Методические указания по выполнению практической части курсовой работы

Практическая часть работы заключается в решении двух задач. Расчеты рекомендуется проводить с помощью EXСEL – таблиц, что позволит не только систематизировать теоретические знания по экономике, но и получить дополнительный практический опыт работы с электронными таблицами. Если такой возможности у студента нет, допускается проводить расчеты вручную.

В процессе выполнения рекомендуется все расчеты сопровождать теоретическими пояснениями, что позволит быстро сориентироваться при ответе на вопросы преподавателя во время проверки контрольной работы.

Далее излагается минимально необходимый теоретический материал, необходимый для решения задачи. В таблицах приведены примеры расчетов для 6 варианта (В=6), для задания, выданного в 2000 году (Г=10) по уровню сложности А.

Сущность франчайзинга

Франчайзинг[1] – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти), сумма которых оговаривается во франчайзинговом договоре (контракте). Работая под определенным контролем он, тем не менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается независимым участником бизнеса. Франчайзи может быть предпринимателем без образованию юридического лица (ПБОЮЛ) или юридическим лицом.[2]

5.2. Определение суммы инвестиций на создание
нового бизнеса

5.2.1. Определение величины инвестиций
на формирование основных средств предприятия

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее.

Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение (см. табл. 4).

Таблица 4

Пример расчета стоимости основных фондов

Вид ОФ Кол-во, шт. Цена за 1 шт., тыс. руб. Стоимость, тыс. руб.
сервер
мини АТС с телефонными аппаратами
персональные ЭВМ
факс
принтер
сканер
рабочее место
учебное место
машина
оборудование для кухни
Итого    


5.2.2. Определение величины инвестиций
на формирование нематериальных активов предприятия

К нематериальным активам относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией (в нашем случае – первый взнос за франшизу), земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например, консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества).

Таблица 5

Пример расчета стоимости нематериальных активов

вид нематериальных активов стоимость, тыс. руб.
организационные расходы 8+6=14
франшиза 10+10=20
итого

5.2.3. Определение величины инвестиций
на формирование оборотных средств предприятия

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В элементы ОСвходят:

1. Запасы, в том числе:

1.1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.).

1.2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки).

1.3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.).

1.4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи).

2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках,

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов (таблица 7), так как по условия создание запасов определяется в сумме, равной плановому нормативу, необходимо определить нормативы запасов товаров, комплектующих, инструмента, запасных частей (таблица 6).

Норма запаса – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида.

Норматив запаса – это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период и определяется выражением
Нэ=(Оэ/Т) Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru

где Нэ – норматив элемента оборотных средств, руб.;

Оэ – расход данного элемента запаса за плановый период, руб.

Т – длительность планового периода, дни;

Оэ/Т – среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru – норма запаса по данному элементу, дни.

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем ( Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru Т), страховом ( Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru С) и прочих видах ( Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru П) запасов: Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru = Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru Т+ Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru С+ Методические указания по выполнению практической части курсовой работы - student2.ru П (5.3.12)

Текущий запас – основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками Т=1/2 Твзв , где Твзв – средневзвешенный фактический интервал между поставками.

Страховой (гарантийный) запас – второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных задержек поставок. Прочие виды запаса создаются в особых случаях (превышение времени доставки груза над временем доставки платежных документов, необходимость подготовки материалов к производству, если имеется сезонный характер поставок либо сезонный характер потребления).

Таблица 6

Пример расчета норматива запаса

Виз запаса Расход в год (тыс.руб.) Интервал между поставками (дни) Среднедневной расход (тыс. руб) Норма запаса (дни) Норматив запаса (тыс.руб.)
товары 720*6= =4320 4320/360=12 60/2+6=36 12*36= =432
комплектующие
инструменты и запчасти
итого        

Таблица 7

Пример расчета потребности в оборотных средствах:

элемент оборотных средств стоимость, тыс. руб.
запасы (из таблицы 4.2.3.1.):
дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений) 500+10*6=560
денежные средства:  
- ремонт помещений 50+10*10=150
- рекламная компания (10+6)+(15+10)+5*6=71
- обучение и сертификация персонала (5+10)*10+6=900
- на непредвиденные расходы 6*2=12
итого

Наши рекомендации