Понятие деструктивной мотивации. Демотивация и микрополитика.
Деструктивная мотивация - это любая мотивация, препятствующая реализации организационных целей и задач.
Виды деструктивной мотивации:
· Демотивация;
· Микрополитическая мотивация.
Демотивация связана с действием мотивов, несовместимых с конструктивной мотивацией, они препятствуют конструктивному поведению, тормозят его (недоверие к руководству).
Причины демотивации:
1. Ослабление привлекательности стимула (чествование победителей конкурса «Лучший по профессии» проходит формально, высшее руководство своим присутствием мероприятие не удостаивает).
2. Длительное неполучение ожидаемых стимулов или получение их в меньшем размере (разочарование в условиях труда и возможностях карьерного роста у перспективного менеджера, руководство не сдержало обещаний).
Системные причины демотивации:
1. Система оплаты труда по результатам, основанная на внешнем, преимущественно денежном стимулировании. Такое мотивирование основано на недоверии к работнику, предположении, что без дополнительного вознаграждения, используемому по принципу «стимул - реакция», он не будет выкладываться, работать в полную силу. В результате человек утрачивает присущее ему желание трудиться, потребность в созидании, творчестве, самореализации. Он работает за деньги «от и до», т. е. строго в рамках должностных обязанностей.Поэтому прямое денежное стимулирование может обеспечить лишь временный, краткосрочный успех. К тому же оно предполагает недоверие к работнику и требует почти тотального контроля и точного измерения результатов труда,что в современном производстве практически невозможно.
Платить конечно надо хорошо и справедливо, но главные мотиваторы - это возможность проявить себя, свободное пространство для самореализации, обучения. Это интересные задачи, хорошие отношения с коллегами и руководством, их уважение и признание, общая радость за достигнутые успехи, самоуважение.
2.Сильное демотивирующее воздействие оказывают не только хорошо известные нарушения управленческих правил: грубость и самоуправство руководителя, неуважение к подчиненным, необоснованность критики и т. п., но и используемые для повышения мотивации различные системы компенсации труда, соревнования между работниками и отделами, отбивающие желание к сотрудничеству и разрушающие командные принципы работы.
3. Неуверенность в возможности получения стимула, возникающая в результате оценки собственных способностей и (или) ситуационных условий достижения цели.Сотрудник сомневается, что сможет своевременно выполнить новое задание, из-за недостаточной компетентности или из-за нарушений в технологическом процессе, от которого зависит его работа.
4. Переоценка в сторону повышения издержек или затрат, необходимых для получения стимула, и их соотношения с привлекательностью стимула. Работник узнает, что из-за падения спроса на товар для выполнения плана продаж и получения соответствующего вознаграждения ему теперь придется работать сверхурочно или же в выходные дни.
5. Ощущение несправедливости в вопросах компенсации труда. Программист, работающий в банке, узнает, что в других подобных учреждениях за выполнение такой же работы сотрудники получают в два раза больше.
6. Усиление мотивов-антагонистов.Мотивация сотрудника рекламного агентства снижается из-за того, что руководство заставляет его рекламировать продукцию низкого качества, опасную для здоровья. Сотрудник же считает себя честным человеком и осуждает заведомый обман.
7. Появление новых сильных мотивов, несовместимых с конструктивным (с точки зрения руководства организации) мотивом.
У женщины-менеджера, интенсивно работающей над срочным проектом, в том числе сверхурочно и по субботам, резко обострились отношения в семье. Любимый муж заявил, что больше не потерпит, если она будет задерживаться на работе, и потребовал от нее «либо работать как все, либо поискать другую работу, либо жить одной». В результате трудовое усердие женщины-руководителя значительно снизилось.
Существуют и другие причины демотивации: плохая организация труда, невнимание руководства к работникам, отсутствие необходимой информации и обратной связи, тяжелый или неинтересный, однообразный труд, устаревшее оборудование, вредные условия труда, чрезмерная нагрузка и т. д.