Обеспечение безопасности бизнеса
Обеспечение безопасности бизнеса со стороны предпринимателя за ключается в работе по трем основным защита собст венного бизнеса от экономических и природных катаклизмов, от криминала и госструктур.
Организация безопасности по отношению к форс-мажорным об стоятельствам может заключаться в предвидении возможных непри ятностей: резкого изменения конъюнктуры рынка, введения новых таможенных пошлин, скачков валютного курса или цен на нефть, ка ких-то политических изменений т. д. Какие-то риски можно ховать, от каких-то — Например, заключая сдел ку на поставку продукции с одним партнером, можно на всякий слу чай предусмотреть возможность поставок от других контрагентов на случай отказа основного поставщика. Если в производстве задейст вован уникальный специалист, болезнь которого может поставить на грань краха весь технологический процесс, то стоит заранее позабо титься о подготовке его дублера, и т. д.
Обеспечение защита от криминальных элементов требует
ных мероприятий — от установки стальной решетки на окнах и охран ной сигнализации до оперативных мероприятий совме стно с органами милиции или частными охранными структурами. К этой же области относятся меры по защите важной коммерческой информации, система подбора кадров, исключающая прием на рабо ту потенциально опасных работников, а также тщательный отбор партнеров по бизнесу.
Особый характер имеют меры, направленные на запалу предпри нимателей от необоснованн ых претензий со стороны госструктур. Такие действия могут быть спровоцированы или коррумпированными госслужащими, или неизбежными в нашей стране сбоями в работе государственной машины, которые могут выражаться в противоре чивости законов или резких изменениях государственной
Дело Ходорковского показало, что предпринимателям любого уров ня приходится опасаться атак государственных органов, что
со специфическими чертами российского законодательства, которое до сих пор находится в стадии Специалист в области налогового консультирования С. Пронин пишет по этому поводу:
законодательство на определенном этапе было несовершенным,
и онр очень неоднозначно трактовало многие вещи, так как в мно гие непрямого действия, они все нуждаются в каких-то разъясне ниях, инструкциях, Эти письма сегодня трактуют
завтра с.25].
6. особенности успешной деятельности
наиболееострые безопасностироссийского этот автор обращает внимание на то, что предпринимателей, как правило, или Он
налоги потому документы, есть люди, которые тебя Это естественно. Люди очень неаде кватно реагируют на ситуацию. Если им есть что сказать, они скажут. И на то, чточто-то темное в тайне, очень, я бы сказал, неперспективно. Тем более, если руководитель работника уво лил» с. 26].
Психологические основы противодействия обману в бизнесе
Основные вилы обмана в бизнесе
Обман в бизнесе условно можно разделить на несколько разновидно стей. Если в качестве жертвы обмана оказался предприниматель , то обманывать его могут партнеры, его собственные работники, клиен ты и различные криминальные элементы. Рассмотрим эту схему не много подробнее
Рис. 6.6. Обман в бизнесе
Обман со стороны или конкурентов может вы ражаться:
во включении в договор определенных пунктов, выгодных парт нерам, но невыгодных предпринимателю;
• в поставке недоброкачественной продукции; в задержке платежей;
Психологические основы противодействия обману в бизнесе 167
• в отказе от платежа за поставленную им продукцию или ные услуги;
• в переманивании ценных работников;
• в организации ложного
• в получении обманным путем ценной коммерческой информации;
• вовведении в заблуждение истинныхнамерений и пр.
Пример Мошенничества с передачей товара на консигнацию.
передает частному слаболиквидный товар для реализации на условиях консигнации. Оговаривается конкретный срок, на который товар передается для В договор также
ся пункт примерно такого невозврат товара или его стоимости после истечения срока консигнации или невозврат стоимости утраченногоили товарав трехдневный срок комиссионер е. получатель товара на консигнацию) дополнительноуплачиваетнеустойку в 10% стоимости товара за каждый день После подписания такого договора и передачи товара на консигнацию комитент исчезает. Если товар комиссионером не про дан, то к моменту окончания действия договора комитента-мошенника практически невозможно найти. Он появляется снова лишь через два- три месяца после окончания срока консигнации с требованием вернуть товар и уплатить неустойку в соответствии с изложенным пунктом дого вора. Такая неустойка может достигать десятикратной стоимости товара. Поэтому подписавшим договор на описанных условиях, целесообразно любыми реализовывать товар в оговоренные договором сроки. Если сделать не удалось, необходимо принимать все меры к своевременному возврату товара. В крайнем случае по оконча нии срока действия договора целесообразно перечислить стоимость не реализованного товара хитрому комитенту, а уже потом заниматься лизациейтоваракаксвоего
О бма н со стороны собственных работников может выражаться
• недобросовестном отношении кделу;
• завыш ении объема выполненных работ; неоправданном завышении расходов;
• воровстве;
• необоснованном уклонении от работы по причине мнимой болез ни и пр.;
понестандартнымметодамбизнесаи экономическимшенничествам. По материалам сайта:
166Глава 6.Психологические особенности успешной
органам.
важной информации конкурентам или государственным
Пример 2. расходов. нанятыйна работу,завышает расходы на бензин, который якобы потратил во время служебных
этого он представляет для отчета чеки автозаправочных стан ций, им у АЗС за символическую сумму.
Обман со стороны клиентов может выражаться в: воровстве продукции фирмы;
• имитации дефектов ради получения компенсаций;
• необоснованн ых претензиях к фирме.
Пример № 3. Оригинал по цене подделки. приобретает в дорогом товар известной фирмы. Затем он приобретает аналогичный контрафактный товар (подделку) за гораздо меньшую сумму, после чего
в течение гарантийного срока имитирует неисправность товара и оформ ляет возврат денег. В результате он имеет фирменный дорогой товар по цене контрафактного.
Обман со стороны элементов может выражаться в:
• создании подставных фирм с целью заключения заведомо лож ных договоров;
многократном использовании залога;
выдаче фальшивых чеков или заведомо неверно оформленных век селей;
• компрометации конкурентов; шантаже;
• подделке гарантий и удостоверяющих надежность парт нера.
ник предлагает осуществлять совместную Деньги должны быть перечислены этому предприятию не просто так, а под залог. Пред принимателю показывают этот залог, который многократно перекрывает перечисляемую сумму и к тому же очень ликвиден. После
средств предприниматель ждет товар. Когда же он не поступает, то он ре шает залог. Однако оказывается, что на этот залог претендует несколько десятков
А. Справочник по нестандартным методам бизнеса и мо шенничествам. По материалам
6 .4 .Психологические основы противодействия обману в бизнесе
Пример 5. Обман посредника. К посреднику обращается малоизвестная фирма с просьбой помочь купить товар, причем сделать это согласна по высокой цене. через несколько дней к посреднику обращается клиент, может продать запра шиваемый товар, но весьма Приятом он требует залог и уплаты значительной неустойки в случае отказа от получения товара. Посредник предварительно бежит к покупателю, заключает с ним договор с анало гичным размером (но залога), а затем подписывает кон тракт с поставщиком и Когда посредник привозит товар покупателю, то фирма-покупатель оказывается «пустышкой» уставного фонда и с липовой офис арендован на подставных лиц. Посредник остается с купленным по баснословной цене, и несет неизбежные убытки, в то время как продавец и де лят полученный
К ак отмечает А. Лученок, рекомендовать универсальные методы, надежно от мошенничества партнеров, трудно из-за многообразия жульнических приемов. Но некоторые рекомендации начинающ им предпринимателям запомнить следует. Главная из них элементарно проста, однако в стремлении заработать много и сразу некоторы е бизнесмены ею пренебрегают:
Не спешите расставаться с собственными деньгами.
Старайтесь оплачивать товар только после его поставки, а после их качественного оказания.
Д ругие рекомендации тоже достаточно просты, и дело ся ли ш ь в том, чтобы им тщательно следовать, каким бы выгодным, на первый взгляд, ни казалось предложение нового коммерческого партнера .
В договоре четко оговаривайте свои экономические интересы.
В случае срыва контракта оговаривайте получение максимальной по условиям договора.
пропишите штрафные санкции, которые должен понести партнер в случае неисполнения своих обязательств. паспорт и полномочия с вами до
говор, а также совпадение названия тексте договора, в других документах и на печати.
Обязательно ознакомьтесь с уставом Выясните, имеет ли предприятие по уставу право заниматься пред усмотренной договором деятельностью.
Лученок А. Справочник по нестандартным методам бизнеса и шенничествам. По материалам сайта:
6. Психологические особенности успешной деятельности
Уточните, имеет ли право директор заключать с вами без
согласования с руководством.
Если партнер ссылается на солидных учредителей, проверьте это в
Очень полезно также ознакомиться с балансом предприятия-парт нера.
Если вы провели с новым партнером одну-две небольшие не что обязательно будет удачной и крупная особенно в если при совершении крупной сделки вашими деньгами будет распоряжаться партнер.
При заключении о совместной деятельности
рите ваше обязательное участие во всех основных по со вместной ваш жесткий контроль над расходованием средств и распределением доходов.
В тексте договора должны отсутствовать ссылки на обязательства других юридических и физических кроме подписавших дого вор.
Необходимо быть особенно внимательным в случае, если договор заключается от имени известной а деньги направляются в адресдругогопредприятия еслипоследнее называет до