Тема 1. Экономическая оценка предприятия
В условиях инновационной экономики
план
1.1. Экономическая оценка в условиях формирования новой экономики.
1.2. Оценка деятельности предприятий в условиях инновационной экономики.
Экономическая оценка в условиях формирования
Новой экономики
Мировая экономика вступила в эпоху, которую характеризуют небывалое ожесточение конкуренции, «коммодизация» (превращение ранее уникальных продуктов в рядовые), стремительность перемен, быстрое устаревание технологий, маркетинговых идей и профессий. И, разумеется, властное проникновение сети «Интернет» во все сферы экономики. Все эти процессы сейчас принято называть «новой экономикой».
Новая экономика – это экстремальный антрепренерский рынок, почти без границ, предполагающий интуитивное маркетинговое мышление.
Новая экономика формирует мир, в котором:
· люди работают мозгами, а не руками;
· коммуникационные технологии создают глобальную конкуренцию (не просто для кроссовок или компьютеров, но также для банковских займов и других услуг, которые нельзя упаковать в ящик и отправить);
· инновации важнее, чем массовые продукты;
· быстрые изменения происходят постоянно.
В новой экономике смогут работать компании, команды, менеджеры и сотрудники, которые в избытке наделены качествами, называемыми «неосязаемыми активами». К этим качествам можно отнести предпринимательский дух, системное мышление, постоянную учебу, атмосферу творчества, нестандартность и скорость принятия решений, здоровый авантюризм, экспериментирование, командный дух, способность работать в условиях почти непрерывных изменений.
Основные черты новой экономики следующие:
1. Интернетизация всей экономики. Сегодня мировой интернет-трафик удваивается каждые 100 дней. Нынешняя экономика напоминает экологию, в которой организмы развиваются совместно и находятся в постоянном движении, что предполагает глобальный обмен информацией и знаниями.
2. Знания как производительная сила. Другое название новой экономики – это экономика знаний, корпоративных знаний. Под этим следует понимать совокупный интеллект, квалификацию и изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свободу творчества и бизнеса, мгновенную реакцию на возникающие тенденции и культуру постоянного совершенствования. все это должно быть направлено на создание чего-то поистине особенного.
3. Постоянная учеба. В экономике знаний процесс образования, обучения, самообучения – это процесс постоянный и неформальный.
4. Кадры действительно решают все! Сейчас формируется новый рынок рабочей силы. Постепенно формируется новый образ работника – партнера, бизнесмена, собственника. Он ждет возможности карьерного роста и надлежащего материального и морального вознаграждения.
5. Время талантов. Резко возрастает роль талантливых людей, основных носителей знаний и идей. Талантливых людей притягивает среда, которая развивает их интеллект, поощряет ответственность, повышает карьерный потенциал и дает хорошую компенсацию.
6. Изменения как образ жизни. Новая экономика – это экономика постоянных перемен. Многое меняется очень быстро уже сейчас. Единственный способ выжить в таких условиях – начинать разработку продукта № 2, когда продукт № 1 только запускается, и выводить № 2 на рынок тогда, когда цена на № 1 начинает падать, так как конкуренты-имитаторы уже научились его производить.
7. Экстремальный маркетинг. Конкуренция в новой экономике в значительной мере переносится в сеть «Интернет». В этой борьбе побеждает не обязательно тот, кто предлагает наилучший продукт, а тот, кто более грамотно доносит до потенциального покупателя суть своего решения; иначе говоря, тот, кто лучше рекламирует.
С учетом этого сформированы следующие десять главных идей новой экономики:
· Стимулы влияют на поведение людей.
· За все надо платить.
· Торговля всегда полезна.
· Создание препятствий торговле приносит вред.
· Доходы определяются производительностью.
· Четыре источника роста доходов (более квалифицированный труд, накопление капитала, технический прогресс, улучшение экономической организации общества).
· Личный доход есть вознаграждение за услуги, оказываемые другим.
· Прибыль побуждает бизнес работать на общественное благосостояние.
· Принцип «невидимой руки» (рыночные цены направляют личный интерес на общее благо).
· Пренебрежение побочными эффектами и отдаленными последствиями экономических решений является наиболее распространенной причиной просчетов в экономике.