестве главной мишени. Более того, усиление полицейского ответа на первоначальные инциденты обычно трансформировали их в крупномасштабные беспорядки38. Достаточно иллюстративными являются и несколько незападных примеров. Вторая Марунская война на Ямайке началась после того, как губернатор колонии в 1775 г. настоял на проведении карательных военных и судебных акций против марунов (бывших рабов) в городке Трелони, угрожавших насилием в ходе выражения антиправительственного протеста. Хотя маруны были уже удовлетворены обещанием принятия мер по исправлению ситуации и не предпринимали никаких враждебных действий, губернатор настоял на судебном наказании их всех, а когда большинство из них отказались сдаться, послал войска для поддержки исполнения этого решения, вызвав тем самым пятимесячную партизанскую войну39. В Таиланде в середине 1960-х маломасштабное восстание в северо-западных провинциях интенсифицировалось, когда правительство усилило полицейскую и военную активность в регионе. С одной стороны, экспансия правительственного присутствия дала диссидентам больше мишеней для атак; с другой — военные и полицейские репрессалии стимулировали более сильное сопротивление диссидентов40. Эти примеры основываются на изучении одного, в лучшем случае двух кейзов, из которых не все представляются недвусмысленно релевантными. Несколько сравнительных количественных исследований были проведены по изучению связей между различными мерами военных сил или подразумеваемой жесткостью санкций с одной стороны и уровнем политического насилия с другой. Все они показывают отчетливо криволинейный характер связей. Уолтон сконструировал рейтинговую шкалу относительной коерсивности или дозволенности политических систем, основанную на таких условиях, как степень защищенности граж-
Frontier— граница продвижения поселенцев в США в XVIII-XIX вв. — Примеч. пер.
данских прав, степень толерантности к политической оппозиции и степень репрезентативности и отзывчивости правительства. Показатели для 84 стран были сравнены с мерами их политической стабильности в 1955-1961 гг. Почти все из числа самых стабильных стран имели высокий уровень дозволенности, большинство из самых нестабильных стран имели средний уровень коерсивности; большинство высококоерсивных оказались или среди стабильных, или неумеренно нестабильных и редко — среди высоконестабильных41. Другие исследования сопоставляют расходы на оборону или размеры вооруженных сил и сил безопасности с коллективным насилием. К примеру, Бвай вычертил диаграммы, сопоставляющие расходы на оборону в латиноамериканских странах (в процентах от валового национального продукта) с мерой аномического насилия (беспорядков) в 1958-1960 гг. В странах с высокой или низкой долей расходов на оборону наблюдалось незначительное аномическое насилие; большинство стран со средними уровнями, включая Венесуэлу, Аргентину, Кубу, Панаму, Бразилию и Эквадор, имели относительно высокие уровни аномического насилия42. В третьем исследовании проводилось сравнение композитной меры, размеры вооруженных сил и внутренних сил безопасности с величиной гражданской борьбы в 1961-1965 гг. Связь оказалась криволинейной. Для проверки той возможности, что на размеры коерсивных сил, а следовательно на характер связи, оказывают воздействие внешний конфликт или затяжные внутренние войны, были исключены из рассмотрения страны, вовлеченные в такие конфликты, и был заново вычерчен график связей по 69 «низкоконфликтным» странам. Криволинейность связи по-прежнему оказалась отчетливо выраженной43.
Эти сравнительные исследования также ставят проблему интерпретации. Меры степени угрозы и жесткости коерсивных санкций носят непрямой характер. Имеют место также сущностные неизмеряемые изменения (вариации) внутри стран, равно как и между ними, в паттерне коерсивности. Ни одно из этих исследований не принимает в расчет относительный коерсивный контроль со стороны диссидентов. Однако если поставить рядом все приведенные здесь свидетельства, включая теоретические (умозрительные) рассуждения, психологические находки, кейз-стади и широкомасштабные сравнительные исследования, что наиболее парсимоническими* и убедительными объяснениями становятся гипотезы криволинейности.
Парсимония (parsimony) — принцип экономии слов (речи), подразумевающий краткость и точность выражения, без употребления лишних и пространных рассуждений. — Примеч. пер.
Лояльность военных
Способность режима к осуществлению любого типа устойчивого коерсивного контроля над своими гражданами на том или ином уровне угроз или жесткости санкций зависит от лояльности его вооруженных сил безопасности. Чем больше их лояльность, тем более вероятна при прочих равных условий эффективность режима в осуществлении коерсивного контроля. Чем ниже их лояльность, тем более вероятно, что они используют свою силу против самого режима, и тем более вероятно, что диссиденты будут считать успешными свои атаки на режим.
Гипотеза RC.4. Коерсивный контроль режима сильно меняется со степенью лояльности режиму его коерсивных сил.
Предлагаемая линейность связи не содержит в себе предположения о том, что элиты знают, каково наиболее функциональное использование силы, очень часто они могут этого не знать. Однако коль скоро они обладают таким знанием, они могут применять его на практике лишь в той мере, в какой лояльны вооруженные силы и полиция. Степень лояльности варьирует как по уровню, так и по масштабу, равно как и степень согласия в коллективности вообще. Некоторые офицеры и подразделения могут быть в общем лояльны, другие нет. Все они могут быть готовы повиноваться приказам защищать режим против внешней агрессии или вооруженного восстания, но отказаться открыть огонь по безоружным соотечественникам. Максимум коерсивного контроля, вероятно, требует максимальной лояльности — как по масштабам, так и по степени.
Гипотетическая стратегия режима для максимизации контроля состоит в том, чтобы использовать также умеренные, но постоянные санкции; такой была, по существу, политика, предпринятая Нью-Йорком в ответ на расовые беспорядки в период правления администрации Линдсея. Для осуществления такой политики необходима очень высокая степень лояльности (согласия), поскольку она требует от военного и полицейского персонала высокой степени контакта с диссидентами, но минимального применения силы, несмотря на частые проявления враждебности и вербальные и физические провокации со стороны диссидентов. Менее лояльный военный или полицейский истеблишмент будет, вероятно, реагировать гневно, как это делала чикагская полиция в ответ на студенческие и антивоенные демонстрации, а именно с непоследовательно применяемой силой средней жесткости, т. е. используя более или менее редкие аресты и избиения — тактика, чрезвычайно дисфункциональная для долгосрочного коерсивного контроля44. Аналогичным образом Вульф обсуждает дисфункциональные последствия нарушений военной дисциплины во время внутренних войн. Военная дисциплина в этот период должна быть максимизирована по двум причинам: во-первых, для того, чтобы «избежать произвольных и необязательных дополнений к уже и без того большому перечню обид и неудов- летворенностей», и, что более важно, для того, чтобы «усилить сигналы, которые правительство пытается довести до людей» о том, какие действия желательны, а какие нет. Он также осознает, что конфликт с повстанцами «неизбежно увеличивает вероятность неправильного поведения правительственных военных сил как реакции на фрустрацию», а их неправильное поведение усиливает мятеж. Правительство Магсай- сая на Филиппинах учредило военное бюро жалоб, которое посылало авиарейсами следователей для расследования жалоб на жестокость военных через несколько часов после их получения. Виновным быстро назначались жесткие наказания, что не замедлило сказаться на военной дисциплине и минимизации враждебности населения45.
Основы лояльности могут варьировать. Лояльность офицеров, не говоря уже о тех, кто не призван на военную службу, будет, вероятно, наибольшей, если она базируется на ощущении легитимности режима, а не на угрозе негативных санкций. Согласие, основанное на угрозе, могут навязать лишь другие силы; поэтому общепринятой практикой в государствах, где режим сомневается в лояльности своих офицеров, является создание нескольких противостоящих военных и полувоенных формирований, например регулярной армии, сильных военно-воздушных или военно-морских сил, милиции и одной или нескольких полиций. Нелояльности одних может быть противопоставлена сила других. Третий мотив лояльности, который представляется наиболее характерным для стран третьего мира, обеспечивается манипулированием положительными санкциями со стороны режима. Военные и полиция в латиноамериканских, африканских и азиатских странах имеют тенденцию оставаться лояльными по отношению к гражданским лидерам настолько долго, насколько это соответствует их собственным интересам. При угрозах возникновения беспорядков, социального изменения (или, наоборот, недостаточности социального изменения), снижения поступающих к ним ресурсов, статуса или влияния военных они бывают склонны к вмешательству для защиты собственных интересов, а также интересов тех групп или классов, с которыми они себя идентифицируют. Одним из обычных оправданий военного вмешательства среди этих режимов считается некомпетентность гражданских режимов и некомпетентность гралсданских властей в поддержке экономического роста или обеспечения порядка46.
Существует также сильная обратная связь между лояльностью военных гражданским режимам и вероятностью заговоров как особых, отличных от других форм политического насилия. Военные, как институт силы, могут легко выступить против гражданского режима, и если их офицеры окажутся и нелояльными, и недовольными, то государственный переворот, вероятно, может показаться им наиболее удобным средством решения своих проблем. Менее прямая связь: если диссиденты думают, что какие-то фракции военных не вполне лояльны, они могут скорее заручиться их поддержкой, чем прибегать к беспорядкам или внутренним войнам. К примеру, упоминавшееся выше кросс-национальное исследование гражданской борьбы в 1961-1965 гг. выявило, что военный и политический персонал принимал участие в 48 % тех заговоров, в которых были идентифицированы их участники, в 30 % внутренних войн и лишь в 1 % беспорядков. Кроме того, они участвовали в 53 из 58 переворотов, идентифицированных в 114 изучавшихся странах47.
Гипотеза С.2. Вероятность заговора изменяется обратно пропорционально лояльности коерсивных сил режима.
Важность лояльности коерсивных сил для поддержания режима против революций и заговоров утверждается или предполагается большинством исследователей. В предыдущем разделе изучалось атрибутирование революции снижению лояльности. Джонсон подчеркивал «центральное положение вооруженных сил в революции», полагая, что успех или неудача революции зависит от роли «вооруженных сил».
Говоря практически, революция включает в себя вооруженное восстание, а это подразумевает столкновение с профессионально подготовленными и экипированными войсками под командованием военной элнты. И успех, и неудача вооруженного восстания — на этапе развития сплоченного профессионального революционного братства — даже само принятие решения о попытке совершить революцию основаны на уверенности (или на оценке революционерами такой уверенности) в том, что вооруженные силы поддержат революцию48.
Лассуэлл и Каплан аналогичным образом предполагают, что элитный контроль над инструментами насилия — это фундаментальная детерминанта стабильности режима. Однако устойчивость властных позиций элиты варьирует не с реальным применением силы, а только со способностью применить ее. «Эксклюзивная надежда на насилие для поддержания правительства — это показатель скорее слабости, нежели силы», поскольку в такой ситуации «нарушение верности инструментов насилия... может обернуться коллапсом. Самая сильная армия может быть направлена с точностью до наоборот в ее поддержке режима»49.
Если режим с самого начала полагается исключительно на силу, чтобы удержать себя у власти, любое условие, которое ослабляет лояльность военных, будет, вероятно, ускорять революцию. Джонсон идентифицирует четыре «ускорителя дисфункции», которые оказывают влияние на вооруженные силы. Один из них — это братание с народом, которое может ослабить единство армии и склонить некоторых ее членов к принятию революционных доктрин. Такое братание в 1956 г. привело некоторые советские части к тому, чтобы сражаться на стороне венгерских революционеров. Армия может взбунтоваться по поводу таких вопросов, как недостаточное жалованье, медленное продвижение по службе или непроизвольная отставка офицеров — все это может ослабить явную лояльность военных режиму, равно как и фракционная конкуренция в рядах вооруженных сил. Сравнимое воздействие оказывает и нерешительность элиты в осуществлении контроля над вооруженными силами: армия и полиция могут быть лояльными, но ограничиваемыми в своих действиях против диссидентов. Однако наиболее часто костяк лояльности армии разрушается под воздействием поражения в войне, которое отчуждает офицерский корпус до такой степени, что он начинает верить в то, что ответственность за поражение несет режим, и которое служит для масс сигналом, что военные слишком слабы, чтобы поддержать внутренний порядок50. К примеру, в Германии после Первой мировой войны среди офицеров и унтер-офицеров распространилась уверенность в том, что ответственность за капитуляцию 1918 г. лежит на некомпетентных гражданских политиках, а не на уменьшении относительного перевеса на полях сражени<