Сформулировать главную цель беседы. Чем точнее вы определите, что
-хотите получить от взаимодействия с человеком, тем вернее добьетесь желаемого.
2. Наличие плана беседы. В плане следует отметить основные этапы ва шего разговора и варианты хода беседы в от возможных от ветов Здесь же имеет смысл подготовить наиболее значимые аргументы в пользу своей позиции и возможные контраргументы, ослаб ляющие предложения оппонента.
3. Наличие необходимых справочной информации, образцов продукции и пр.
4. Правильный выбор времени и места деловой беседы. Помещение
нобыть а количество времени зависит от важности слож-
НИ4. Коммуникативные
обсуждаемой темы. Имейте в что через часа деловой ды или совещания продуктивность работы резко снижается. Если вопрос может потребовать для обсуждения больше времени, нужно предусмот реть так называемый (чай, кофе, леченье). Во время дело вой беседы следует исключить отвлекающие факторы (звонки, посетите ли и пр.).
5. Установление контакта с собеседником во время пер вой части беседы. Для начала разговора можно использовать нейтраль ные темы разговора и продемонстрировать партнеру дружелюбный на строй. Затем следует обозначить готовность прийти к взаимовыгодному соглашению оговорить процедуру беседы.
6. Прежде чем переходить к дискуссиям, следует уточнить потребности и нужды оппонента. Только тогда можно будет более точно понять по зицию другой стороны и подобрать наиболее убедительные аргументы для обсуждения проблемы. При этом необходимо продумать, как свя зать ваш вопрос с проблемами собеседника, или что его может за интересовать в вашем предложении. Для этой цели используются так называемые вопросы», на которые невозможно ответить «да» или «нет» и которые требуют более полного, развернутого ответа. Зада вая вопросы, вы имеете возможность лучше изучить вашего собеседни ка и в результате можете добиться информационного преимущества в переговорах.
7. Фиксируйте полученную информацию. Для этого можно использовать пометки на бумаге или диктофон. В первом случае следует рас шифровать сразу после переговоров, пока в памяти встречи.
8. В любом случае независимо от исхода переговоров заканчивайте бесе ду в позитивном ключе, уверяя своего в вашем уважении и выражая надежду на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Рекомендации для поддержания психологическог о контакта с со беседником:
Старайтесь сопровождать ваш диалог с человеком открытой и друже ской улыбкой. Ничто так не располагает к откровенности и не обезору живает, как доброжелательное лицо
2. во времядиалогарасположиться так, чтобы между вамии партнером не было значительных препятствий и барьеров. Дистанция во время разговора должна находиться в «комфортной
См).
3. закрытых поз (скрещенные руки и ноги или спрятанные подстол руки) , так как для подсознания они являются сигналом защиты иобороны. Люди испытывают больше доверия к собеседнику, когда
дит его руки расположенными ладонями вверх.
43 . конфликтными 105
4. Во время разговора старайтесь голову держать как можно чаще и дольше смотреть в глаза
5. Тональность речи и ее громкость должны тональности собеседника.
Управление конфликтными
Понятие конфликта и его социальная роль
• К он ф лик т (от лат. — столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более результат столкно вения их интересов или потребностей.
В этой ситуации чаще всего каждая сторона делает все, чтобы приня ты были ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоции руют его с агрессией, враждебностью, спорами и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что егоследуетвсячески в некоторых случаях конфликтдает дополнительную информацию, помогает выявить разнообразие точек зрения и большее число альтернатив или проблем. Если кон
фликты способствуют принятию обоснованных решений и разви тию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфлик ты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию ре шений, называют деструктивными. Положительная роль конфликта может также закл ю чаться в росте самосознания участников кон фликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях кон ф лик т формирует и утверждает определенные ценности, объединяе т единомышленников, играет роль предохрани клапана дл я безопасного и даже конструктивного выхода эмоций. Возникновение конфликта зависит от трех параметров: сущ ности противоречия, сопутствующих обстоятельств и внешнего по вода для кон ф ликт а 4.5).
Сущность является истинным поводом для кон фликта, его глуби нной причиной, причем не всегда осознанной. Та кие негативные чувства, как зависть, соперничество, личная язнь, жадност ь и др., могут лежать в основе столкновения людей. В то же врем я повод может быть и более осознанным, например же лание захватить рынок сбыта, потеснить конкурента или заработать побольше денег. В любом случае противоречия накапливаются по-
106 4.Коммуникативные
степенно, достигая в определенный момент