Раздел 10. развитие персонала организации

Лекция № 11. Развитие персонала организации.

Структура лекции:

1. Понятие и цели развития персонала.

2. Методы совершенствования персонала.

3. Формы профессиональной подготовки. Управление карьерой персонала.

Понятие и цели развития персонала.

Развитие персонала - это обеспечение возможности получения образования, развития и профессионального обучения для повышения показателей отдельных работников, команды и организации в целом.

Профессиональное развитие персонала - представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новой должности, решению новых задач.

Цели развития персонала - создание условий, в которых мог бы реализоваться скрытый потенциал сотрудников.

Скрытый потенциал – способность использовать новые навыки и знания, а также и множество идей, которые до сих пор не были обнаружены и касаются того, как лучше упорядочить работу организации.

Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:

• серьезная конкуренция;

• бурное развитие новых информационных технологий.

Элементы развития персонала:

  1. научение;
  2. образование;
  3. развитие;
  4. обучение.

Научение – изменение поведения в результате практики или приобретения опыта.

Модель научающийся организации:

  1. Коллективное видение будущие возможности;
  2. Структура, обеспечивающая возможность учиться;
  3. Поддерживающая культура;
  4. Доверяющее руководство;
  5. Мотивационная рабочая сила (желание);
  6. Поощрение обучения среди всех сотрудников.

Методы совершенствования персонала.

Методы обучения на рабочем месте:

1. демонстрация;

2. наставничество;

3. ротация видов работ;

4. планомерное приобретение опыта.

Методы обучения вне рабочего места:

1. лекции;

2. беседы;

3. дискуссии;

4. анализ конкретных ситуаций;

5. ролевые игры;

6. моделирование;

7. групповые задания;

8. построение команды;

9. дистанционное обучение;

10. семинар;

11. программы личного развития;

12. НЛП.

Методы обучения на рабочем месте или вне его:

1. инструктаж;

2. вопросы и ответы;

3. активное обучение;

4. задания;

5. чтение инструкций;

6. электронное обучение;

7. видео.

3. Формы профессиональной подготовки. Управление карьерой персонала.

Профессиональная подготовка.

• начальное профессиональное образование;

• подготовка кадров на производстве;

• среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование;

• послевузовское профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование.

• В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования).

• Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов.

• Колледжи и лицеи

• Учреждения НПО и СПО (Среднего профессионального образования) объединяют под общим термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

Среднее профессиональное образование.

• Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО);

• Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)

• Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

• Высшее профессиональное образование.

• Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах, высших училищах и некоторых колледжах.

Послевузовское профессиональное образование.

• аспирантура;

• докторантура;

• ординатура;

• интернатура;

• получение второго высшего образования (не считая получения двух специальностей одновременно),

• магистратура,

профессиональная переподготовка.

Послевузовское профессиональное образование.

• аспирантура;

• докторантура;

• ординатура;

• интернатура;

• получение второго высшего образования (не считая получения двух специальностей одновременно),

• магистратура,

• профессиональная переподготовка.

Образование – развитие знаний и умений.

Развитие– рост и реализация способностей и потенциала личности посредством обучения и получения образования.

Обучение– изменение поведения с помощью обучающих событий, программ, инструкций для эффективного выполнения порученной работы.

Фазы профессионального развития:

  1. Стадия «оптации» (от11-12 до 14-18 лет) - стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения, на этой стадии может оказаться и взрослый человек, например безработный.
  2. Стадия адепта - стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.
  3. Стадия адаптанта - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, стадия длится от 2-3 месяцев до 2-3 лет в зависимости от сложности профессии. Без него человек не может стать представителем профессии, так как для формирования профессионала имеет значение не только профессиональное образование, но наличие благоприятной профессиональной среды.
  4. Стадия интернала — работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становится равным среди равных. Этой стадии достигают все профессионалы, либо уходят из профессии.
  5. Стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных. До этой стадии, как и до последующих доходят не все работники, а только имеющие достаточно сильную мотивацию и достаточно высокий уровень притязаний.
  6. Стадия авторитета - работник становится лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники
  7. Стадия наставника — высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становится не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.

Наши рекомендации