Решение, которому присуща своевременность; 4 — решение, которое достаточно обосновано.
Какой из этапов принятия решения стоит четвертым по порядку? 1 — выбор одной альтернативы в соответствии с критериями
решения;
2 — изучение возможных альтернатив действий;
3 — реализация принятого решения и контроль над его испол нением;
4 — выявление проблемной ситуации.
VIII. Какие психологические факторы относительно слабо влияют на выработку управленческог о решения?
1 — ценности и установки;
2 — творческие способности;
Глава 6 . П сихологические особенност и успешнойдеятельности
Уровень мотивации; 4 - коммуникабельность.
IX. К какому из источников обмана в бизнесе относится ценных работников?
1 — обман со стороны клиентов;
2 - обман со стороны собственных работников;
3 - обман со стороны криминальных элементов;
4 - обман со стороны недобросовестных партнеров и рентов.
X. К какому способу обработки данных относится избирательное пропускание только выгодной для обманщика информации? 1 — конструирование;
2 — селекция;
3 передергивание; 4 — переворачивание.
Глава 7
РУКОВОДСТВ А БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
MB
Основные управленческие функции
Базовые принципы эффективного управления бизнесом
Можно считать, что наука об эффективном управлении (менедж мент) возникла в XX в. Ее основание принято связывать с именем Ф. Тейлора, первым выделившего научные принципы управления, среди которых важнейшими можно назвать
• любой труд можно структурировать и измерить;
• скорость выполнения работы не менее важна, ее
• персонал нужно отбирать и обучать;
• платить нужно за конечный результат, а не просто за работу.
Через некоторое время французский управляющий А. Файоль предложил функциональный подход к деятельности руководителя, выделив пять функций: планирование, организация, руководство, координация и контроль.
Идеи этих авторов, а также работы М. Вебера о бюрократической организации легли в основу первого этапа развития менеджмента - делового В дальнейшем менеджмент развивался по разным направлениям, получившим названия школ, среди кото рых можно выделить:
1) школу человеческих отношений, которая подчеркивала важность учета межличностн ых отношений между сотрудниками (Э. Мейо, М.
2) поведенческую школу, которая указывала, что эффективное дости жение целей организации требует использования психологиче-
Глава7. Основыэффективного руководства
и социологических закономерностей(Р. Д. Мак- Грегор, Ф. Герцберг) и др.
Современный этап развития менеджмента можно назвать таккакон включает ряд различных и, на первый взгляд, взаимно концепций, превращающих науку управле ний в некое тем не менее можно и нужно ся. представителем данного направления является Пи тер Друкер, главный труд которого не потерял своего значения и поныне.
К составляющим менеджмента ОТНОСЯТ
Следующие принципы.
Системный подход — управленческие решения должны прини маться с всей совокупности факторов внешней и внутренней среды возможных взаимосвязей и взаимовлияний.
В деятельности предпринимателя можно выделить три взаимо связанные подсистемы: экономическую, правовую и психологиче скую. К первой из них относятся товарно-денежные отношения, ко второй — совокупность законов страны, к третьей — взаимоотношения предпринимателя с окружающими людьми (покупателями, конкурен тами, членами его семьи и т. д.) . Понятно, что некоторые элементы подсистем будут тесно связаны. Так, взаимоотношения с покупате лями его продукции будут подчиняться экономическим закономер ностям, на них будут влиять психологические факторы межличност ного общения, и они должны соответствовать действующему законо дательству.
2. Ситуационный подход конкретное зависит от кон кретной ситуации. Нет рецептов, годных на любой случай. В силе ос таются только принципиальные соображения.
Применительно к предпринимательству это означает, что бизнес начинающего бизнесмена невозможно рационализировать до конца и свести к набору простых алгоритмов. Законы экономики и психо логии столь сложны, что в каждом конкретном случае предпринима телюприходится решенияв ситуации неопределенности,когда часто приходится полагаться на опыт и интуицию.
3. Автоматизация процессов управления — все, что может сде лать компьютер, нужно переложить на него, оставив людям наиболее сложные виды работ, принятия решений в условиях не
Это означает, что предприниматель, желающий