Меры поощрения и порядок их применения.

Меры поощрения и порядок их применения регламентируются статьей 191 ТК РФ. Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрения за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

3. Нарушение трудовой дисциплины и причины.

Причины отклонения от трудовой дисциплины делятся на следующие группы:

I. Производственно-технологические

Основные виды и проявления нарушений дисциплины:

  • отклонение от утвержденной технологии;
  • несоблюдение регламентов по времени;
  • невыполнение обязательных работ;
  • игнорирование значимых сигналов;
  • нерациональное выполнение работ;
  • перерасход материалов, энергии, ГСМ.

Причины нарушений:

  • плохое знание регламентов;
  • слабый контроль со стороны непосредственного руководителя;
  • отсутствие навыков у исполнителя;
  • невнимание, утомление работника;
  • недостатки условий труда (освещение, шум…);
  • устаревшие нормы, технологии;
  • устаревшее оборудование, инструменты;
  • недостатки воспитательной работы;
  • недостатки системы стимулирования;
  • психология «временщика».

Методы профилактики и борьбы с нарушениями:

  • обучение и «сопровождение» регламентов
  • усиление контроля со стороны руководителей
  • обучение и отработка навыков
  • учет закономерностей психофизиологии, эргономики при организации рабочего места, разработке режимов
  • оптимизация условий труда
  • отбор и обучение персонала на сложные РМ
  • ревизия технологий, норм, оборудования
  • анализ ограничений системы стимулирования
  • формирование ценностей сопричастности в значимой для людей, Общества деятельности, высокой ответственности за ее безопасность и надежность.

II. Организационно-трудовые

Основные виды и проявления нарушений дисциплины:

1.

· прогул:

· невольный;

· осознанный;

· пьянство на рабочем месте, приход на работу в нетрезвом состоянии;

· приход на работу в состоянии наркотического опьянения, употребление психотропных активных веществ на работе, продажа психотропных активных веществ на рабочем месте.

Причины нарушений:

  • недостатки информированности;
  • сложившееся трудовое поведение работника;
  • бытовое пьянство или алкоголизм;
  • семейные, бытовые проблемы;
  • отсутствие надлежащего контроля;
  • психофизиологическая зависимость.

2. курение в неположенных местах

Причины нарушений:

  • отсутствие мест, отведенных для курения.

3. опоздание или преждевременный уход, отсутствие на рабочем месте.

Причины нарушений:

  • слабое нормирование труда, невысокая напряженность;
  • проявление нелояльности к фирме, руководству.

4.

  • невыполнение качественных нормативов исполнения должностных обязанностей;
  • невыполнение количественны нормативов исполнения должностных обязанностей;
  • нарушение сроков исполнения должностных обязанностей.

Причины нарушений:

  • недостаточный профессионализм исполнителя;
  • слабое управление (планирование, контроль, мотивация, коммуникация);
  • недостатки материально-технического снабжения и финансирования;
  • недостатки системы оплаты и стимулирования труда;
  • проявление нелояльности к фирме, руководству.

5.

  • невыполнение, некачественное, неполное или несвоевременное исполнение действий,

предписанных приказом, распоряжением, другим организационно-распорядительным документом или устным указанием;

  • прямое игнорирование власти начальника;
  • категорическое непослушание или отказ подчиняться приказам начальника;
  • преднамеренное неповиновение ясно обозначенной политике предприятия, правилам, инструкциям и процедурам;
  • демонстрация неуважения, высказывание и отражение этих чувств во время работы.

Причины нарушений:

  • недостатки системы информационного и документооборота на предприятии;
  • недостатки системы контроля исполнения;
  • недостаточный профессионализм исполнителя;
  • недостаточный профессионализм руководителей;
  • недостатки системы премирования;
  • проявление нелояльности к фирме, руководству;
  • психологические особенности личности;
  • нездоровый социально-психологический климат;
  • особенности сложившейся корпоративной культуры;
  • трудность переключения на другие виды работы;
  • несогласие с методами воздействия;
  • следование за группой;
  • несогласие с методом работы.

6.



  • наличие больничного листа слабо связанно с реальными проблемами здоровья сотрудников;
  • частые административные отпуска независимо от положения дел в компании;
  • практика оформления административных отпусков «задним числом», чтобы закрыть реальные прогулы.

Причины нарушений:

  • отсутствие заинтересованности сотрудника в делах компании, приверженности и патриотизма;
  • отсутствие системы поощрения работы без больничных листов и административных отпусков;
  • недостаточно четко прописан организационный порядок.

7.

  • простои;
  • нечеткость зон ответственности, дублирование функций;
  • отсутствие регламентов взаимодействия;
  • межфункциональная несогласованность;
  • личные антипатии руководителей и сотрудников.

Причины нарушений:

  • отсутствие системы стимулирования работы без потерь рабочего времени;
  • устаревшее оборудование;
  • недостатки материально – технического снабжения;
  • недостатки организации труда;
  • недостатки контроля.

8.

  • зафиксированная утечка информации, нарушение стандартов хранения и эксплуатации носителей информации;
  • использование «закрытой» информации в личных целях, в т.ч. с целью обогащения или получения иной выгоды.

Причины нарушений:

  • недостатки системы защиты информационного и документооборота на предприятии;
  • недостатки системы контроля;
  • недостаточный профессионализм сотрудников;
  • нелояльность, личные обиды, неудовлетворенность сотрудника.

9. «разборки» между подразделениями, «отфутболивание» и «спихотехника» дел и ответственности.

Причины нарушений:

  • нечеткость зон ответственности, дублирование функций;
  • отсутствие регламентов взаимодействия;
  • межфункциональная несогласованность;
  • личные антипатии руководителей и сотрудников;
  • столкновение привычек и нового распределения.

Методы профилактики и борьбы с нарушениями:

  • четкая кадровая политика, прописанная и реализуемая в части беспощадного увольнения пьяниц, прогульщиков, наркоманов, воров;
  • знание семейно-бытового состояния своих работников, помощь в решении их проблем (от наличия социальных программ к возможности требовать лояльности и ответственности);
  • организация мест курения и регламентация перерывов для табакокурящих работников;
  • формирование корпоративной культуры разделяемых ценностей высокого профессионализма, напряженного коллективного труда в компании, имеющей славную историю, добрые традиции и хорошие рыночные перспективы;
  • внедрение практики регулярной оценки персонала, его профессионализма и соответствия требованиям должности, в т.ч. для формирования качественного резерва и требовательности к руководящему составу;
  • повышение управленческих компетенций руководителей, прежде всего среднего звена;
  • освоение и внедрение новых технологий управления, в т.ч. с целью повышения эффективности систем стимулирования;
  • анализ системы информатизации документооборота;
  • анализ системы контроля исполнения;
  • повышение управленческих компетенций руководителей и обучение рабочих и специалистов;
  • отсев на стадии приема личностей с признаками асоциального поведения;
  • формирование мониторинга состояния социально-психологического климата и элементов корпоративной культуры в обществе;
  • привлечение к разработке Кодекса корпоративного поведения неформальных лидеров коллектива, представителей трудового коллектива;
  • разработка показателей стимулирования коллективов, работающих без потерь рабочего времени и следующих принципам здорового образа жизни;
  • поддержка культурных и спортивных традиций, соревнований, коллективов
  • поддержка традиций организованного семейного отдыха;
  • формирование семейных династий работников;
  • привлечение потенциала профсоюза для формирования и развития корпоративной культуры;
  • анализ потерь рабочего времени, выявление факторов, приводящих к потерям и обоснованное внесение в планы технических, ремонтных, снабжающих служб необходимых изменений;
  • при необходимости разработка организационного порядка, обеспечивающего контроль и снижение необоснованных потерь;
  • инвентаризация системы защиты информации, экспертиза и контроль «узких» мест
  • регламент работы с потенциальными и реальными увольняющимися сотрудниками;
  • регламент уровней допусков к информации;
  • контроль состояния удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в подразделении;
  • повышение квалификации специалистов по защите информации регламентация взаимодействия, выделение показателей ответственности;
  • координация со стороны вышестоящего руководителя;
  • формирование межфункциональных проектных групп.

Наши рекомендации