Основные показатели деятельности компании и конкурентоспособность
Таблица 1. Основные финансовые показатели, млн. руб.
Показатель\Год | |||||
Выручка | 22 290 | 29 499 | 62 798 | 33 809 | 51 592 |
Чистая выручка | 16 673 | 22 673 | 54 355 | 29 314 | 40 603 |
Себестоимость реализованной продукции | (6 307) | (7 108) | (9 410) | (8 878) | (11 830) |
Себестоимость реализованной продукции по отношению к чистой выручке, % | 38% | 31% | 17% | 30% | 29% |
Валовая прибыль | 15 983 | 22 391 | 53 388 | 24 931 | 39 762 |
Коммерческие расходы | (6 691) | (7 957) | (9 840) | (6 075) | (12 819) |
Общие и административные расходы | (2 058) | (3 473) | (3 204) | (3 838) | (4 937) |
EBITDA | 8 558 | 12 098 | 41 349 | 16 375 | 24 298 |
Уровень рентабельности по EBITDA, % (3) | 51% | 53% | 76% | 56% | 60% |
Чистая прибыль | 3 494 | 8 045 | 21 943 | 9 095 | 16 654 |
Уровень рентабельности по чистой прибыли, % (4) | 21% | 35% | 40% | 31% | 41% |
Капитальные затраты | 5 198 | 6 316 | 14 341 | 14 105 | 10 257 |
Долг (банковские кредиты) | 11 088 | 10 600 | 13 987 | 13 463 | 11 253 |
ИТОГО КАПИТАЛ | 17 650 | 25 074 | 34 620 | 43 715 | 56 797 |
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА | 2 892 | 7 291 | 16 174 | 4 297 | 14 765 |
*Примечание
1. Чистая выручка рассчитана как выручка за вычетом затрат на фрахт железнодорожных тарифов и расходов по перевалке.
2. Скорректированный показатель EBITDA рассчитан как прибыль компании до вычета обслуживания долга амортизационных отчислений налога на прибыль; не включает затраты связанные с затоплением рудника.
3. EBITDA/Чистая выручка
4. Чистая прибыль / Чистая выручка
После спада потребления удобрений в 2009 году наблюдается значительный рост (например, в августе 2011 цена продажи Индии 1 тонны составила 450 $ против 330$ в 1 полугодии 2010 (в отчетности оценка запасов не отражена согласно МСФО 6), что отразилось на росте выручки на 52%, чистой прибыли на 83%.
Таблица 2. Основные операционные показатели, млн. тонн.
Показатель\Год | |||||
Объем продаж | 4 343 | 5 060 | 4 668 | 2 497 | 5 079 |
Экспорт | 3 905 | 4 575 | 4 141 | 1 895 | 4 397 |
Внутренний рынок | |||||
Объем производства | 4 165 | 5 119 | 4 793 | 2 621 | 5 061 |
На фоне восстановления спроса на рынке калийных удобрений предприятие реализует амбициозную стратегию увеличения производства до 13 млн. тонн к 2012 году, что реально, если учитывать объединенные мощности после слияния.
Далее рассмотрим оценочные коэффициенты по компаниям-производителям калия.
Исходя из оценки [отчет BCS] капитализации и EV объединенной компании, а также прогноза по EBITDA и чистой прибыли, скорректированного на $100 млн финансовых синергий от объединения в 2011 и 2012 годах, объединенная компания на данный момент торгуется на уровне 10.93 по EV/EBITDA 2011 года, что соответствует среднему значению по зарубежным компаниям (таблица на след. странице) [11].
Таблица 3. Оценочные коэффициенты по компаниям-производителям калия [3]
Объединение Уралкалия и Сильвинита позволило консолидировать позиции компаний в России и на зарубежных рынках и серьезным образом усилить вес российских производителей калия на мировых рынках. Объединенная компания в ближайшее время будет занимать третье место по производственным мощностям, а по размеру капитализации – третье среди мировых производителей калия.
Рис. 3. Производственные мощности
Производственные мощности объединенной компании оцениваются в 10,6 млн. тонн.
Выход на производство 13 млн. тонн к 2012 году, в соответствии со стратегией, позволит как минимум сохранить место в тройке крупнейших мировых компаний в отрасли.
Далее рассмотрим географию поставок и динамику цен (рисунок 5, 6)
Рис. 4. Динамика внутренних и экспортных цен [11].
Именно из-за сокращения экспортных поставок произошел спад в 2009 году. По прогнозам аналитиков самой компании, на докризисный уровень цены смогут выйти даже раньше 2013 года. Рассмотрим эту же ситуацию в “географическом» разрезе.
Рис. 5. География продаж ОАО «Уралкалий» [11].
Более 70% продаж «Уралкалия» в 2010 г. приходилось на страны БРИК и ЮВА — основных потребителей калийных удобрений в мире. Основными потребителями в перспективе являются Китай, Индия и Бразилия. В частности, потребление мяса в Китае с 1980 по 2005 г. выросло более чем в два раза – до 50 кг на человека. Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Китая. В нем задействовано почти две трети населения страны, в которой проживает 1,33 млрд человек. Китай в достаточной степени может обеспечить себя азотными и фосфорными удобрениями. Но с хлористым калием дела обстоят иначе. За последние 60 лет уровень пахотных земель на одного человека в Китае сократился с 1 700 кв. м до 700 кв. м. У компаний-производителей калийных удобрений имеются преимущества по сравнению с конкурентами, выпускающими прочие удобрения (рис. 8).
Рис. 6. Преимущества производителей калийных удобрений по сравнению с компаниями, выпускающими другие удобрения.
Рис. 7. Фундаментальные факторы спроса и предложения.
Объединение двух крупнейших компаний отрасли создало мощную базу для развития позиций Уралкалия на мировом рынке.