Отсюда видно, что предприятию выгодно проводить ценовую дискриминацию на рынке данного товара.
Задача 7.4. Фирма производит и продаёт товар А, в отношении которого произведена калькуляция издержек в расчёте на единицу продукции:
Сырьё ........................................ 4000 руб.
Заработная плата ....................... 1500 руб.
Прочие переменные издержки ... 1100 руб.
Постоянные издержки ............... 44000 руб.
Предполагается, что переменные издержки возрастают пропорционально объёму реализации.
В настоящий момент фирма продаёт 10000 шт. товара в месяц по цене 12000 руб./шт., но поскольку имеющиеся производственные мощности позволяют производить и реализовывать до 25000 шт. в месяц, решено проанализировать возможность получения большей прибыли в случае изменения цены реализации. Служба маркетинга оценивает возможности продаж (спрос) следующим образом:
Таблица 15 – Возможный спрос на продукцию
Возможная цена реализации, руб./шт. | Возможный объём реализации, тыс.шт./месяц |
а) Рассчитать наиболее выгодную для предприятия цену и объём реализации, при которых величина покрытия и прибыль будет максимальной. Обоснование провести с использованием метода общих величин.
б) Фирма рассматривает также предложение иностранного покупателя, который готов закупать до 25000 шт. товара в месяц по цене 9000 рублей за штуку. Однако необходимо учитывать, что в таком случае фирма понесёт дополнительные издержки по транспортировке в размере 1500 рублей за 1 штуку экспортируемой продукции.
Рассчитать, будут ли выгодными экспортные поставки, и в случае положительного ответа, каким образом распределить поставки по отношению к внутреннему и внешнему рынкам. Определить общую величину покрытия и прибыли при оптимальной стратегии поведения фирмы.
Решение.
а) Анализ возможностей реализации внутреннего рынка.
Общие переменные издержки (в руб./месяц) равны:
TVC=AVC*Q,
где AVC- средние переменные издержки.
Найдём средние переменные издержки (в руб./шт.):
AVC=AVCс+AVCз.п.+AVCпр.=4000+1500+1100=6600 руб./шт.
Таблица 16 - Доходы и расходы фирмы при работе на внутреннем рынке
Объём продаж, тыс.шт. | Цена, руб./шт. | Выручка, тыс.руб. | Общие перем. издержки, тыс.руб. | Величина покрытия тыс.руб. | Общие пост. издержки тыс.руб. | Прибыль (+) Убыток (-) тыс.руб. |
Q | P | TR | TVC | ВП | TFC | П |
-1985 | ||||||
-8925 |
Вывод: Реализовывая на внутреннем рынке товар А, фирма получит максимальную прибыль 22045 тыс. рублей, если будет продавать 15000 тыс. штук товара в месяц по цене 11003 рубля за штуку.
б) Анализ оптимального поведения фирмы на внутреннем и внешнем рынках.
Найдём переменные издержки на внешнем рынке
AVCэ=AVCв+1500, руб/шт
Объём продаж на внешнем рынке равен:
Qэ=Q (S)-Qв, шт./месяц
Суммарную величину покрытия найдем по формуле:
ВП=ВПв+ВПэ, тыс.руб./месяц
Суммарную прибыль найдём по формуле:
П=ВП (S)-TFC, тыс.руб./месяц
Таблица 17 - Доходы и расходы фирмы при работе на внутреннем и внешнем рынках
Внутренний рынок. | Внешний рынок. | Суммарные значения. | ||||||||||||||||||||||
Суммар-ный объём продаж, тыс.шт. | Объём продаж на внутр. рынке, тыс.шт. | Цена на внутр. рынке, руб./шт | Выруч-ка на внутр. рынке, тыс.руб | Общие перем. издерж-ки на внутр. рынке, тыс.руб | Величи-на покры-тия на внутр. рынке, тыс.руб | Объём на внешн. рынке продаж, тыс.шт. | Цена на внешн. рынке, руб./шт. | Выруч-ка на внешн. рынке, тыс.руб | Общие перем. издерж-ки на внешн. рынке, тыс.руб | Величи-на покрыт-ия на внешн. рынке, тыс.руб | Суммар-ная ве-личина покры-тия, тыс.руб | Общие пост. издерж-ки, тыс.руб. | Суммар-ная прибыль, тыс.руб. | |||||||||||
Q(S) | Qв | Pв | TRв | TVCв | ВПв | Qэ | Pэ | TRэ | TVCэ | ВПэ | ВП(S) | TFC | П(S) | |||||||||||
-8925 | ||||||||||||||||||||||||
Вывод: Работая на внутреннем и внешнем рынках фирма может получить максимальную прибыль 31045 тыс. рублей в месяц, если будет производить и продавать 25 тыс. штук товара в месяц, причём, продавая 15 тыс. штук в месяц по цене 11003 рубля за штук навнутреннем рынке и 10 тыс. штук по цене 9000 рублей за штуку на внешнем рынке.