В социально устойчивом обществе с глубокими историческими корнями и традициями эти три компонента, как правило, совпадают, однако во время переходных периодов развития страны они могут различаться.
Например, в 90-х гг. XX в. понятие хотя в какой-то мере и присутствовало в культуре российского предпринимательства, все же имело меньшую ценность, чем возможность быстрого обогащения. По этому повсеместно возникали фирмы-однодневки и финансовые миды», а в коммерческих отношениях весьма часто присутствовал обман и мошенничество. По мере стабилизации социальных и экономических отношений устанавливается и культура предпринимательства — до оче редного резкого поворота истории. Так было в период распада Римской империи, во время Великой Французской революции, во времена Граж данской войны и нэпа в России везде, где происходил сначала слом прежних норм и традиций, а затем формирование новой культуры биз неса.
В идеале культура предпринимательства должна на таких принципах, как приоритет личности над иерархией, свобода саморе-
Б.А.Предпринимательствои риск. — 1992.
248 Глава Культура предпринимательства
личности, профессиональная независимость, безусловная личная и т. д. [2;с. 270],однако нужно понимать, что культурапредпринимательства частью культурыобщества и не может кардинально от нее отличаться.
Например, исторически Россия всегда была страной с жесткой иерархией власти, во главе которой стоял царь, император или
тарь ЦК КПСС. Эта иерархия копировалась и спускалась по всем ниже лежащим уровням, соответственно, в царское время на местах все едино лично решал помещик или купец, а в советское время — секретарь райко ма или директор завода.
Эти традиции сохранились и ныне, поэтому во многих фирмах и организациях, где теоретически должен господствоват ь дух свобо ды предпринимательства, творчества и непреходящей ценности че ловеческой личности, царят бюрократия или деспотиз м владельца Преодоление этих негативных тенденций (с учетом особен
ностей российского менталитета) может занять немало лет, и только открытая конкурентная борьба определит, какой вариант предприни мательской культуры окажется более жизнеспособным.
Элементы делового
Начнем с одежды. Наиболее распространенной формой деловой одеж ды во всем мире является костюм, причем и для мужчин, и для жен щин. Последним можно еще носить однотонные платья строгого кроя, а женщинам не-руководителям — белую блузку и однотонную юбку. Явным диссонансом с деловой атмосферой солидног о учреж дения будут джемперы, свитеры, джинсы и кожаные наряды. Врабо чее время в деловом мире принят о носить однотонные костюмы тем ных
Черный костюм может выглядеть излишне официально, а очень свет лый несерьезно. Темно-синий или темно-серый костюм в тонкую по лоску — наиболее распространенный универсальный тип костюма для каждого случая. Также не рекомендуется надевать пестрые или темные сорочки. Сорочка должна быть белой или светлой (голубой,
втонкую полоску, чуть заметную клетку). Галстуки желательно
рать для деловой обстановки не слишком яркие и без броских узоров. атом они должны подходить по цветовой гамме к костюму и сорочке. Мужской галстук должен на два сантиметра ремень брюк.
В атом разделеиспользована информация сайтов:
и
Элементы делового этикета 24 9
Носить галстук светлее рубашки в деловом мире не принято — это скорее реквизит из гангстерских фильмов. Носить сорочки с короткими рукава ми в деловой обстановке также не рекомендуется, поскольку считается элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака, при мерно на два сантиметра. Нижняя пуговица на мужском пиджаке, как правило, не застегивается, в то время как женский пиджак застегивается
Что касается обуви, то черная обувь в принципе подходит ко всем видам костюмов и ко всем цветам. Коричневая обувь (в деловом мире ее носят редко) подходит к костюмам бежево-коричневой гаммы. Носки лучше иметь не очень яркие и броские, чаще носят серые или черные, а к бежево-ко ричневой одежде и обуви — коричневых В принципе возможны и другие цвета при условии, что они совпадают по тону с галстуком. Цвет ремня на мужских брюках должен совпадать с цветом ботинок.
Подбирая одежду для бизнеса, следует учитывать, что деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а опреде ленного уровня — одеваться чтобы поддержать свой
В этом смысле весьма важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Сколько бы ни стоил гардероб несвежая сорочка, неглаженый костюм, грязная обувь или галстук в пятнах могут испортит ь все впечатление о человеке, особенно при первой встрече.
Понятие деловой ввела Коко Шанель, взяв за основу классический английский костюм с узкими лацканами и пря мой юбкой ниже колен. Нынешняя деловая мода более демократична и разнообразна: под пиджак уже не носят непременную шелковую блузку, а надевают трикотажные майки, топы и водолазки. Классиче скаядлина юбки— до середины колен, вполне допустимыи юбки чуть выше колена. Главное здесь (даже при очень красивых ногах) знать меру. При этом в деловом мире в любую жару женщины дол жн ы носить колготки. Деловые женщины могут носить также брюки. Д л я деловой обстановки лучше подходят брюки средней ши рины из немнущейся Строгие черные брюки подходят почти к любому верху и очень практичны в межсезонье.
В нормах стиля делового костюма есть свои негласные запреты.
Например, считается неприличной и недопустимой слишком сексуаль ная одежда: и брюки, декольте, высокие разрезы на юбке, открытые животы и плечи. Это, может быть, и нравится деловым мужчинам, но отвлекает их от бизнеса, что вызывает неодобрение. Жен щинам не рекомендуется носить излишне яркую и крупную бижутерию, вместо нее лучше неброские стильные украшения и
гие, но строгие часы. Цвет металлических частей дамской сумочки дол жен совпадать по тону (золото или серебро) с украшениями.
250 Глава Культурапредпринимательства
В деловом мире точность считается признаком хорошего тона.
на деловую встречу допускается лишь на 10-15 минут, а опо на более продолжительный период считается грубой