Влияние интернета на формирование личности школьников

Организация и проведение опытно – экспериментальной работы по изучению влияния Интернета на формирование личности школьников.

Экспериментальное исследование проводилось в МБОУ СОШ № 73 г.Кирова.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1) На первом теоретическом этапе исследования нами была проанализирована психолого – педагогическая литература по проблеме зависимости от Интернета

2) На втором эмпирическом этапе исследования – нами были разработаны вопросы анкетирования, чтобы узнать какую роль занимает Интернет в жизни школьников в нашей школе, также нами была проведена беседа с учителями школы, для того, чтобы узнать их мнения о влиянии Интернета на формирование личности школьников. Также нами была проведена беседа с фельдшером МБОУ СОШ №73. Для учащихся 9 классов школы мы использовали составленный опросник, в котором ученикам предлагалось ответить на шесть вопросов:

1. Пользуетесь ли вы Интернетом?

2. Сколько времени в день вы проводите в Интернете?

2. Какому виду деятельности вы отдаете предпочтения в Интернете?

3. Какие социальные сети вы наиболее часто посещаете?

4. Какое общение вы предпочитаете?

5. Испытываете ли вы навязчивое желание проверить входящие сообщения?

6. Испытываете ли вы постоянное желание выйти в Интернет?

В исследовании приняли участие 26 учеников 9 класса.

Чтобы узнать отношение более старшего поколения к деятельности в Интернете нами было проведено тестирование учителей, которым также необходимо было ответить на шесть вопросов:

1. Учатся ли в нашей школе ученики, использующие Интернет?

2. Как вы относитесь к Интернет – пространству?

3. Положительные стороны Интернета;

4. Отрицательный стороны глобальной паутины;

5. Как вы считаете, влияет ли Интернет на успеваемость учеников?

6. Пользуетесь ли вы Интернетом?

В данном исследовании приняли участие 5 учителей, которые с полной самоотдачей и ответственностью подошли к выполнению тестирования, так как считают вопрос по влиянию Интернета на формирования личности школьника является актуальным и жаждущим немедленного решения.

Также была проведена беседа с фельдшером школы, из которой были сделаны выводы о влиянии Интернета на физическое и психическое здоровье школьника. Также психолог подтвердил слова фельдшера, что Интернет не должен заменять реальную жизнь и стать лишь помощником школьника в решении его жизненных задач. Раскрытие данных выводов представлены в главе 2.2.

3) На третьем интерпретационном этапе исследования я провела количественный и качественный анализ полученных данных.

Рекомендации для подростков по использованию Интернета во внешкольной деятельности.

Интернет считается большим достижением человечества. Его можно назвать источником огромного количества информации, средством общения и развлечения, но также можно его предписать к вредным привычкам, которые вызывают зависимость, агрессию, суицидальные наклонности. Родителям следует объяснить своим детям к чему приводит долгое времяпрепровождение в Интернете, просмотр сайтов, не предназначенных для посещения детьми и посодействовать в смене деятельности в Интернете на наиболее приятные и увлекательные мероприятия.

В психолого – педагогической литературе выделены Эриком Эриксоном этапы развития личности [34], согласно которым выделяются основные потребности человека в определенном возрасте. Интернет безоговорочно стал незаменимым элементом в жизни человека с совсем юного возраста. Для продуктивного развития личности необходимо соблюдать рекомендации, по которым Интернет принесет только пользу для школьника. Как известно, подростковый возраст является самым сложным из всех этапов развития человека. Подросток ищет свое «Я» в обществе, активно применяет социальные роли, в данный период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах воспитания ребенка. Поэтому наши рекомендации начинаются с совсем юного возраста, когда формируется психическое развитие ребенка.

Дети до 7 лет только знакомятся с Интернетом посредством игр, которые развивают моторику или внимание, а также мультфильмов, которые дают новые знания и представления о мире. Именно в этот период нужно закладывать правила поведения в Интернете ребенку, поэтому необходимо устанавливать определённый порядок использования Интернетом, ребенок должен понимать, что долгое времяпрепровождение в глобальной паутине чревато ухудшением здоровья, а использование Интернета без пригляда взрослых запрещено.

С 7 до 9 лет школьники начинают активно изучать Интернет, как дома, так и в школе на уроках информатики. Это является неотъемлемой частью образования, ребенок должен понимать, что в Интернете не все люди добрые, а сайты безопасные, поэтому у школьника должно быть определённое количество сайтов, которые не принесут вред психическому развитию ребенка. В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему является первостепенным.

Дети 10 – 12 лет уже могут знать, как используется Интернет в различных целях, школьник использует активно сайты, которые могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби, но также первостепенным является ограничение школьника в ненадежных сайтах, а также необходимость проверять и удостоверяться в качестве информации, которую получает ребенок.

У детей 13 – 15 лет Интернет становится частью социальной жизни: в Интернете они знакомятся, проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. Подростку интересно вся информация в Интернете, которую на предыдущих этапах развития запрещали родители. Школьник уже так активно не делится со старшими своими действиями в Интернете, поэтому необходимо с раннего возраста прививать подростку правила поведения, что нельзя размешать личную информацию о себе в Интернете, оскорблять и унижать честь и достоинство других людей, нарушать авторские права и т.д.

Мы рассмотрели тему влияния Интернета на формирование личности школьника, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие Интернета достаточно существенно влияет на психическое и физическое развитие ребенка.

Интернет производит сильнейшее влияние на сознание школьника. Оно является образцом для действий. Также по нему транслируются культурные ценности, которые формируют у детей соответствующие установки.

Обществу необходимо ограничивать ребенка в доступности к СМИ, в частности Интернету, иначе у современных школьников под воздействием большого количества информации, как позитивной, так и негативной сформируются ценности, неблагоприятные для его будущей жизни.

Проблему влияния Интернета на жизнь общества необходимо решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Заключение

Интернет привлекает свободой в действиях, человек может сотворить самого себя, свой образ. Подросток впитывает в себя информацию из Интернета, быть она правдивая или ложная, что является большой проблемой в развитии личности. В Интернете общаются лишь выдуманные образы людей. Они могут обсуждать то, что интересно им, найти в виртуальном мире тему по душе и там же отыскать себе собеседника, играть в виртуальные игры, скрывая себя за «аватаром». Но бывает, людей связывает не просто общение, а настоящая любовь и искренняя дружба.

Заканчивая свою работу, нами сделаны следующие выводы:

1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей роли Интернета.

2. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость, так как многие школьники отдают предпочтения прогулкам и спорту, нежели компьютерным играм и социальным сетям.

3. На мой взгляд, негативное влияние Интернет зависит от личности пользователя.

4. Зачастую Интернет – зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.

5. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.

В своей работе я раскрыла положительные и отрицательные стороны Интернета, узнала отношение учителей школы, психолога, медицинской сестры, учащихся к Интернет - технологиям, большинство ответов свидетельствуют о запрете долговременного использовании Интернета во избежание зависимости.

Результаты опроса учащихся 9 классов показывают, что Интернет - зависимых детей в нашей школе нет (из числа опрашиваемых).

Гипотеза подтвердилась, что при правильном использовании Интернета и контролируемом времени, проведенным в нем, всемирная паутина принесет много полезного для школьников. Он научится общению с виртуальным собеседником, сможет находить интересующего его информации, избегать подозрительных сайтов.

Несмотря на то, что влияние Интернета на формирование личности у школьников не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны и освещены. Отсутствуют обучающие пособия и рекомендации, в которых были бы систематизированы сведения о видах профилактической и терапевтической работы со школьниками, зависимой от социальных сетей, а также в целом, от Интернета.

Всемирная паутина должна служить построению или укреплению отношений, или знакомств в реальной жизни, получению новых знаний и новостей из разных уголков мира. Но нельзя мыслить стереотипно, что все пользователи глобальной паутины подвергнуты зависимостью

Также виртуальное общение – хорошее средство для новых знакомств, но только на первом этапе. Чем дальше длиться виртуальная дружба, тем меньше шансов построить серьезные отношения в жизни. Несмотря на то, что знакомства в сети существенно отличаются от общений в реальной жизни, не стоит забывать, что лица за экраном, люди со своими не виртуальными чувствами, обидами и радостью.

Главным итогом курсовой работы является правило, которому должен следовать каждый пользователь Интернета: «не забывать следить за соотношением потраченного времени на общение в реальной жизни и в Интернете, за соотношением количества близких людей, с которыми вы регулярно общаетесь в обычной жизни с их количеством в сети». Не забывать, что за общением в сети можно отвлечься от проблем, но проблемы реальной жизни не забывают о нас, и будут преследовать пока мы не будем решать их.

Благодаря всемирной паутине, круг общения расширяется и появляются возможности установить контакт с разными людьми. Однако человек остается жить в реальной жизни, ему необходимо строить семью и быть в команде с другими людьми. Где бы мы не находились, в комнате, в кабинете, в магазине, на улице, есть возможность посмотреть вокруг и увидеть разнообразие и прелесть человеческих лиц, которые не заменят никакие человеческие достижения в области информационных технологий.


Библиографический список

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Вестник МГУ, 1996. № 4. – С. 14 – 20.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Интернет: Воздействие На Личность [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете - Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения 19.02.2017).

3. Буторина Е.П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен [Текст] / Е. П. Буторина // Мир медиа XXI. 2014. № 1. - С. 132-133

4. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернет [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1999,– №1. – С. 126 – 132.

5. Войскунский А. Е. Метафоры интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Вопросы философии. – 2001. - № 11. – С. 35 – 42

6. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. / Роль мотивации потока в развитии компетентности хакера [Текст] / А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 35-43.

7. Войкунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2014- С.100-132.

8. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Текст] / А. Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 117 с.

9. Зубрилин А.А., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет [Текст] / А. А. Зубрилин // Человек. 2012. № 4. - С. 131-137.

10. Каррыев Б. С., Айдарханов М. Б., Балафанов Е. К. Всемирное Интервидение. [Текст]: учебно – методическое пособие для старших классов общеобразовательной школы, техникумов, колледжей, а также для студентов младших курсов вузов / Б. С. Каррыев, М. Б. Айдарханов, Е. К. Балафанов // Алматы: ИНТ, 2004. – 404 с.

11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

12. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей [Текст] / И. С. Кон - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

13. Кондратьев Г.Г. Общение в Интернете и ICQ [Текст] / Г. Г. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2015. - 137 с.

14. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе [Текст] / Г. Лассвелл. - М., 2015. - С. 131–138.

15. Ленский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете [Текст] / В.Е. Ленский, А. Г. Рапуто. - М., 1999. – 94 с.

16. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации [Текст] / О. В. Лутовинова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): науч. журн. – СПб., 2016. – № 11 (71). – 64 с.

17. Маркоф Дж., Хефнер К. Хакеры [Текст] / Дж. Маркоф, К. Хефнер. - Киев, 1996. – 124 с.

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. – М., Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

19. Моррис Ч., Оган С. Интернет как масс-медиа [Текст] / Ч. Моррис, С. Оган. - Журнал коммуникации. 2016. № 1. - С. 42.

20. Надеждина В.А. Искусство общения в чатах [Текст] / В. А. Надеждина. - М.: Харвест, 2014. - 64 с.

21. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб. // под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2013. – 615 с.

22. Подгорная Е. А. Графико-фонетические особенности чатов. Современные направления теоретических и прикладных исследований 2016 [Текст]: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 24 // Е. А. Подгорная. - Философия и филология. – Одесса: Черноморье, 2016. – С. 32–38.

23. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики Интернет - чатов как вида коммуникации [Электронный ресурс] Е. А. Подгорная, К. А. Демиденко. - Концепт. – 2014. – № 09. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2014/14254.htm. (дата обращения 23.02.2017)

24. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния [Текст] / А. В. Попов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 336 с.

25. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Ю. Д. Романова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 592 с.

26. Соколова И.В. Социальная информатика [Текст] / И. В. Соколова. - М., РГСУ, 2016. - 256 c.

27. Указ Президента Российской Федерации РФ от 22.05.2015 N 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179963/ (дата обращения 07.06.2017).

28. ФЗ РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 07.06.2017).

29. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ - (дата обращения 07.06.2017).

30. Федосов А.Ю. Проблема информомании и методика её профилактики в воспитательной деятельности школы в процессе освоения ИКТ [Электронный ресурс] / А. Ю. Федосов // Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/83809 (дата обращения 24. 01. 2017)

31. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ. 1999. – 672 с.

32. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В., Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми [Текст] / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров. - Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. 1991.– № 3. – C. 27 – 39.

33. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя интернета [Текст] / Н. В. Чудова. - Психологический журнал. 2002. - № 1. – С. 44 – 52.

34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета для учеников

Имя ___________________________________

Класс_______________________

А) Да Б) Нет

Анкетирование для учителей

Имя Отчество учителя_________________________________________

Влияние интернета на формирование личности школьников

Выполнила:

студентка 2 курса
факультета истории,
политических наук и культурологи
группы ПОДб-2202-58-00
очной формы обучения
Комарова Анастасия Владимировна
____________________/подпись/

Научный руководитель:
канд. педагог. наук,
старший преподаватель
кафедры педагогики
Конышева Алия Вазиховна

_____________________/подпись/

КИРОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния интернета на формирование личности школьников. 6

1.1. Проблема формирования личности школьника в психолого – педагогической литературе. 6

1.2. Функции Интернета в формировании личности школьников. 14

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме влияние Интернета на формирование личности школьников. 27

2.1. Организация и проведение опытно – экспериментальной работы по изучению влияния Интернета на формирование личности школьников. 27

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов влияния Интернета на формирование личности школьников. 29

2.3. Рекомендации для подростков по использованию Интернета во внешкольной деятельности. 35

Заключение. 38

Библиографический список. 41

Приложения. 44

Введение

    Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью ООО «Спектр». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Спектр». Компания ООО «Спектр» осуществляет оптово-розничную торговлю продуктами питания. Предприятие создано с целью получения прибыли от хозяйственной деятельности, которая направлена на пополнение рынка товарами для максимального удовлетворения потребностей населения, и реализации на базе получения прибыли социальных и экономических интересов основателей и членов Общества. Основное направление деятельности компании – оптовая торговля продуктами питания: соки, газированные напитки, мука, соль, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия, консервы и т.д. Для оптовых клиентов предусмотрена бесплатная доставка продукции фирменным автотранспортом как по городу, так по области. Сегодня у ООО «Спектр» более 3000 постоянных партнеров, с каждым из которых компания строит отношения на взаимовыгодной основе. ООО «Спектр»: 13. уверенно и динамично развивающаяся торговая компания; 14. ведущие российские и мировые торговые марки; 15. большой ассортимент разнообразной продукции, который позволяет удовлетворить любые вкусы и возможности покупателя; 16. профессиональные сотрудники. Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1. На предприятии сложилась линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор, он же является собственником бизнеса. В его ведении находятся вопросы стратегического характера. Коммерческий директор подчиняется непосредственно генеральному и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех коммерческих отделов. В отделе закупок и сбыта работают 5 менеджеров. Задачи этого отдела являются наиболее важными: ц) формирование ассортимента товаров, ч) работа с поставщиком, ш) организация закупок, щ) приемка товаров, ы) управление торговыми агентами, э) прием заказов на поставку товаров, ю) организация доставки. В обязанности экспедиторов входит доставка товаров в магазины и инкассация средств за товар. Задачей торговых агентов является регулярное посещение магазинов, прием заказов, доставка рекламных материалов, сбор информации о магазинах, поиск новых покупателей. Система управления ООО «Спектр» может развиваться, если находится в динамическом равновесии с окружающей ее средой (см. таблицу 2.1). При этом среда подразделяется на внешнюю и внутреннюю.   Основные преимущества ООО «Спектр» - эффективная логистика, которая позволяет доставлять продукцию в кратчайшие сроки, прочные партнёрские отношения с поставщиками, широчайший ассортимент и высокое качество поставляемой продукции. ООО «Спектр» стремиться действовать оперативно и гибко, стараясь предвосхищать потребности завтрашнего дня, добиваться высочайшего качества предоставляемых услуг и обеспечивать рост ценности компании. Как современная рыночно ориентированная компания ООО «Спектр» видит задачу своей деятельности в комплексном удовлетворении потребностей рынка в основных группах продуктов питания. Принципы работы ООО «Спектр» во взаимоотношениях с клиентами и партнерами: н) честность, о) взаимная выгода, п) разумный компромисс, р) безоговорочное выполнение обязательств Цель фирмы – занять лидирующее положение на рынке (см. рис. 2.2). На 01.01.2012 года согласно штатному расписанию в ООО «Спектр» работает 35 человек (см. таблицу в приложении). Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: н) 69% персонала - мужчины, о) 57% персонала имеет средне-специальное образование, п) 46% персонала имеет стаж работы от 1 до 3 лет, 46% - более 3 лет, р) 29% работников предприятия в возрасте до 30 лет, 43% - от 30 до 40 лет, 23% - от 40 до 50 лет. На основании таблицы 2.2 можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошли изменения: общая численность персонала увеличилась на 3 человека и стала равной 35 человек. Из таблицы видно, что в целом по предприятию в 2011 году уменьшился приток работников в 2 раза, наблюдается стабильность кадрового состава предприятия. Если в 2010 г. было принято 6 человек, то в 2011 г. только 3 человека, ежегодно с предприятия увольняется 3 человека. Кадровую политику любого предприятия можно оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами (таблица 2.2). Расчет коэффициентов показал высокую организацию управления предприятия. Коэффициент стабильности кадров по итогам 2011 года составил 0,91, это означает, что 91% работников ООО «Спектр» проработали весь год, это достаточно высокий показатель. Т.к. на предприятии высокие размеры оплаты труда, официальная заработная плата, социальный пакет, текучесть на предприятии не высокая. Кроме того, в сложившихся экономических условиях в стране работники держатся за свои места, боятся потерять работу. Итоги деятельности предприятия можно оценить, анализируя показатели прибыли и рентабельности пооптовой торговли продуктами питания (см. таблицу в приложении). Как показывают данные таблицы, прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в 2011 году уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 8220 тыс. руб., в 2010 году по сравнению с 2009 годом упала на 10146 тыс. руб. По итогам 2011 года OOO «Спектр» получило чистой прибыли 32369 тыс. руб., что на 4961 тыс. руб. или на 13,29% меньше чем в 2010 году. Т.о. хотя выручка рассматриваемого предприятия за 2011 год увеличилась на 9,03% или 22419 тыс. руб., показатели прибыльности деятельности OOO «Спектр» упали. На снижение прибыльности компании в значительной мере повлияли следующие факторы: к) мировой финансовый кризис, л) снижение платежеспособности населения, м) рост доли издержек в выручке. Представим изменение прибыли предприятия графически (см. рис. 2.3). Данные, представленные на рис. 2.3, ещё раз подтверждают, что финансово - хозяйственной деятельности предприятия за исследуемый период ухудшилась. На рис. 2.4 представим изменение рентабельности предприятия. Рисунок 2.3 - Динамика прибыли OOO «Спектр» Проведенный анализ рентабельности показал, что деятельность OOO «Спектр» рентабельна, по итогам 2011 года показатель рентабельности продаж составил 11,96%, рентабельность затрат 13,91%, а отношение прибыли от реализации к издержкам составило 16,26%. Рисунок 2.4 - Анализ рентабельности OOO «Спектр» Однако хотелось бы отметить, что наибольшими данные показатели были в 2009 году, это связано с тем, что затраты компании (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы) имеют тенденцию к росту В целом рассчитанные показатели рентабельности свидетельствуют о значительном снижении результатов деятельности OOO «Спектр» в 2010 году. Для качественной оценки проанализируем динамику состава и структуру расходов OOO «Спектр» в таблице приложения. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что затраты предприятия имели тенденцию увеличения на протяжении трех лет, на конец отчетного периода их величина составила 232782 тыс. руб. На это в значительной мере повлияло увеличение объемов торговли, а также увеличение в значительной степени стоимости продукции поставщиками, расходов на оплату труда, потребления ГСМ. Рисунок 2.5 - Структура расходов предприятия в 2011 году Наибольшую долю в структуре затрат занимают материальные затраты (80% в 2011 г.), на долю заработной платы и отчислений на социальные нужды приходится по 5% и 2% соответственно. 5% расходов OOO «Спектр» приходится на ГСМ, 4% на аренду помещений. Подводя итог анализу внутренней среды OOO «Спектр» можно сделать вывод: ж) внутренние сильные стороны: хорошее понимание клиентов, высококвалифицированный персонал, высокая оплата труда, низкая текучесть кадров и др.; з) внутренние слабости: снижение показателей прибыли и рентабельности предприятия, высокие издержки, отсутствие кадровой службы (отдела управления персоналом), отсутствие в штате маркетолога и отдела маркетинга и т.д. Исходя из проведенного исследования представим систему повышения конкурентоспособности за счет эффективной модели управления затратами (см. рис. 3.1). По нашему мнению система повышения конкурентоспособности должна включать 6 блоков по эффективности управления затратами, охватывающих практически все основные подсистемы управления затратами предприятия. Рисунок 3.1 - Повышение конкурентоспособности предприятия на основе построения эффективной системы управления затратами Главная цель деятельности предприятия в современных условиях – получение максимальной прибыли, а также наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Если предприятие достигнет такого уровня, оно будет иметь возможность своевременно расплачиваться с кредиторами, уплачивать налоги, расплачиваться с поставщиками сырья и материалов. Для того, чтобы предприятие ООО «Спектр» было наиболее привлекательным для партнеров и заказчиков в условиях жесткой конкуренции, можно предложить ряд мероприятий для улучшения эффективности деятельности предприятия, а именно: 22. внедрение системы бюджетиования; 23. введение системы мониторинга «ГЛОНАСС» (установка на транспорт систем бортового мониторинга). 24. Данная система позволит проследить за движением транспорта во избежание отклонений от намеченного маршрута и несанкционированного слива ГСМ. Следовательно уменьшатся материальные затраты предприятия. 25. Внедрение рациональной системы профилактического обслуживания транспортных средств способствует сокращению простоев оборудования по техническим причинам; 26. Увеличение КИП (коэффициента использования парка) и КТГ (коэффициента технической готовности) автопарка, находящегося в хозяйстве предприятия, что позволит сократить простои автотранспорта; 27. Увеличение загруженности транспорта при перевозке грузов, расширение использования прицепов и полуприцепов, с предварительной (ночной) их загрузкой; 28. Совершенствование организации труда, то есть повышение квалификации кадров, культурно-технического уровня работников, укрепления трудовой дисциплины. Вышеперечисленные мероприятия направлены на улучшение ведения деятельности предприятия, на получение максимальной прибыли, а также помогут справиться с задачей сохранения и укрепления компании на рынке. Таким образом, формирование системы мероприятий по снижению затрат - важнейший фактор повышения конкурентоспособности, и в этом качестве затраты составляют основу стабильности функционирования предприятия. Проведем расчет некоторых предложенных мер и их экономическую эффективность. 4. Внедрение навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» Глобальная навигационная спутниковая система «ГЛОНАСС» используется как система бортового и навигационного мониторинга автотранспортная. Цели внедрения системы «ЕНДС «ГЛОНАСС» в ООО «Спектр»: 13) обеспечение централизованного контроля и управления автотранспортом предприятия; 14) повышение экономической эффективности использования транспорта; 15) обеспечение экономической выгоды перевозок; 16) получение коммерческого дохода от оказания услуг мониторинга и диспетчеризации для субподрядчиков. Основное назначение системы «ЕНДС «ГЛОНАСС» в ООО «Спектр»: 31) Планирование и контроль 32) Контроль пробегов и расхода топлива по парку транспортных средств, 33) Контроль состояния транспортных средств (подъем кузова самосвала, выдвижение стрелы автокрана, вращение миксера) в режиме реального времени, а также хранение всех событий в базе данных системы для последующего анализа, 34) Контроль пробегов и расхода топлива по парку транспортных средств, 35) Контроль соблюдения режимов труда и отдыха, 36) Контроль работы диспетчерской службы, 37) Формирование планов на эксплуатацию парка ТС (зоны и графики выполнения работ, маршруты движения) для решения производственных задач предприятия, 38) Автоматический контроль выполнения плановых заданий, 39) Оповещение в режиме реального времени о возникновении нарушений 40) Фиксирование всех фактов нарушений в базе данных для проведения последующего анализа. Оперативное управление: 1) Перераспределение транспортных средств между объектами с учетом знаний о текущей загруженности, 2) Выделение транспортных средств под оперативные задачи с учетом фактического времени окончания работ по плановым задачам. Проведенный анализ показал, что затраты ООО «Спектр» увеличились в 2011 году. Более 5% расходов ООО «Спектр» занимают расходы на ГСМ. Предприятие заинтересованно в снижении данной статьи расходов. ГСМ списывается на основании путевых листов, пробегов, моточасов, а так же норм расхода дизтоплива. По информации предоставленной ООО «Спектр» можно выделить следующие предполагаемые составляющие непроизводственных потер, вследствие чего происходит неконтролируемый расход ГСМ и необоснованное завышение себестоимости услуг, рассмотрим их. Планируется ежедневное предоставление отчета спутникового слежения по средствам электронной связи. ООО «Спектр» имеет 4 ед. грузовых автомобилей марки Сканиа и 6 грузовых Газелей. Рассмотрим экономический эффект от внедрения системы бортового мониторинга и определим срок окупаемости этого мероприятия. Таблица 3.2 - Оценки показателей расхода топлива 1 грузовой автомобиль марки Сканиа Расходы 5200*35/100*34 = 61880 руб.; из этого 5600 руб. приходится на непроизводственные потери. Посчитаем затраты на внедрение бортового мониторинга на грузовой транспорт (цена не зависит отмарка транспорта). Установка систем планируется за счет собственных средств ООО «Спектр», устанавливать будет поставщик оборудования, стоимость установки включена в стоимость оборудования. Затраты за год составят: 150 + 9 * 12 = 258 тыс. руб. Согласно данным поставщика систем «ГЛОНАСС», среднее сокращение пробега составит 13% . Оценка эффективности проекта: 19) Среднее расстояние, проходимое за месяц снизится на 676 км (5200-4524); 20) Эффект от снижения расхода топлива на 1 транспортное средство 237 литров в месяц или 8 тыс. руб. (1820-1583) х 32; 21) Ожидаемый экономический эффект от снижения расхода топлива на 4 грузовых автомобилей марки Сканиа составит 948 литров в месяц или 32 тыс. руб.; 22) Ожидаемый экономический эффект от снижения расхода топлива на 6 грузовых Газелях составит 853 литра в месяц или 27 тыс. руб.; 23) За год удастся сэкономит 21612 литров, что соответствует 692 тыс. руб. 24) Срок окупаемости проекта 258 / 692 = 0,37 года, что соответствует 5 месяцам. Внедрение системы «ЕНДС «ГЛОНАСС» в ООО «Спектр» напрямую окажет влияние на снижение издержек предприятия за счет уменьшения расходов на ГСМ. 2. На данный момент ООО «Спектр» не занимается бюджетированием. Составление бюджетов должно стать неотъемлемым элементом общего процесса планирования ООО «Спектр», а не только его финансовой части. Бюджет продаж будет включает в себя объем продаж товара в количественном и в денежном выражении. Для внедрения системы бюджетирования в ООО «Спектр» можно предложить программу «1C Предприятие «Бюджетирование». «1C Предприятие «Бюджетирование» - специализированная информационная система, предназначенная для автоматизации процесса финансового планирования и бюджетирования деятельности компании, в основе которого лежит концепция план-фактного анализа бюджетируемых показателей, включая подготовку аналитической отчетности. Система « 1C Предприятие «Бюджетирование» не функционирует как самостоятельное решение и поставляется как дополнительный модуль к системе бухгалтерского «1C Предприятие». Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Вид бюджетов в программе 1C Предприятие «Бюджетирование» представлен на рис. 3.2. Поэтому «1C Предприятие «Бюджетирование» необходимо рассматривать как усилитель интеллектуальных возможностей человека и универсальное средство обработки информации. Потенциальный эффект применения автоматизации бюджетирования ООО «Спектр»: 37) высвобождение финансовых менеджеров; 38) освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации; 39) высвобождение времени для интеллектуальной деятельности; 40) повышение эффективности управления экономическими объектами; 41) улучшение оперативности принятия решений; 42) минимизация ручного труда; 43) совместное использование сетевых ресурсов; 44) повышение производительности труда; 45) экономия времени; 46) повышение квалификации и профессиональной грамотности финансовых менеджеров; 47) увеличение конкурентного преимущества; 48) уменьшение затрат, увеличение прибыли. Непосредственно функцию контроля расходов организации, формирования себестоимости и распределения расходов, выполняет форма-расшифровка «Расходы в разбивке по элементам». В данной форме отражаются расходы отчетного периода. Структура формы «Расходы организации по элементам» представлена в таблице 3.5. Руководителю бухгалтерского отдела предлагается снизить затраты на оплату труды, следствием высвобождения 1 работника отдела. Произведем расчет экономической эффективности внедрения автоматизации бюджетирования для ООО «Спектр». Для приобретения программного продукта б<

Наши рекомендации