Психологические аспекты принятия решения 157
или разработать эффективное решение. Гибкость обеспечивает свое временный и обоснованный переход на новые методы разработки и реализации управленческого решения.
По мнению В. А. Смирнова, большое влияние на разработку управ ленческого решения оказывают такие качества как прак тицизм, оптимизм и пессимизм.
Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом работы и отработкой стереотипных подходов к разработке управленческих решений. Например, учитывая необязательность по ставщиков, такой руководитель будет заключать резервные догово ры на поставку необходимых ресурсов для компании.Еслика поставщик не поставит товар, то поставит другой.
Оптимизм руководителя базируется на завышенной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компа нии и сотрудничающих с ней клиентов. В любых экономических, фи нансовых, организационных расчетах и оценках всегда имеется вил ка (диапазон) допустимых исходных данных и возможных результа тов, т. е. работнику дается право (делегируются полномочия) самому выбирать лучший вариант в заданном диапазоне и отвечать за это ре шение. Оптимизм должен подкрепляться высоким профессионализ мом в управленческой деятельности и технологическими возможно стями компании. Руководители-оптимисты полезны для компании. Они увеличивают риски реализации управленческого решения как в положительную сторону, так и в отрицательную. Они самоотвержен но берутся за рискованные, но полезные для компании работы и час то доводят до положительного результата, казалось бы, безнадежные проекты. При этом необходимо решать вопрос о том, как соотносить победы, поражения и стабильность. Руководитель компании должен определить меру оптимизма или соотношение таких руководителей среди других.
Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компа нии и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант будет обязательно реализован, что принесет компании стабильный, но небольшой доход. Такой подход может эффективным в традиционных, мало изменяющихся производ ствах. Для руководителя компании пессимисты также нужны для при нятия взвешенных решений и сбалансированност и подходов к управ ленческим
Рассматривая феномены влияния личностных качеств руководи теля на процесс разработки управленческого решения, следует учи тывать различную степень устойчивости отдельных личных качеств.
Глава Психологические особенности успешной
Важно отметить, что среди набора психологических качеств есть
слабо изменяемые и сильно изменяемые.
По мнению В. А. Смирнова, к неизменяемым можно отнести тем перамент, генетически заданные реакции и тип высшей нервной дея тельности; к слабо изменяемым — внушаемость, уровень эмоциональ ности, характер внимания, склонность к риску и параметры мышления; ксильно изменяемым — волю, ответственность, коммуникабель ность.
Согласно представлениям этого автора, существует модель пре успевающего руководителя, котора я обеспечивае т м акси м альну ю возможность успешной разработки и реализации управленческих ре шений. В этот набор входят экстравертированность , коммуника бельность, решительность, профессионализ м, открытость, любозна тельность, ориентация на результат, уверенност ь в себе и еще тринад цать Здравый смысл подсказывает , что найти человека с таким набором из такого количества идеальных психологических качеств невозможно, а это значит, что среди этих качеств есть менее и более важные. К последним, например, относится темперамент. В. А. Смирнов предлагает свое видение влияния темперамента на ха рактеристики выработки управленческих решений, которое приведе но в табл. 6.3
6.3
Влияние темперамента на выработку управленческих решений
темперамента | Особенности подхода к управленческому решению |
Холерический | Предпочитают быстроту, оперативность и индиви дуализм при разработке управленческого решения. Часто именно эти качества оказываются важнее говременной проработки решения. Однако холерики не всегда успевают тщательно оценить ситуацию и сформулировать истинную проблему. Их решения порой носят спонтанный характер. Решения, приня тые холериком, характеризуются высоким уровнем риска, решительностью и бескомпромиссностью |
Сангвинический | Имеют более спокойный тип мыслительной ности. Они так же, как и холерики, быстры и опера тивны при разработке управленческого решения, од нако индивидуализ му предпочитают коллективное обсуждение ключевых проблем или ключевых эле ментовужепринятыхими хорошо работают как со специалистами, так и с инфор мационными системами поддержки |
6.3. успеху...
Тип темперамента | Особенности подхода к управленческому решению |
Флегматический | затратитьбольшевременинаразработку управленческого решения, чем на его реа лизацию. Для них важен избыток информации, мне ний и советов по решаемым задачам. Их решения ха рактеризуются высоким уровнем безопасности и об думанности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы. Они больше доверяют специалистам, чем информационнымIтемам |
Меланхолический | Очень ответственно подходят к разработке ческого решения. Они учесть все возмож- Iные отрицательные последствия реализации реше ний. Часто второстепенные проблемы (мелочи) воз- Iводятся ими в ранг первостепенных. Меланхоликам требуется много времени, большой объемIции, советников и различных утверждений.I принятое меланхоликом, отличается детальной Iпроработанностью и реальностью выполнения. Me- I ланхолики принимают эффективные решения в об ласти стратегического планирования, конструирова- Iния и т. д. Работа в напряженных ситуациях им про тивопоказана. При реализации своих решений они Iпостоянно следят за ходом их выполнения, помогают Iисполнителям, вникают во все тонкости возникших проблем |
Препятствия на пути к цели и их преодоление
Вместо слова которое часто используют предпринима тели, лучше использовать слово так как оно отражает факт движения к определенной цели, что позволяет быстрее нахо дить выходы в сложных ситуациях. В то время как проблема может казаться неясной и труднопреодолимой, цель всегда конкретна следовательно, для ее достижения, несмотря на трудности, можно
Глава Психологические особенности успешной деятельности
подобрать конкретные методы. При этом нужно научиться не боять ся а радоваться им, ибо именно они превращают нашу жизнь из серых скучных будней в интересное и увлекательное при ключение.СтефангЦвейгписал: суммапреодоленныхпрепятствий является действительно правильным мерилом подвига и че ловека, совершившего этот
Одна из часто встречающихся ошибок при столкновении с пре пятствием — это чрезмерная фиксация на нем до такой степени, что из виду теряется деле препятствие, как правило, отделяет вас от цели промежуточной, которая является лишь одним из возможных вариантов достижения стратегической
ли. Если же препятствие очень серьезно, то можно подобрать иную, более достижимую промежуточную цель. В этом случае предприни матель должен задать себе ряд важных вопросов:
А для чего я это делаю?
Какова моя стратегическая цель?
Могу ли я достичь своей цели иным способом?
Дело в том, что достичь своей главной цели при столкновении с препятствием можно разными способами. Самый простой из них (но не всегда самый удачный) заключается в том, чтобы добавить сурсов пробить препятствие. Кроме этого, существуют и другие, частоболееудачныеспособы: препятствие,убратьегос дороги, договориться с препятствием (если это человек), подключить дру гих людей, чтобы убрать препятствие, сменить промежуточную цель или даже цель стратегическую.
Возможные варианты преодоления препятствий на пути к цели изображены на схеме (рис. 6.4).
Главный итог этой схемы заключается в том, что на любом этапе движения важно помнить о своей стратегической цели, достижению подчинены все промежуточные шаги. На этом пути нет и не может быть прямой столбовой дороги, вместо этого предпринимате лю придется не раз менять курс, намечать иные промежуточные це ли, совершать обходные маневры. Но в любой ситуации его внутрен ний компас должен указывать на главную цель данного отрезка жиз ни. Тактика действий будет различаться в зависимости от того, на что нацелен предприниматель:
достижение максимальной рентабельности; получение максимальной прибыли;
• захват определенной части рынка; создание имиджа своей компании и т. д.
6.3. Факторы,
Рис. 6.4. Способы преодоления препятствий: