Раздел 10. развитие персонала организации
Лекция № 11. Развитие персонала организации.
Структура лекции:
1. Понятие и цели развития персонала.
2. Методы совершенствования персонала.
3. Формы профессиональной подготовки. Управление карьерой персонала.
Понятие и цели развития персонала.
Развитие персонала - это обеспечение возможности получения образования, развития и профессионального обучения для повышения показателей отдельных работников, команды и организации в целом.
Профессиональное развитие персонала - представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новой должности, решению новых задач.
Цели развития персонала - создание условий, в которых мог бы реализоваться скрытый потенциал сотрудников.
Скрытый потенциал – способность использовать новые навыки и знания, а также и множество идей, которые до сих пор не были обнаружены и касаются того, как лучше упорядочить работу организации.
Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:
• серьезная конкуренция;
• бурное развитие новых информационных технологий.
Элементы развития персонала:
- научение;
- образование;
- развитие;
- обучение.
Научение – изменение поведения в результате практики или приобретения опыта.
Модель научающийся организации:
- Коллективное видение будущие возможности;
- Структура, обеспечивающая возможность учиться;
- Поддерживающая культура;
- Доверяющее руководство;
- Мотивационная рабочая сила (желание);
- Поощрение обучения среди всех сотрудников.
Методы совершенствования персонала.
Методы обучения на рабочем месте:
1. демонстрация;
2. наставничество;
3. ротация видов работ;
4. планомерное приобретение опыта.
Методы обучения вне рабочего места:
1. лекции;
2. беседы;
3. дискуссии;
4. анализ конкретных ситуаций;
5. ролевые игры;
6. моделирование;
7. групповые задания;
8. построение команды;
9. дистанционное обучение;
10. семинар;
11. программы личного развития;
12. НЛП.
Методы обучения на рабочем месте или вне его:
1. инструктаж;
2. вопросы и ответы;
3. активное обучение;
4. задания;
5. чтение инструкций;
6. электронное обучение;
7. видео.
3. Формы профессиональной подготовки. Управление карьерой персонала.
Профессиональная подготовка.
• начальное профессиональное образование;
• подготовка кадров на производстве;
• среднее профессиональное образование;
• высшее профессиональное образование;
• послевузовское профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование.
• В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования).
• Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов.
• Колледжи и лицеи
• Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
Среднее профессиональное образование.
• Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО);
• Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)
• Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).
• Высшее профессиональное образование.
• Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах, высших училищах и некоторых колледжах.
Послевузовское профессиональное образование.
• аспирантура;
• докторантура;
• ординатура;
• интернатура;
• получение второго высшего образования (не считая получения двух специальностей одновременно),
• магистратура,
профессиональная переподготовка.
Послевузовское профессиональное образование.
• аспирантура;
• докторантура;
• ординатура;
• интернатура;
• получение второго высшего образования (не считая получения двух специальностей одновременно),
• магистратура,
• профессиональная переподготовка.
Образование – развитие знаний и умений.
Развитие– рост и реализация способностей и потенциала личности посредством обучения и получения образования.
Обучение– изменение поведения с помощью обучающих событий, программ, инструкций для эффективного выполнения порученной работы.
Фазы профессионального развития:
- Стадия «оптации» (от11-12 до 14-18 лет) - стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения, на этой стадии может оказаться и взрослый человек, например безработный.
- Стадия адепта - стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.
- Стадия адаптанта - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, стадия длится от 2-3 месяцев до 2-3 лет в зависимости от сложности профессии. Без него человек не может стать представителем профессии, так как для формирования профессионала имеет значение не только профессиональное образование, но наличие благоприятной профессиональной среды.
- Стадия интернала — работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становится равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии.
- Стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и достаточно высокий уровень притязаний.
- Стадия авторитета - работник становится лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники
- Стадия наставника — высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становится не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.