Кривая спроса и величина спроса
Тема РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
План занятия (26.11.)
Тема 3. Рыночный механизм. 1. Спрос. 2. Предложение. 3. Рыночный механизм. 4. Конкуренция и рыночные структуры.
Тема 4. Экономика производителя.1. Предприниматель и фирма. 2. Экономические показатели деятельности фирмы.
Основные понятия темы:рыночный механизм; спрос; величина спроса; предложение; величина предложения; цена; рыночное равновесие; рыночная структура; монополизация рынка; антимонопольная политика.
Спрос
На рынке происходит реализация экономических интересов.
Экономические интересы | |||||
продавца (производителя) | покупателя (потребителя) | ||||
| | ||||
Предъявляют | |||||
Основные параметры, описывающие поведение участников рынка | |||||
Важно понимать, что изменение цены и объёма продаж – это результат изменения _____________________________, а не наоборот!
Прочитайте текст и выполните задания к нему
Экономистов обычно интересует не то, сколько товара хочет
и может купить один человек в данный момент времени по какой-то цене, их интересует сколько всего товара будет "спрошено", например,
в городке А. за один день при любой возможной цене, то есть величина спроса на какое-либо благо, при каждой возможной цене.
Чтобы измерить её, необходимо определить общую величину спроса всех потребителей при всех возможных ценах и при следующих условиях:
1) доходы потребителей фиксированы;
2) вкусы и предпочтения неизменны;
3) цены на все блага, связанные с данным благом, не меняются;
4) для жителей это благо желанно и потреблять его они могут
в любых количествах.
Задав эти условия, можно количественно измерить готовность всех покупателей приобрести по каждой возможной цене какое-то количество товара.
Рассмотрим, модель того, как может формироваться спрос жителей городка А. на сливочное масло за один день, задав все условия.
Будем считать, что:
· сливочное масло без хлеба жители не покупают;
· суммарный бюджет всех жителей городка А., который они готовы потратить на хлеб и сливочное масло равен 10 ден. ед.в день;
· заменяющим масло благом они считают шоколадное масло (более желанное благо), цена которого неизменна и равна 100 ден. ед. за кг.
· цена хлеба фиксирована и равна 1 ден. ед. за порцию.
· хлеба жители всегда покупают 1 порцию в день на всех.
Тогда, при цене сливочного масла 1 ден. ед. за кг, жители купят 9 кг сливочного масла, при цене 2 ден. ед. – 4,5 кг сливочного масла
и так далее, пока цена масла не станет 10 ден. ед. При цене масла
10 ден. ед. жители не купят сливочного масла вообще.
Что произойдёт со спросом на сливочное масло, если доходы жителей вырастут в два раза? Видимо, при тех же ценах жители станут покупать масла больше. А если доходы вырастут в десять раз,
то жители, скорее всего, вообще откажутся от сливочного масла в пользу шоколадного.
Если жители узнают, что потребление масла приводит к улучшению здоровья, то, скорее всего, они повысят потребление масла при каждой возможной ценепри том же доходе.
Наконец, если шоколадное масло значительно подешевеет, то при тех же ценах сливочного масла станут покупать меньше.
Итак, изменение спроса может произойти в результате:
1) изменения вкусов потребителей; 2) изменения цен на заменители (шоколадное масло) или дополняющие товары (хлеб); 3) изменения доходов потребителей.
Изменение цены на данное благо не приведёт к изменению спроса, так как изменится только количество покупаемого товара,
но при тех же ценах количество потребляемого товара не изменится,
то есть, сам спрос не изменится.
1. Сколько факторов влияет на решение потребителя купить какой-либо продукт?_____ Что значит потребители «готовы» купить? _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
2. Почему при цене 10 ден. ед. сливочного масла не купят вообще? ______________________________ __________________________________________________________________________________________
3. Что за график изображен
на рис. 3.1.?
___________________________
___________________________
4. На основании модели, описанной в тексте, постройте на рис. 3.1 график спроса жителей городка А на сливочное масло в координатах:
Q ‑ объём спроса в кг, Р ‑ цена масла в денежных единицах, после того,
как доходы жителей выросли в два раза.
5. Изобразите на рис. 3.1а, как будет выглядеть график спроса после того, как жители узнали, что потребление масла приводит
к улучшению здоровья?
6. Как будет выглядеть график спроса на сливочное масло после того, как шоколадное масло значительно подешевеет?_______________________
___________________________________________________________________
7. Произойдёт ли сдвиг кривой спроса, если в первоначальных условиях (см. рис. 3.1) цена изменится с 2 до 4 ден. ед.? _________________________
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по всем возможным ценам в определенный период времени при прочих равных условиях.
Следует отличать спрос и величину спроса.
Величина (объём) спроса - это количество блага Х, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной цене при данном неизменном спросе, то есть при прочих равных условиях
Сам спросзависит от многих факторов, которые могут измениться в любой момент времени. Величина спроса зависит от того, какой спрос на данное благо существует при этих факторах.
Факторы, формирующие спрос:
1. Цены сопряженных благ;
2. Доход потребителей;
3. Предпочтения и вкусы потребителей.
Цена данного блага не влияет на спрос, влияет на величину спроса.
Сдвиги кривой спроса
Изменение неценовых факторов спроса:отражается на графике сдвигом кривой спроса. Увеличение спроса Þсдвиг кривой спроса вправо (нарисуйте), уменьшение Þ сдвиг влево ( нарисуйте)
Рассмотрим ситуацию на рынке качественного блага Х
Кривая спроса сдвинулась | Произошло следующее событие |
Выросли цены на заменяющие блага | |
Упали цены на дополняющие блага | |
Выросли доходы населения | |
Упала цена на данное благо |
Закон спроса:Чем меньше цена, тем больше величина спроса, и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спросапри прочих равных условиях.
Неценовые факторы спроса
Фактор | Пример-пояснение влияния неценового фактора на спрос | Графическая интерпретация |
Рост цены на заменяющее благо | Пусть в школьном буфете продают только два вида леденцов – синие и красные. Они имеют одинаковый вкус и цена у них первоначально одинаковая. Спрос на красные леденцы задан линией D1. Допустим, что синие леденцы подорожали. Часть покупателей откажется от синих леденцов в пользу красных. При тех же ценах на красные леденцы их станут покупать больше. Спрос на красные леденцы вырастет и станет D2. (Падение цены будет действовать в обратном направлении) | |
Снижение цен на заменяющее благо | Пусть в школьном буфете продают только два вида леденцов – синие и красные. Они имеют одинаковый вкус и цена у них первоначально одинаковая. Спрос на красные леденцы задан линией D1. Допустим, что синие леденцы подешевели. Часть покупателей откажется от красных леденцов в пользу синих. При тех же ценах на красные леденцы их станут покупать больше. Спрос на красные леденцы упадёт и станет D2 | |
Рост цены на дополняющее благо | Пусть в небольшой английской деревне Сэнт-Мэри-Мид чай пьют только с молоком. Допустим, молоко сильно подорожало. Значит, на имеющиеся средства люди теперь могут купить меньше молока, а соответственно чая тоже будут пить меньше. Спрос на чай упадёт. При тех же ценах на чай его будут покупать меньше. Линия спроса сдвинется влево от D1 к D2. | |
Снижение цен на дополняющее благо | Пусть в стране А выпускают автомобили с очень большим потреблением топлива. Первоначально спрос на эти автомобили описан линией D1. Топливо подешевело. Часть граждан, которые раньше не покупали автомобили, так как не могли их заправлять дорогим топливом теперь будут их покупать. Спрос на автомобили вырастет и станет D2. | |
Рост (падение) доходов граждан (качественное благо) | Пусть гражданин Н. очень любит ходить в боулинг, однако его доходы не позволяют ему ходить туда чаще, чем 1 раз в месяц. Кривая спроса на услуги боулинга D1. Если ежемесячный доход гражданина возрастет в 2 раза, то его спрос на услуги боулинга возрастёт. Линия спроса сдвинется в положение D2. | |
Рост (падение) доходов граждан (некачественное благо) | Пусть малообеспеченный гражданин Н. ездит до работы на переполненном муниципальном автобусе, где проезд стоит дёшево. Спрос на автобусные поездки гражданина Н. описан линией D1. До работы можно добраться и на автолайне повышенной комфортности, но для гражданина Н. это слишком дорого. Если доходы гражданина Н. возрастут, то, скорее всего, он откажется от поездок на муниципальном автобусе в пользу автолайна. Спрос на автобусные поездки упадёт, при тех же ценах за проезд, гражданин Н. будет реже ездить на автобусе, кривая спроса на автобусные поездки переместится в положение D2. | |
Вкусы и предпочтения (мода, сезонность) | В конце пляжного сезона люди перестают покупать пляжную одежду в тех же объёмах, что в течении сезона. Пусть спрос на пляжную одежду в начале сезона был описан линией D1. В конце сезона спрос на пляжную одежду упал. При тех же ценах люди покупают меньше пляжной одежды. Линия спроса сдвигается в положение D2. | |
Ожидания покупателей | В стране В., основным продуктом питания является рис. Произошла сильная засуха, поэтому люди ожидают повышения цен на рис. Обычный спрос на рис описывала линия D1. Теперь люди стремятся закупить рис впрок, поэтому по тем же ценам покупают больше риса. Спрос на рис растёт из-за ожидания повышения цен, кривая спроса сдвигается в положение D2. |
Решите тесты
1. Выберите верные утверждения о спросе:
1. Цена спроса – минимальная цена, которую готовы заплатить потребители.
2. Чем выше цена, тем меньше спрос.
3. Спрос на каждый продукт определяется желанием потребителя купить этот продукт и возможностью, а на желание потребителя влияет много разных причин.
4. Если цена заменяющего блага падает, спрос на данное благо растёт.
5. Если цена дополняющего блага падает, спрос на данное благо растёт.
6. Рост доходов потребителей вызывает рост спроса на одни блага и падение спроса на другие.
7. При принятии решения о покупке продукта потребителя не интересует цена ресурсов, из которых продукт изготовлен)
8. Спрос описывает поведение покупателя и не описывает поведение производителя товаров.
2. На рисунке отражено изменение спроса на российском рынке картофеля линия спроса D1 переместилась в новое положение D2.(P – цена и Q – количество товара).
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) значительное подорожание круп и макаронных изделий
2) снижением затрат производителей картофеля
3) снижением цены картофеля
4) открытием омолаживающих веществ в составе картофеля
5) увеличением доходов населения
3. Сдвиг кривой спроса вправо означает, что:
1) производители предлагают больше продукта при любой цене
2) потребность в продукте уменьшилась 3) спрос уменьшился
4) величина спроса увеличилась при любой цене 5) спрос вырос
4.На рисунке отражены изменения спроса на мобильные телефоны линия спроса D1 переместилась в новое положение D2 (P – цена и Q – количество мобильных телефонов). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Обведите цифры,
под которыми они указаны.
1) появлением планшетов и смартфонов
2) ростом цен на стационарные телефоны
3) значительным повышением тарифов на услуги мобильной связи
4) увеличением песий и других социальных выплат
5) ростом издержек производителей мобильных телефонов
Закон предложения
Как правило, чем выше цена, тем больше величина предложения. По закону предложения кривая предложения, как правило, имеет положительный наклон.
Сдвиги кривой предложения
Изменение неценовых факторов предложенияотражается на графике сдвигом кривой предложения. Сдвиги кривой предложения показаны на рис.
Увеличение предложения Þсдвиг кривой предложения вправо ,
уменьшение Þ сдвиг влево.
Выполните упражнения:
1. На рисунке 3.3. изображено предложение товара Х.
Что изменится, если производителю назначат налог 1 рубль на единицу продаж? Отразите это на рис. 3.3.
2. Как изменится кривая предло-жения, если затраты на единицу продукции у производителя снизились
на 1 рубль на каждую штуку? Отразите это на рис. 3.3.
3. На основании полученной информации, заполните таблицу, определив какие из нижеперечисленных факторов приведут к снижению предложения, а какие – к его росту.
1) рост цены производственных ресурсов; 8) увеличение количества фирм на рынке;
2) неэффективный способ управления; 9)рост зарплаты работников отрасли;
3) снижение цен на энергоносители; 10) улучшение технологии;
4)увеличение налогов на производителя; 5) ожидание высоких доходов от данной деятельности; 6) оптимизация организации производственного процесса;
7) улучшение условий производства в альтернативных отраслях.
Снижают предложение | Увеличивают предложение |
Решите тесты
1.На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой техники (P – цена и Q – объём предложения товара): линия предложения S переместилась в новое положение S1. Это перемещение может быть связано с:
1) существенным ростом доходов населения
2) повышением пошлин на ввоз бытовой техники иностранного производства
3) снижением себестоимости электроэнергии
4) открытием новых сетевых магазинов, торгующих бытовой техникой
5) повышением арендной платы за складские и офисные помещения
2.На рисунке отражена ситуация на рынке бытовой химии (P – цена и Q – объём предложения товара): линия предложения S переместилась в новое положение S1. Это перемещение может быть вызвано, прежде всего с:
1) появлением аналогичных средств на основе природных компонентов
2) сокращением издержек производства бытовой химии
3) слухами о вреде бытовой химии для здоровья
4) наступлением сезона отпусков
5) снятием запретов на ввоз бытовой химии из других стран
3.Выберите верные утверждения о предложении:
1. Цена предложения это минимальная цена, по которой производитель готов продать единицу продукта.
2. При повышении цены в предложение включаются всё менее эффективные производители, поэтому количество предлагаемого товара по мере роста цены растёт.
3. Спрос всегда определяет предложение.
4. Факторы спроса не влияют на предложения продавца, а факторы предложения не влияют на поведение потребителя.
5. Изменить предложение могут все факторы, влияющие на затраты производителя и продавца.
Рыночное равновесие
1. Изучите рисунок 3.4. Какая цена является равновесной?
2. В каких единицах она измеряется?
3. Почему именно она равновесная?
4. Какое количество товара готовы приобрести потребители по цене 2?
5. Какое количество товара предложат по цене 2?
6. Какое количество товара продадут по цене 2?
7. Как называется ситуация, которая сложится на рынке при цене 2?
8. Какое количество товара спросят по цене 7?
9. Какое количество товара предложат по цене 7?
10. Какое количество товара продадут по цене 7?
11. Как называется ситуация, которая сложится на рынке при цене 7?
12. Что изменится на этом рынке, если подешевели ресурсы? Дорисуйте на рис. 3.4. и поясните ситуацию.
13. Что возникает, когда фактическая цена на рынке отличается от равновесной?
14. Что может вызвать нарушение рыночного равновесия? _____________
15. Что приводит к изменению параметров равновесия рынка?___________
16. Что произойдёт на рынке, если правительство запретит продавать больше 2 единиц продукции см. рис. 3.4.? __________________________________
Директивное ограничение объёма продаж называется _________________
Равновесиена рынкепредполагает равенство величин спроса и предложения. Точка Eназывается точкой равновесия (см. рис.3.5.), а соответствующие цена Ре =5и объём продаж Qе = 5 равновесными.
Решите тесты
1. Выберите верные утверждения о рыночном равновесии:
1. При установлении рыночной цены выше равновесной возникает дефицит предложения.
2. При установлении рыночной цены выше равновесной возникает избыток предложения.
3. Если и спрос, и предложение растут, то равновесная цена вырастет.
4. Если и спрос, и предложение растут, то равновесный объём вырастет.
5. Если спрос растет, а предложение снижается, то равновесная цена растет.
2.Правительство решило повысить налог на выпуск табачных изделий. Что из перечисленного произойдёт, при прочих равных условиях,
на этом рынке?
1) рост спроса 2) падение предложения
3) рост, как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж
4) снижение равновесной цены и рост равновесного объёма продаж
5) повышение равновесной цены и снижение равновесного объёма продаж
6) снижение, как равновесной цены, так и равновесного объёма продаж
3.Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
1) спрос равен предложению 2) нет ни дефицита ни избытка товаров
3) уровень технологии меняется постепенно
4) цена равна сумме издержек и прибыли
5) объём предложения равен объёму спроса
4.Установите соответствие между различными элементами рынка и их существенными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.
Существенные признаки | Понятие |
А) количество благ, которое хотят и могут купить потребители Б) цена, при которой объёмы спроса и предложение равны В) его избыток приводит к тому, что часть товаров будет не куплена Г) количество благ, которое хотят и могут продать продавцы Д) точка пересечения кривых спроса и предложения | 1) спрос 2) предложение 3) равновесие рынка |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Рыночные структуры
Прочитайте текст в котором пропущен ряд слов
и выполните задания к нему
«Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться) представ-ляет собой ______ (А) за более ______ (Б) и соответственно – за лучшие результаты деятельности. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой ______ (В). Общества, полагающиеся на ______ (Г), успешнее других достигают своих целей и именно она показывает, как можно эффективнее производить вещи. Конкуренция способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ______ (Д), предотвращает ______ (Е) производителей. В этом несомненная положительная роль конкуренции
в общественном ______ (Ж) и эффективность конкурентных ______ (З)».
1. (2 балла). Выберите слова, которые необходимо вписать
на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов
в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) соперничество | 4) прибыль | 7) конкуренция |
2) производство | 5) ресурсы | 8) диктат |
3) выгодные условия | 6) рынок | 9) собственность |
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
2. Подчеркните в тексте определение конкуренции.
3. Кто и за что конкурирует на рынке?
4. Всем ли рынкам свойственна конкурентная борьба производителей?
Виды и типы конкуренции
Экономисты выделяют следующие типы рынков: Совершенная конкуренция; Чистая монополия; _ Олигополия; _ Монополистическая конкуренция; Монопсония.
Монопсонияя – возникает на рынке, когда там доминирует единственный покупатель, что заставляет продавцов соглашаться на его условия.
Совершенная конкуренция – это тип рынка, который характеризуется:
- наличием очень большого количества мелких производителей
или продавцов,
- наличием стандартизированной, однородной продукции,
- неспособностью отдельных продавцов оказывать влияние на цену,
- свободным входом и выходом продавцов с рынка и на рынок, и
- отсутствием необходимости в неценовых воздействиях.
Монополистическая конкуренция – это тип рынка, который характеризуется:
- наличием большого количества фирм,
- товары дифференцированные и не рассматриваются потребителями
в качестве абсолютных заменителей,
- некоторая способность продавцов устанавливать цены по своему усмотрению,
- свободный вход и выход с рынка,
- большое значение неценовых действий для дифференциации товара.
Олигополия – это тип рынка, который характеризуется:
- наличием нескольких доминирующих и множества мелких предприятий,
- стандартизованным либо дифференцированным товаром,
- способностью доминирующих фирм диктовать цены, но, в то же время, их боязнью ответных репрессивных мер,
- технологическими и экономическими барьерами, стоящими на пути предприятий, стремящихся занять доминирующие позиции,
- широким использованием неценовых форм конкуренции из боязни вызвать «войну цен».
Чистая монополия – это тип рынка, который характеризуется:
- один продавец или производитель,
- уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя,
- продавец может запросить любую цену, какую он хочет,
- доступ в отрасль совершенно невозможен из-за юридических, технологических или экономических барьеров,
- нет потребности в неценовых воздействиях, за исключениям связей
с общественностью или рекламирования торговой марки.
В экономической теории особенно выделяют следующие виды монополии:
· Государственная монополия – монополия со стороны государства (например, производство вооружений, алкоголя, табака, осуществления валютных операций).
· Естественная монополия – монополия, предполагающую ситуацию, когда наличие второго продавца экономически нецелесообразно.
На основании представленной информации заполните таблицу.
Характеристика рынка | Типы рыночных структур | |||
Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
1. Количество продавцов | ____________ ____________ | ____________ ____________ | ___________ ___________ | __________ __________ |
2. Степень однородности товара | ____________ ____________ | ____________ ____________ | ___________ ___________ | __________ __________ |
3. Характер конкуренции | ____________ ____________________________________ | ____________ _______________________________________ | ___________ _________________________________ | __________ ______________________________ |
4. Барьеры входа на рынок | ____________ ____________ | ____________ ____________ | ___________ ___________ | __________ __________ |
5. Степень рыночной власти | ____________ ____________ | ____________ ____________ | ___________ ___________ | __________ __________ |
Примеры | ____________ ____________________________________ | ____________ __________________________________________ | ___________ _________________________________ | __________ ______________________________ |
Решите тесты
1. Какие из приведённых ниже свойств характерны для рынка совершенной конкуренции?
1)взаимозависимость продавцов 2) мобильность ресурсов
3) дифференциация продукции 4) использование рекламы
5) большое число продавцов 6) однородность продукции
2. Вычеркните неверные суждения:
1. Барьеры входа на олигополистический рынок выше, чем на рынок совершенной конкуренции.
2. Монополистическая конкуренция – это конкуренция двух монополий.
3. Увеличение цены приводит к снижению спроса.
4. Закон предложения гласит, что (при прочих равных условиях)
величина предложения товара растёт при росте цены этого товара.
5. Рост цен факторов производства снижает предложение.
6. Вкусы потребителей – это фактор предложения.
7.При монополистической конкуренции выпуск товаров осуществляет большое количество фирм.
8.В условиях монополистической конкуренции и олигополии объёмы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
Тема 4. ЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Предприниматель и фирма
Кто создаёт фирмы? Как создают фирмы?Зачем создают фирмы?
ОРГАНИЗАЦИИ | ||||||
Характеристика | __________________ | _____________________________ | ||||
Цели | Получение максимальной прибыли для своих владельцев путём производства товаров и услуг | Социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные цели, в целях, направленных на производство общественных благ.. | ||||
Источники финансирования | Собственные и привлечённые средства | Пожертвования, гранты организаций,вы- ручка от коммерческой деятельности и др. | ||||
Как используются полученные доходы | Часть прибыли реинвес-тируют в развитие, оставшуюся часть распределяют между собственниками | Все доходы направляют на достижение целей, для которых создана организация. | ||||
| ||||||
Собственные средства | Привлеченные средства | |||||
____________________________________________________________________________________________________________ | ______________________________________________________________________________________________________________ | |||||
Фирма – (от лат. «firmare» закреплять, упрочивать) организация, созданная одним или более юридическим и/или физическим лицами для производства благ, с целью регулярного излечения прибыли.
Производство – процесс преобразования ресурсов в блага.
Кому принадлежат ресурсы, которые используют фирмы в процессе производства?
Решите тесты
1. Выберите верные суждения о фирмах:
1. Некоммерческие организации не могут получать прибыль от своей деятельности.
2. Фирма является одним из субъектов рыночного хозяйства.
3. Основной признак коммерческой организации – ведение благотворительной деятельности.
4. Оказание медицинской помощи нельзя считать производством,
так как в данном процессе никакой продукт не создаётся.
5. Функции менеджера и предпринимателя, как правило, в малом бизнесе выполняет одно и то же лицо и разные лица – в крупном.
2. Выберите верные суждения об источниках финансирования фирм:
1. Источниками финансирования деятельности фирм являются собственные и привлечённые средства.
2. Заёмные средства фирма должна вернуть кредитору в конце оговоренного срока, а собственные средства фирма должна вернуть владельцам при окончании срока своего существования.
3. Предприниматель, основавший фирму за счёт заёмных средств,
не является её собственником.
4. Источником финансирования бизнеса не может быть амортизация, так как это затраты на оборудование.
5. Прибыль может быть источником финансирования бизнеса.
3. В приведенном списке выберите характеристики отличающие деятельность предпринимателя от других видов деятельности:
1) новаторство 2) рациональное использование ресурсов
3) готовность к риску 4) стремление к прибыли
5) приверженность нетрадиционным методам управления
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите это слово (словосочетание).1) уставный капитал, 2) амортизация, 3) займы,
4) источники финансирования фирмы, 5) нераспределенная прибыль.
2) сбор информации о товаре 3) экспертизу юридических документов фирмы
4) изучение поведения потребителя 5) разработку рекламной компании фирмы
Задания части 1 ЕГЭ
1.(1 балл) Запишите слово, пропущенное в таблице.
Величина спроса | То количество товара, которое все покупатели в данный момент времени готовы (хотят и могут себе позволить) купить по данной цене при данном неизменном спросе. |
.................. | Все возможные количества товаров, которые готовы (хотят и могут) продать все производители по каждой возможной цене в данный момент времени и при прочих равных условиях. |
2.(1 балл) В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
1) факторы спроса; 2) доходы потребителей; 3) цены сопряженных благ; 4) вкусы и предпочтения граждан; 5) количество покупателей.
3.(1 балл) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, влияют на изменение самого предложения абстрактного блага Х.
1) цены ресурсов; 2) цена блага Х; 3) субсидии производителю блага Х; 4) налоги на производство блага Х; 5)спрос на благо Х; 6) технологии.
Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда.
4.(2 балла) Установите соответствие между примерами и стадиями процесса воспроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Стадия воспроизводства |
А) начисление заработной платы Б) отдых на зарубежном курорте В) проведение урока в школе Г) покупка проездного билета Д) составление проекта Государственного бюджета | 1) распределение 2) обмен 3) потребление 4) производство |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
5.(2 балла) Выберите верные характеристики равновесной цены
Равновесная цена – это единственная цена, при которой:
1) издержки производителя на продукт полностью окупаются
2) дефицит данного товара устраивает покупателей
3) дефицит равен нулю
4) происходит снижение равновесного объёма продаж
5) количество предлагаемого товара, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели
6.(2 балла) На рынке «Облачко» продают только чугун, только фирмам за безналичный расчёт и только крупными партиями, снабжая чугуном все производства N-ской области. Найдите в перечне характеристики данного рынка.
1) оптовый рынок 2) розничный рынок 3) региональный рынок
4) рынок ресурсов 5) денежный рынок 6) рынок благ
7.(2 балла) В стране М. экономика представляет собой многоотраслевой комплекс. Основу его составляет обрабатывающая промышленность. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?
1. Работникам предприятий выплачивается заработная плата.
2. Предприятия выплачивают налоги в государственный бюджет.
3. Производители свободны в принятии решения, что и как производить.
4. Единственная форма собственности в стране М - частная.
5. Отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством.
8.(1 балл) На рисунке отражена ситуация на рынке товаров для активного отдыха: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с:
1) наступлением сезона отпусков
2) повышением цен на товары для отдыха
3) ростом доходов потребителей
4) уменьшением числа туристических фирм
5) ростом цен на туристические путевки
9.(1 балл) На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со):
1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) ростом цен на топливо и удобрения
3) ожиданиями низкого урожая зерна
4) отменой налоговых льгот производителям зерна
5) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
10.(2 балла) Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
<