Методы оиенки личностных качеств
С ущ ествует достаточно много психологических тестов, предназначен ны х дл я оценк и личностн ы х качеств, однако пока ни один из них не может считатьс я оптимальны м дл я прогноза предпринимательской деятельности. Д ел о в том, что каждый тест имеет свои преимущества и недостатки, связанн ы е с его объемом и содержанием.
П ерв ы й парамет р теста — тот набор качеств, которыйон определяет . К азалось бы, чем больший круг личностных качеств охваты вает тест, тем лучш е, но при этом неизбежно возрастает и мер теста, и вре м я тестирова ния. Например, один из самых распро
страненн ы х в мир е тест Айзенка позволяет определить две стороны человека — его (возбудимость) и характер
сти (в о вне ш ни й ми р ил и на самого себя), но недостаточно двух сто рон личности, чтоб ы делать какие-то определенные выводы. Если же мы постараемс я охватит ь больше аспектов личности, то неизбежно инструментарий более трудоемким в работе и длительным по вре м ен и использования . Поэтому в таких методиках уменьшается
Глава 5. Личностные предпринимателя
количество вопросов, отведенных на каждую черту лает результаты менее точными.
Например, тест оценивает личностных качеств, и для
определения каждого из них задействует от 6 до 12 вопросов (в зави симости от разновидност и теста). Понятно, что достаточно точно оп ределить выраженность личностног о качества, задав всего шесть во просов, трудно. Тем не менее этот тест может быть использован для быстрого и широкого охвата всей личности в целом. Использование его короткой версии (тип занимает менее получаса, и в результа те мы получаем полный (хотя и не очень точный) психологический портрет человека, который потом можно уточнить с помощью других методик, оценивающих ту или иную сторону
Если оценивать личность предпринимателя по тесту Кэттелла, то можно предположить, что успешными предпринимателя ми могут
оказаться люди с высокими показателя ми факторов С, Е, N,
и низкими показателя ми факторов М, О . Это означает, что
предпринимателю нужно обладать вы сокой эмоциональной устой чивостью, доминантностью (стремление м к руководству), стью, проницательностью, стремлением к освоению новых способов производства, самостоятельностью и высокой степенью внутренне й дисциплины. С другой стороны, ему нежелательно быть беспечным или излишне мечтательным, отрываться от реальности и быть неуве ренным в себе.
Еще один личностный тест, который используется при профотборе, это — личностный тест, создан ный для клинических исследований и широко применяемый в пси Он позволяет выявлять скрытые и явные психопатологиче ские черты личности, но малоинформативен в отношении «обычных» людей с уравновешенным характером. Тем не менее его можн о ис пользовать для тестирования претендентов на определенные долж ности риска (где персонал связан с оружием, денежны ми средствами, компьютерной безопасностью и пр.).
Среди личностных тестов, применяемых профессиональном отборе, в последнее время хорошо зарекомендо вал себя опросник Олдхэма-Орриса, который специально адаптиро ван к российской реальности. Благоприятными предпосылками достижения успеха в бизнесе могут считаться высокие показатели по
шкаламС, низкие— по шкалам И, I, К и
Этот тест дан в приложении к данному учебному пособию.
каждомтестеиспользуетсясвоенаименованиешкал,и ихЗначения совпадаютмежду собой.
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Это обусловлено тем, что для успеха нужны амбициозность (G), высокая активност ь и энергия трудолюбие готовность пойти на риск жесткость и властность В то же время излишняя по слушность и преданност ь более сильному человеку повышенная чувствительност ь и тревожность склонность к праздности (К), а также вы сокий альтруизм — готовность делать добро окружающим, служить л ю дя м — не способствуют личному успеху. Конечно, все это вовсе не означает, что люди с другой комбинацией факторов не могут достичь успеха, но им может понадобиться больше волевых усилий, настойчивост и и работы над собой.
С другой стороны, каждое из качествуспешногочеловека пр и достижении крайних значений начинает мешать успе ху. Так, полезно, но излишняя добро совестност ь превращается в пунктуальност ь и педантизм, которые заслоняют от человека его стратегическую цель и заставляют тратить силы на второстепенные мелочи. Люди «деятельного обла дают огромны м запасом энергии, необходимой для преодоления пре пятствий, но пр и избытке внутренней энергии она приводит к раз бросанност и и чувству опустошенности и усталости. В принципе любой челове к может добиться успеха, но он должен знать и учиты ватьособенность своей личности. онобладает повышеннойамбициозность ю ( G ) , то должен развивать самокритичность, если ле нив ( ни зки й показатель шкалы то усилием воли заставлять себя доводит ь дела до конца. Если он излишне много уделят внимания другим л ю дя м (вы сокий показатель по шкале то он должен раз вивать в себе здоров ый эгоизм и больше думать о собственном успехе.
Таки м образом, исследование личност и предпринимателя при по мощи психологических тестов не только помогает уточнить те или иные стороны его личности, но и показывает, в каком направлении ему следует работать над собой, чтобы повысить эффективность сво предпринимательской деятельности.
Вопросы и для проверки усвоения знаний
1. К акие определения понятия «личность» существуют в психоло гии?
2. . К а к соотносятс я между собой понятия «личность», «субъект» и
3. Как устроена структура личности согласно мнению К. Платонова?
4. К акая подструктура личности играет определяющую роль в дея тельности предпринимателя? Обоснуйте свой ответ.
доа Личностныекачествапредпринимателя
Ц личностные качества способствуют успеху в бизнесе?
Какие проблемы и трудности возникают при оценке личностных качествс тестов?
Выберите правильный вариант ответа
Ктоиз психологов особо подчеркивал связь личности с бессознательным?
I - К. Юнг;
Фрейд;
3
4 — Э.
П. Кто из психологов рассматривал личность в аспекте ее поэтапно го становления, включающего ряд психосоциальн ых кризисов?
1 К
2 — 3. Фрейд;
3 Г. Оллпорт;
4 Э. Эриксон.
Ш.Какое положение, характеризующее личност ь назва но неправильно?
1— личность представляет собой совокупност ь отдельных ин-
2 в каждом конкретном историческом обществе личности лю дей имеют общие черты;
3 — личность имеет структуру, в которой отдельные черты лично сти не связаны между
i — личность человека развивается и меняется в процессе ин дивидуальног о развития.
Заполнит е пробел в определении: — это формирую щаяся в течение жизни особенностей, кото рые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в
1индивидуальн ых биологических;
2 общих для всех психологических;
3 индивидуальн ых психологических; I социальных.
Человек как типич ный своего вида, носитель обусловленных свойств называется
•
Вопросы и для проверки усвоения знаний
1 индивидом;
2 — субъектом;
3 — индивидуальностью;
4— личностью.
VI. Человек как типичный представитель сформировавшего его щества называется
1 индивидом;
2 субъектом;
3 — индивидуальностью;
4— личностью.
VII. . Особенност и познавательн ых процессов в структуре личности относятся к подструктуре
1 — биологическог о фундамента;
2 — форм отражения;
3 жизненного опыта;
4направленности.
VIII. Потребность, четко осознаваемая человеком, называется
1 — влечением;
2 — желанием;
3 — стремлением;
4— идеалом.
IX . Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осо знанной потребности действовать в соответствии со своими ностными называется
1 — убеждением;
2 — мечтой;
3 идеалом;
4 — установкой.
X.Какое личностное качество препятствует успеху предпринима теля?
1 — самостоятельность;
2 — амбициозность;
3 — настойчивость;
4 упрямство.
лава 6