Нарушения социально-ролевых функций.
К какой группе методов, направленных на снятие стресса, отно сится парная баня?
1 — физическим;
2 — физиологическим;
8. Методы поддержания работоспособности.
3 —
4 —психологическим.
XI.К какой на снятие стресса
аутотренинг?
1 физическим; 2
4 — психологическим.
Какойметод снятия связан с изменением прострвенного масштаба
3 — рациональнаятерапия;
2 — диссоциирование от стресса;
3 — программирование; 4 — аутогенная тренировка.
Какой способ преодолениястрессов основан на разума?
1 — рациональная терапия;
2 —диссоциирование от стресса;
3 - нейролингвистическое программирование; 4 — аутогенная тренировка.
Глава 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ Е ОСНОВ Ы УСПЕШНЫ Х ПРОДА Ж
Коммуникационный аспект
Составные элементы процесса
Анализ успехов и неудач в области продаж показывает, что все уме ния и навыки продавца можно разложить на две
1) знание своего товара;
2) знание психологии покупателя.
Так как данное учебное пособие посвящено психологии бизнеса, то в дальнейшем мы сосредоточим основное внимание на ас пекте продаж. Однако, прежде чем перейти к анализу потребностей клиентов, следует отметить еще одну особенность продаж - трех- характер 9.1).
Начнем с продажи фирмы. Под этим понимаются такие свойства фирмы, которые повышают привлекательность ее товаров и услуг.
конечно, качество Некоторые фирмы десятилетиями создавали свою репутацию, совершенствуя качество. Итеперь репутация на них.
9. Психологическиеосновы успешных
это фирмы и доля ею рын Покупатели чаще предпочитают иметь дело с крупной фирмой,
чем с маленькой.
продажа фирмы означает общения с по требителем. Есть фирмы, ориентированные на а есть — на клиента, и последний это чувствует.
авторитет фирмы может зависеть от
Та ее клиентов.
покупатели стремятся приобретать товары длитель ного пользования у фирмы, которая уже давно работает
Логика здесь простая: если фирма работает недавно, то она так же скоро может и Кому тогда предъявлять претензии? А если организация существует давно, то интуитивно что и она будет работать долго.
это международные связи предприятия и его при знание за рубежом (данный пункт касается российских производите лей).Плюсами, довериепокупателя,здесьбудутиностранное оборудование, персонал, прошедший обучение за рубежом, и т. д.
немаловажное значение имеют награды дипломы, которые присуждались товарам этой фирмы на различных выставках и Обычно их копии вывешиваются в зале, а про давцы должны в нужный момент ссылаться на эти награды во время продажи.
В - в о с х, фирма может гордиться своими послепродажн ы ми сервисными сборкой, обслуживанием, га рантиями и т. д.
Понятно, что у начинающего предпринимателя многие из обозна ченных факторов (большой размер фирмы и долгий срок на рынке) будут отсутствовать, поэтому он должен делать упор на другие осо бенности своего
Теперь перейдем к такому важному фактору как дажа Этот процесс также складывается из трех компонентов,
каждый из которых важен при взаимодействии продавца с клиентом. Наиболее высоких объемов продаж добьется в первую очередь тот продавец, который знает как можно больше о своем товаре или услу гах, уверен в себе и в том, что он предлагает клиентам, и проявляет максимум дружелюбия по отношению к покупателям (рис. 9.2).
В одном из интервью президент авиакомпании Келлегер сказал:
понимаю, что это просто, но постоянно говорю своим сотруд никам: правилу сервиса — обслуживайте других так,
аспект 223
как вы хотите, чтобы обслуживали Я спрашиваю у своих приятно посещать ресторан или универмаг, где к вам проявляют
полное не учитывают желание и и относятсякак к неодушевленному Каждый, ответит, что это
неприятно. Тогда я говорю: таком случае не будьте ханжами, обеспе
Рис. Три представления себя продавцом
Компетентность продавца означает знание:
• технических характеристик товара (например, для компьютеров — тип процессора, быстродействие, объем памяти, тип видеокарты
и т. д.);
• потребительских свойств товара (для того же компьютера — это возможности его применения для работы, учебы и развлечения);
• ассортимента, имеющегося в магазине;
дополнительных возможностей по расширению ассортимента («нет сейчас, но можем заказать со склада или у
«нет нужной комплектации, но подберем ее специально для и т. д.);
• ценового диапазона продукции в своей фирме и у конкурентов; новинок и перспектив развития данной товарной группы; возможных недостатков товара и контрдоводов для них; основ психологии и умение их использовать в своей работе;
Дружелюбие выражается в:
а) хорошем настроении продавца; б) улыбке;
в) открытой для общения позе; г) интересе к покупателю;
д) желании ему помочь и т. д.
Т. Урокилидеров. 2003.| С. 220.
224 Психологические основы успешных продаж
уверенности в себе достаточно многогранны в субъективных ощущениях предпринимателя так и в их внешних признаках (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Внешние признаки уверенности
При организации продаж предпринимателю важно помнить, что этот процесс не является одномоментным, а состоит из нескольких важных этапов (рис. 9.4) [9].
Коммуникационный аспект продаж 225
Знание каждого из них и его использование повышает вероят ность покупки. Если же продавец, желая побыстрее продать товар, через из этапов, то шансы реализовать то вар резко снижаются.
Рассмотрим главные ступени процесса продажи товаров или ус луг.
В самом начале процесса продавец решает две задачи:
1) привлечь внимание клиента и заинтересовать его;
2)создать обстановку доброжелательности и доверия.
этой стадии продавец должен задавать себе следующие вопросы:
• что за человек передо мной?
• в каком он состоянии?
• как я настрою клиента на себя?
При этом продавец должен проявить следующие качества: добро желательность, терпение, оптимизм, уверенность в успехе и компе тентность.