Автоматизация управления предпринимательской деятельностью
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области основных теоретических процессов, практическими навыками использования современных технологий в решении задач автоматизации предпринимательской деятельности.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- решению задач автоматизации управления предприятием по отраслям;
- использовать пакеты прикладных программ (ППП) решений;
- использовать перспективные и наиболее распространённые методы и средства автоматизации задач управления всех уровней.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Автоматизация управления предпринимательской деятельностью» студент должен:
· знать:
- основные теоретические положения использования информационных технологий и современный уровень автоматизации решения задач управления предприятием;
- научные основы рациональной организации деятельности предприятия;
- принципы организации производственной деятельности, функционирования и развития предприятий сферы сервиса в современных условиях хозяйствования;
- методы проектирования рациональных процессов управления производством продукции и услуг; знать методы проектного управления для управления развитием предприятия.
· уметь:
- осуществлять постановку и создавать алгоритм решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизации при управлении процессами;
- использовать пакеты прикладных программ в качестве конечного пользователя при решении типовых задач или квалифицированного пользователя при решении задач, определённых пользователем;
· получить навыки:
- самостоятельного овладения новыми знаниями по проблемам развития новых информационных технологий в управлении деятельностью предприятия сервиса;
- постановки и создания алгоритмов решения на ЭВМ типовых задач моделирования и оптимизации в управлении предприятием сервиса;
- анализа полученных результатов для эффективного использования при принятии разумного управленческого решения.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение. Информатизация предприятий | - | - | ||||
2. | Виды информационных систем | - | - | - | |||
3. | Документальные и фактографические системы | - | - | - | |||
4. | Информационные системы на предприятии | - | - | ||||
5. | Информационные системы управления производством учетного типа | - | - | ||||
6. | Информационные системы управления аналитического типа | - | - | ||||
7. | Организация корпоративных информационных систем | - | - | ||||
8. | Рынок финансово-экономических программ | - | - | - | |||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение
Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Автоматизация управления предпринимательской деятельностью». Связь дисциплины с фундаментальными общетеоретическими и специальными дисциплинами. Задачи дисциплины и ее роль в повышении возможностей управления предприятием сервиса.
Тема 1. Информатизация предприятия.
Цели информационной системы (ИС) управления предприятием. Основные задачи, решаемые при создании информационной системы управления предприятием. Факторы выбора информационной системы управления предприятием. Функциональные показатели информационной системы управления предприятием. Проблемы внедрения информационной системы управления предприятием.
Лабораторное занятие:
Автоматизация простейших финансово-экономических расчетов (простые и сложные проценты, потоки платежей) средствами MS Excel.
Тема 2. Виды информационных систем.
Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем.
Тема 3. Документальные и фактографические системы.
Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Современные средства хранения, поиска и транспортирования документов. Фактографические системы: предметная область (ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Программные средства реализации фактографических ИС.
Тема 4. Информационные системы на предприятии.
Типовые блоки организационной структуры предприятия. Основные фазы управления производственным предприятием (планирование, учет, анализ и регулирование производства). Комплексы задач фаз управления производством, методы и модели решения этих задач, соответствующая результатная информация. Физическая реализация информационных систем в управлении предприятием. Информационные системы и автоматизированные рабочие места (рабочие станции).
Лабораторное занятие:
Автоматизация построения деловой графики.
Тема 5. Информационные системы управления производством учетного типа.
Управление предприятием на базе учетных показателей. Классификация ИС учетного типа. Информационные ресурсы офисных ИС (процессы учета в ИС, Функциональное содержание основных модулей ИС, документооборот и управленческие системы.)
Лабораторное занятие 1:
Решение задач об оптимальном плане выпуска продукции с помощью MS Excel. Использование отчета об устойчивости для выявления изменений в ценовых коэффициентах.
Лабораторное занятие 2:
Выполнение информационных операций в учетных ИС. Получение навыков регистрации, установки рабочего плана счетов и ввода начальных остатков нового предприятия, формирование документов и проводок. Получение аналитических отчетов.
Тема 6. Информационные системы управления аналитического типа.
Метод планирования материальных потребностей. Метод планирования производственных ресурсов. Системы управления производством аналитического типа.
Лабораторное занятие 1:
Разработка плана оптимального снабжения предприятия. Решение транспортной задачи с помощью MS Excel. Приобретение навыков в решении задач имеющих излишек или дефицит запасов. Задачи с запрещенными маршрутами.
Лабораторное занятие 2:
Постановка и решение задач о назначениях. Постановка и решение задачи о расстановке рабочих по операциям с помощью MS Excel. Постановка, решение и анализ задачи построения команды по продаже оборудования конкретному клиенту с помощью MS Excel.
Лабораторное занятие 3:
Разработка плана работы универсальной производственной линии по выпуску различных деталей с помощью MS Excel.
Тема 7. Организация корпоративных информационных систем.
Понятие корпоративной информационной системы (КИС). Основные задачи КИС. Исходные данные для КИС. КИС и интегрированные системы управления предприятием. Классификация систем и подсистем КИС, в зависимости от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии: системы (подсистемы) управления технологическими объектами или процессами; системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия; системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия. Стандарт методов управления производством и дистрибуции MRP II. Организация информационных систем в соответствии со стандартом MRP II. Система управления ERP.
Лабораторное занятие 1:
Разработка проектов с помощью системы финансового моделирования Project Expert. Овладение навыками подготовки и записи данных для разработки проекта.
Лабораторная работа 2:
Разработка инвестиционного плана в системе финансового моделирования Project Expert Овладение навыками разработки инвестиционного плана, содержащего календарный график работ с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов, установления взаимосвязей этапов, формирования активов предприятия и описания способов и сроков амортизации созданных активов.
Лабораторное занятие 3:
Разработка операционного плана и финансовый анализ инвестиционного проекта в системе финансового моделирования Project Expert. Овладение навыками разработки операционного плана проекта, позволяющего ввести данные по сбыту производственной продукции и об издержках, отнесенных к производственной деятельности, выполнения финансового анализа предприятия, определения эффективности разрабатываемого инвестиционного проекта.
Тема 8. Рынок финансово-экономических программ.
Мини-бухгалтерия. Интегрированная бухгалтерская система (ИБС). Бухгалтерский конструктор. Бухгалтерский комплекс. Бухгалтерия-Офис. Отраслевые системы. Финансово-аналитические системы. Правовые системы и базы данных (Консультант Плюс, Гарант Сервис, Кодекс). Автоматизированные системы масштаба предприятия (Галактика). Автоматизация процессов планирования и управления проектами (MS Project).
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;
─ повторение и углубленное изучение лекционного материала;
─ решение практических задач и подготовку к лабораторным занятиям;
─ выполнение расчетной работы;
─ подготовку к зачету.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- выполнение контрольных заданий и задач;
- отчет по результатам выполнения лабораторных работ;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Мазур, И. И. Управление проектами : учеб. пособие / И. И. Мазур ; Под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро, И. Г. Ольдерогге. – 4-е изд. – М. : Омега-Л, 2007.
2. Попов, Ю. И. Управление проектами : учеб. пособие / И. Ю. Попов, О. В. Яковенко. – М. : ИНФРА-М, 2005.
Дополнительная:
1. Бочков, А. П. Автоматизация управления предпринимательской деятельностью : метод. указ. по выполнению контрольной работы / А. П. Бочков. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
2. Врублевский, Н. Д. Сборник задач по управленческому учету издержек производства и калькулированию себестоимости продукции : учеб. пособие / Н. Д. Врублевский. – М. : Солон-Пресс, 2005.
3. Гончаров, А. А. Автоматизация управления деятельностью предприятия сервиса : лабор. практикум / А. А. Гончаров. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
4. Маликова, Л. В. Практический курс по электронным таблицам MS Excel : учеб. пособие /
Л. В. Маликова. – 2-е изд., испр. – М. : Горячая линия-Телеком, 2006.
5. Новые информационные технологии : учеб. пособие / под ред. К. Н. Дьяконова. – М. : Солон-Пресс, 2005.
6. Хорошилов, А. В. Управление информационными ресурсами : учебник / А. В. Хорошилов. – М. : Финансы и статистика, 2006.
Технические И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Пакет прикладных программ Microsoft Office Project Professional 2003, русская версия.
- Пакет прикладных программ Microsoft Office (электронные таблицы Excel).
- Пакет прикладных программ Project Expert.
- Для упрощения и помощи в выполнении самостоятельной работы студентам предлагается использовать сайты Интернета:
- http://www.pmprofy.ru/ – профессионал управления проектами (интернет-издание PMProfy.ru)
- http://www.finansy.ru/- публикации по экономике и финансам
- http://www.iteam.ru/ – технологии корпоративного управления
- http://www.aup.ru/ – административно-управленческий портал
- http://eup.ru/ – Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал
- http://www.kodeks.ru/manage/page/ – справочно-правовая система. http://www.nalog.ru/index.php?topic=nalzak – налоговое законодательство России
- http://grebennikon.ru/cat.php – электронная библиотека по менеджменту и логистике
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами и соответствующими пакетами прикладных программ.
Составитель: к.э.н., доц. Левитина И.Ю., ст. преподаватель И.Ю. Попова кафедры «Экономики и управления предприятиями сервиса».
Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономики и управления предприятиями сервиса» Е.В. Ялунер.