Цели и функции социальной службы на предприятии.
Задачи социальной службы на предприятии:
1. Изучение основных социальных потребностей и проблем работников предприятия.
2. Прогнозирование развития социальных процессов в подразделениях предприятия.
3. Организация работы по реализации гарантий материально-бытового обеспечения и социальной защиты работников предприятия.
4. Организация работы по выполнению социальных программ.
Функции социальной службы на предприятии:
- разработка методик, нормативов, положений, инструкций и др. нормативно-распорядительных документов, обеспечивающих успешную реализацию функции управления социальным развитием в условиях конкретной организации;
- подбор и наем соответствующего персонала, его обучение (в случае необходимости) или инструктаж;
- создание системы показателей для оценки эффективности работы данного подразделения, включая показатели, характеризующие состояние объекта управления;
- определение способов сбора и обработки информации, характеризующей состояние объекта управления.
На практике существуют два принципиально отличающихся подхода к организации:
- первый (традиционный) характеризуется созданием подразделения, занимающегося вопросами управления социальным развитием организации, вне службы управления персоналом как самостоятельной структурной единицы.
- второй подход (современный) отличается образованием подразделения, занимающегося вопросами управления социальным развитием организации в составе управления персоналом как одного из функциональных звеньев данной службы.
Преимущество второго подхода заключается в большей концентрации возможностей управленческого воздействия на процессы социального развития организации. Цели управления персоналом, которое по своей сути является социальным управлением, оказываются (по крайней мере, в потенциале) более тесно увязаны с целями социального развития как такового, поскольку принятие решений, касающихся человеческого фактора, находится в зоне ответственности единого субъекта управления.
Функции социальной службы на предприятии могут быть:
1. Организация и ведение на предприятии социологической работы, направленной на:
-формирование стабильных трудовых коллективов;
-развитие организационной культуры;
- использование социально-психологических факторов трудовой мотивации работников;
- повышение социальной и творческой активности работников, их удовлетворенности трудом;
-развитие и использование трудового потенциала каждого работника;
2. Разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями, стратегией и кадровой политикой предприятия.
3. Работа по стабилизации трудовых коллективов, совершенствованию социальной структуры профессионально-квалификационного состава.
4.Подготовкапредложенийпо:
-оптимизации численности работников;
-повышению общеобразовательного и культурно-технического уровня работников;
-укреплению дисциплины и организованности;
- созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
-адаптации вновь принятых работников;
5. Организация изучения условий и содержания труда и их влияния на удовлетворенность трудом.
6.Разработка мероприятий по:
-улучшению эргономических, санитарно-гигиенических условий работы;
-обеспечению охраны труда и безопасности работников;
- социально-психологическому обеспечению внедрения новых видов сложного оборудования;
-сокращению тяжелого и малоквалифицированного ручного труда;
-повышению привлекательности, престижности и культуры труда;
7. Участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов производственного и непроизводственного назначения с целью обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.
8. Участие в организации проведения экспериментов по социальным аспектам совершенствования хозяйственного механизма.
9. Совершенствование системы материальных, социально-культурных и нравственно-психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, коллективной и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности.
10. Контроль за обеспечением социального страхования работников, соблюдением их социальных гарантий и гражданских прав.
11. Разработка предложений по мерам социальной защищенности работников предприятия в рамках коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
12.Разработка и реализация мер по:
-сохранению здоровья и повышению содержательности досуга работающих;
-росту жизненного уровня работников и членов их семей;
-удовлетворению потребностей в жилье и бытовом устройстве, разнообразных услугах;
-социальной защищенности отдельных категорий работающих (пенсионеров, молодежи, женщин);
13. Организация консультирования работников по правовым и финансовым вопросам, проблемам женского труда, разработки предложений по предоставлению различных социальных льгот работникам предприятия:
-компенсаций расходов на жилье;
-образования детей;
-предоставления транспорта для поездок на работу;
-медицинского обслуживания;
14. Внедрение средств механизации и компьютерных технологий в деятельность социологических служб, укрепление их информационной базы.
15. Проведение лекций, семинаров по изучению работниками предприятия социально-психологических методов управления социальными процессами.
16. Оказание методической помощи подразделениям в разработке мероприятий по социальному развитию трудовых коллективов, координация их деятельности.