Цели и средства социальной политики на предприятии

Цель — предвосхищение результатов деятельности и путей ее достижения с помощью определенных средств. Соответственно под целью социальной политики понимается предвосхищаемый социальный результат, на достижение которого направлена деятельность предприятия. Социальная политика на предприятии имеет целевую ориентацию на персонал. Работник выступает высшей целью и ценностью при формировании и реализации социальной политики. Если исходить из признания человека высшей ценностью, важнейшая цель социальной политики на предприятии — обеспечение работникам достойного уровня и качества жизни, социальных прав, справедливого вознаграждения за трудовую деятельность, социальной защиты. Цели связаны со средствами, поскольку они нуждаются в средствах для их достижения. Средствами осуществления социальной политики выступают инструменты, с помощью которых формируется и реализуется социальная политика. Социальная политика на предприятии является рациональной, если она целесообразна. Поэтому для рациональной социальной политики нужна выработка целей, определение средств их реализации, получение социального результата. Социальная политика может быть рациональной, если поставленные цели достигнуты, и она нерациональна, если цели, ради которых она реализуется, не достижимы в имеющихся условиях. Достижимость или недостижимость целей социальной политики зависит от наличия или отсутствия необходимых средств. Следовательно, цели не только доминируют над средствами, но и подчинены им. Поэтому нельзя определять рациональность целей и средств осуществления социальной политики независимо друг от друга. Рациональность социальной политики необходимо определять в единстве целей и средств ее реализации. К средствам осуществления социальной политики относятся: финансовые средства, социальные выплаты, льготы, гарантии и компенсации работникам, объекты социальной инфраструктуры, социальные программы, социальное партнерство и коллективный договор, трудовой договор. Рассмотрим вышеназванные средства. Социальная политика зависит от имеющихся финансовых ресурсов, готовности и желания собственника, акционеров, работодателя и менеджмента выделять финансовые средства на ее реализацию. Финансовые средства — составная часть социальных инвестиций. В докладе о социальных инвестициях в России на Международной конференции «В поисках новой социальной роли бизнеса» отмечается, что «социальные инвестиции бизнеса — это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект». В негосударственных и убыточных организациях уровень затрат на рабочую силу выше, чем в государственных и муниципальных организациях.. По сравнению с развитыми странами уровень средних затрат на рабочую силу в нашей стране остается низким. Произошло увеличение абсолютных размеров элементов затрат, в экономике и промышленности — доли заработной платы. Расходы по оплате питания и проживания работников включают стоимость бесплатно предоставляемых продуктов питания, топлива, квартирной платы, коммунальных услуг. Эти расходы составили в среднем на одного работника 34,5 руб. Сокращаются затраты по обеспечению работников жильем, в состав которых входят затраты: на содержание жилого фонда; стоимость жилья, переданного в собственность работникам; безвозмездные субсидии, предоставленные на жилищное строительство или приобретение жилья. Снизилась с 29 до 24% доля обязательных расходов на социальную защиту работников в связи с введением единого социального налога и переходом на упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога на вмененный доход. Незначительными являются расходы на профессиональное обучение работников. 43% этих затрат приходится на оплату обучения работников в учебных заведениях и выплату им стипендий; 57% — на содержание и аренду учебных зданий и помещений. Снижаются расходы на культурно-бытовое обслуживание, включающие расходы на проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, аренду помещений, содержание клубов, спортивных сооружений, оплату путевок работникам и членам их семей на экскурсии и т. п. Снижаются дополнительные затраты в пользу работников. Социальные инвестиции предприятие направляет не только на персонал. Оно может их направлять на финансирование социальных программ, предназначенных для местного сообщества. Существует разная практика определения приоритетов финансирования социальных программ. ЗАО «Минерально-химическая компания “Еврохим”» финансирует социальные программы, в которых видит реальную пользу для своих сотрудников. В ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» основные направления финансирования социальных программ согласовываются местной властью с компанией и отражаются в соглашениях. ОАО «ЛУКойл» определило в качестве приоритетных направлений финансирования развитие физической культуры и спорта, поддержки профессиональных команд, детских спортивных коллективов, физкультурно-оздоровительной работы с сотрудниками, благотворительных программ. Решения о финансировании социальных проблем принимает Совет по координации благотворительной и спонсорской деятельности, который возглавляется первым вице-президентом компании. Если выбранная Советом социальная программа выходит за рамки социального бюджета, формируемого в рамках годового бюджета компании, решение об ее финансировании принимает Правление компании. Компания «СУАЛ» выступает инициатором социальных проектов. Местное сообщество определяет, на какие цели надо направлять средства и тех, кого надо поддержать. В ЗАО «Илим Пал Энтерпрайз» — компании лесной, деревоообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности — социальный бюджет состоит из двух частей — бюджет социальных программ, связанных с обязательством коллективного договора; бюджет добровольных социальных программ. Внутренний бюджет формируется в рамках бюджета предприятия. Внешние социальные программы финансируются на уровне корпорации. При реализации социальной политики предприятие может производить социальные выплаты работникам, являющиеся средством ее осуществления. К таким выплатам на предприятии относятся:

• выплаты за неотработанное время - выплаты в связи с собственной свадьбой и свадьбой детей, рождением или болезнью детей, смертью близких родственников;

• пенсии предприятия, надбавки к пенсиям, единовременное пособие уходящим на пенсию работникам;

• взносы на страхование жизни работника, добровольное медицинское и пенсионное страхование, страховые платежи по другим договорам страхования;

• оплата медицинских услуг;

• оплата путевок на санаторно-курортное лечение, отдых, экскурсии, путешествия;

Внешняя корпоративная социальная политика проводится для местного сообщества в регионе присутствия компании или ее подразделений.

Современный этап развития социальной корпоративной политики характеризуется становлением устойчивых практик осуществления социальных программ. К направлениям внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

• спонсорство и корпоративную благотворительность;

• содействие охране окружающей среды;

• взаимодействие с местным сообществом и местной властью;

• готовность участвовать в кризисных ситуациях и др.

Эти направления нацеливают руководство компаний на проведение благотворительных проектов для детей и молодежи (как талантливых, так и нуждающихся в помощи), пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов. Благотворительная поддержка осуществляется по большей части социально незащищенным группам населения, тем самым компания снижает риск бедности и социальной напряженности в регионах своего присутствия. Помощь может носить как разовый характер, так и быть долгосрочной.

Изменение подходов к управлению в компаниях приводит к тому, что инструментарий благотворительной деятельности становится все более разнообразным, появляются современные подходы, так называемые новые социальные технологии. Па настоящий момент корпоративную благотворительность, осуществляемую в соответствии с новыми социальными технологиями, можно разделить па следующие основные направления:

• грантовые конкурсы;

• целевые и комплексные программы (включая наиболее распространенный вид – стипендиальные программы, которые сегодня имеют в своем арсенале почти 40% компаний);

• участие сотрудников компании в благотворительных программах (волонтерство, софинансирование).

Однако общий объем социальных инвестиций не дает представления о состоянии внешней социальной корпоративной политики. Для оценки ее масштаба применяют индекс социальных инвестиций, который рассчитывают разными способами Оценка внешних социальных инвестиций приводит к выводу, что дифференциация финансовых потоков зависит от отраслевой принадлежности компании. Основные направления расходования средств – затраты на добросовестную деловую практику в отношении потребителей и партнеров, на местное сообщество, на природоохранную деятельность и ресурсосбережение. Следует отметить абсолютное преимущество финансирования взаимодействия с местным сообществом и экологических проектов. Наиболее сбалансированная внешняя социальная политика проводится компаниями топливного комплекса и металлургии. Для компаний энергетики характерно снижение затрат на природоохранную деятельность, что связано с реструктуризацией энергетической отрасли. Компании лесного хозяйства, наоборот, увеличивают инвестиции в экологические проекты, что обусловлено особенностями деятельности. В машиностроении, финансовой сфере, на транспорте и при производстве потребительских товаров преобладающие социальные инвестиции являются внутренними, так как направлены на повышение качества персонала.

Характеризуя особенности внешней социальной политики компаний, следует отметить тенденции консолидации крупнейших благотворителей в различные союзы и ассоциации, а также выработку общих норм, оценивающих рассматриваемую деятельность.

Представители бизнеса принимают активное участие в различных консультативных органах и структурах, ответственных за осуществление социальной политики на федеральном и региональном уровне. Особенно это касается сферы ЖКХ и образования. Так, в составе рабочих групп приоритетных национальных проектов "Доступное жилье" и "Образование" работает шесть представителей бизнеса (по три в каждой группе). Консультативные органы, занимающиеся проблемами социальной политики, есть в крупных объединениях бизнеса – РСПП, Торгово-промышленной палате, Ассоциации менеджеров России, Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и пр. Таким образом, происходит углубление процесса вовлечения компаний в определение направлений и механизмов социальной политики бизнеса и государства.

Литература

1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: учебное пособие для вузов / Л.Е. Басовский.- Серия: Высшее образование.М.: Инра-М, 2011.-144с

2. Шепеленко, Г.И. Экономика; организация и планорование производства на предприятии. Ростов-на-дону: НЦ «Март», 2002

3. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP П: принципы и практика.- СПб.: Питер, 2003. -340с.

Наши рекомендации