Методические указания по выполнению практической части контрольной работы

Стандартной формы бизнес-плана не существует, но во всех случаях он должен содержать характерную информацию, необходимую для принятия решения о возможности финансирования предприятия. Каждый бизнес-план имеет свои особые черты в зависимости от того, в какой сфере начинает работать предприниматель, какой капитал он хочет получить от банка или инвестиционной компании. В данном разделе приводится примерный макет бизнес - плана с учетом требований Организации промышленного развития Объединенных наций (ЮНИДО).

Глубина проработки бизнес-плана зависит от объема запрашиваемого финансирования. В случае малого бизнеса некоторые детали бизнес-плана могут быть опущены или изложены в сокращенном объеме. Бизнес-планы, предназначенные для внутреннего пользования (т. е. для планирования и прогноза деятельности предприятия), могут быть кое в чем упрощены.

Рассмотрим некоторые разделы бизнес-плана.

Резюме

На Западе крупные фирмы, банкиры, менеджеры получают десятки бизнес-планов. Поэтому резюме - это сжатый (1-2 стр.) обзор делового предложения, способный привлечь инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Нередко именно эта информация используется при предоставлении заявки в банк или фонд для дополнительного финансирования.

В резюме бизнес-плана должны быть четко определены возможность для открытия бизнеса, в чем его привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы его перспективы и т. д.

Обычно резюме составляют на основе готового бизнес-плана. Затем из каждого его раздела выписывают наиболее существенные предложения и показатели. Ориентировочно можно выделить следующие позиции данной части бизнес-плана:

ваши цели в бизнесе;

возможности бизнеса и стратегия их реализации; намечаемые рынки сбыта и прогноз;

конкурентные преимущества; прогнозируемые финансовые результаты; компетенция и профессионализм вашей управленческой команды;

требуемая сумма инвестиций.

Местонахождение фирмы

Удачное местонахождение фирмы способно приносить прибыль. Если вы уже имеете представление о размере занимаемой фирмой площади, которая вам понадобится, можно запросить брокеров по продаже недвижимости и поинтересоваться арендной платой в данном регионе. Не стоит заниматься бизнесом там, где расценки невелики. Арендная плата и цены формируются под влиянием рыночных отношений, и низкая цена, как правило, является симптомом малой привлекательности для фирмы. В то время как для одних видов предпринимательской деятельности местонахождение не имеет принципиального значения, для других, особенно для ресторанов и торговых предприятий, - это один из существенных факторов, определяющих успех дела.

При обосновании местонахождения фирмы вам предстоит ответить на следующие вопросы:

• По какому адресу находится фирма?

• Каковы особенности помещения, занимаемого фирмой?

• Вы арендуете землю или она принадлежит вам?

• Есть ли необходимость в реконструкции здания? Если да, то во что обойдется? Изучите прейскуранты нескольких возможных подрядных организаций и включите их в свой перечень.

• Есть ли зональные ограничения на занятие данным видом предпринимательской деятельности в близлежащих районах?

• Какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе? К примеру, брокеры по продаже автомашин предпочитают группироваться в одном месте. То же относится к бизнесу в области искусства, ресторанного бизнеса, к ювелирным магазинам и финансовым учреждениям.

• Почему вы выбрали именно это место? Почему вы считаете его наиболее подходящим для своей фирмы?

Цель деятельности фирмы

В бизнес-структурах хорошо известен термин «заявление цели бизнеса», что означает определение ключевых задач каждого структурного звена. Вы сами будете удивлены, насколько пригодится вам такое заявление цели бизнеса, как оно всегда будет держать вас на верном пути. А достижение поставленной цели -это огромная движущая сила. Если знаете, чего хотите добиться, больше вероятности осуществить вашу задачу.

Образец цели бизнеса

• Предложить первоклассный бизнес и частные коммерческие транспортные услуги исключительно на основе использования грузовиков фирмы «Мерседес».

• За два года стать лидером в своем деле, войти в список лучших коммерческих транспортных фирм страны. А также добиться высшего уровня услуг на местном рынке.

• Обеспечить 40 % прибыли с вложенного капитала.

• За три года расширить дело и увеличить выпуск количества грузовиков с двух до двадцати.

Отрасль и создаваемая фирма

Структура данного раздела может иметь следующий вид.

Описание отрасли (подотрасли). Покажите картину современного состояния и перспектив развития отрасли промышленности, в которой вы собираетесь работать.

Рассмотрите его структуру, емкость рынка сбыта, тенденции его роста и своих основных конкурентов и др.

Создаваемая фирма. Западные фирмы при характеристике своего бизнеса обычно употребляют такое понятие, как «концепция бизнеса». Под концепцией понимается общее представление о намечаемом бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель.

В данном разделе бизнес-плана опишите общую концепцию предполагаемого бизнеса: какие продукты или услуги ваша компания станет предлагать; кто будет ее основным потребителем.

Стратегия выхода на рынок, роста производства и объемов продаж.

Правильно составить данный раздел вам помогут ответы на следующие вопросы:

• Какова предшествующая сфера и направление деятельности компании?

• Какова связь между продуктом (услугой) - объектом бизнес-плана и предшествующей деятельностью компании?

• Каковы тенденции в выбранной вами области предпринимательства?

• Что обеспечивает перспективу выбранной вами области предпринимательства?

• Видите ли вы возможность выхода вашего бизнеса на внешний рынок?

• Существует ли упорядоченная статистическая информация в вашей области деятельности?

• Какие другие источники информации могут быть полезны?

• Почему вы рассчитываете, что выбранная форма предпринимательства будет успешной?

• Какова специфика вашей формы бизнеса и за счет чего вы собираетесь победить в конкуренции?

• Почему вы отдаете предпочтение данной форме бизнеса?

• Почему малые формы бизнеса могут быть успешными в данной области?

• Какова в вашем представлении тенденция продаж в данной области?

• Как ваш деловой опыт поможет вам в экспансии на рынке?

Описание вида деятельности

Цель описания вида деятельности заключается в том, чтобы объяснить, как вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.

Решение о том, каким видом деятельности заняться, что эта деятельность будет представлять в течение ближайших пяти лет, по существу, самое важное. Любой бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. Но центральным является вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на ваших представлениях о предстоящем деле. Если будет допущена серьезная ошибка, ваши шансы на успех заметно уменьшатся. Проверьте, все ли вы учли.

Данный раздел бизнес-плана должен содержать ответы на следующие вопросы:

1. Каким бизнесом вы занимаетесь? С каким видом деятельности он в основном связан - с торговлей, промышленностью, сферой услуг? Какие товары вы будете производить или какие услуги оказывать? Кто является потребителем вашей продукции?

2. Каково положение дел в вашей фирме? Что это - стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной?

3. Каков юридический статус вашей фирмы -единоличное владение, партнерство или корпорация? Если вы только начинаете свое дело, консультация с адвокатом будет полезна. Поскольку юридические и налоговые предпосылки создания нового предприятия достаточно сложны, вам понадобится совет бухгалтера или юриста.

4. Почему дело обещает быть прибыльным или имеет хорошие перспективы для развития?

5. Когда ваша фирма начала (начнет) функционировать?

6. Какова продолжительность рабочего дня или рабочей недели?

7. Носит ли ваша деятельность сезонный характер? Если да, то данные о продолжительности рабочего времени должны быть скорректированы с учетом сезонных колебаний.

Ваш продукт или вид услуг

В этом разделе бизнес-плана описывается тот продукт или та услуга, которые вы хотите предложить вашим будущим покупателям и ради производства которой задумывается весь проект. Никто в мире не дает денег просто на строительство завода химических волокон или открытие мастерской по ремонту часов. При решении финансировать или нет ваш проект, от вас потребуют предельно четко ответить на такие вопросы, как:

• Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт или услуга?

• Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг) ваших конкурентов и его предпочитать?

• Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта или технологии?

Очень важный и часто забываемый нашими деловыми людьми момент - наглядное изображение товара или изделия, полученных с помощью ваших технологий. Поэтому необходимо, если это возможно поместить в бизнес-план фотографию или очень хороший рисунок вашего товара, позволяющий составить о нем четкое представление.

Анализ рынков сбыта

Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, вы должны досконально изучить свой рынок - другими словами, людей, которые покупают ваш товар или пользуются вашими услугами. Составить правильно данный раздел вам помогут следующие вопросы.

По основной характеристике рынка вашего продукта:

• Какова емкость рынка?

• Какова степень насыщенности рынка?

• Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 5 лет?

• Что выделяет ваш продукт среди других в части уникальности и почему покупатели предпочтут именно ваш продукт?

• Какова общая тенденция спроса на производимый вашей фирмой продукт?

По сегментированию рынка

• Какие принципы сегментирования рынка являются наиболее соответствующими вашему продукту?

• Какие сегменты и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми рынками)?

• Что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги и т.п.)?

По перспективам рынков

• Какие из рынков имеют наиболее благоприятные перспективы (объем продаж, уровень цен)?

• Какие из рынков являются наиболее выгодными с точки зрения транспортировки?

• Какие страны представляют наилучший рынок с точки зрения потенциальных для вас проблем?

По прогнозированию продаж

• На какую долю рынка вы рассчитываете?

• Какие продукты вы собираетесь продавать на выбранных вами рынках в будущем году?

• Какой объем продаж вы прогнозируете?

• Каков прогнозируемый рост продаж на рынках в ближайшие 5 лет?

• Какие цены вы прогнозируете на каждом этапе реализации продукта?

Наши рекомендации