Коммуникация символов агрессии
Характеристики систем коммуникации многими косвенными способами связаны с генезисом коллективного насилия. Развитие плотных всепроникающих коммуникационных сетей ускорило жизнь во всем мире. О развитии современных коммуникационных систем говорят, что они являются «и показателем, и агентом изменения социальной системы в целом»83. Демонстрация более привлекательных образов жизни и последующая интенсификация ценностных экспектаций облегчается с помощью системных коммуникационных сетей (глава 4). Восприятия ответов режима на недовольство и беспорядки постигаются через средства коммуникации (главы 5 и 8). Коммуникация между недовольными, но рассеянными индивидами может заменять физические контакты в развитии организаций, принимающих на себя осуществление
19-1012насилия. Эффективное революционное лидерство требует открытых каналов коммуникации между лидерами и их последователями (глава 9). Существует ряд других еще более сильных воздействий коммуникационных систем на распространение агрессивно-санкционирующих доктрин и информации. Ниже развиваются две гипотезы, применимые к распространению некоторых типов символов политической агрессии: они воплощаются в культурных традициях политического насилия, в новых доктринальных оправданиях политического насилия и в самих сообщениях об актах коллективного насилия, которые могут возыметь демонстрационный эффект для недовольных людей где-то в другом месте. Таким образом, гипотезы релевантны оценке интенсивности и масштаба как нормативных, так и утилитарных оправданий насилия.
Характеристиками систем коммуникации, которые наиболее прямо влияют на распространение в коллективности символов политической агрессивности, является число медиа-каналов, плотность проходящих через них информационных потоков и доля населения, охватываемых этими медиа. Чем больше число медиа, тем более вероятно, что найдутся средства артикуляции агрессивных символов. Лифтон указывает, что политический контроль над коммуникациями может быть использован для того, чтобы облегчить идеологическую конверсию, и показывает эффективность, с которой китайские коммунисты использовали контроль над коммуникациями для создания того, что он называет «реформой среды мышления»8*. Чем выше плотность символов агрессии, проходящих через эти медиа, с тем большей вероятностью люди будут внимать им и испытывать их влияние. Чем больше аудитория средств коммуникации, тем больше доля недовольных, которые, вероятно, получат такие послания. Немногие из политических элит смирятся с коммуникациями убеждений, прямо враждебных им, хотя они могут поощрять агрессию против других. Некоторые элиты, в особенности в коммунистических системах, обладают достаточным контролем над средствами новостей, чтобы не допускать сообщений об основных вспышках политического насилия, молчаливо признавая их провоцирующую силу для возбуждения насилия в любых других местах. Другая тактика состоит в том, чтобы сообщать о таких событиях, но приписывать их «нежелательным другим»: реакционерам, хулиганам, коммунистам, евреям, бандитам. Если выразители революционного символизма потерпят неудачу в получении доступа к соответствующим медиа или обнаружат, что они закрыты цензурой, они могут основать новые медиа в виде газет и журналов. Если и их закроют, они могут прибегнуть к подпольным или зарубежным средствам коммуникации, прямой агитации или к распространению слухов. Экспериментальные исследования показывают, что недовольные люди склонны уделять повышенное внимание агрессивным посланиям; это заставляет предположить, что даже если агрессивное содержание коммуникации невелико, она все равно может достичь своей потенциальной аудитории85. Тем не менее подпольная коммуникация, в общем и целом, неэффективна, и ее послания будут достигать меньшего числа недовольных и с меньшей частотой. Предлагаются следующие гипотезы.
Гипотеза JV.10. Интенсивность нормативных и утилитарных оправданий политического насилия умеренно изменяется с плотностью символов агрессии в содержании коммуникаций.
Гипотеза JV.11. До той степени, в которой плотность символов политической агрессии в содержании коммуникаций высока, масштаб утилитарных и нормативных оправданий политического насилия сильно изменяется с числом и масштабом средств коммуникации.
Символы политической агрессии — это вербальные или графические представления насилия, направленного на политические цели, включая описание реально осуществляемого насилия в прошлом или настоящем, и утверждения желательности или нежелательности насилия против подобных мишеней. Предполагаемые воздействия, вероятно, более сильны для символов коллективного политического насилия и для символов, изображающих политическое насилие в нормативно нейтральных или позитивных тонах, нежели в негативных. Однако недовольным не обязательно нужно принимать те нормы, которые разделяет коммуникатор, и даже если они делают это, то сами символы агрессии могут подразумевать, что политическое насилие возможно, а для некоторых групп — применимо. Следовательно, эти отношения остаются в силе для любых политических символов, хотя для одних сильнее, чем для других. Плотность агрессивных символов — это их доля в общем объеме всех символов в содержании коммуникации. Ее можно изучать по отношению к содержанию коммуникации в целом, взвешенному в соответствии с изменениями внимания аудитории к изучаемым медиа. Масштаб средств коммуникации относится к относительным размерам аудитории.
Таким образом, средства коммуникации могут способствовать возникновению специфических вспышек насилия. При отсутствии других медиа в качестве агентов коммуникации могут служить странствующие пропагандисты или проповедники, как это имело место в процессе распространения анархистских настроений в Испании конца XIX и начала XX в.86 В пред- и послереволюционном Египте и коммунисты, и Мусульманское братство рекрутировали свои кадры из числа безработных выпускников колледжей, которые «оказались способны распространить по всему Египту оформленную сеть посланий», отста ивая экстремистские политические решения национальных проблем87. Петрас и Цейтман показали, что политический радикализм чилийских шахтерских муниципалитетов оказывает радикализирующее воздействие на крестьянство прилегающих сельскохозяйственных районов, что находит свое выражение в довольно высоких показателях электоральной поддержки радикальной партии в сельскохозяйственных общинах, расположенных рядом с шахтерскими городками. О политизировании крестьянства под воздействием шахтеров говорят, что оно представляет собой и результат сознательного усилия, и «естественный процесс», т. е. имеют место и формальная, и информационная коммуникация радикальных идей88. Коммуникация политических посланий более эффективна и достигает больших аудиторий, когда могут быть напечатаны и распространены брошюры или газеты или произнесены речи по радио. Диас писал о крестьянском анархизме в Андалу- зии 1918-1919 гг., что «Все всё время читают. Не было предела любознательности людей и их жажде познания... Предположительно от 70 до 80 % были неграмотны, но это не стало непреодолимым препятствием. Неграмотный энтузиаст покупал себе литературу и давал ее прочесть товарищу. Потом он заставлял его отметить места, которые ему понравились больше всего. Затем он обращался к другому с просьбой прочесть ему понравившуюся статью и после нескольких прочтений выучивал ее наизусть и повторял тем, кто ее еще не читал»89.
Циркуляция нелегальных памфлетов среди потенциальных гражданских и военных оппонентов режима Перона в 1955 г. носила инструментальный характер для подрыва его легитимности и генерации поддержки или, по меньшей мере, нейтральности, требуемых для его свержения90. Иностранные пропагандистские радиостанции могут подстрекать недовольных с тем же успехом, что и пропагандистские трактаты. Египетские радиостанции несут ответственность за подстрекательство к антиправительственным мятежам в большей части Северной Африки и Среднего Востока, например к бунтам, синхронно охватившим всю Иорданию в 1953 г. из-за ее предполагаемого присоединения к Багдадскому пакту91.
Формально каналы коммуникации также усиливают демонстрационный эффект «посредством призыва к оружию или сообщения новостей о вспышках насилия, что дает недовольным людям повод или модель для сопротивления»92. Обращение оратора к традициям насилия путем воскрешения в памяти прошлой коллективной акции побуждает людей к насилию. Дальке показывает, что накануне Кишиневского (Россия) еврейского погрома в 1903 и Детройтских расовых беспорядков 1943 г. действовали организованные сторонники и интенсивно возбуждали неприязнь к группам меньшинств93. Лозунги, внедряемые революционными идеологиями, могут быть в значительной степени определенными в предписании насилия, чтобы их распространение давало достаточные поводы к насилию, хотя представляется невероятным, чтобы такие лозунги могли ускорить в целом новый незнакомый тип коллективной акции. Защита Сорелем всеобщей забастовки была выработана, чтобы вызвать образы насильственного конфликта с такой ясностью, которая могла бы мобилизовать на акцию призывами к стачке. Ее эффективность в качестве намека на действие тем не менее зависела от предшествующего опыта участия рабочих в забастовках как формах протеста. Невероятно, чтобы лозунги, призывающие, скажем, к линчеванию предпринимателей, могли бы иметь даже ограниченное воздействие мифа о всеобщей забастовке.
Призыв к оружию или взывание к традициям политического насилия представляются менее эффективными в качестве стимулов к насилию, нежели новости о повсеместном проявлении насилия. Демонстрационный эффект новостей о революционном насилии очевиден и в революционной «инфекции», которая распространилась из североамериканских колоний в испанскую Америку между 1776 и 1820 гг.94; и в серии неудачных коммунистических революций после 1918 г.; и в заразительном антиколониальном национализме в Африке и Азии после 1945 г., первичные модели которого успешно проявили себя в обретении независимости Индией и Индонезией. Хобсбом приводит европейские примеры взаимосвязи между групповыми традициями насильственного протеста и новостями о повсеместных проявлениях насилия, которая приводила к новым вспышкам. Среди хронически мятежного сицилийского крестьянства в XIX в., пишет он, «когда приходил сигнал от одного из великих и вечно бунтующих городов — Палермо, Катаньи, Мессины, — поднимались безрассудные и свирепые восстания, охватывавшие целые области, грабились городские дома, вырезались целые семьи, уничтожались коммунальные архивы и дворянские клубы. В Андалузии возникновение всеобщих крестьянских стачек в 1880-х гг. было очевидным результатом соединения традиций крестьянских восстаний с идеей новой доктрины всеобщей забастовки. Такие забастовки волнообразно возвращались, нередко ускоряемые известиями о повсеместных восстаниях: например, в 1920 г. они происходили в ответ на запоздалое известие о Русской революции»95.
Воздействие различных видов коммуникационных медиа становится ясным из сравнения одновременности вспышек в различных эпохах и культурах. Мерриман предполагает, что улучшение коммуникационных возможностей отчасти несет ответственность за ускорение, с которым последовали одна за другой 50 европейских революций и восстаний в сравнении с асинхронностью революций середины XVII в.96 Главным медиумом, распространявшим народные восстания 1848 г., были газеты; их первичной аудиторией были недовольные интеллектуалы, буржуазия и те немногие городские рабочие, которые были грамотны. Среди неграмотных сельских жителей новости распространялись медленнее. Руде графически изображает временной лаг в географической экспансии от места первичной вспышки таких возмущений, как английские голодные мятежи 1766 г., французские хлебные бунты 1775 г. и Луддитские машино-разрушительные восстания 1811-1812 гг. Мятежи распространялись в окружающие области не быстрее скорости пешехода или всадника97.
В конце XIX в. демонстрационные эффекты смуты проявлялись почти немедленно во всех народных восстаниях, проникая сквозь национальные границы. Один из примеров дает изучение влияния антиеврейских акций в Соединенных Штатах. Анализ распределения по времени «эпидемии свастики» в 1959-1960 гг. показывает, что они достигли пика за три недели и продолжались на сниженном уровне в течение еще пяти недель. Первоначальная вспышка носила антиеврейский характер, но большинство инцидентов на уровне пика носили нееврейскую направленность. Демонстрационный эффект, вызванный масс- медиа, был очевидно оперативным, поскольку преступники распределялись по всей стране и предположительно не имели прямой коммуникации друг с другом; более того, преобладание нееврейских целей в период пика эпидемии указывает на то, что для первых инцидентов можно предположить механизм разнообразия атрибутируемых источников. Смелзер характеризует это как «извлеченную» (в отличие от «реальной») фазу враждебных вспышек98. В качестве второго примера можно привести общенациональный охват населения известиями о беспорядках в американских гетто, особенно через телевидение, который послужил потенциальным толчком к насильственным действиям в других гетто. Пятьсот человек, водворенных в тюрьму во время детройтских мятежей 1967 г., опрашивали об источниках их информированности о других мятежах. 35 % узнали о них через телевидение, 33 % — из газет. Наиболее значимо, что 80% наблюдали мятежи по телевидению, и, когда их спрашивали, что они видели, большинство из тех, кто участвовал в беспорядках, упоминали такие виды действий как грабежи, поджоги и драки99.
Представляется, что на основе такого рода открытий было бы непозволительно делать выводы о том, что запреты на освещение новостей могут исключить демонстрационный эффект. Китайская «культурная революция» 1966-1968 гг. сопровождалась общенациональными беспорядками, несмотря на плотную цензуру. Блуждающие банды Красных охранников и их рекламные кампании эффективно распространяли вести о насилии. Если интенсивно недовольные люди являются членами грамотного и мобильного общества, они узнают о насилии, совершаемом другими, если не через формальные коммуникационные средства, то с помощью иных информационных средств. Контроль за символами политической агрессии в медиа может минимизировать непосредственные демонстрационные эффекты беспорядков и, благодаря этому, повести скорее к затяжному и спорадическому, нежели почти синхронному насилию среди недовольных где-нибудь в другом месте, но вряд ли в состоянии совсем исключить их.
Резюме
Фундаментальная связь между интенсивностью и масштабом относительной депривации и потенциалом коллективного насилия (гипотеза V.1) соотносится в этой главе с теми взглядами на политику и насилие, которыми обладают люди. Каузальная связь между потенциалом коллективного насилия (неудовлетворенностью) и потенциалом насилия, направленного на политические мишени, сильная (гипотеза V.4), но не совершенная (абсолютная). Две познавательные переменные, которые действуют, когда недовольство трансформируется в коллективное политическое действие, — это степень, до которой люди убеждены, что насилие и угроза насилия против политических мишеней оправданы в нормативном смысле (гипотеза V.2) и как утилитарные средства для ценностного удовлетворения (гипотеза V.3).
Оправдания подобного типа неудовлетворенности — это психологические переменные. На их интенсивность и масштаб оказывает влияние ряд более легко наблюдаемых социетальных условий. Две независимых переменных, которые способствуют развитию и приобретению взглядов, оправдывающих насилие, являются общими характеристиками общества. Интенсивность нормативных оправданий насилия изменяется с изменением акцента в практике культурной и субкультурной социализации на исключительное воздействие карательных мер (ranoTe3aJV.l). Масштаб и нормативных, и утилитарных оправданий политического насилия меняется вместе с числом и масштабом средств коммуникации и плотности символов агрессии в их содержании (гипотеза J V.11).
Три общих характеристики политической системы имеют четко выраженное воздействие на взгляды людей по поводу специфически политического насилия. Недовольство имеет тенденцию к политизации, т. е. к обвинению режима, и внесению своего вклада в нормативное и политическое оправдание до той степени, в какой правительство в прошлом эффективно откликалось на недовольство (гипотеза JV.3), и до той степени, в какой оно покровительствует одной группе в ущерб другой в удовлетворении текущих потребностей (гипотеза JV.4). Другими словами, чем больше правительство в прошлом сделало для своих сограждан и чем больше оно делает в настоящем для других групп в сравнении с тем, что оно делает для моей группы, тем больше от него ожидают и тем более враждебными становятся люди, когда оно терпит неудачу. Этот аргумент не предполагает, что режимы могут минимизировать насилие, ограничивая сферу своей деятельности. Если деятельность уменьшится по сравнению с нынешним уровнем, политическое насилие возрастет. Если она поддерживается на текущем уровне, насилие возникнет с не меньшей вероятностью, но оно с меньшей вероятностью будет направлено против политических мишеней, во всяком случае на какой-то период. Но в современном мире есть убедительные и широко распространенные доктрины, утверждающие, что политическая система является и должна быть ответственной за решение социальных проблем. Если эти доктрины укоренятся в умах недовольных граждан, их вероятным ответом режимам, выполняющим свои функции на минимальном уровне, будет не протест и требование усиления внимания к их нуждам, а революция. Легитимность режимов — это третья характеристика, которая нормативно снижает политическое насилие. Чем более интенсивно ощущение гражданами достоинств своей общины, с тем меньшей вероятностью они будут склонны оправдывать нападки на нее (гипотеза JV.5). Они, вероятно, будут готовы примириться с ценностными жертвами в пользу своего правительства, а в случае сильного недовольства его действиями с большей вероятностью прибегнут к мирному протесту и ограниченному насилию, чтобы изменить политику и изгнать инкамбентов, нежели обратятся к революционному насилию против системы в целом.
Эти социетальные и политические свойства оказывают довольно косвенное воздействие на оправдание насилия. Более прямое влияние имеет само политическое насилие. Если насильственный конфликт стал обычным в истории коллективности, в ней, вероятно, будут развиваться традиции, оправдывающие последующее насилие: чем больше историческая величина политической борьбы в общине, тем больше интенсивность и масштаб нормативных оправданий политического насилия в будущем (гипотеза JV.2). Этот эффект отчасти обязан своим возникновением развитию ожиданий, что политическое насилие повторится (гипотеза J V.2.1); если неудовлетворенность широко распространена и интенсивна, имеется вероятность того, что ожидания станут убеждениями и с таким же успехом будет оправдано политическое насилие (гипотеза JV.2.2). Успех борьбы за улучшение условий жизни общины в прошлом также вносит вклад в убеждения о полезности насилия как ответа на депривацию в будущем (гипотеза JV.8). Община может иметь ненасильственную традицию как таковую, но, если члены ее видят, что где-либо подобные им группы получают выгоды через политическое насилие, они, вероятно, увидят для себя утилитарные оправдания тактики насилия (гипотеза JV.9). В современном мире этот демонстрационный эффект успешного применения насилия одной группой может иметь почти синхронное распространение по миру соответствующих последствий.
Содержание новых доктрин, сформулированных недовольными, и призывов, направленных на них, также дают свидетельство интенсивности оправданий насилия. Революционные призывы, потенциально наиболее эффективные в том, чтобы дать людям нормативные оправдания политического насилия, и, следовательно, с наибольшей вероятностью воспринимаемые недовольными, — это те, которые обеспечивают объяснение источников RD, определяют цели политического насилия и подчеркивают символы групповой идентификации среди депривированных (гипотеза JV.6). Приемлемость этих призывов зависит, в конечном счете, от той степени, до какой они согласуются с непосредственными обстоятельствами недовольных. Воздействие революционных призывов на утилитарные оправдания насилия являются функцией относительной важности, которую они атрибутируют тактике политического насилия для повышения ценностных позиций людей (гипотеза JV.7). Наконец, интенсивность и нормативных, и утилитарных оправданий может быть выведена из плотности символов агрессии в содержании коммуникаций. Чем больше число изображений политического насилия в потребляемых людьми коммуникациях, с тем большей вероятностью они воспринимают такое поведение как образец поведения (гипотеза JV. 10).
Эти связи не полностью детерминируют интенсивность и масштаб оправданий людьми политического насилия. Наиболее прямое средство такой детерминации — это спросить их об этом — подход редко
20-1012 выполнимый, его результаты не вполне надежны и всегда подвержены изменениям с появлением новых событий и изменением доктрин. Но эти две главы должны, по меньшей мере, продемонстрировать, что, если мы хотим узнать, что думают люди о насилии в политике, нам необходимо изучать нечто большее, нежели просто «телевизионное насилие» или преобладание революционных идеологий.
Примечания
1 Фраза из David Apter, «Ideology and Discontent», in Apter, ed., Ideology and Discontent (New York: The Free Press, 1964).
2 Leon Dion, «Political Ideology as a Tool of Functional Analysis in Sociopolitical Dynamics», Canadian Journal of Economic and Political Science, XXV (February 1959), 49.
3 NeilJ. Smelser, Theory of Collective Behavior (New York: The Free Press, 1963), chap. 5, quotation 82.
I Dion, 56.
5ArmeNaess, «The Function of Ideological Convictions», in Hadley Cantril, ed., Tensions that Cause Wars (Urbana: University of Illinois Press, 1950), 275-276.
6 Carl Leiden and Karl M. Schmitt, The Politics of Violence: Revolution in the Modern World (Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1968), 97,99-100.
7 Samuel H. Barnes, «Ideology and the Organizations of Conflict: on the Relationship Between Political Thought and Behavior» (Paper read at the Annual Meeting of the American Political Science Association, Washington, D.C., 1965).
8 Leonard Berkowitz, «Some Experiments on Automatism and Intent in Human Aggression» (Paper read at University of California at Los Angeles, Brian Research Institute, November 1965), 6-8, quotation 6.
9 George Sorel, Reflections on Violence, trans. Т. E. Hulme (New York: Peter Smith, 1915,1941), 137.
10 См. Franz Fanon, The Wretched of the Earth (New York: Grove Press, 1966). Цитаты и критический обзор Фанона с этой точки зрения см. A.Coser, Continuities in Study of Social Conflict (New York: The Free Press, 1967), 214.
II Stanley Lieberson and Arnold R. Silverman, «The Precipitants and Underlying Conditions of Rfce Riots», American Sociological Review, XXX (December 1965), 889. Другие примеры см. в Smelser, 247-253.
12 George Rude, The Crowd in History, 1730-1848 (New York: Wiley, 1964), 245.
13 См. Tarzie Vittachi, The Fall of Sukarno (New York: Praeger, 1967).
14 Обзор и интерпретацию социально-психологических данных по межгрупповой враждебности см. в Leonard Berkowitz, Aggression: A Social Psychological Analysis (New York: McGraw-Hill, 1962), chaps. 6, 7.
15 Gunnar Heckscher, The Study of Comparative Government and Politics (New York: Macmillan, 1957), 16.
Eric Hoffer, The True Believer (New York: Harper, 1951), 129-139, quotations 139.
17 Michael Walzer, «Revolutionary Ideology: The Case of the Marian Exile», American Political Science Review, LVII (September 1963), 643-654.
18 George S. Pettee, The Process of Revolution (New York: Harper, 1938), 167.
19 Yans Toch, The Social Psychology of Social Movements (Indianapolis: Bobbs- Merrill, 1965), chap. 1, quotation 20.
20 Berkowitz, Aggression, 32 ff, quotation, italics omitted.
21 Hadley Cantril, The Psychology of Social Movements (New York: Wiley, 1941), 63.
22 David C. Schwartz, «A Theory of Revolutionary Behavior», in James C. Davies, ed., When Men Revolt and Why (New York: The Free Press), 1970. •
23 Cm. O.J. Harvey, D. E. Hunt and H. M. Schroder, Conceptual Systems and Personality Organizations (New York: Wiley, 1961). Эта теория первоначально относилась к проблеме простоты/сложности обращения с информацией.
24 PeterSudejeld, «Attitude Manipulation in Restricted Environments: Conceptual Structure and Response to Propaganda», Journal of Abnormal and Social Psychology, LXVIII (March 1964), 242-247. «Сенсорная депривация» — ситуация, в которой поглощение сенсорных данных минимизировано, — отличается от понятия RD.
25J. A. McNuty andJf A.Walters, «Emotional Arousal Conflict and Susceptibility to Social Influence», CanadianJournal of Psychology, XV (September 1962), 211-220.
26 Robert Lay Lifton, Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of «Brainwashing» in China (New York: Norton, 1961), chap. 22, quotation 436.
27 William Kornhauser, The Politics of Mass Society (New York: The Free Press, 1959), chap. 4; quotation from 112. Много аналогичных примеров приводит Smelser, 80-81,86-89,104-105.
28 David Willner and George K. Zollachan, «Prolegomenon to a Theory of Revolution», in George K. Zollachan and Walter Hirsch, eds.t Explorations in Social Change (Boston: Houghton-Vifflin, 1964), 140. Подобные утверждения сделаны и в Heckschner, 167, и в Louis Gottschalk, «Causes of Revolution», American Journal of Sociology, L (July 1944), 5-6.
29 См., например: Franco Venturi, Roots of Revolution: A History of the Populist and Social Movements in Nineteenth Century Russia, trans. Isaiah Berlin (New York: Knopf, 1960).
30 Оценка источников и воздействий идеологий протеста содержится вJacob S. Schapiro, Movements of Social Dissent in Modern Europe (Princeton: Van Nostrand, 1962).
31 Toch, 13-19, 87-88. Иные теоретические положения содержатся в Willner and Zollschan, 137-138.
32 Norman Cohn, The Pursuit of Millennium, 2nd edn. (New York: Harper, 1957, 1961), 31.
33 Smelser, 348-351, quotation 349.
34 Peter C.J. Pulzer, The Rise of Political Anti-Semitism in Germany and Austria (New York: Wiley, 1964).
35 ChalmersJohnson, Revolution and Social System (Stratford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, 1964).
36 EJ. Hobsbawm, Social Bandits and Primitive Rebels (New York: The Free Press, 1959), 64-65,90-99.
37 Cohn, 308 ff., quotation 308.
38 О революционном милленарианистском движении Антонио Консалхейро в северо-восточной Бразилии см. Euclydesda Cunha, Rebellion in Backlands, trans. S. Putnam (Chicago: University of Chicago Press, 1902,1960).
39 Эмпирическое свидетельство приведено в John Kosa and Clyde Z. Nunn, «Race Deprivation and Attitude Toward Communism», Phylon, XXV (December 1964), 337-346.
40 Примечательным и уничижительным анализом социологической природы, идей и исторической практики коллективной ненасильственной оппозиции является работа Marsh Case, Non-Violent Coercion: A Study in Methods of Social Pressure (New York: Century, 1923).
11 Lyford P. Edwards, The Natural History of Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1927), 55.
42 New York Times, June 13,1968,3.
13Joel T. Rosental, «The King's Wicked Advisers and Medieval Baronial Rebellions», Political Science Quarterly, LXXXII (December 1967), 599-604.
44 Robert B. Meiriman, Six Contemporaneous Revolutions (Oxford: Clarendon Press, 1938), 212.
45 Hermann Raushning, Hitler Speaks (New York: Putnam, 1940), 234, cited in Hoffer, 90.
46 См: Berkowitz, Aggression, 152-160.
47 См. Richard H. Walters, «Implications of Laboratory Studies of Aggression for the Control and Regulation of Violence», Annals of the American Academy of Political and Social Science, CCCLXIV (March 1961), 69-70.
48 Ralph Epstein, «Aggression Toward Out-groups as a Function of Authoritarianism and Imitation of Aggressive Models» Journal of Personality and Social Psychology, III (No. 5,1966), 574-579.
49 Schwartz.
50 Gottschalk, 5.
51 George Rude, Revolutionary Europe (Cleveland: World, 1964), 74-75.
52 Hobsbawm, 105-106.
53 PeterShubs, «Symbols of Revolution» (Paper, Foreign Policy Research Institute, University of Pennsylvania, 1968). Более поздняя статья Peter Shubs, «Revolutionary Symbology: Comparative Case Studies of the American and Indian Independence Movement» (Paper read at the Annual Meeting of the American Political Science Association, New York, 1969).
54 Я весьма обязан Манкуру Ольсону-младшему за крайне настойчивые и убедительные аргументы, что утилитарные оправдания политического насилия чрезвычайно важны и могут быть интегрированы в теоретическую модель, которая делает акцент на нерациональной мотивации борьбы. Однако ответственность за данную здесь трактовку лежит на мне.
55 Я. L. Neiburg, «The Threat of Violence and Social Change», American Political Science Review, LVI (December 1962), 867.
56 Cm. Fanon.
57 Nieburg, quotation 865.
% Thomas Perry Thornton, «Terror as a Weapon of Political Agitation», in Harry Eckstein, ed., Internal War: Problems and Approaches (New York: The Free Press, 1964), 82.
59 Pierre Kropotkin, Paroles d'un Revolte (Paris: C.Marpon et F.Flamnerius, no date), 286, цит. no Thornton, 82-83.
60 Cm. Thornton, passim и обсуждение легитимности в главе 6; а также Е. V. Walter, «Violence and the Process of Terror», American Sociological Review, XXIX (April 1964), 248-257.
61 Kenneth E. Boulding, «Reflections of Protest», Bulletin of the Atomic Scientists, XXI (October 1965), 18-20, quotation 18.
62 Полезный обзор тактйческих и идеологических оправданий насилия, предлагаемых Че Геварой, Режи Дебре, а также Мао-Цзедуном и Во-Нгуен-гья, см. в Henry Bienen, Violence and Social Change (Chicago: University of Chicago Press, 1969).
63 Cm. Edward W. Gude, «Batista and Betancourt: Alternative Responses to Violence», in Hugh Davis Graham and Ted Robert Gurr, eds., Violence in America: Historical and Comparative Perspectives (Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 1964), 577-589.
64 Cm. Thomas C. Schelling, The Strategy of Conflict (Cambridge: Harvard University Press, 1960,1963), особенно chap. 1, and AnatolRappoport, Fights, Games and Debates (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1960), part II.
65 Andrew Janos, The Seizure of Power: A Study of Force and Popular Consent, Research Monograph No. 16 (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, 1964), quotations 40-41,81,84.
66 Anders Boserup and Claus Iversch, «Demonstrations as a Source of Change: A Study of British and Danish Easter Marchers», Journal of Peace Research, No. 4, 1966, 333-335. Вопросы были открытыми и затем подвергались классификации. Число респондентов — 137 в Дании, 155 — в Британии. Исследование Nicos Е. Devletoglou, «Responsibility and Demonstrations: A Case Study», Public Opinion Quarterly, XXX (No. 2,1966), 285-289 полагает, что релевантная проблеме информация, которой располагают участники демонстраций, также может быть низкой.
67 Smelser, 348.
68 Hoffer, 11. См. также Gottschalk, 5 и Rex Hopper, «The Revolutionary Process: A Frame of Reference for Study of Revolutionary Movements», Social Forces, XXVIII (March 1950), 274.
69 Cohn, 308.
70 Karl Marx and Friedrich Engels, The Communist Manifesto, cited in Leiden And Schmitt, 105.
71 Cm. Li-Chien-nung, The Political History of China, 1840-1928 (Stanford: Stanford University Press, 1956), chap. 2. Тем не менее человеческие потери в последовавшей гражданской войне были огромны.
72 См. S. Н. Ahmad, «China's Cultural Rtvolution», International Studies (Bombay), IX (July 1967), 13-54 и Hans Granqvist, The Red Guard: A Report on Mao's Revolution, trans. Erik J. Filis (New York: Praeger, 1967).
73 См. Walters, 66-67, а также дискуссию о «Культурных традициях коллективного насилия» в главе 6.
74 Charles A. Tilly, «А Travers le Chaos des vivantes Cites» (paper read to the Sixth World Congress of Sociology, Evians-les-Basins, September 1966), quotation 5.
75 Egil Fossum, «Factors Influencing the Occurrence of Military Coups d'Etat in Latin America», Journal of Peace and War, No. 3,1967, 229.
76 Robert D. Putnam, «Toward Explaining Military Intervention in Latin American Politics», World Politics, XX (October 1967), 104-105.
77 См .James W. Rowe, «Argentina's Restless Military», in Latin American Politics: Studies of the Contemporary Scene, Robert D. Tomasek, ed. (Garden City: Doubleday, 1966), 439-466; Reuben de Hoyos, «Church and Army in the Argentine Revolution of 1955» (Ph.D. dissertation, Department of Politics, New York University, 1969).
78 John de Martz, «Colombia: Qualified Democracy», in Martin C. Needier, ed., Political System of Latin America (Princeton: Van Nostrand, 1964), quotation 215. Несколько менее критичную, но не слишком благожелательную интерпретацию см. в Robert Н. Dix, Colombia: the Political Dimensions of Change (New Haven: Yale University Press, 1967), chap. 5.
79 James Payne, «Peru: The Politics of Structured Violence», Journal of Politics, XXXIX (May 1965), 362-374, quotation 374.
80 David H. Bay ley, «Public Protest and Political Protest in India» (Paper read to the Annual Meeting of the Asian Studies Association, Philadelphia, March, 1968), quotation 11.
81 Brink and Harris, 264.
82 Frank L. Wilson, «French-Canadian Separatism», Western Political Quarterly, XX (March 1967), 121.
83 DanielLernef, «Communication Systems and Social Systems: A Statistical Exploration in History and Polity», Behavioral Science, II (October 1957), 267. О роли средств коммуникации в модернизации на Среднем Востоке см. Lerner, The Passing of Traditional Society (Glencoe: The Free Press, 1958), chap. 2. Об отношении процессов коммуникации к общему политическому развитию см. Lucian W. Pye, ed., Communications and Political Development (Princeton: Princeton University Press, 1963). Оценка эмпирических исследований по вопросам эффектов массовых коммуникаций содержится вJoseph Т. Clapper, The Effects of Mass Communication (New York: The Free Press, 1960).
84 Lifton, особенно 420-422.
85 См. Berkowitz, Aggression, chap. 9.
86 Hobsbawm, 84 ff.
87 Lerner, The Passing of Traditional Society, 256-257. Подробное рассмотрение деятельности братства см. в Christina P. Harris, Nationalism and Revolution in Egypt: The Role of Muslim Brotherhood (Stanford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1964).
88James Petras and Maurice Zeitlin, «Miners and Agrarian Radicalism», American Sociological Review, XXXII (August 1967), 578-586.
89Juan Diaz del Moral, Historia de las Agitaciones Campesinas Andaluzas (Madrid: Alanza Editorial, 1929,1967), trans, in Hobsbawm, 87-88.
90 De Hoyos, op. cit.
91 Lerner, The Passim of Traditional Society, 255.
92 Теоретические комментарии к коммуникации инцидентов и созданию «социальных эпидемий» см. в Schelling, 74,90, 146; и Rappoport, 47-59.
93 Я. О. Dahlke, «Race and Minority Riots: A Study in the Typology of Violence», Social Forces, XXX (May 1952), 419-425.
94 Главные истолкователи этого тезиса, связавшего европейские и американские революции XVIII в.: Jacques Godechot, France and the Atlantic Revolution of the Eighteenth Centwy 1770-1799, trans. H. H. Rowen (New York: The Free Press, 1965) и Robert R. Palmer, The Age of the Democratic Revolutions: A Political History of Europe and America, 1760-1780 (Princeton: Princeton University Press, 1959).
95 Hobsbawm, 78-79,96, quotation 96.
96 Merriman, 209-210. Оценка числа революций 1848 г. взята из Priscilla Robertson, Revolution of 1848: A Social History (Princeton: Princeton University Press, 1952), vii.
97 Rude, The Crowd in History, maps on 25,40,82.
98 D. Caplovitz and C. Rodgers, «The Swastika Epidemic: A Preliminary Draft of a Report for the Anti-Defamation League», резюмировано и интерпретировано в Smelser, 257-259.
99 Manpower Administration, U.S. Department of Labor, The Detroit Riot: A Profile of500 Prisoners (Washington, D.C.: author, March 1968), 21.
ГЛАВА 8
Коерсивный баланс
Сила наделяет силой своих собственных противников. Она сама порождает себе оппозицию. Она порождает свое собственное разрушение.
Рой Пирсон. Дилемма силы1
Наиболее фундаментальным ответом людей на применение силы является противопоставление ей контрсилы. Сила создает угрозу и вызывает гнев людей, особенно если они убеждены, что она незаконна и несправедлива. Ощущая угрозу, они пытаются защищаться; испытывая гнев, они желают отплатить тем же. Режимы, сталкиваясь с вооруженным мятежом, обычно рассматривают компромисс как свидетельство слабости и направляют дополнительные ресурсы на вооруженные репрессии. Презумпция, оправдывающая проявление силы, состоит в том, что оно выступает как сдерживающая сила: чем больше способность режима к проявлению силы и чем более жесткие санкции он применяет к диссидентам, тем меньше насилия они творят. Такое предположение — не что иное, как саморазрушительное заблуждение. Если режим отвечает на угрозу или реальное применение силы с все большей мощью, эффектом, вероятно, будет интенсификация сопротивления: диссиденты будут также прибегать к еще большей силе.
Есть лишь два ограничения на возрастание спирали эскалации силы и контрсилы: истощение ресурсов насилия каждой из групп или приобретение кем-то способности к геноцидной победе над своим противником. Существуют социетальные, равно как и психологические, ограничения, но они требуют наличия молчаливой связи между противниками: принятие одним ультимативной власти другого, подчинение третейскому суду нейтральной власти, признание общего интереса, делающего сделку возможной — все это будет менее вредоносным, нежели верная перспектива истребления. В отсутствие такого рода основ сотрудничества режимы и их противники, вероятно, будут втягиваться в насильственный конфликт до предела своих возможностей.
Приводимая ниже гипотеза очерчивает формальную связь между аргументами предыдущих глав и аргументацией этой и последующих глав. Базовые каузальные связи, развиваемые далее таким образом, таковы:
1) интенсивность и масштаб RD детерминируют потенциал коллективного насилия (гипотеза V.1);
2) потенциал коллективного совместно с оправданиями политического насилия детерминируют потенциал специфически политического насилия (гипотезы V.2,3,4).
Потенциал коллективного насилия, в свою очередь, является сильной, но не абсолютной детерминантой величины политического насилия.
Гипотеза V.5. Величина политического насилия сильно изменяется с потенциалом политического насилия.
Величина политического насилия, обсуждавшаяся в главе 1, имеет три составляющих переменных:
1) степень участия в политическом насилии внутри политической единицы (масштаб);
2) деструктивность действия (интенсивность);
3) протяженность времени, в течение которого оно длится (продолжительность).
Оно может быть оценено для политической единицы любой шкалы — город, регион или страна, и для любых периодов, например месяца, года, десятилетия. Его проявление предполагает какой-то потенциал политического насилия или политического недовольства среди членов общины. Но даже если их политизированное недовольство широко распространено и интенсивно, это не является достаточным условием политического насилия. Факторы, которые, в ко<