Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
— Найдите сложное слово. Выделите основы. Запишите еще 3 сложных слова.
V. Физкультминутка
VI. Самостоятельная работа
Упр. 186. стр. 97.
Домашнее задание
Упр. 185. стр. 97.
Урок 78
Тема урока: Контрольный диктант по итогаи первого полугодия. Цели урока: Проверка знаний.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Диктант
Зима в лесу
Молчат поля и леса. Одна поземка шуршит. Выглянуло солнышко. Захотелось нам увидеть красоту зимней природы. Вот мы на опушке леса. Лесная поляна покрыта снегом.
Снежная пыль посыпалась на землю. Выбежал на полянку заяц. Осмотрелся зверек и поскакал в лес.
На страницах снежной книги можно читать рассказы о жизни птиц и зверей. Это сорока оставила на снегу след длинного хвоста. Следы украсили лесную полянку.
На доске слова: захотелось, увидеть.
III. Самопроверка
IV. Грамматическое задание
1. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Снежная пыль посыпалась на землю.
2. Разберите по составу слова: запах, зимушка, пыль.
3. Подберите к каждому слову два слова с таким же составом.
4. Запишите три однокоренные слова с корнем -бег-.
V. Самопроверка Итог урока
Урок 79
Тема урока: Работа над ошибками.
Цели урока: Развивать орфографическую зоркость, умение работать над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Сообщение общих результатов работы
III. Классификация типичных ошибок и работа над ними
Коллективно-индивидуальная работа. Работа проводится с каждой группой ошибок.
Для детей, выполнивших работу без ошибок, можно предложить следующее задание:
1. Составьте из данных слов предложение. Укажите известные вам части речи. Озаглавьте текст.
Ива, на, берег, растет, лесной, плакучая. В, она, ветви, вода, опустила. Ива, видит, как, стаи, в, река, ходят, рыб,
и, кувшинки, раскрываются. За, ива, пчелы, к, пчелы, медом, первым.
Вербой, иву, называют, весной. Прибегают, к, ребятам, верба, ветки/срезают. Дома, в, ставят, с, бутылка, вода. Них, на, барашки, зацветают.
По Г. Снегиреву.
2. Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв, подчеркните в этих словах звонкие согласные одной чертой, глухие—двумя чертами.
3. Подберите и запишите слова, которые состоят из следующих частей: корня и окончания; корня, суффикса и окончания; приставки, корня, суффикса, окончания. Выделите корень.
Запишите 5 слов с безударной гласной, не проверяемой ударением, подчеркните данную безударную гласную.
4. Разделите слова на слоги, поставьте ударение: осенний, коллектив, класс, рассказ, жужжит. Допишите 2 слова на это правило.
5. Запишите 3 предложения про зиму: первое — повествовательное, второе — вопросительное, третье — восклицательное.
Итог урока
Урок 80
Тема урока: Правописание парных согласных в середине слова.
Цели урока: Развивать навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Чистописание
Новый год — к весне поворот.
— Что написано на доске? Почему так говорят? Догадайтесь, какие две буквы мы будем сегодня писать? В пословице они обозначают один и тот же звук. (Буквы «д» и «т». В словах «год», «поворот», буквы «д», «т» обозначают звук [т].)
— Дайте характеристику этому звуку. Назовите другие парные согласные. Запишите пары.
— Запишите пословицу, подчеркните парные согласные. Что нужно сделать для проверки парной согласной в конце слова?
III. Словарно-орфографическая работа
Игра «Путаница».
— Догадайтесь, какие слова «спрятались»? (Итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)
тот; ризкап, зенойам, вмоти, бозно
— Объясните значения слов. Что общего в словах? (На конце слов — парная согласная.)
— Составьте предложение с одним из слов (устно). Запишите слова в словарик.
2! Дмитриева
IV. Работа над темой
шубка зуб
лодка луг
грядка завод
ножка отряд
тетрадка город
— По какому признаку слова распределены на две группы? (В первом столбике парная согласная в середине слова, а во втором — в конце слова.)
— Как можно проверить парную согласную в середине слова?
— О чем же нам говорит правило? Дети читают правило на странице 99.
— Измените слова первого столбика так, чтобы парный согласный слышался ясно.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
Коллективно-индивидуальная работа. Упр. 187, стр. 98(устно); упр. 189, стр. 98.
VII. Самостоятельная работа
1. Упр. 188. стр. 98.
2. Запишите слова в два столбика. В левый — с буквой «ж», в правый — с буквой «ш». В скобках запишите проверочные однокоренные слова с суффиксами - енк-енък
Выделите корни и суффиксы. Подчеркните парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Образец: стежка (стежечка), брошка (брошечка)
Клю..жа, подру„.ка, стри...ка, варе...ка, кату...кау маку...ка, избу...каТ ло...ка, доро...ка, кры...ка, кни...кау но...ка} игру...ка, подру...ка, кру...ка.
VIII. Повторение изученного
Групповая работа. Упр. 190, стр. 100. Вариант I — 1-я часть; вариант II — 2-я часть.
Домашнее задание Упр. 191, стр. 101.
Итог урока
Урок 81
Тема урока: Упр. В проверке слов с глухими и звонкими согласными. Цели урока: Закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
Ход урока